Развитие китайской конституционно-правовой мысли и попытки конституционных реформ в период с конца 19-го до середины 20-го века.
Проникновение либеральной идеологии в китайскую общественную жизнь совпадает с закатом былого могущества Дайцинской империи (так назывался Китай после его захвата маньчжурами в 1644 г). В конце ХIХ столетия маньчжурские правители столкнулись с активизацией враждебных выступлений народа (восстания китайских крестьян – тайпинов и няньцзюней, выступления неханьских народов империи), с агрессией Англии (1840-2842), затем Франции (1856 -1860 гг.),[2] Японии (1894-1895 гг.) разрушением экономики. Из-за бездарности командования, неподготовленности китайских войск и флота, коррупции, поразвившей интендантские службы, в течение нескольких месяцев японская армия нанесла сокрушительное поражение китайским вооруженным силам.[3] Военные неудачи и особенно унизительные требования, предъявленные японцами на мирной конференции, вызвали мощный подъем патриотического движения в Китае, испугавшего маньчжурский двор и правительство. Более 1200 обладателей ученой степени «цзюйжэь» - представители интеллектуальной элиты китайского общества,- съехавшиеся в Пекин для участия в очередных государственных экзаменах на высшую ученую степень «цзиньши», успешная сдача которых формально открывала путь к чиновничьей карьере, начали созывать собрания узнав о капитуляции правительства. Инициатором этих выступлений стали цзюйжэни з провинций Гуандун и Хунань, руководимые широко известным педагогом-реформаторов и ученым Кан Ювэем. Кан Ювэй неоднократно обращал к императрице Цыси и ее племяннику – императору Гуансюю свои меморандумы с предложениями о проведении реформ в сфере государственного управления (в частности, направленных на тщательный подбор сановников, на учет мнения народа, на борьбу с коррупцией, на введение свободы слова), в сфере хозяйства (по строительству железных дорог, шахт, судоверфей, увеличению пошлин на иностранные товары, поощрению современных методов агротехники, организации торговых палат) в сфере культуры (по созданию новых школ и разрешению переводов иностранных книг, изданию газеты и журналы) Особую известность Кан Ювэю принесло «Исследование о Конфуции как реформаторе», в котором ученый доказывал, что Конфуций был сторонником проведения реформ государственного управления, однако это учение было впоследствии сознательно извращено и из него сделали ретрограда и защитника раз и навсегда установленных порядков.
В апреле 1895 г. Канн Ювэем был создан «Коллективный меморандум», под которым осмелились поставить свои подписи свыше 600 участников (более половины) государственных экзаменов. В частности, в этом беспрецедентном по смелости документе было сформулировано требование о создании в Пекине при императоре представительного учреждения. Работа в нем заключалась бы в том, что избранные от всех уездов и провинций страны талантливые люди, независимо от их общественного положения и ученой степени, посменно круглосуточно дежурили бы во дворце для того, чтобы отслеживать международную обстановку и обсуждать готовившиеся проекты императорских указов по различным вопросам. Это было недвусмысленное пожелание о введении в стране некоторого подобия парламента. И хотя меморандум не привел к серьезным переменам в государственном управлении, но патриотический подъем в стране был столь велик, что пекинские власти вынуждены были дать согласие на создание Канн Ювэем в столице клуба реформ «Ассоциация усиления государства» («Цян сюэ хуэй») и на издание ежедневной газеты «Усиление государства» (Цян сюэ бао»). Примечательно, что это издание тиражом в 1000 экземпляров ежедневно рассылалась вместе с официальными изданиями правительства во все учреждения столицы и видным сановникам.
