Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гарантии права на имущество и жилое помещение




 

Основным нормативным актом, регламентирующим жилищные правоотношения, является Жилищный кодекс РФ. Он устанавливает порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. При этом п. 2 ст. 57 ЖК РФ устанавливает исключение из общего правила - категории лиц, которым жилые помещения по договорам социального найма должны предоставляться вне очереди. Именно к данной категории относятся дети-сироты.

Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение определены п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Во-первых, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Те же из них, которые не имеют закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Таким образом, федеральное законодательство, помимо внеочередного предоставления жилья детям-сиротам, определяет еще и минимальный размер предоставляемого жилого помещения (не ниже установленных социальных норм), а также то, на кого возлагается обязанность предоставления жилых помещений - на органы исполнительной власти по месту жительства. Органами же исполнительной власти по месту жительства являются органы опеки и попечительства.

Конкретные же меры по защите жилищных прав несовершеннолетних содержатся в Письме Минобразования РФ от 9 июня 1999 г. №244/26-5 и от 20 февраля 1995 г. №09-М. В частности, там указано, что:

рассмотрение всех вопросов, связанных с отчуждением жилой площади, заключением, а также изменением всевозможных договоров, косвенно или напрямую затрагивающих законные права и интересы несовершеннолетних, проживающих в семье либо, лишенных родительского попечения и помещенных в государственные учреждения любых форм собственности на полное государственное обеспечение, а также выпускников данных учреждений, следует проводить коллегиально с учетом мнения законных представителей, самих несовершеннолетних на заседаниях комиссий (советов) по охране прав детей, а также других органов, на которые органами местного самоуправления возложены функции по опеке, попечительству в отношении несовершеннолетних;

в целях более эффективной защиты жилищных прав несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения, вне зависимости от формы их устройства, их законные представители (опекуны, попечители, администрация соответствующего учреждения) в случае, когда несовершеннолетние остались проживать в жилом помещении одни, обязаны в трехмесячный срок с момента устройства ребенка оформить договор передачи жилого помещения в собственность ребенка (приватизировать) и в случае длительного отсутствия там несовершеннолетнего принять меры для его использования в интересах ребенка;

продажа жилых помещений, принадлежащих несовершеннолетним, находящимся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников в возрасте до 18 лет либо проживающих в семьях опекунов (попечителей) не рекомендуется;

в случае временного отсутствия выпускников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в предоставленных им жилых помещениях, в связи с продолжением учебы в других учебных заведениях, органы опеки и попечительства обязаны принять меры по сохранности данных жилых помещений до момента окончательного их заселения.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Во-вторых, регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

В субъектах РФ принимаются нормативные правовые акты (как правило, законы), которые регламентируют порядок предоставления жилья детям-сиротам. Порядок предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в принципе, для большинства субъектов РФ является сходным. Кроме того, в законодательных актах субъектов могут предусматриваться и иные дополнительные гарантии для детей-сирот: например, по законодательству города Москвы освобождаются от расходов по оплате за пользование жилыми помещениями, за содержание и ремонт жилого помещения, за коммунальные услуги (за исключением случаев сдачи жилого помещения в поднаем) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, если они являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений. Освобождение предусматривается на время их пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нахождения на воспитании в семье, а также на время обучения по очной форме в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

К сожалению, положения действующего законодательства не всегда выполняются органами власти, ответственными за предоставление жилья. С учетом финансово-экономического кризиса сложности с предоставлением жилья детям-сиротам могут усилиться. В случае обращения в органы прокуратуры по поводу нарушения прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возможно обращение органов прокуратуры с исковым заявлением в интересах несовершеннолетнего с требованием к органам исполнительной власти субъекта РФ или органам местного самоуправления предоставить ребенку-сироте жилое помещение.

Например: «Решением районного суда г. Н. Новгорода от 22.09. 2008 было удовлетворено исковое заявление прокурора Советского района в интересах М. к Правительству Нижегородской области, Администрации г. Н. Новгорода.

Прокурор обратился в суд в интересах М., воспитанника ГОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии», за которым не было закреплено какое-либо жилое помещение и который в 2004 году был поставлен в очередь лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Ответчики возражали против удовлетворения иска и приводили следующие аргументы:

приобретение квартир за счет средств областного бюджета производится  - администрацией города в соответствии с очередностью;

обязательство по предоставлению жилого помещения является расчетным обязательством субъекта РФ, в связи, с чем администрация города считает себя ненадлежащим ответчиком;

жилые помещения должны предоставляться лишь после окончания обучения, - в то время как М. после окончания обучения поступил на обучение в учреждение среднего профессионального образования, в связи с чем обязанность по предоставлению жилого помещения еще не наступила.

Суд сделал вывод о том, что в соответствии с положениями областной целевой межведомственной программы «Дети-сироты» на 2006-2010 годы обеспечение жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, возложено на министерство жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Таким образом, жилое помещение М. должно быть предоставлено органом местного самоуправления за счет средств Министерства жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма - в размере 13 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.

