Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функциональное состояние периферического отдела речедвигательного анализатора, слухового анализатора и резонаторного аппарата у лиц с патологией голоса




Характеристика физического и фонационного дыхания:

Тип дыхания: верхне-/средне-/ нижнереберное/ брюшное; наличие инспираций/ экспираций

Частота, ритмичность и сила дыхания: ритмичное/аритмичное, нормальной

глубины/ поверхностное, напряженное/ненапряженное ______________________

Жизненная емкость легких, дыхательный объем, емкость вдоха при спокойном дыхании

Влияние характера дыхания на речевые возможности пациента

Эффективность фонационного выдоха: воспроизведение на одном выдохе:

— автоматизированного ряда (+/—)

— чистоговорки (+/—)

— предложений с увеличением количества слов (+/—)

Длительность речевого выдоха: (в пределах нормы/значительно малая сила выдоха/малый объем) ______________________________________

Направленность выдыхаемой воздушной струи: (ротовая/ носовая/ смешанная)

Время максимальной фонации при произнесении гласных _______ сек и согласных _________сек

Коэффициент фонации: С/З ____________________________________

Умение дифференцировать носовое и ротовое дыхание (+/–)

Характеристика носового дыхания по данным отоларинголога: (патология не выявлена/ аденоиды/ аденоидит/ деформации носовой перегородки/ хронический синусит/ аллергический ринит/ вазомоторная риносинусинопатия)

Рекомендации врача

Характеристика состояния биологического слуха: нарушения выявлены/не выявлены; в каком возрасте замечено нарушение слуха мес/лет ______, до/после овладения речью, в связи с отсутствием речи ________________

Кто заметил нарушение слуха

Данные предшествующих исследований слуха _______________________

Состояние слуха по данным аудиологического и клинического исследования

Данные аудиологических исследований (пороговой тональной аудиометрии, импедансометрии), речевой аудиометрии _____________________________

Предполагаемая причина нарушений слуха: приобретенная/ неизвестная/ наследственная

Причина нарушения слуха: ________________ заболевание: да/нет

На какие звуки реагирует: на музыку/ имя/ громкий голос/ стук/ лай собаки/ звонок в дверь/ гудок машины/ тихие звуки ______________________________

Является ли нарушение слуха частью какого-либо синдрома: да/нет

Реакции на источник звука: устойчивые/неустойчивые; не реагирует, когда играет; реагирует, когда хочет ______________________________________________

Состояние фонематических функций

Слухоречевое восприятие

Исследование слуха с помощью шепотной и разговорной речи

Степень разборчивости стимулов (слогов, слов) ________________________

Звуковой состав неправильно воспринятых слогов, слов

Фонематическое восприятие (нарушено/ не нарушено) __________________

Фонематический слух (нарушен/ не нарушен; различение согласных по признакам: звонкость/глухость, место образования, способ образования, твердость/мягкость; различение шипящих/ свистящих) __________________________

Фонематический анализ/ синтез/ представления (сформирован/ не сформирован)

Исследование восприятия, оценки и воспроизведения интонационных конструкций:

Определение количества изолированных ударов (+/–); серии простых ударов (+/–); акцентированных ударов (+/–)___________________________________

Воспроизведение количества изолированных ударов (+/–); серии простых ударов (+/–); акцентированных ударов (+/–)_________________________________

Различение неречевого ритма (+/–)____________________________________

Различение музыкального (+/–), неречевого и речевого ритма (+/–) _______

Умение воспринимать и определять темп речи (+/–)____________________

Способность устанавливать связь между содержанием текста и темпом его произнесения (+/–)

Различение музыкального (+/–), неречевого темпа и темпа речевого высказывания (+/–)

Умение воспринимать и определять силу голоса (+/–)___________________

Различение изменений громкости музыкального отрывка и устного речевого высказывания (+/–)________________________________________________________

Умение воспринимать и определять высоту голоса (+/–)_________________

Различение основного тона высказывания, его соответствия содержанию основной мысли высказывания (+/–)________________________________________

Различение логического и синтагматического ударения во фразе (+/–)

Различение звуковысотных изменений во фразе (+/–)__________________

Понимание смысловой и эмоциональной информационной нагрузки высказывания (+/–)

Способность к акцентуальному слуховому восприятию (+/–)____________

Способность к восприятию интонационных конструкций (+/–)___________

Состояние слухового самоконтроля

Характер самоконтроля при воспроизведении:

  • ритмического рисунка простых и акцентированных ударов (+/–) _______
  • ряда гласных звуков (+/–)_________________________________________
  • слогов (+/–)
  • слов-квазиомонимов (+/–)______________________________________
  • слов сложной слоговой структуры (+/–) ___________________________
  • предложений, включающих слова сложной слоговой структуры (+/–)_
  • при изменении интонации (+/–)__________________________________
  • при изменении логического ударения в предложении (+/–)____________
  • при воспроизведении модуляций голоса по высоте и силе (+/–)________
  • при воспроизведении тембра голоса (+/–) ____________________________
  • при воспроизведении темпа речи (+/–)_____________________________

Состояние периферического отдела речевого аппарата

Патология резонаторного аппарата и гортани:

Уздечка верхней губы (нормальной длины/ укорочена)

Степень открывания рта при речи: достаточная/ недостаточная

Зубо-челюстная система

Губы: форма __________ рубцовые изменения (+/–); наличие асимметрии (+/–); характер асимметрии при произвольном отведении углов рта в стороны (+/–) и при закрывании рта (+/–); состояние уздечки верхней губы