В конечном счете, меморандумы Канн Ювэя (в 1898 году) дошли непосредственно до 28-летнего императора Гуансюя, который под их влиянием 11 июня 1898 г. издал указ «Об установлении основной линии государственной политики и об учреждении в столице университета». Указ содержал жесткую критику консервативных сановников, призыв к изучению западных наук и подготовке новых кадров, для чего в столице и был открыт университет. Этим указом открывался кратковременный период «Сто дней реформ», на протяжении которого по всем провинциям Китая из императорского дворца рассылались указы Гуансюя о реформах. Но, в конечном счете, отсутствие социальной опоры для реализации реформ и активность консервативных чиновников возобладали. Вдовствующая императрица Цыси, вернула власть, отобрала у своего племянника императорскую печать и отправила его под домашний арест. В китайском обществе под влиянием конституционного движения в России в период революции 1905 г. стали вновь активизироваться настроения в пользу реформы государственного строя и введения конституции. Во всех провинциях Китая возникали союзы и ассоциации по подготовке к введению конституционной монархии. Под давлением этого движения Цинский двор обещал даровать конституцию к 1917 г., однако активизация деятельности революционных организаций и рост народного недовольства цинской монархией, которая шла на все новые уступки иностранным державам, стремящимся установить контроль над страной, ускорили падение власти цинов. В середине 90-х годов ХIХ в., опять же в провинции Гуандун возникло революционное движение, выдвигавшее требования по насильственному свержению владычества маньчжурской цинской династии. Возглавлял его молодой врач Сунь Ятсен, получивший современное европейское медицинское образование в британской колонии Гонконг. Им была создана революционная организация «Союз возрождения Китая». В 1905 г. Сунь Ятсен объединил ряд разрозненных антиманьчжурских революционных организаций среди китайских эмигрантов в Японии «Объединенный китайский революционный союз», программой которого стали разработанные им «три народных принципа». Этим принципам суждено было в течении длительного периода становления независимой государственности Китая выступать в качестве направляющих идей освободительного движения:
1. национализм (то есть свержение власти маньчжуров и восстановление китайского правления), 2. народовластие, т.е. устранение монархии и установление республиканского строя, 3. народное благосостояние, которое должно было выразиться в улучшении жизни народа путем земельной реформы. Сунь Ятсен в конце декабря 1911 г. был избран временным президентом республики. В Нанкине 1 января 1912 г. революционерами было провозглашено свержение цинской монархии. Ввиду относительной малочисленности революционеров, долгое время проживших в эмиграции и понесших большие жертвы в ходе антиманьчжурских выступлений реальную власть в провинциях захватили представители местных конституционных собраний, тесно связанные с местной китайской администрацией и командованием провинциальных вооруженных сил, которые объявили себя республиканцами. В Пекине под давлением иностранных держав, президентом республики стал бывший военный министр и главнокомандующий цинскими войсками генерал Юань Шикай. В феврале 1912 г., в последний день года синьхай по китайскому лунному календарю, все провинции Китая признали республиканский строй, а Юань Шикай стал президентом республики [4]и маньчжурское владычество сменилось таким образом на владычество китайских милитаристов и бюрократов. Новая власть не устранила тяжкого налогового бремени, коррупции и произвола властей, а созданная Сунь Ятсеном парламентская народная партия – гоминьдан – была вскоре разогнана Юань Шикаем, готовившим реставрацию монархического строя и готового уже стать новым императором. Но диктатор внезапно умер в 1916 г. В этот период Сунь Ятсен, который поставил задачу объединения Китая путем организации военного похода на север, против милитаристских группировок, контролировавших правительство Пекине, сформулировал обновленные «три народных принципа», которые стали программой реорганизованной партии гоминьдан. Под национализмом подразумевалось освобождение страны от иностранной зависимости, народовластие предусматривало демократизацию политического строя – введение конституционного республиканского правления, а народное благосостояние – экономическое развитие Китая по пути государственного капитализма, наделение крестьян землей, принятие рабочего законодательства. Кроме того Сунь Ятсен провозгласил три политические установки: сотрудничество с Коммунистической партией Китая (КПК), союз с Советской Россией и опора на крестьян и рабочих. Смерть помешала Сунь Ятсену осуществить объединение Китая. Умирая, он говорил, что революция не закончена и завещал строить новый Китай на основе созыва Национального собрания и разработанной им конституции пяти властей и в дружбе с Советской Россией.
Сунь Ятсен предусматривал три этапа осуществления политических реформ и демократизации страны: 1. период военного правления; 2. период политической опеки гоминьдана; 3.период конституционного правления. Поражение революции 1925-1927 гг., в котором немаловажную роль сыграло финансовое и военное вмешательство Англии, Франции, США и Японии на 10 лет обрекло Китай на междоусобную гражданскую войну между вооруженными силами гоминьдана и КПК. В 30-е годы в сельских районах, подконтрольных КПК проводилась аграрная реформа, главным образом как конфискация помещичьих земель. На территории, управляемой гоминьдановским правительством во главе с Чан Кайши, в это же время было достигнуто некоторое оживление деятельности китайского национального капитала. Компартия Китая (КПК) выступала за реализацию «трех народных принципов» Сунь Ятсена и его трех основных политических установок. Эти же принципы КПК были заложены в основу программы новой демократической революции. Которая была призвана объединить все демократические силы Китая.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|