Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение сущности конфликта




Глава 1. Определение конфликтности поведения в межличностных отношениях

 

Определение сущности конфликта

 

Социальные конфликты являются столь же всеобщим и неизбежным общественным явлением, как и социальная солидарность. Противоречия, борьба, - факт, наблюдаемый повсеместно и в жизни общества и в жизни человека. Основной причиной конфликтов в человеческом обществе является противоречие целей между людьми и группами людей. Противоречиями в человеческих целях вызывается наиболее распространенная форма общественных конфликтов - конфликты интересов. [12, с. 119].

Общественными интересами человека или социальной группы являются те цели, которые выступают для них стимулом к действию и взаимодействию. Общественные интересы могут быть разделены на материальные, социальные, и познавательные (или духовные).

Конфликт интересов может быть разрешен компромиссом, то есть согласием конфликтующих на установление объема и очередности удовлетворения их притязаний. Причиной заключения компромисса выступают преобладание общности интересов, осознание убыточности конфликта или бесперспективности его продолжения. [5, с. 32].

Если одна из сторон конфликта обладает средствами навязать свою волю другой стороне, добиться её подчинения, то в конфликте наступает ситуация доминирования одной из сторон, навязывающей свои интересы другой.

Ситуация доминирования в конфликте осознается во многих случаях как несправедливость, нарушение справедливости. Понятие справедливости существенно различается в разных обществах в зависимости от доминирующей философии и идеологии.

Доминирование, признаваемое несправедливым одной из сторон конфликта, может вызвать её противодействие, вылиться в протест, приобретающий ненасильственные или насильственные формы. В результате протеста доминирование одной из сторон может быть снято или даже заменено доминированием другой.

Обострение конфликта приводит к изменению его осмысления сторонами. Конфликт интересов может быть понят как конфликт ценностей, достигающий обычно значительно большего накала и оставляющий меньше возможностей для достижения компромисса. [4, с. 182].

Превращение конфликта интересов в конфликт ценностей, при относительном равенстве возможностей конфликтующих групп, обычно является средством достижения преобладания в конфликте.

Характер конфликта ценностей могут приобрести не только конфликты между обществами, но и конфликты внутри общества. В этом случае для общества важно наличие сил и конкретных людей, которые выступят в защиту компромисса на основе объединяющих все общество ценностей.

К функциям конфликтов, полезных для общества обычно относят: четкое определение границ общества или группы; поддержание социальной стратификации и установление сравнительной силы влияния разных групп; внутренняя мобилизация общества; возникновение стимулов к тому, чтобы учиться у противника и к тому, чтобы разрабатывать и подчеркивать свое своеобразие; прокладывание пути к возможному сотрудничеству конфликтующих сторон и приобретению ими взаимного сходства; создание новых общественных связей, коалиций между разными обществами и группами; сигнализация о наличии социального напряжения и подлинных дисфункций социальной системы; разрядка напряженности внутри общества, «спускание пара». [2, с.315].

Конфликты могут классифицироваться как реалистические, возникающий вокруг подлинных расхождений интересов и ценностей, и как нереалистические, возникающие, а иногда и искусственно нагнетаемые для «спускания пара» и отвлечения внимания общественных групп от назревающих реалистических конфликтов.

Функциональный конфликт не затрагивает основополагающих ценностей общества, вокруг которых осуществляется его интеграция. Обычно он ведется вокруг разной интерпретации разными общественными группами одних и тех же общих ценностей. Пример такого функционального конфликта - конфликт между русским крестьянством и российским государством в XV-XIX, объективно способствовавший распространению границ России.

По типу своего отношения ко внешним и внутренними конфликтам общества делятся на закрытые и открытые. Закрытые общества добиваются высокой интенсивности внутренних связей и эмоционального вовлечения людей, низкой степени социальной разнородности, подавляют внутренние конфликты, - за счет этого они высокоэффективны во внешних конфликтах, легко мобилизуются, и встают перед серьезными проблемами в случае конфликтов внутренних. Открытые общества построены на высокой разнородности, не требуют интенсивного вовлечения людей и групп в общие дела, в некоторой степени поощряют внутренние конфликты, - за счет этого они устойчивы к внутренним конфликтам, легко функционализуют их, однако их эффективность во внешних конфликтах и мобилизационные возможности не столь высоки. Преимущество какого-то одного типа общества не доказано и вряд ли может быть доказано. [7, с.248].

Устойчивость общества к конфликтам напрямую связана со степенью его адаптивной автономности от внешнего мира. Чем более оно независимо от природы и социального окружения, тем больше у него шансов функционализировать внутренний конфликт, сделать его продуктивным, и выстоять во внешнем конфликте.

