Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трудовые процессы в информационном производстве

Большая часть информационных работ — регулярно повторяющиеся операции, поддающиеся нормированию. К ним относятся поиск и выдача информации, библиографирование, индексирование, комплектация справочно-информационных фондов, копирование и т. д.

В общем перечне информационных услуг наряду с регулярно повторяющимися можно выделить операции, включающие элементы творчества, требующие высокой квалификации, специальной профессиональной подготовленности и широкой научной эрудиции исполнителей. В сфере справочно-информационной деятельности к таким видам работ относятся переводы, реферирование, подготовка аналитических справок и обзоров, в области редакционной деятельности — литературное и научное редактирование рукописей. Подобную работу трудно нормировать, поскольку по уровню сложности она сравнима с творческими видами деятельности.

В последние годы осуществляется работа по унификации и стандартизации информационных процессов. В частности, утверждены ГОСТы в области библиографирования и библиотечно-издательского дела, а также технология основных видов информационной деятельности, проведены проверки ряда федеральных, отраслевых и региональных органов информации в целях оценки результатов их хозяйственной деятельности. По ее итогам установлено, что многие информационные производства планируют номенклатуру предоставляемых ими информационных услуг, объем работ в сметной стоимости, фонд заработной платы, численность персонала, себестоимость продукции и т. д. На основе запланированного объема работ рассчитывается численность персонала, фонд заработной платы и общая сметная стоимость. Крупные и низовые информационные органы составляют план по труду, смету затрат, план изданий и т. д. Планирование завершается составлением сводного годового плана и оперативно-календарного графика работ.

Оптимальные режимы труда

Трудовую деятельность изучают многие дисциплины, в том числе экономика труда, психология и физиология труда, научная организация труда, социология труда, нормирование труда, санитария и гигиена труда, охрана труда, инженерная психология, производственная эстетика. Чем выше уровень и сложность производственных и социально-трудовых отношений, тем больше знаний о трудовой деятельности и о работнике должно быть у менеджера. Для этого необходимы новые научные знания, даже новые научные дисциплины, такие, как биомеханика, социальная психология и др.

Биомеханика исследует свойства двигательного аппарата, что позволяет вырабатывать рекомендации по рационализации приемов и методов труда на основе анализа движений человека и его органов в процессе труда. Инженерная психология изучает взаимодействие человека с техническими устройствами, вырабатывает рекомендации по приспособлению систем управления машинами к психологическим характеристикам человека, исследует психические возможности человека по переработке информации.

Таким образом, трудовая деятельность человека должна рассматриваться комплексно. Такой подход к предмету обеспечивает наука эргономика.

Эргономика — это наука, которая изучает проблемы, возникающие в системе «человек-техника-среда», в целях оптимизации трудовой деятельности оператора, создания для него комфортных и безопасных условий труда, повышения за счет этого его производительности, сохранения здоровья и работоспособности.

Из этого определения видно, что предметом эргономики является трудовая деятельность человека, а объектом исследования — система «человек-техника—среда».

Становление эргономики как науки связано с началом внедрения в производство новой техники и технологий, а также необходимостью комплексного решения новых производственных проблем на основе объединения усилий многих специалистов в области психологии, физиологии, гигиены труда, организации труда и дизайна.

Первая цель эргономики — повышение эффективности работы системы «человек-техника-среда», под которой следует понимать способность системы достигать поставленной цели в заданных условиях и с определенным качеством. Например, использование ЭВМ и робототехники может значительно увеличить эффективность трудовой деятельности, но вместе с тем и резко повысить психофизические затраты работника в случае пренебрежения эргономическим анализом и проектированием рабочего места оператора, параметров дисплея.

Вторая цель эргономики — безопасность труда. В систему техники безопасности входят службы техники безопасности и производственной санитарии во всех отраслях. Надзор и контроль за соблюдением правил по охране труда осуществляют специально уполномоченные государственные органы.

Третья цель эргономики — обеспечение условий для развития личности человека в процессе труда.

Основные понятия эргономики содержатся в ГОСТ 26387-84 «Система «человек-машина». Термины и определения». Например, система «человек—машина», согласно этому стандарту, есть система, состоящая из человека-оператора (группы операторов) и машины, посредством которой он осуществляет (они осуществляют) трудовую деятельность. Оператор — это человек, осуществляющей трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с предметом труда, машиной и внешней средой посредством информационной модели и органов управления. Машиной в системе «человек—машина» называют совокупность технических средств, используемых человеком-оператором в процессе деятельности. Деятельность человека-оператора — это процесс достижения поставленных в системе целей, состоящий из упорядоченной совокупности действий человека и т. д.

