Особенности китайской правовой традиции, специфика восприятия власти и управления. Конфуцианство и практика государственного строительства в Китае.
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Тема № 6. Конституционно-правовые институты Китайской Народной Республики
Особенности китайской правовой традиции, специфика восприятия власти и управления. Конфуцианство и практика государственного строительства в Китае.
Если рассматривать в качестве даты начала конституционной истории Китая момент создания первой Конституции этой страны, то это - 1954 год. Но думается, что более точным будет определять начало конституционной истории Китая с конца ХIХ века, когда в Поднебесной появились первые республиканские, либеральные идеи, возникли ассоциации реформаторов, пытавшихся провести их в жизнь. Путь от первых конституционных идей, которые стали формулироваться китайскими учеными и политическими деятелями, до первой Конституции занял почти полвека и был весьма сложен. Особенности правопонимания и первые конституционные идеи в Китае.
Современная правовая система КНР носит смешанный характер, представляя собой довольно затейливое сплетение древних правовых традиций и современных правовых ценностей, основанных, главным образом, на идеях «социализма с китайской спецификой» и образцах права романо-германской правовой семьи. Для социального регулирования в Китае характерно традиционное преобладание норм морали над нормами права в любых вопросах общественной жизни. Такое отношение к праву вытекает из конфуцианского учения, составлявшего традиционно основу государственной идеологии Китайской империи вплоть до революции 1911 г. и заново «открытого» в современных условиях. Согласно идеям конфуцианства для правильного регулирования жизни в Поднебесной важнее воспитание и убеждение, а не власть и принуждение. Вследствие таких взглядов в Китае с сомнением относятся к европейской идее права(строгого и абстрактного). Человек не должен настаивать на своих правах, поскольку долг каждого стремиться к согласию. В любом случае ценность конкретного решения проблемы состоит в том, что оно должно отвечать справедливости и правилам морали, а не в том, что оно соответствует правовой норме. Даже возмещение вреда не должно ложиться непосильным грузом на должника и вести его и его семью к разорению.
Согласно этическому учению конфуцианства человек, считающий, что кто-то по отношению к нему пренебрег правилами «ли» (т.е. правилами гармоничного, правильного поведения) должен стремиться к беспристрастному разрешению конфликта путем спокойного обсуждения, а не наставать на своих правах, ища поддержки у судьи. Само понятие субъективного права до начала ХХ века в Китае отсутствовало. Китай в течение веков жил, не зная организованных юридических профессий. Суд творили чиновники, сдавшие специальный экзамен литературного характера. Они не знали права и руководствовались советами других чиновников, принадлежащих к наследственной касте. Людей, сведущих в законе, презирали и если советовались с ними, то тайно. Лучшим судьей считался тот, кто выносил наименьшее число решений, адвокат – презренная профессия. Не было юридической доктрины, и в долгой истории Китая не обнаруживается ни одного крупного юриста, оставившего в ней след. Однако в Китае существовал и иной подход к праву. В III веке до нашей эры школа легистов заняла позицию, согласно которой власть должна основываться не столько на добродетели правящих (правлении людей), сколько на подчинении закону (правлении законов). Взгляды легистов изложены в трактате, принадлежащем Хан Фэйцзы. Он и другие легисты настаивали на необходимости постоянно действующих законов; правитель должен знать их, а подданные – строго исполнять. Это была концепция соотношения права и закона, близкая к западной. Однако взгляды легистов остались чуждыми сознанию большинства китайского населения. При династии Хань (206 г. до н.э.) конфуцианство снова возобладало, и с тех пор оказывает определяющее воздействие на систему социальных регуляторов. Китайские кодексы, которые появлялись после воцарения династии Хань, содержали лишь административные предписания или нормы, относящиеся к уголовному праву. При последней, Цинской династии (1644-1911 гг.) Китай имел два систематизированных свода законов, один из которых относился к государственному и административному праву, а другой – к уголовному, гражданскому и семейному. Первый свод законов (Дацин хуэйдянь) содержал детальные предписания относительно функций всех правительственных учреждений.
Идеи препятствовавшие возвышению ценности права в сознании китайцев. · Отказ от идеи закона. Издание законов не является нормальным средством обеспечения правильной жизни общества и гармонии социальных интересов. Законы абстрактны, не способны учесть разнообразия конкретных ситуаций, точное соблюдение законов грозило бы нарушением у людей их врожденного чувства справедливости. · Идея «субъективных прав», которую порождают законы, противоречит естественному порядку вещей. Речь может идти только об обязанностях по отношению к обществу. Нельзя поощрять у людей чувство обладания правами, так как их обладатели склонны требовать использования прав, отклоняясь таким образом от традиционных норм поведения и морали. Добродетельный человек – сам источник уважаемых обществом правил. · Закон второстепенный социальный регулятор по сравнению с обычаем Право – признак несовершенства общества. Оно для китайцев – средство необходимое, но вместе с тем и крайне нежелательное, так как применение права нарушает естественный порядок вещей. · Гармоничная жизнь общества обеспечивается именно путем соблюдения правил морали, а не при помощи юридических норм и законов. Закон сливается с понятием уголовного закона. Он призван устрашать, а не регулировать. · Император и его окружение из мудрецов должны были давать народу пример жизни по правилам в полной гармонии с законами природы
· Охрана универсального порядка – дело властелина, а не абстрактных норм. · Основной социальной единицей Древнего Китая являлась семья с узами крови. Единственный вариант отношений между индивидом и государством – иерархический сформировался со вступлением индивида со своей семейной этикой в политическую сферу. Мэн-цзы, последователь Конфуция развил феодальную политическую этику и выдвинул идею о том, что «народ является главным (он – основа государства), за ним следуют духи, и только затем – правитель». До него в феодальном обществе Китая доминировало иное соотношение – «Государство – высочайшее, а народ – основной». Император в феодальном Китае воплощал все государство, его воля представляла интересы всего народа. Сословный строй не стал образцом подлинной гармонии, но позволял осуществлять контроль государства за социальным порядком и распределением ресурсов. Уже тогда сложился этический императив управленческой деятельности – государство должно «распоряжаться во имя народа». Он сохранился и до настоящего времени, в виде основы политической этики руководителей современного Китая, а также получил отражение в действующей Конституции КНР 1982 г.[1]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|