Отличительные черты президентской республики
· внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Беларусь, либо коллегией выборщиков — США), · внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и формально и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства. Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку, · в целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентарной республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике часто президент лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).
А. Лейпхарт формулирует три основных различия между президентской и пар- ламентской республикой: • в парламентской республике глава правительства зависит от парламентского доверия, а в президентской республике, в которой глава правительства (президент) всенародно избирается, глава исполнительной власти не может быть смещен с поста парламентским голосованием (за исключением импичмента); • в парламентской республике глава исполнительной власти избирается парламентом в результате многочисленных внутрипарламентских торгов и переговоров, а в президентской республике — всенародным голосованием; • в парламентской республике исполнительная власть имеет коллективный и коллегиальный характер и зависит от законодательной, в то время как в президентской — персонифицированный и единоличный характер.
Достоинства Недостатки
56. Признаки, достоинства и недостатки парламентской республики. Парла́ментская респу́блика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль и др.). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию. Полномочия парламента В полномочия парламента, помимо законодательства, входит контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает финансовой властью, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития, курс внутренней, внешней, а также оборонной политики государства. Глава государства Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.
В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Федеративной Республике Германия президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть также и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет. глава государства при такой форме правления обладает определенными серьезными полномочиями. Он обнародует законы, издаёт декреты, награждает, имеет право роспуска парламента, формально назначает главу правительства (только главу партии или блока партий победившей на выборах), является главнокомандующим вооружённых сил, имеет право амнистировать осуждённых. Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Как уже замечено выше, важной особенностью парламентской республики является то, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента. Достоинства Недостатки
57. Смешанные формы республиканского правления. Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентарной республиками. С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока). Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.
Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской. Смешанные республики Первой республикой с подобной формой правления была Веймарская республика в Германии (1919—1933 годы). Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1962 года), Португалия, Армения, Литва, Словакия, Россия и Украина Чертами президентской и парламентской республики обладает смешанная форма — полупрезидентская республика, возникшая во Франции. Президент, избираемый всенародно и являющийся главой государства, назначает премьер-министром лидера самой большой парламентской фракции. В отличие от президентской республики глава государства обладает правом роспуска нижней палаты парламента. В истории Франции существовали периоды, когда лидерство осуществлялось сильным президентом и когда наибольшим политическим весом обладал назначенный главой государства премьер-министр.
М. Шугарт и Дж. Кэри предлагают типологизировать формы правления (в их терминологии демократические режимы) по объемам президентских полномочий и степени раздельности источников поддержки. Первый критерий выражается в степени власти президента над кабинетом, второй (реальное выживание ассамблеи и кабинета) — в степени раздельности источников легитимности законодательной и исполнительной власти Главный признак президентско-парламентского режима — главенство президента при зависимости кабинета от доверия парламента (Франция). Главный признак премьерско-президентского режима — ведущая роль премьера при наличии президента, наделенного существенными полномочиями (Франция). Главный признак парламентского режима — зависимость кабинета от парламента (Германия). Главный признак ассамблейного режима — независимость исполнительной власти от парламента, следовательно, источники выживания властей максимально раздельны (Швейцария). Главный признак президентского режима — осуществление верховной испол- нительной власти президентом (США). А. Лейпхарт полагает, что между двумя крайними формами республиканского правления (парламентской и президентской) могут располагаться еще шесть гибридных форм правления. Последние пока еще не существуют в реальном мире, но их возникновение в политической практике различных стран нельзя исключать.