Рыночные отношения предполагают представление максимума самостоятельности предприятию в организации своей внутренней структуры, в формировании социально-трудовых отношений на уровне предприятия. Но государство не может и не должно самоустраняться от регламентации некоторых положений в социально-трудовых отношениях между собственником и наемными работниками для достижения сбалансированности, бесконфликтности в этих отношениях. Прежде всего это обеспечение минимума социальных гарантий работникам в качестве социальной защиты, регламентация отношений в области трудовых споров, забастовок, в области права работодателя на увольнение работника и т. д. Поэтому степень развитости рыночных отношений и уровень демократии в стране во многом определяются трудовым правом, которое регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе функционирования рынка труда. Огромна роль и механизма реализации на практике правовых актов.

В процессе трудовой деятельности, при совершении полезной работы, активно используются возможности мозга, мускулов, органов чувств, нервной системы человека. Таким образом, всякий труд имеет биологическую основу (физиологическую и психологическую). В основе труда лежат психические и физиологические процессы, поэтому в решении задач повышения его эффективности существенную роль играют такие дисциплины, как физиология труда и психология труда. Эти науки не только исследуют особенности физиологических и психологических процессов и их закономерностей в общественно полезной деятельности человека, но и позволяют в условиях конкретных производств разработать и реализовать практические мероприятия, повышающие работоспособность человека, снижающие его утомляемость, что в конечном итоге приводит к улучшению экономических показателей.

Содержание физиологии и психологии труда — законы и категории, определяющие труд как форму жизнедеятельности человека. Физиология труда изучает трудовую деятельность и функции человека как организма. Последние под влиянием трудовых нагрузок, условий и организации труда подвержены соответствующим изменениям, которые могут быть как благоприятными, так и неблагоприятными для организма. Предметом физиологии труда является жизнедеятельность организма человека в процессе труда, а главной задачей — обоснование мероприятий по повышению работоспособности человека и созданию условий его оптимальной жизнедеятельности в целях увеличения производительности и качества труда.

Психология труда изучает закономерности психической деятельности людей в процессе труда с учетом общественно-исторических и конкретно-производственных условий, а также индивидуальных особенностей личности работника. Главной задачей психологии труда является создание оптимальной организации деятельности в целях более полной реализации творческого потенциала человека.

Огромное значение имеет определение профессионально важных признаков, которые могут совершенствоваться в процессе обучения данной деятельности. Для этого требуется тщательный психологический анализ трудового процесса. Указанные признаки связаны с особенностями сенсорной, мыслительной, моторной деятельности человека, поэтому важное внимание уделяется изучению внимания, памяти, эмоционально-волевым личностным характеристикам работника.

Особая роль принадлежит профессионально важным эмоциям, которые возникают в процессе взаимоотношений людей в коллективе. Под их воздействием формируются социально-психологический климат, взаимопонимание, слаженность в работе. Наличие положительных эмоций зависит от взаимоотношений в коллективе, поэтому серьезное внимание необходимо уделять правильному подбору кадров, в том числе руководителей. Поскольку субъектами отношений являются личности, то их психофизиологические особенности, а также социальные качества (воспитание, образование, прежняя деятельность, способность к общению) должны в первую очередь учитываться при подборе кадров. Немаловажную роль играют врожденные качества человека, прежде всего тип его нервной системы. При подборе кадров в мировой практике используются тесты, собеседования, исследование психофизиологических характеристик с помощью приборов, анализ «сценария трудовой жизни» и т. д.

Эффективность трудовой деятельности человека и коллектива зависит от уровня их работоспособности. Последний фактор влияет и на уровень производительности труда. В свою очередь, рост производительности труда в значительной степени обусловливается его научной организацией, которая позволяет найти наиболее верные пути повышения работоспособности.

В современных условиях повышение уровня работоспособности достигается за счет проведения целого комплекса мероприятий, а именно:

— психофизиологического обоснования норм труда;

— внедрения наиболее рациональных приемов и методов организации труда;

— обоснования нормативов времени на отдых с учетом психофизиологических процессов, происходящих в организме человека в различные периоды трудовой деятельности.

Работоспособность — это способность человека поддерживать требуемый уровень работы в течение более или менее продолжительного времени при высоких качественных показателях труда. В течение рабочего дня под воздействием вышеназванных факторов уровень работоспособности колеблется. Снижение работоспособности происходит вследствие утомления человека.

Утомление это психофизиологическое явление, субъективно воспринимаемое человеком как усталость. Иногда чувство усталости наступает очень рано, что является следствием неудовлетворенности теми или иными сторонами производственной среды. Чувство усталости в таких случаях невозможно подтвердить объективными показателями, то есть признака утомления еще нет. Но если работа не нравится, если человек не удовлетворен организацией труда, взаимоотношениями с людьми в коллективе, то наступает утомление, а иногда и переутомление.