При этом суд подчеркнул, что ст. 57 ЖК РФ предусмотрено: жилое помещение детям-сиротам предоставляется вне очереди. Данная норма является нормой прямого действия на всей территории РФ и подлежит непосредственному применению, поэтому предоставление жилья М. не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий.

Нижегородский областной суд, рассматривая кассационную жалобу Министерства жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области, не желавшего выделять деньги на предоставление жилого помещения М., оставил принятое Нижегородским районным судом решение без изменений».

Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий (от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, отсутствие свободного жилья, прекращение или приостановление строительства нового жилищного фонда, отсутствие денежных средств на приобретение жилых помещений).

 

Гарантии права на труд

 

К дополнительным гарантиям права на труд для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей относятся следующие:

. При обращении в органы службы занятости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет органы службы занятости осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.

. Впервые ищущим работу и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.

При этом органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.

. Дополнительные гарантии устанавливаются для детей-сирот которые уже являются работникам организации. При высвобождении их из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

Конкретный порядок работы органов службы занятости с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей установлен Постановлением Минтруда РФ от 10 февраля 1998 г. №5 «Об утверждении Порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Данный порядок был разработан в целях организации деятельности территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения по оказанию содействия в трудоустройстве, признанию в установленном порядке безработными, профессиональной подготовке (переподготовке) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и выплате им пособия по безработице.

Сущность порядка работы органов службы занятости с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей сводится к следующему:

органы службы занятости при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют с ними профориентационную работу и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья;

дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, обратившиеся в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы, регистрируются в качестве лиц, ищущих работу. Регистрация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в целях поиска подходящей работы осуществляется органами службы занятости по месту жительства со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами. Для регистрации в целях поиска подходящей работы ищущие работу впервые дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, документ об образовании;

органы службы занятости со дня регистрации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить им два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, ищущим работу впервые и признанным начиная с 1 января 1998 года в установленном порядке безработными, выплата пособия по безработице производится в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте Российской Федерации.

Продолжительность периода получения пособия по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте Российской Федерации, не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. По истечении 12 календарных месяцев безработицы с учетом 6-месячного периода получения пособия по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте Российской Федерации, пособие по безработице устанавливается в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей в соответствии с Федеральным законом «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации»;

в случае невозможности предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа подходящей работы им может быть предложено пройти профессиональную подготовку (переподготовку) по направлению органов службы занятости. Размер стипендии в период обучения в соответствии со статьей 6 Федерального закона увеличивается не менее чем на 50 процентов по сравнению с размером стипендии, установленным для обучающихся в данном образовательном учреждении.

Нужно учесть, что детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа подбор подходящей работы осуществляется на общих основаниях. Признание безработными детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы и достигших 16-летнего возраста, осуществляется на общих основания.

 


Заключение

 

Рассмотрев систему государственных гарантий в сфере социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей можно сделать следующие выводы:

. Потребность общества в жизнеустройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, связана не только с тем, что определенная часть родителей не выполняет свои функции по отношению к родным детям, но и с тем, что общество не в полной мере исполняет свои обязанности по отношению к детям данных категорий. Без поддержки государства и общества дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не способны решить проблему жизнеустройства (создания нормальных условий для физического, психического и духовного развития) самостоятельно. В связи с этим создание системы государственных гарантий обеспечения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является одним из основных путей решения проблемы сиротства в обществе.

. В России, существует необходимая законодательная база, позволяющая ребенку-сироте не чувствовать себя ущербным, обделенным со стороны государства. Основу правового регулирования мер по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации составляет Федеральный Закон от 21 декабря 1996 г. №159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. ФЗ от 22 августа 2004 г. №122 - ФЗ) в котором определены гарантии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законы субъектов Российской Федерации принятые в соответствии с этим законом, а также еще целый ряд нормативно - правовых актов Правительства РФ, Министерства образования РФ, Министерства труда и социального развития РФ и др.

В ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» даются понятия «детей-сирот» и «детей, оставшихся без попечения родителей», причем закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки.

. Государственная политика в области детства призвана обеспечить полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и международными обязательствами. С начала 90-х годов прошлого века в России был реализован широкий комплекс мер, направленных на защиту детей, была создана стабильная система государственных гарантий в области поддержки прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Систему государственных гарантий по поддержке прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составляют дополнительные гарантии права на образование, права на медицинское обслуживание, права на имущество и жилое помещение и права на труд.

. Гарантии права на образование закреплены в ст. 6 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В частности определены:

содержание и условия государственного обеспечения детей-сирот;

предусмотрено бесплатное обучение на курсах по подготовке к поступлению в средние учебные заведения и ВУЗы;

закреплено право на бесплатное получение первого и второго начального профессионального образования;

подтверждена обязанность соответствующих учреждений образования обеспечить выпускников - детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием.

. Законодательно закреплены и гарантии права на медицинское обслуживание. Это право на:

бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении;

бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний и еще целый ряд мер.