58. Основные принципы правового и социального государства. Термин «правовое государство» (нем. rechtstaat) появился в начале XIX в. в трудах немецких юристов К. Т. Велькера, Р. Фон Моля, Р. Г. Гнайста. Идея правового государства с самого начала опиралась на дуализм двух начал — Государства и Права. Одновременно она опиралась на общефилософское представление о Праве как самостоятельной сущности и высшей ценности, обладающей автономным собственным содержанием. Правовое государство — это сложное развивающееся общественное явление По мере развития цивилизации оно приобретает новые очертания, изменяется со- держательно, соответствуя конкретным условиям развития общества. Сущест венным признаком правового государственного устройства является безусловное подчинение всех государственных и общественных организаций, граждан и обще
ства в целом системе права, а последняя реально служит интересам граждан на принципах социальной справедливости и равенства. Наличие мощной и разветвленной системы законодательства вовсе не свиде тельствует о наличии правового государства. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм прав ления в авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом лишь провозглашающим права и свободы. В рамках правовой государственности реализуются принципы реального кон ституционализма, при котором государство не только провозглашает, но и гаран тирует соблюдение правовых норм, ограждающих граждан от государственного террора, произвола властей, предоставляет возможность реализации индивиду альных прав, свобод и достоинств личности. Во взаимоотношениях государства и личности господствует приоритет прав человека, закрепленный конституционно который не может быть нарушен законодателем. Организационно идея правового государства предполагает реализацию прин ципа разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную, кото рый, с одной стороны, позволяет народу контролировать государство, с другой — ограждает граждан от произвола властей. Исторической предпосылкой возникновения правового государства выступает гражданское общество, в котором четко разделены интересы государства (общие и интересы гражданского общества (частные). Под гражданским обществом пони- мается совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследу ющих индивидуальные и групповые интересы. Право выступает гарантом совокуп ности интересов гражданского общества в их взаимоотношениях с государством
Правовое государство предполагает такую форму организации и функциони- рования государственной власти, при которой обеспечено верховенство норм пра- ва, закона, которым неукоснительно следуют государство, общество, индивид. Пра- вовое государство опирается на ряд основополагающих принципов. 1. Верховенство правового закона — предполагает, с одной стороны, его господ- ство во всех сферах общества, с другой стороны — соответствие всех правовых актов духу и букве основного закона — Конституции. 2. Реальная гарантированность прав и свобод человека, их охрана и возможность свободного развития. Принцип обеспечивается невмешательством государст- ва в дела гражданского общества наряду с признанием неотчуждаемости лич- ных прав и свобод. 3. Взаимная ответственность государства и личности. Государство и личность в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему раз- решено. Все, что не разрешено власти, ей запрещено». 4. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судеб- ную. Он исключает возможность монополизации и узурпации власти в одних руках, а механизм сдержек и противовесов удерживает их в рамках конститу ционных полномочий. 5. Наличие эффективной системы контроля и надзора за осуществлением зако- на. Принцип проводится в жизнь посредством независимых органов суда, про- куратуры, арбитража, налоговых служб, счетной палаты, правозащитных орга- низаций, СМИ. Правовому государству присущи следующие признаки, которые взаимосвяза- ны и вытекают из его принципов. 1. Идея народного суверенитета, закрепленного конституционно. Правовое госу- дарство концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, насе- ляющих страну. 2. Наличие развитого гражданского общества, защищающего неотчуждаемые пра- ва человека. Недопустима патерналистская установка: государство наделяет правами и свободами граждан — они имманентно присущи людям. 3. Создание институтов демократии, препятствующих сосредоточению власти в руках одного лица или органа. 4. Независимость, автономность и возвышение суда как одного из гарантов пра- вовой государственности и прав человека. Любые органы власти, любое долж- ностное лицо и любой гражданин в равной степени подконтрольны суду. 5. Исключение любых форм деспотизма и диктатуры, от кого бы она ни исходи- ла, правовая защита человека от произвола чиновников и государства. 6. Участие граждан в управлении государством посредством механизмов демо- кратии. Наличие возможности реального воздействия общества на характер деятельности ветвей власти. 7. Сознательное и добровольное самоограничение граждан в своих правах и сво- бодах в пользу закона. Наличие высокого уровня политической и правовой культуры граждан, основанной на принципе плюрализма и альтернативных источниках информации.
Понятие «социальное государство» было введено в научный оборот немецким ученым Лоренцем фон Штайном во второй половине XIX в. Значительный интерес представляют попытки исследователей выявить сущ- ностные характеристики социального государства. Среди его существенных при- знаков называются следующие: • правовое государство; • социальные выплаты и социальное распределение; • заботливое существование, обеспечение государством стабильного социально- экономического положения граждан; • возможность на правовой основе осуществлять планирование, распределение, организацию индивидуальной и социальной жизни; предоставление всем гра- жданам доступа к социальным выплатам; • индивидуальная свобода, солидаризм, справедливость (законность), демокра- тия, социальная забота и социальный мир.