Социальный конфликт может строиться не только как конфликт действий, но и как коммуникативный конфликт, конфликт коммуникативных влияний. Одна из моделей такого конфликта, объясняющих многие особенности исторического развития человеческих обществ, разработана русским ученым Б.Ф. Поршневым. [33, с.58].

Человек имеет возможность влиять на поведение других людей с помощью инструментов «второй сигнальной системы» - присущей исключительно людям формы высшей нервной деятельности - то есть, прежде всего слов.

С помощью слов человек может добиться от другого человека отказа от совершения действий, диктуемых ему инстинктами (самосохранения, голода, опасности) и совершить действия противоположные (самопожертвование, отказ от материальных ресурсов в пользу другого). Это внушающее воздействие, отключающее инстинкт, Поршнев предлагает именовать суггестией. На примитивной стадии человеческой истории суггестия может быть использована, прежде всего, в корыстных целях.

Типология конфликтов

 

Классификация конфликтов очень важна, т.к. она дает возможность ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает оценить возможные пути их разрешения. Исследователи выдвигают различные подходы к классификации конфликтов. Так, социологи обращают внимание, прежде всего, на макро- или микроуровень конфликтов, на такие их основные типы, как социально-экономический, национально-этнический и политический. [2, с.315]

Для управленческой конфликтологии характерен свой подход - более

отчетливо представлять как основные элементы конфликтов, так и многообразие способов их проявления, развертывания и регулирования и т.д.

Многие ученые-исследователи типологизируют конфликты с помощью системного подхода. Согласно этому подходу, действия системы и ее компонентов, направленные на достижение цели с применением определенных средств, есть не что иное как осуществление функций системы, которые они направляют на достижение системных целей.

Изучение структур и механизмов, обеспечивающих устойчивость социальных систем, предпринятое представителями структурно-функционального анализа (Т. Парсонс, Р. Мертон, К. Дэвис и другие), привело к созданию различных типологий структур и функций систем, так или иначе связанных с конфликтами. Т. Парсонс выделяет четыре обязательных требования к системе: адаптация к внешним объектам; целеполагание; поддержание бесконфликтного отношения между элементами системы (интеграция); выполнение институциональных нормативных предписаний.

В отличие от Т. Парсонса Р. Мертон сосредоточил внимание на дисфункциональных явлениях, возникающих вследствие противоречий и напряжений в социальной структуре. В своей работе «Социальная структура и аномия» он выделяет пять типов приспособления индивидов в обществе (конформизм, инновация, ритуализм, ретриатизм, мятеж). Отклонение от каждого из этих типов означает неизбежность конфликта либо с властью, либо с так называемой репрезентативной группой. Деление конфликтов на внутри - и внесистемные имеет познавательное и практическое значение. Особенно важна трактовка внутрисистемных социальных противоречий конфликтов. Л. Козер считал, что общества можно разделить на «ригидные» (закрытые) и плюралистические (открытые). [7, с.248].

Согласно общей теории конфликтов К. Боулдинга, общественные конфликты в соответствии с уровнем организованности сторон делятся на три большие группы: конфликты на уровне индивидуумов; групп; организаций. Для этих уровней обусловлена и соответствующая типология: конфликты между индивидуумами; пограничные конфликты между изолированными в пространстве группами; экологические конфликты между пересекающимися в пространстве группами; конфликты между индивидуумом и организацией, группой и т.д. В общей теории конфликтов А. Рапопорта выделяются три главных типа и одновременно три уровня конфликтов: война, игра и спор. Война - бескомпромиссная борьба до победоносного конца и применение любых, в том числе насильственных средств. Игра - разрешение конфликта на основе действий по заранее определенным правилам: результат - получение выигравшим существенных, но не жизненно важных, преимуществ. Спор - используются только мирные средства; цель- достижение согласия с другой стороной. Интересную типологию конфликтов предложил профессор Иельского университета Роберт Даль (р. 1915г.). По его мнению, конфликты подразделяются на:

• биполярные (двусторонние) и мультиполярные (многосторонние) - в зависимости от числа противостоящих участников конфликта;

• кумулятивные (усиливающиеся) и перекрещивающиеся - в зависимости от сходства и различия состава участников конфликта;

• конфликты, ведущие к поляризации и сегментации - в зависимости от степени или уровня антагонизма участников. Под поляризацией понимается глубокий раскол общества на две противоположные группы, между которыми мирными средствами противоречие неразрешимо.

Сегментация - это дробление общества на ряд слоев и групп с различными интересами и ценностями, конфликтующими между собой, но при этом стабильность общества гарантирована системой взаимных уступок, переговоров, консультаций. В конфликтах, которые не затрагивают основ общественно-политического устройства, действия сторон могут разворачиваться в рамках институтов существующей политической системы. Практически такие конфликты развиваются на основе своеобразного соглашения сторон, и их результатом может стать компромисс, т.е. новое социальное соглашение.

