Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностика физической подготовленности в системе управления тренировкой юных баскетболистов

Проблема управления тренировочным процессом занимает многих исследователей в области спорта. Определение соотношений между количественными показателями тренировочных нагрузок (объем и интенсивность) с результатами тестирования является важнейшей частью управления тренировочным процессом, возможностью его регулирования. Чтобы эффективно управлять, нужна по возможности более полная информация о спортсмене, его морфологических особенностях, функциональных возможностях, уровне специальной физической, технической, тактической, психологической подготовленности, состоянии здоровья, способности к быстрому восстановлению после больших нагрузок.

Проблема нормирования тренировочных нагрузок – одна из актуальных в теории физического воспитания. Особенно актуальна она для теории и методики детского спорта, где применяемые тренировочные нагрузки должны соответствовать функциональному состоянию организма юных спортсменов.

Многие авторы считают необходимым применять в занятиях с детьми лишь адекватные их возрастным особенностям нагрузки: выполнение в этот период тяжелой работы, особенно специфической, может оказать только отрицательное влияние. Предъявление оптимальных тренировочных требований в период роста организма способствует повышению физической подготовленности юного спортсмена, что приводит к росту спортивных результатов. Для того, чтобы соразмерить тренировочную нагрузку с возможностями юных спортсменов, необходимо оценивать степень восстановления. В связи с этим разрабатываются педагогические контрольные испытания, которые, отвечая требованиям валидности, в тоже время, просты в применении.

Существует два основных критерия для оценки состояния спортсмена. Первый критерий связан с использованием модельных характеристик. В этом случае говорят, что у спортсмена высокий уровень показателей тренированности и мастерства, т.е. близкий к модельным характеристикам или далекий от них. В качестве второго критерия берутся показатели, зафиксированные ранее у одного и того же спортсмена, потом сравниваются с показателями, характеризующими его в настоящее время.

Одна из основных задач спортивной тренировки – стимулировать неуклонное повышение физической подготовленности, определяющих уровень выносливости, силовых и скоростных способностей и других физических качеств в соответствии с возрастными особенностями баскетболистов, целями и задачами его многолетней подготовки. Другой важнейшей задачей является постепенное подведение юного спортсмена к тем объемным тренировочным нагрузкам, которые на этапе углубленной специализации и достижения спортивного мастерства выступают в качестве главного условия повышения специальной работоспособности.

Этого можно достигнуть только в случае полного соответствия объема и интенсивности тренировочных нагрузок возрастным особенностям занимающихся, степени их подготовленности. Комплексный учет всех этих разнообразных факторов делает проблему управления процессом спортивной тренировки одной из наиболее важных и трудно решаемых в теории и практике физического воспитания.

В связи с этим особенно важное значение для повышения эффективности тренировочного процесса приобретает текущая диагностика различных сторон функционального состояния спортсменов (и в частности юных баскетболистов), что позволяет постоянно следить за эффективностью тренировочных нагрузок и при необходимости вносить соответствующие коррекции в тренировочную программу.

Существует большое разнообразие методов такой диагностики. Однако не все они в одинаковой мере отличаются достаточной информативностью и валидностью.


Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследований

2.1Цель и задачи исследований

Возможность использования данных тестирования физических качеств в текущем контроле физической подготовленности юных баскетболистов 11-12 лет предопределила цель настоящей работы:

- разработать конкретные рекомендации по диагностике физической подготовленности юных баскетболистов, оцениваемы по показателям физических качеств в процессе выполнения ими тренировочных нагрузок.

Для достижения этой цели решались следующие задачи:

1. Определить динамику выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов, происходящую под влиянием тренировочных воздействий.

2. Определить характер взаимосвязи между выявленной динамикой физических качеств юных баскетболистов.

 

Методы исследований

Решение поставленных задач осуществлялось с применением следующих методов исследования:

 

Изучение литературных источников

Для ознакомления с состоянием вопроса по теме работы изучалась как научная, так и методическая литература, касающаяся раскрытия возрастных особенностей развития детей, характеристики тренировочного процесса в баскетболе в возрасте 11-12 лет, а также возможностей использования методов контроля физической подготовленности.

В связи с этим анализировалась литература из смежных областей наук: теории физического воспитания, физиологии, педагогики, врачебного контроля, спортивной метрологии.

В итоге при написании настоящей работы использовано 20 литературных источника.

 

Педагогические тесты

Для установления уровня развития двигательных качеств юных баскетболистов были использованы педагогические тесты, которые рекомендованы специальной литературой и широко применяются в практической работе тренеров. При этом учитывалась валидность тестов, их надежность, а также возможность относительно быстрого проведения обследований по многим параметрам с тем, чтобы сама процедура тестирования не была для исследуемых обременительной:

а) для оценки скоростных качеств юных баскетболистов определялось время пробегания отрезка 20 метров со старта (стартовая скорость);

б) время пробегания этого же отрезка с хода характеризовало дистанционную скорость;

в) разница во времени пробегания соответствующих отрезков 20 м с места и с хода позволяет в большей мере судить о скрытом периоде двигательной реакции.

г) скоростная выносливость оценивалась по времени пробегания дистанции 300 м;

д) об общей выносливости юных баскетболисток судили по суммарному времени пробегания восьми отрезков по 100 м;

е) принимая во внимание тот факт, что сила как физическое качество в баскетболе в чистом виде проявляется крайне редко и что при подготовке юных баскетболистов целесообразно говорить именно о скоростно-силовых возможностях, то для ее оценки использовали результаты 10-кратного прыжка с места;

ж) для определения показателей «взрывной» силы использовали соответственно прыжок в длину с места.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...