Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности течения заболевания




КЛИНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

И ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ

ГОЛОСА И РЕЧИ У ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ГОЛОСА

Схема психолого-педагогического обследования

Лиц с патологией голоса

 

ПЕРВИЧНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

Анкетные данные

Фамилия, имя, отчество

Пол (мужской/женский)

Год рождения и возраст

Домашний адрес и телефон

Образование родителей/ пациента (неполное среднее, среднее, незаконченное высшее, высшее)

Родной язык

Социально-трудовое положение при обследовании:

Семейное положение, состав семьи

Возраст родителей

Род занятий родителей и членов семьи

Организованный/неорганизованный (ДОУ, школа)

работает/не работает, должность (для профессионалов голоса – стаж работы, голосовая нагрузка (количество часов в неделю)

Условия труда (наличие атмосферных загрязнений, работа/учеба в шумной среде, на открытом воздухе) ________________________________________________

Дата обращения в речевой центр __________________________________

Обращение к фонопеду (первичное/повторное) ________________________

Характер помощи, которую получал пациент ________________________

Рекомендации фониатра ____________________________________________

Начало курса лечения ______________________________________________

Окончание курса лечения ________________________________________

Диагноз:

Первичный

Уточненный

Окончательный

 

АНАМНЕЗ ЖИЗНИ

Наследственность

Наследственная отягощенность нервно-психическими заболеваниями (органические заболевания головного мозга, судорожные припадки, психопатии, алкоголизм, токсикомании, неврозы):

у родителей отца

у отца

у сестер и братьев отца _____________________________________________

у родителей матери ________________________________________________

у матери

у сестер и братьев матери ______________________________________

Проявление органической недостаточности центральной нервной системы у родственников:

у родителей отца

у отца

у сестер и братьев отца ________________________________________________

у родителей матери ________________________________________________

у матери

у сестер и братьев матери _____________________________________________

у сестер и братьев больного ___________________________________________

Патология речи и голоса у родственников (алалия, косноязычие, дизартрия, раннее развитие речи, позднее развитие речи, тахилалия, ринолалия, заикание, нарушение голоса и др.)

у родителей отца ___________________________________________________

у отца

у сестер и братьев отца ______________________________________________

у родителей матери _______________________________________________

у матери

у сестер и братьев матери ____________________________________________

у сестер и братьев больного __________________________________________

Наследственная отягощенность соматическими заболеваниями: __________

Возраст родителей при рождении ребенка:

отца __________

матери _________

Анамнестические данные

Перинатальный анамнез

Какая по счету беременность _______________________________________

Какой по счету ребенок

Патология беременности и родов в анамнезе матери ____________________

Патология в условиях протекания данной беременности: осложнения первой половины; осложнения второй половины, резус-несовместимость, неблагоприятные условия для жизни и работы, плохое психическое состояние, плохое соматическое состояние, вредности (курение, алкоголь и пр.)

Патология родов: затянувшиеся роды, стимуляция родового акта, наложение акушерских щипцов или вакуум-экстрактора, кесарево сечение ___________

Постнатальная патология: рождение в составе двойни-тройни, недоношенность, асфиксия, последствия тяжелых родов и акушерских вмешательств, отклонения от нормы в анатомическом строении тела ________________________

Болезни новорожденного

Ранний анамнез

Особенности психо-физического развития в возрасте до 2-х лет

возраст, в котором начал держать голову ________

сидеть_______

стоять ____________

ходить ____________

время появления первых зубов ________

гуления

лепета _____________

первых слов _____________

фразовой речи _______________

задержка развития (речевого и коммуникативного) ______________________

ускоренное развитие _______________________________________________

Инфекционные заболевания: коклюш, скарлатина, корь, прочие

1) до 1 года

2) от 1 до 2-х лет

Травмы головы

Отклонения от нормы в системе органов чувств:

зрение _______

слух _______________

осязание __________________

обоняние ______________

кинестетическое чувство ___________

Особенности психофизического развития в возрасте 2—3-х лет

Особенности психофизического развития в возрасте 3—5-ти лет

Особенности психофизического развития в возрасте старше 5-ти лет

Особенности психофизического развития в возрасте 10—15-ти лет

Особенности психофизического развития в возрасте старше 15-ти лет

тяжелые соматические заболевания, травмы и увечья, операции

Возраст формирования вторичных половых признаков

Возраст мутации голоса _________

 