Зубы: тип прикуса (нормальный/ нейтральный (с протрузией верхних резцов, односторонний боковой открытый, глубокий, дистальный)/ дистальный (дистальный с протрузией верхних резцов, дистальный открытый, дистальный глубокий, дистальный с ретрузией верхних резцов)/ мезиальный (мезиальный открытый)/ прямой прикус / открытый прикус / глубокий прикус / перекрестный прикус

Деформация верхней челюсти и свода полости рта _____________________

Комплектация зубов (полная/неполная, отсутствие всех зубов, отсутствие передних/ боковых/ верхних/ нижних зубов) ________________________________

Величина зубов (нормальные/ макродентия, микродентия)

Положение зубов (правильное/неправильное, редкие верхние/нижние зубы, верхние/ нижние вне челюстной дуги) _____________________________________

Наличие ортодонтического аппарата (+/–); брекет-системы (+/–)

Форма и положение корригирующих устройств, плотность фиксации, возможность влияния на качество речи и логокоррекционные мероприятия

Твердое небо

Форма свода (нормальное/ уплощенное/ готическое/ куполообразное)

Изъяны неба (есть/нет; в переднем/среднем отделе/ на границе твердого и мягкого неба/на мягком небе ____________________________________________

Рубцевание (+/–)________________________________________________

Мягкое небо

Uvula (есть/нет, нормальное положение/ отклоняется влево/вправо) _______

Наличие дефекта (+/–)__________________________________________

Характер и размер дефекта _______________________________________

Длина (нормального размера/ укорочено) _____________________________

Степень подвижности (подвижное/ малоподвижное/ неподвижное) ________

Форма (симметричное/ несимметричное) _____________________________

Глоточный рефлекс (есть/нет, нормальный/ повышенный/ сниженный)

Глотка

Размер (нормального размера/ расширенная) ___________________________

Подвижность боковых стенок глотки при функциональных пробах (подвижны/ малоподвижны/ неподвижны) _________________________________

Небные дужки (без особенностей/ деформированы/ атрофичны/ несимметричны)

Состояние и функции небно-глоточного кольца ____________________

Данные эндоскопического исследования _____________________________

Хирургическая пластика неба и глотки (+/–)_________________________

Тип небно-глоточного смыкания в момент максимальной активности (клапанный/ сфинктерный/ смешанный) _________________________ при пассивном смыкании (клапанный/ сфинктерный/ смешанный) ________________________

Характер дефекта смыкания (зазор между компонентами небно-глоточного кольца)

Скоординированность движений мягкого неба с началом фонации (+/–), сбалансированность резонанса (+/–)____________________________________

Тремолирование мягкого неба во время речи (+/–)_____________________

Язык

Размер (нормальный/ макроглоссия/ микроглоссия/ аглоссия) _____________

Позиция в полости рта (нормальная/оттянут кзади/ частично выходит из ротовой полости, расположен посередине/ отклоняется влево/вправо) ____________

Состояние корня (нормального размера/ гипертрофирован/; нормальной позиции/ подтянут) и кончика (подвижный/ ограничение подвижности)

Уздечка языка (нормальная/укороченная, подвижная/тугоподвижная) _____

Оральный и артикуляторный праксис (по подражанию/ по инструкции логопеда - перед зеркалом и без него с повторением упражнения по 5 раз):

 

Статические пробы: высовывание языка (+/–); выкладывание широкого языка на нижнюю губу (+/–); отведение языка в стороны (+/–); подъем языка вверх (+/–); высовывание «жалом» (+/–); «лопатой» (+/–); облизывание губ (+/–).

Динамические пробы:

  • губы вытянуть трубочкой, а затем растянуть в улыбке (+/–)
  • высунуть язык изо рта и удержать неподвижно не мене 5—б с (+/ невоможно длительное удержание позы, посинение кончика языка, тремор, отклонение языка вправо/влево, миоклония)
  • рот широко открыт, кончиком языка поочередно коснуться верхней/нижней губы (+/–)
  • медленно по часовой стрелке облизать верхнюю и нижнюю губу (+/–)
  • кончиком языка попеременно упираться в левую и правую щеку (+/–)
  • надувание двух щек одновременно (+/–)
  • надувание правой (+/–) — левой щеки (+/–)
  • серия движений: почмокать губами и поцокать языком (+/–)

Характеристика движений (точность, объем, переключаемость, темп выполнения)

Движения (точные/неточные, в полном/неполном объеме, переключаемость хорошая/ плохая/ невозможна, персеверация, нормальный/ замедленный темп)

Степень открывания рта при речи (достаточная/ недостаточная) ___________

Кончик языка при артикуляторных пробах (активный/ вялый) ____________

Положение языка при произнесении гласных звуков ___________________

Подвижность губ при артикуляторных пробах (нормальная/ резко снижена/ снижена) _______________________________________________________

Способность к переключению, чередованию контрастных артикуляций (+/–)

Наличие усредненной артикуляции (+/–)_____________________________

Синкинезии (+/–)_________________________________________________

Саливация (нормальная/ гиперсаливация) ____________________________

Состояние лицевой мускулатуры (без нарушений, амимия, уголки рта несимметричны, сглаженность правой/левой носогубной складки, тики, амимия)

Наличие компенсаторных гримас: есть/нет, в области рта /переносицы/ крыльев носа ________________________________________________________________

Наличие синкинезий мимических мышц и крыльев носа во время артикуляции __________________________________________________________________

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...