Утомление можно снять, организовав рациональные режимы труда и отдыха. Это создает условия для восстановления трудоспособности, в результате чего можно достичь оптимальной производительности труда.

Рациональные режимы труда и отдыха предусматривают оптимизацию количества и длительности перерывов на отдых в течение смены, их содержание и чередование с периодами работы. Нормальная продолжительность рабочей смены — 8 часов (40-часовая рабочая неделя), однако в зависимости от условий труда она может сокращаться до 6, а в некоторых случаях — до 4 часов. К внутрисменным перерывам на отдых относятся микропаузы, регламентированные перерывы, обеденный перерыв. Микропаузы — самопроизвольно возникающие короткие, продолжительностью насколько секунд, перерывы между операциями, работами, вызванные необходимостью перестройки нервной системы при переходе от одного действия к другому. Регламентированные перерывы на отдых предназначены для предупреждения быстрого снижения работоспособности. Они включаются в рабочее время, при расчете норм труда их продолжительность входит в состав нормы времени. Обеденный перерыв продолжительностью от 30 минут до одного часа не входит во временную норму смены и предназначен для приема пищи и отдыха.

Недельный режим труда и отдыха предусматривает порядок предоставления выходных дней. Основной вид рабочей недели — 5-дневная с двумя выходными днями. Имеется годовой режим труда и отдыха, который включает праздничные дни и отпуска. Ежегодный оплачиваемый отпуск в соответствии с законодательством составляет не менее 24 рабочих дней в расчете на 6-дневную неделю.

Эффективность отдыха существенно зависит от его организации. Различают активный и пассивный отдых. Активный предполагает либо смену деятельности, либо отдых с физическими нагрузками, в частности туризм, занятия спортом и т. п. Активный отдых рекомендуется прежде всего лицам, занятым на работах преимущественно с умственными нагрузками, высоким нервным напряжением. При умственном труде особенно интенсивно работают нервные клетки коры головного мозга, не имеющие большого запаса питательных веществ, но потребляющие кислород в десятки раз больше клеток других органов. Поэтому очень важно насыщение организма кислородом. К активному отдыху относится и производственная гимнастика.

Физиологи и психологи на производстве анализируют психофизиологическое состояние человека в сочетании с анализом динамики экономических показателей, при этом физиологи особое значение уделяют исследованию функционального состояния центральной нервной системы, изучению рабочих движений, дыхания и газообмена, анализу функций сердечно-сосудистой системы. Психологи же акцентируют внимание на психологических аспектах, в частности исследуют многообразные проявления психики в трудовой деятельности, влияние труда на психику, изучают проблемы соответствия организации процессов труда психическим и психофизиологическим особенностям человека, роль других личностных психологических факторов в труде.

Изучение психофизиологических факторов необходимо для решения большого круга задач по совершенствованию организации труда, построению рационального режима труда и отдыха, улучшению условий труда, организации профессионального отбора и профессиональной ориентации, ускорению адаптации работающих на производстве, совершенствованию стимулирования труда и повышению трудовой активности работающих на этой основе, улучшению социально-психологического климата в коллективе. В свою очередь решение этих задач позволяет обеспечить конкурентоспособность организаций и финансовую стабильность.

Главным методологическим принципом физиологии труда является принцип единства организма и внешней среды, согласно которому внешний мир — это непосредственный источник воздействия на организм. Последствия подобного воздействия могут быть различны как для работника, так и для результатов труда. В связи с этим задачами физиологии и психологии труда являются изучение влияния на организм человека всех видов трудовой деятельности, а также разработка на этой основе практических мероприятий, повышающих работоспособность человека и снижающих воздействие вредных факторов производственной среды.

Другим важным принципом физиологии является принцип уравновешивания, в соответствии с которым организм стремится устанавливать определенные отношения с внешней средой для удовлетворения своих потребностей. Учет этого принципа обязателен для изучения вопросов влияния производственной среды на организм человека. При этом необходимо осуществлять комплексный подход к исследованию этой проблемы, прежде всего таких ее аспектов, как предметы и средства труда, включая условия труда, которые создают эмоциональный настрой коллектива, социально-психологический климат в нем.

Организм человека нормально функционирует лишь при наличии определенных условий, нарушение которых служит причиной утомления, а иногда и расстройства функций организма. Следовательно, уровень производительности труда определяется различными факторами, в том числе степенью соответствия средств труда физиологическим и психическим особенностям человека.

Таким образом, труд есть процесс приложения физических и интеллектуальных способностей работников в цельях создания материальных и духовных благ. Продуктивность этого процесса зависит от умения выявлять способности человека, развивать их и эффективно использовать на практике. Большую помощь в этом оказывают различные науки, прежде всего экономика труда, социология труда, физиология и психология труда.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...