59. Понятие избирательной системы и основные виды выборов.
В широком смысле избирательная система — это система общественных отно- шений, связанных с выборами органов публичной власти. Сфера этих отношений весьма широка. В нее входят вопросы и определения круга избирателей и изби- раемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных округов, избира- тельных органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий из- бирательного процесса вплоть до его завершения. Регулируется избирательная система нормами избирательного права, понимае- мого как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституци- онного (государственного) права. Однако не вся избирательная система регули- руется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые корпоративными нормами (уставами политических общественных объединений и др.), а также обычаями и традициями данного общества. В этом смысле избира- тельная система является одним из главных элементов политического института выборов В настоящей главе рассматривается избирательная система в так называемом узком смысле, т. е. как способ определения того, кто из баллотировавшихся канди- датов избран на должность или в качестве депутата, какие политические партии допущены к распределению мандатов и каким образом устанавливается их коли- чество. Роль и значение избирательных систем в институциональной структуре современных государств определяются рядом причин. Во-первых, избирательные системы и процессы являются центральной харак- теристикой демократии. Во-вторых, избирательные системы и процессы обеспе- чивают легальность и легитимность существующих государственных органов, они показывают уровень доверия к проводимой правительством политике. В-треть- их, избирательные системы и процессы оказывают существенное влияние на со- стояние политического плюрализма, конкуренции и характер политической сис- темы. Они способствуют (в зависимости от избранной электоральной формулы) увеличению или понижению числа партий, модифицируют отношения между партиями, участвовавшими в выборах, и партиями, получившими места в парла- менте. В-четвертых, электоральное поведение, несмотря на его обусловленность рядом социально-экономических, культурных и политико-идеологических фак- торов, во многом диктуется характером избранной системы выборов. Именно ин- ституциональные характеристики избирательных систем определяют масштаб уча- стия населения в выборах, возможность влияния избирателя на результаты голо- сования, пропорциональность представительства в избранных государственных органах различных групп населения и т. д. Наконец, в-пятых, изучение избира- тельных систем в сравнительном ключе позволяет лучше понять «политический инженеринг», т. е. технологию политической борьбы. Как никакой другой полити- ческий процесс, выборы подвержены влиянию и манипулированию.
Избирательные системы могут быть прямыми (при которых избиратели отда- ют свои голоса непосредственно за кандидатов) или непрямыми. В последнем слу- чае избиратели формируют коллегию выборщиков которая, в свою очередь, реша- ет, какой из кандидатов займет выборную должность. Примером этого служат выборы президента США. Коллегии выборщиков могут также создаваться парла- ментами. В Германии президента избирает коллегия выборщиков, в которую вхо- дят все члены нижней палаты — бундестага — и такое же количество выборщиков, представляющих парламенты земель. В политической практике чрезвычайно высокую значимость имеет выбор основ- ных элементов электоральной формулы: соотношение пропорциональной и ма- жоритарной систем, уровень заградительного барьера, одномандатные или много- мандатные округа, открытые и закрытые партийные списки и ряд др. Тип избирательной системы (электоральная формула) определяется тем, ка- кое количество голосов избирателей необходимо для победы на выборах или для получения мест в парламенте. В современной политической практике выделяют- ся следующие основные типы избирательных систем: мажоритарная, пропорцио- нальная и смешанная. Ряд исследователей в качестве самостоятельных типов вы- деляют также полупропорциональные и преференциальные системы и некоторые их разновидности.
