Управление информационным производством
2.1 Государственная информационная политика: общие положения Основными направлениями государственной информационной политики России являются: — разработка нормативно-правовых положений, регулирующих поведение участников рынка и возможность государства ориентировать рынок на первоочередное удовлетворение потребностей общества и государства; — выработка и проведение в жизнь политики протекционизма по отношению к отечественным производителям информационных продуктов и услуг, информационных технологий, технических и технологических средств; — повышение конкурентоспособности отечественной информационной продукции путем проведения открытых конкурсов на выполнение государственных заказов, сертификации продукции и лицензирования отечественных производителей; — продвижение отечественных конкурентоспособных продуктов и услуг на мировой информационный рынок. Активное развитие информационного рынка требует создания соответствующего государственного механизма регулирования информационной деятельности, призванного обеспечить рациональное использование в ней ресурсов бюджета, привлечение инвестиций из негосударственного сектора экономики для развития этой сферы воспроизводства. Как известно, коммерческие и государственные информационные организации, действующие на информационном рынке, с разных позиций подходят к формированию цен на свои продукты и услуги. Коммерческие информационные службы считают приоритетным извлечение прибыли из вложенных ими средств и используют для этого все рыночные инструменты: инвестиции и займы, страхование, выпуск облигаций, кредиты под залог имущества и т. п. Государственные информационные организации, или организации, использующие средства государственного бюджета, не имеют права включать в себестоимость своих информационных продуктов и услуг затраты, профинансированные государством.
И. С. Мелюхин дает следующее определение государственной информационной политики: «Под государственной информационной политикой следует иметь в виду регулирующую деятельность государственных органов, направленную на развитие информационной сферы общества, которая охватывает не только средства массовой информации, но и телекоммуникации, информационные системы и ресурсы, — всю совокупность производств и отношений, связанных с созданием, хранением, обработкой, демонстрацией, передачей информации во всех ее видах — деловой, развлекательной, научно-образовательной и т. п.». В работе И. И. Родионова государственная информационная политика трактуется как совокупность целей, отражающих национальные интересы страны в информационной сфере, стратегических направлений их достижения, систему мер по их реализации. Государство должно взять на себя роль катализатора происходящих перемен, координатора действий разных субъектов процесса информатизации, сформировать такую нормативную и правовую базы, которые способны оказать благоприятное воздействие на процессы распространения информации в обществе, в том числе научно-информационную деятельность. Проведения сильной информационной политики требует от государства сама специфика информационных ресурсов, их роль в организации и сохранении жизни общества. На современном этапе основная задача государственного регулирования состоит в разработке правовой и нормативной базы, обеспечивающей взаимодействие государственных и коммерческих структур в национальной информационной системе и процессах ее глобализации. В связи с этим информационная политика государства направлена на:
— активизацию интеграционных процессов в информационной сфере; — содействие созданию глобального информационного пространства стран в интересах каждого государства и каждого пользователя; — разработку методологических, технико-технологических и организационных принципов и методов эффективного производства и распространения информационных продуктов и услуг, необходимых для обеспечения совместимости всех частей глобальной информационной сферы. Однако решение таких задач требует не только нормативно-правового, организационно-технологического и технико-экономического регулирования отношений на информационном рынке. Важную роль здесь играет учет человеческого фактора. В государстве должно быть достаточное количество профессионально подготовленных специалистов, способных обеспечивать освоение, внедрение и эффективную эксплуатацию современных информационных и коммуникационных технологий, сетей, систем и технических устройств. Кроме того, все граждане должны быть достаточно подготовлены для того, чтобы стать их массовыми индивидуальными пользователями как в своей профессиональной деятельности, так и в быту. При этом и специалисты-профессионалы, и массовые пользователи обязаны знать и четко соблюдать правовые нормы деятельности в информационной сфере. Таким образом, системный подход к решению комплексных задач государственного управления информационной сферой заключается в обеспечении целостности информационного пространства страны, его интеграции в мировое информационное пространство, а также в обеспечении информационной безопасности государства путем формирования единой общегосударственной информационной структуры, составными элементами которой являются: — система информационного законодательства; — система информационных ресурсов; — информационно-коммуникационная инфраструктура; — научно-технический и производственный потенциал информационной индустрии; — рынок информационной продукции и услуг; — система массового информационного образования и просвещения, подготовки и переподготовки профессиональных кадров для сферы информации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|