Особенности нервно-психического развития в возрасте до 3-х лет

Отклонения от нормы поведения в грудном возрасте:

плач __________

крик ______________

дыхание _______________

нарушения сна ____________

реакция на внешние раздражители _________________________________

гипердинамический синдром______________________________________

Отклонения от нормы усвоения навыков и правил поведения ___________

Судорожные припадки/эпиготовность _______________________________

Неврологические заболевания (наблюдался/не наблюдался у невропатолога; ПЭП, ММД, гипертензионно-гидроцефальный синдром, пирамидная недостаточность, ЗПМР, эпилептический синдром и др.) ______________________________

Неврологические и психические осложнения после:

перенесенных заболеваний

профилактических прививок

травм

Психотравмы

Задержка интеллектуального развития

 

Особенности нервно-психического развития старше 3-х лет

Состояние ЦИС. Неврологические заболевания __________________________

Неврологические и психические осложнения после перенесенных заболеваний, профилактических прививок, травм ________________________________

Наличие психической травматизации ________________________________

Эпилептические расстройства, судорожные припадки, ночной энурез, снохождение, сноговорение, прочие _________________________________________

Расстройства психо-органического типа: частые головные боли, головокружения, головные боли или головокружения с тошнотой и рвотой, расстройства схемы тела, прочие ________________________________________________

Расстройства невротического типа: утомляемость и вялость, раздражительность, бессонница, колебания настроения без видимых причин, навязчивые мысли или действия, фобии, потеря сознания от сильного волнения, прочие

Психопатоподобные расстройства: повышенная возбудимость, склонность к конфликтам, демонстративные поступки, мнительность, подозрительность, тревожность, неуверенность в себе, прочие ________________________________

Соматические заболевания: ОРВИ, пневмония, аллергия, нарушения функции желудочно-кишечного тракта, заболевания легких _____________________

 

Социально-психологическая характеристика в возрасте до 7 лет

Особенности семейной ситуации ребенка: ____________________________

Особенности в воспитании ребенка: чрезмерная ласка и попустительство, чрезмерная забота и опека, насмешливое отношение, безнадзорность, чрезмерно строгое отношение с повышенными требованиями, непоследовательное (то ласковое, то жесткое)

Особенности отношения ребенка к старшим: боязливость, неприязнь, враждебность, равнодушие __________________________________________________

Положение ребенка в семье: единственный, старший, младший, средний

Особое отношение к ребенку со стороны воспитателей детских учреждений: чрезмерно строгое, насмешливое, попустительство или захваливание

Было ли связано с дефектом речи и голоса нарушение взаимоотношений:

в семье, со сверстниками _____

со старшими

Контакты со сверстниками: ясли, детский сад, неформальная среда (двор, улица)

Характер отношений со сверстниками: лидер, не выделялся из общей среды, чаще отвергался сверстниками _________________________________________

Социально-психологическая характеристика обследуемого старше 7 лет

Возраст поступления в школу

Возраст начала трудовой деятельности

Образование: начальное, неполное среднее, среднее, незаконченное высшее, высшее

Успеваемость: удовлетворительная, хорошая, отличная

в школе

в колледже

в вузе

Трудности в колледже

в вузе

в неформальной группе

Активность в жизни общества: высокая, средняя, низкая

в школе

в колледже/ в вузе

в неформальной группе

Социальные контакты: активный/ сдержанный; контактный/ малоконтактный; негативизм при общении в группе

Особенности коммуникативного поведения при общении:

Характер контактов: лидер, ничем не выделяется из общей среды, чаще отвергается окружающими

Конфликты: в учебном коллективе, в производственном коллективе, семье, с соседями:

Особенности в отношении к старшим (преподавателям, командирам, начальникам): боязливость, заискивание, враждебность, доброжелательность

Особенности в отношении к родителям и родственникам: чрезмерная привязанность, отчуждение, враждебность____________________________________

Было ли связано с дефектом голоса нарушение взаимоотношений: в семье родителей, в учебно-производственном коллективе, вне учебно-производственного коллектива, в собственной семье, с лицами противоположного пола

Отношение к своему заболеванию: фиксация на болезни, недооценка болезни, прочие

Установка на лечение: выраженная, достаточная, недостаточная ________

Проявление доверия к специалисту: выраженное, умеренное, недостаточное

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПАЦИЕНТА

С ПАТОЛОГИЕЙ ГОЛОСА

Анкетные данные

№ истории болезни Дата обследования_________________

 