В целом, конфликты можно классифицировать по различным основаниям: причинам; составу сторон; динамике развития; формам действия сторон; социальным целям и последствиям. Наиболее распространенные классификации конфликтов, основаны на таких критериях, как: стороны конфликта; характер потребностей, ущемление которых вызвало конфликт; направленность конфликта; временные параметры конфликта.

В зависимости от сторон, конфликты делятся на: внутриличностные, межличностные; внутригрупповые (между личностью и группой); межгрупповые; международные и т.д. В аспекте потребностей, блокирование которых послужило предпосылкой конфликтов, они могут делиться на: материальные, статусно-ролевые, духовные. По направленности конфликты подразделяются на: горизонтальные, которые возникают между партнерами, коллегами; вертикальные - между подчиненными и начальством. По временным параметрам конфликты подразделяются на: кратковременные, быстротечные, длительные (государственные, национальные, религиозные).

По критериям результативности конфликты делятся на два типа:

• конструктивные, нормальные, позитивные, где группы сохраняют свою целостность, а отношения между членами группы носят характер сотрудничества, кооперации;

• деструктивные, патологические, негативные, когда взаимоотношения между людьми приобретают нецивилизованный характер в форме противостояния, борьбы. (2) Конфликты различаются между собой также по легальности существования (открытые и латентные); по направленности развития (субъекты-цели), по скорости; типам (когнитивные и мотивационные); по «механизму» их разрешения; по сложности и важности. Когнитивными ученые называют конфликты, отражающие противоположные или противоречивые точки зрения на события, факты. Они протекают в форме дискуссий, споров, полемики на страницах газет и журналов и т.д.

Если дискуссия ведется цивилизованно, то обычно не возникает опасности перехода этого типа в мотивационное, в основе которых лежат столкновения коренных интересов сторон.

В зависимости от интенсивности, уровня антагонизма отношения между сторонами конфликта могут быть двух типов: радикально конфликтными, если какой-либо общий интерес отсутствует; частично конфликтными, когда, несмотря на столкновение, стороны имеют какой-либо общий интерес.

Таким образом, анализ и оценка конфликтов предполагают их группировку, систематизацию, деление по существенным признакам, типам и видам. Такая классификация нужна как своего рода модель изучения предмета в ее целостности, методологический инструмент различения всего спектра конфликтных проявлений. Конфликты, как уже отмечалось при характеристике их основных черт, явление не только неизбежное и повсеместное, но и многоликое. Каждое конфликтное столкновение по-своему уникально, неповторимо по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям.

 

Этапы конфликта

 

Причина - первичный толчок для развития конфликта.

На причину конфликта постоянно ссылаются его участники, и с этой точки зрения она представляет собой как бы оправдание собственных действий членов организации, втянутых в конфликт, и в то же время - источник постоянной подпитки конфликтной ситуации эмоциональной энергией.

На какой бы почве не возник конфликт, он всегда протекает «в следующей последовательности [1, с. 145].:

а) Постепенное усиление участников конфликта за счет введения все более активных сил, а также за счет накопления опыта борьбы;

б) Увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации;

в) Повышение конфликтной активности участников, изменение характера конфликта, в сторону его ужесточения, вовлечения в конфликт новых лиц;

г) Нарастание эмоциональной напряженности, сопровождающей конфликтные взаимодействия, которая может оказать как мобилизующее, так и дезорганизующее влияние на поведение участников конфликта;

д) Изменение отношения к проблемной ситуации и конфликту в целом».

Каждый конфликт проходит несколько стадий:

предконфликтная стадия - подготовка открытых конфликтных взаимодействий, расширение зоны конфликта, т.е. вовлечение в конфликтную ситуацию других подразделений организации и отдельных личностей.

Стадия непосредственно конфликта - свидетельствует о наступлении непосредственно конфликта.

Стадия угасания конфликта - процесс нахождения компромисса.

Участник конфликта практически всегда воспринимает его причины эмоционально, испытывает чувство несправедливости, обиды, неудовлетворенности (это вовсе не означает, что сам конфликт будет эмоциональным, нерациональным). Эмоциональный оттенок обусловливает непредсказуемость течения даже рационального конфликта и часто не позволяет осмыслить и устранить его причины.

Для оптимизации деятельности руководителя в условиях конфликта необходима типология причин конфликта [1, с.147].