60. Мажоритарная избирательная система и ее особенности. Наиболее распространена на выборах система большинства, именуемая мажори- тарной (от франц. majorite — большинство). При этой системе избранным считает- ся тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, пропадают. Эта система — единственно возможная при выборах од- ного должностного лица (президента, губернатора и др.). Когда же она применя- ется для выборов коллегиального органа власти, например палаты парламента обычно создаются одномандатные избирательные округа, т. е. в каждом из них должен быть избран один депутат. В странах, имеющих длительные демократические традиции, политическая жизнь давно монополизирована политическими партиями, представители кото рых в основном только и баллотируются на выборах и затем образуют в парламенте или ином представительном органе соответствующие партийные фракции, дейст вующие организованно. В тех же странах, где партийная система еще находится в стадии становления, а возникающие политические партии большого авторитета в обществе не имеют, выборы по мажоритарной системе создают слабоорганизо ванную палату. Больше шансов для избрания имеют люди, умеющие хорошо гово рить, зажигать массы привлекательными лозунгами, но далеко не всегда способны к тщательной, хотя и рутинной, законодательной работе, в которой демонстрация собственной личности совершенно не требуется. Мы у себя в стране наблюдали это на примерах съездов народных депутатов, подчас принимавших решения, про диктованные эмоциями. Мажоритарная система имеет несколько разновидностей, обусловленных раз личными требованиями к величине необходимого для избрания большинства го лосов. Самая простая разновидность — это система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Во многих научных работах современных исследователей подобная система называется плюральной (ПЛ). Плюральная система в конце XX в. применялась в 68 странах мира. Такая система используется, например, на парламентских выборах в США, Великобритании, Индии, частично в Германии и частично, как известно, у нас в России. Очень часто она применяется при местных выборах. Практически чем больше кандидатов баллотируются на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. Если кандидатов более двух десятков может оказаться избранным кандидат, за которого подано 10% голосов или даже меньше. К тому же в законодательстве ряда стран, где применяется данная система, не предусмотрены ни обязательность участия избирателей в голосовании, ни минимальная доля их участия, необходимая для признания выборов действительными. В Великобритании, например, если в избирательном округе выдвинут один кандидат, он считается избранным без голосования, ибо ему достаточно проголосовать самому за себя. А поскольку при данной системе значительная часть голо сов, а именно голоса, поданные за неизбранных кандидатов, пропадают, то порой оказывается, что партия, кандидатов которой по стране поддержало большинство избирателей, получает в палате парламента меньшинство мест. Более справедливой выглядит мажоритарная система абсолютного большинства, при которой кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов. В качестве базы для подсчета при этом выступает либо общее число по- данных голосов, либо число поданных голосов, признанных действительными. Во втором случае число голосов, требуемое для избрания, может оказаться меньшим, чем в первом. Хотя и менее вероятно, но все же вполне вероятно, что и при этой системе партия, кандидаты которой по стране собрали большинство голосов, по- лучит меньшинство парламентских мандатов. Это может произойти в случае, если избиратели, голосующие за такую партию, окажутся сосредоточенными в не- большом числе избирательных округов, а избиратели «партии меньшинства», напротив, добьются хотя бы ничтожного преимущества в большинстве избирательных округов. Ведь после того, как планка 50% + 1 голос взята, получившему абсолютное большинство кандидату никакие дополнительные голоса уже не нужны. Общие преимущества мажоритарной системы сводятся к нижеследующим положениям; избирательные бюллетени составлены кратко и ясно; избиратели голо суют за конкретного человека, который обычно представляет и свою партию; из бранные члены парламента представляют конкретные избирательные округа и должны отстаивать их интересы, если хотят быть переизбранными на второй срок данная система дает возможность участвовать в выборах независимым кандидатам. Обычно в тех странах, где она применяется, победитель выигрывает с явным перевесом (наиболее яркими примерами являются США и Великобритания). Од нако это вовсе не обязательно. Сильные региональные партии могут осложнит исход выборов — наиболее показателен в этом отношении пример Индии. Далее мажоритарная система способствует формированию сильной оппозиции, которая вырабатывает четкую альтернативу курсу правительства. Иными словами, мажоритарная система способствует развитию двухпартийной политической системы При выборах по одномандатным избирательным округам отмечается тенденция к созданию коалиций накануне выборов, поскольку существует всего лишь одно место, для получения которого необходимо набрать относительное большинство голосов. В итоге проблема выбора для избирателя существенно облегчается. Во Франции в результате предвыборной коалиции голлистов и мелких центристских партий образовалось правое большинство. В Америке взаимная поддержка стала довольно частым явлением там, где появляется угроза со стороны третьих партий. В Великобритании, где создание коалиций не является привычной практикой, избиратели все чаще предпочитают голосовать из тактических соображений, если кандидат, которому они отдают предпочтение в первую очередь, имеет лишь незначительный шанс на победу. Однако это преимущество — облегчение проблемы выбора для избирателя — не обязательно является отличи-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|