. В статье 8 Закона комплексно изложены предоставляемые государством для данной категории лиц гарантии права на жилище, в том числе: право внеочередного предоставления жилого помещения социального пользования в пределах установленных законодательством норм общей площади; право на сохранение закрепленного за ними жилого помещения на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения пр.; местным исполнительным органам вменяется в обязанность осуществлять контроль за сохранением права собственности или права пользования жилым помещением, из которого выбыли дети-сироты, а также лица из их числа.

. Законодательно закреплены и дополнительные гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на труд. Это диагностика их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья при обращении в службу занятости, профессиональное обучение с последующим их трудоустройством при высвобождении уже работающих лиц, выплата пособия по безработице в повышенном размере и ряд других.

Рассмотренные в курсовой работе законодательные акты призваны обеспечить комплексное и качественное регулирование отношений, связанных с предоставлением государством детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей гарантий по социальной защите.

Таким образом, можно сделать вывод, что законодательство содержит детально разработанную систему льгот и гарантий, предоставляемых детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Но, к сожалению, уровень заботы, реально проявляемый по отношению к таким детям, на практике зачастую оказывается весьма невысоким. Причины этого явления достаточно разноплановы:

недостаточный уровень бюджетного финансирования, выделяемого на указанные цели;

несовершенство существующей системы мониторинга и контроля государственных органов за деятельностью соответствующих учреждений как государственного, так и негосударственного секторов (отсутствие объективных критериев оценки, применение устаревших методов мониторинга, коллизии федерального и регионального законодательства);

отсутствие эффективной системы общественного контроля за деятельностью таких учреждений (к сожалению, ее эффективность напрямую зависит от существующего в обществе уровня интереса к указанным проблемам, уровня общественной морали и т.п.) и др.

защита сирота образование жилье


Литература

 

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 25.12.1993. №137.

. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ, в ред. от 08.07.1999 г. // СЗ РФ. - 1994. №32. Ст. 3301 и 3302.

. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть вторая от 26 января 1996 г. №14-ФЗ, в ред. от 17.12.1999 г. // М.: ИНФРА - М. 1996 г.

. Жилищный Кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. №188-ФЗ // // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, №1 (часть 1), ст. 14.

. Семейный Кодекс Российской Федерации 1995 г. №223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №1. Ст. 16.

. Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. ФЗ от 22 августа 2004 г. №122 - ФЗ) // СПС «Гарант»

. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // СПС «Консультант плюс».

. Федеральный Закон «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 28.04. 2008. №17. ст. 1755.

. Закон РФ «Об образовании» от 10.07. 1992 №3266 - 1 (в ред. от 17.07.2009) // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, №3, ст. 150,

. Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. №676 «Об утверждении Типового положении об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Российская газета, №138 от 19.07.1995 г.

. Приказ Минздравмедпрома России и Минобразования России от 25 декабря 1995 г. №369, 641 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью» // «Российские вести» от 24 апреля 1996 г., №77.

. Письмо Минобразования РФ от 9 июня 1999 г. №244/26-5 «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних» // Журнал «Вестнике образования», 1999 г., №8.

. Постановление Минтруда РФ от 10 февраля 1998 г. №5 (с изменениями от 5 октября 2001 г. «Об утверждении Порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, июнь 1998 г., №12.

. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / под ред. Макевич М.Г., Кузнецова И.М. М.: Спарк, 2001. - 756 с.

. Антокольская А.М. Семейное право: Учебник для вузов. М.: Юристъ, 2001. - 458 с.

. Бреева Е.Б. Основы демографии. Учебное пособие. - М.: Дашков и К., 2009. - 413 с.

. Василькова Ю.В. Социальная педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений-2 изд. стереот. - М: «Академия», 2000. - 440 с.

. Гражданское право: Учебник. Часть 1 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 776 с.

. Григорьев С. Социальная работа с молодежью. Учебник для вузов. - М.: Гардарики, 2008. - 385 с.

. Грудцына Л.Ю. Жилищное право России. Учебник. - М.: Эксмо, 2005. - 455 с.

. Егорова М.О. Нормативно-правовая база технологий семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Учебно-методическое пособие. / Под ред. Г.И. Климантовой. - М.: Изд-во РГСУ, 2008. - 192 с.

. Кукушкин В.С. Социальная защита населения. - М.: МарТ, 2004. - 415 с.

. Олиференко Л.Я Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Л.Я. Олиференко. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 256 с.

. Поддубная Т.Н. Управление социальной защиты детства / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 347 с.

. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом. - М.: Академия, 2008. - 356 с.

. Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: НОРМА, 2005. - 688 с.

. Седельников М.В. Решение проблемы социального сиротства средствами образования // Вестник Филиала Российского Государственного Социального университета в г. Красноярске. - 192 с.

. Телегина Т.Д. Право социального обеспечения. Учебное пособие. - М.: Норма, 2006. - 325 с.

. Трудовое право: Курс лекций / Под ред. С.Б. Цветкова - М.: Омега - Л, 2005. - 257 с.

. Филиппова Е.С. Жилищное право. Учебник для вузов. - М.: Юстицинформ, 2007. - 448 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...