. Различие или пересечение интересов членов организации. В данном случае интерес рассматривается как актуализированный мотив, возникающий у отдельного работника или социальной группы. Актуализация мотива происходит в результате появления реальных потребностей. Однако столкновение различных интересов может возникнуть и внутри каждой из сторон.

. Различие в ценностных ориентациях. Индивидуальные и групповые ценности могут иметь разную значимость для членов организации. Так, одни работники считают ценностью интересную и содержательную работу, а другие ориентированы только на получение вознаграждения любым способом. Очевидно, что различие в ценностных ориентациях в ходе совместной деятельности может привести к конфликту.

. Различные формы экономического и социального неравенства. Следует сказать, что само неравное распределение ценностей (вознаграждений, информации, власти, признания, престижа и т.д.) между отдельными членами организации, группами и подразделениями служит лишь основанием для возникновения конфликта.

Самым важным моментом, провоцирующим возникновение и развитие конфликтной ситуации по причинам неравенства, следует считать осознание членами организации несправедливости распределения вознаграждения и сложившихся социальных отношений (прежде всего отношений власти - подчинения).

. Неудовлетворенность отношениями между отдельными структурными единицами организации, т.е. тем местом или статусом, которые работники или социальные группы занимают в структуре организации. Этот тип причин вызывает структурные конфликты. Являясь элементами общественного порядка, роли и статусы, во многом определяют психологию их исполнителей. Это, в частности сказывается на уровне притязаний и самоотношении. «Во многих бытовых и лабораторных ситуациях люди, получившие более высокий статус, начинают рассматривать себя как лиц, заслуживающих более хорошего отношения к себе, или как более способных к руководящей работе... Сходным образом, исполнение роли подчиненного может вызывать эффект подавления... исполнение роли подчиненного подрывает самостоятельность» [52, с. 258].

Конфликт в организации протекает согласно кривой жизненного цикла, характерной для конечных систем (рис. 1) [45с.18]. На начальном этапе конфликт развивается крайне медленно, что объясняется прежде всего остающейся надеждой на неконфликтное разрешение проблем, а также неуверенностью в возможностях применения ресурсов для осуществления конфликтных взаимодействий.

 

Рис. 1. Изменение интенсивности конфликта во времени:

И - интенсивность конфликтных взаимодействий; t - время; К - критическая точка; 1 - при изоляции участников конфликта; 2 - при влиянии извне.

 

На этом этапе осуществляются единичные взаимодействия, сопровождающиеся скрытыми формами ведения борьбы, которые можно считать ситуационными взаимодействиями. Исключение составляют те случаи, когда происходит возврат к прежнему конфликтному состоянию или противники поставлены перед необходимостью немедленно воздействовать на противника. После этого в силу кумулятивной природы конфликта интенсивность взаимодействий (их количество и сила) резко возрастают. В конфликт начинают втягиваться как различные подразделения организации, так и различные уровни управления.

На следующем этапе развития конфликта происходит значительное усиление интенсивности конфликтных взаимодействий. Если причина не исчезает и конфликт не удается погасить усилиями управляющих подразделениями и высшего руководства, он переходит на эмоциональный уровень, когда соперники испытывают сильную неприязнь друг к другу. Интенсивность резко возрастает вплоть до достижения критической точки конфликта К. Это свидетельствует о том, что интенсивность данного конфликта больше не будет увеличиваться. Причина этого кроется в двойственном состоянии участников конфликта, проходящего критическую стадию. Действительно, в данный момент конфликт достигает наибольшей силы и распространения, когда максимально задействованы ресурсы членов организации и даже отдельных подразделений, однако в то же время это момент истощения ресурсов (прежде всего эмоциональных), появления усталости и сомнений в целесообразности противоборства. После прохождения критической точки конфликтная ситуация может развиваться в двух направлениях в зависимости от степени открытости Организации или подразделений, участвующих в конфликте. Так, если подразделения организации, где протекает конфликт, удается изолировать от притока ресурсов (прежде всего эмоциональных и информационных), то после прохождения критической точки интенсивность конфликта будет снижаться.

В случае притока ресурсов в подразделения организации, охваченные конфликтом, интенсивность конфликта будет достаточно долго оставаться на критическом уровне. Критический уровень интенсивности развития конфликта может быть превышен только при возникновении другого конфликта, с другим распределением ресурсов и другой конфликтной ситуацией, который может возникнуть на том же месте в тот период, когда первый конфликт еще не затих.

Таким образом, различая этапы в процессе конфликта, можно спрогнозировать и рассчитать влияние определенных действий в отношении урегулирования конфликта.

Подводя итоги первой части нашей работы, необходимо отметить, что все существующие конфликты, будучи спровоцированными действием человека или группой лиц, имеет индивидуальный характер протекания, определенный промежуток времени, и конечный результат.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...