ФИО

Возраст/дата рождения/

 

Диагноз, жалобы

Логопедический диагноз при первичном обращении: минимальное дизартрическое расстройство; дизартрия; ринофония; ринолалия; нарушение голоса органического /функционального генеза _____________________________________

Жалобы: плохо произносит отдельные звуки речи, утомляемость при голосовой нагрузке, добавочные призвуки, полное отсутствие голоса, невозможность длительно общаться, изменение голоса после длительного общения, понижение/повышение тональности, осиплость различной степени, отсутствие голоса

Субъективные ощущения: есть/нет; изменение качества звучания /сухость/саднение/утомляемость/слабость/излишняя мокрота/навязчивое откашливание/ощущение «комка», инородного тела в гортани/ болевые ощущения в гортани /поперхивание/ одышка, усиливающаяся при голосовой нагрузке/

Предполагаемые причины и время появления заболевания, тяжесть и длительность

Тип течения заболевания: стационарный/ волнообразный/ рецидивирующий/ прогредиентный _______________________________________________

 

Речевой анамнез

Особенности речи окружающих в период формирования речи: билингвизм в семье, быстрый темп речи родителей или других членов семьи, наличие в семье лиц с патологией слуха, выраженные голосовые расстройства у членов семьи, прочие

Индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза ________

Отклонение от нормы времени появления (раннее, позднее): гуления, лепетной речи, первых слов, фразовой речи ____________ ___________________

Необычный характер:

первых слов

первых фраз

Время исчезновения своеобразия детской речи: 2 года, 3 года, 4 года, 5 лет, 7 лет, 8 лет, 9 лет _________________________________________

Особенности отношения родителей к речи ребенка: безразличие, поддразнивающее, чрезмерно внимательное, требовательное _______________________

Особенности темпа речи: ускоренный, замедленный, нормальный

Особенности мелодико-интонационной стороны речи _________________

Особенности речевой активности: низкая, повышенная _________________

Возраст появления первых признаков патологии голоса и их выраженность: слабая, средняя, значительная, крайне выраженная

до 2 лет

до 3 лет

до 4 лет

до 5 лет

до 6 лет

до 7 лет

от 7 до 9 лет

от 9 до 14 лет

после 14 лет

 

Особенности течения заболевания

Предполагаемая причина: патологическое течение беременности и родов/ заболевания раннего возраста, которые сопровождались беспокойством, криком или длительным плачем/ психоневрологические расстройства/ испуг/ психическая травма/ болезнь или физическая травма/ увеличение потока информации/ подражание/ заболевания гортани/ врожденные пороки развития гортани/ заболевания резонаторного отдела голосового аппарата/ нарушения слуха/ форсированное фонационное дыхание/ несоблюдение правил охраны и гигиены голоса/ без видимых причин ____________________________________________

Реакция обследуемого на первые признаки болезни: смущение; переход на тихую или шепотную речь; сужение речевого контакта/ переход к избирательному контакту; снижение работоспособности; подавленное настроение и др. (сутки, несколько часов, короткое время) ______________________________________

Особенности реакции окружающих на первые признаки нарушений голоса:волнение, безразличие, активная реакция с обращением к специалисту, насмешки, поддразнивания __________________________________________________

Факторы, усиливающие признаки нарушений голоса (отсутствуют, эмоциональное возбуждение, утомление, разговор с незнакомыми/по телефону, публичное выступление)

Факторы, ослабляющие проявление нарушений голоса (отсутствуют, самоконтроль, шум, чередование режима труда и отдыха) _______________________

Наличие факторов, приводящих к перенапряжению нервной системы: нарушение режима питания, профессиональные вредности и вредные привычки, условия жизни и работы, связанные с чрезмерной физической перегрузкой, условия жизни и работы, связанные с постоянным эмоциональным напряжением

Отношение членов семьи к нарушению голоса в настоящее время (сопереживают/ фиксируют внимание/ безразличное) _______________________________

Отношение обследуемого к нарушению голоса (переживает, переоценка/недооценка дефекта, не замечает) ______________________________________

Наличие фобии (нет/есть; с _______лет, есть всегда, при разговоре по телефону/ с незнакомыми) __________________________________________________

Вегетативные реакции (гиперемия/ учащенное сердцебиение) ____________

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...