Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и значение информационного обеспечения органов власти и управления




ВВЕДЕНИЕ

 

Изменения, произошедшие за последние десятилетия в политической, социальной, правовой, экономической и других областях жизни общества, не могли не сказаться на принципах управления. Отсутствие жесткого централизованного планирования экономического и социального развития административно-территориальных образований и единого централизованного инвестирования вызвало необходимость построения системы управления на новых принципах. Стимулирование развития территориально-имущественного комплекса, производства, социальных сфер деятельности и т.д. должно осуществляться на базе обоснованной правовой, налоговой и инвестиционной политики. В рамках государственного и муниципального управления особое место занимает проблема управления развитием объектов территориально-имущественного комплекса и пользования ими. Разнообразие форм собственности и использования недвижимости, а также возможности ее преобразования с привлечением различных источников инвестиций требуют от администрации большей оперативности и осведомленности о происходящих процессах.

На современном этапе развития невозможно обеспечить эффективное управление муниципальным образованием без создания единой структуры информационного обеспечения органов управления. Стихийно возникающие локальные информационные системы при различных органах управления и вне их зачастую не являются комплексными даже в сфере деятельности отдельного органа управления.

Единая интегрированная информационная система управления может быть представлена как совокупность локальных информационных систем, обеспечивающих комплексный характер информационных ресурсов при их взаимодействии и возможности получения межотраслевой комплексной информации, как по различным аспектам жизни, так и по территории в целом посредством комбинаторики информационных ресурсов.

На сегодняшний день существует определенный набор нормативно - правовых актов в области информационного обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления, однако практическая реализация положений данных нормативных актов не всегда проводится успешно, особенно в регионах России, в том числе на уровне органов муниципального управления. Таким образом, тема данной работы является актуальной.

Цель данной работы - анализ значения информации в муниципальном управлении, а также организации информационного обеспечения деятельности муниципальных органов.

Задачи:

рассмотреть сущность и значение информации в деятельности органов власти;

определить организационно - правовые аспекты информационно - аналитического обеспечения муниципальных органов управления.

Таким образом, объектом данного исследования является информация как источник обеспечения деятельности органов власти и местного самоуправления в России.

Предмет исследования - информационно - аналитическое обеспечение органов муниципального управления.


 

ИНФОРМАЦИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ: СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

Сущность и значение информационного обеспечения органов власти и управления

 

Информационное обеспечение предназначено для удовлетворения пользователей в информации, необходимой для осуществления деятельности органов власти и управления в сферах, определенных актами законодательства или иными нормативными правовыми актами. Правовой режим информационного обеспечения определяется системой прав, обязанностей и ответственности в сфере его создания, использования и сопровождения.

Информационное обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления - это система концепций, методов и средств, предназначенных для обеспечения пользователей информацией. Пользователями информации являются любые субъекты, обращающиеся к средствам информационного обеспечения за получением необходимой им фактографической, документальной, аналитической и другой информации и пользующиеся ею. Общепризнанными средствами информационного обеспечения являются информационные системы различных классов и видов, средства телерадиокомпаний, массовой информации, включающие в себя, как правило, информационные ресурсы, организационное, функциональное, программное, техническое, технологическое, правовое, кадровое и финансовое обеспечение.

Государственное управление реализуется внутренними и внешними функциями государства через его органы. Как у заказчиков, так и у разработчиков информационного обеспечения наибольшие методологические трудности возникают при детализации раскрытия существа понятия "государственное или муниципальное управление" для конкретного органа государственной власти или органа муниципального управления и определении состава входящих в него процессов и процедур. Объясняется это и тем, что хотя функции и компетенция конкретных органов власти и управления определены Конституцией, законами и другими нормативными правовыми актами, но сформулированы они, как правило, на достаточно общем метаязыке концептуального уровня. Концепция информационного обеспечения органов власти и управления основана на идее представления их как развивающихся операционных систем.

Деятельность органов власти и управления - это совокупность логически взаимоувязанных массовых действий - операций, направленных на реализацию возложенных на них функций. Следовательно, органы власти и управления - это операционные системы, реализующие класс календарно развивающихся операций, семантика которых определяется компетенцией соответствующих органов. Операции всегда нацелены на достижение как стратегических целей государства в целом, так и целей органов управления более низких уровней. Операции должны быть упорядочены по времени, последовательности выполнения и составу участников - органов государственной власти и других юридических и физических лиц. Государственное и муниципальное управление - процесс выполнения комплекса операций, ориентированных на достижение государственных и муниципальных целей соответственно. Цели описываются в алфавите, отображающем желаемые состояния государства, отраслей, регионов и др. Именно для реализации операций государственного управления и необходима соответствующая информация и поддержание ее в актуальном состоянии. Отсюда следует сделать важный вывод о том, что эффективность информационного обеспечения органов государственной власти и муниципального управления необходимо определять через показатели качества государственного управления. В стране созданы и сопровождаются значительные объемы информационных ресурсов различных видов и классов. Однако созданию информационного обеспечения и формированию баз данных операций государственного и муниципального управления, в компетенцию которых входит генерация стратегических целей (доктрин) государства, выбор обоснованной политики и курса страны, анализ упреждающих сценариев развития кризисных ситуаций в обществе и мире, уделяется, на наш взгляд, недостаточное внимание. Именно разработка этих направлений может дать значительный эффект в реализации государственной политики в сфере информационного обеспечения органов власти и управления.

Сфера правового регулирования информационного обеспечения органов власти и управления должна охватывать весь его жизненный цикл - "проектирование - создание - эксплуатация - замена". Этап замены информационного обеспечения характеризуется процессами поддержания его в актуальном состоянии. Возможны стратегии замены систем информационного обеспечения по критерию интегральных эксплуатационных расходов или по принципу переоценки.

В процессе перехода от административно-командной системы хозяйствования к становлению рыночных отношений в экономике и от унитаризма к федерализму в политике субъекты Российской Федерации получают достаточно прав и возможностей для самостоятельного хозяйствования и развития. Кроме того, развивается система местного самоуправления, и, как следствие, возникают муниципальные органы управления. Но вместе с правами и возможностями в муниципалитеты передаются ответственность и многочисленные риски.

Несовершенство и неопределенность политического и экономического устройства переходного периода развития страны сказывается в первую очередь на социально-экономической и общественно-политической сферах деятельности регионов. Процессы подготовки и принятия эффективных решений в основных сферах деятельности органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации становятся жизненно важными. При этом качество управленческих решений в рамках системы регионального управления существенно зависит от глубины понимания ситуации и возможных альтернативных подходов к решению многочисленных проблем. Каких именно?

Прежде всего, следует выделить ряд сквозных для всех уровней содержательных проблем, информация по которым требуется в различных объемах, но непременно включает прогнозирование для подготовки предложений и решений. К этим проблемам можно отнести:

внутриполитическую обстановку в Российской Федерации и на территории региона;

экономическое развитие региона (формирование бюджета, стратегия развития, развитие внешнеэкономических связей и привлечение инвестиций, научно-технический прогресс, экология и т.п.);

социальные проблемы и благосостояние населения региона (динамика уровня жизни различных слоев населения, трудовая занятость и заработная плата, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и т.д.);

развитие науки и культуры (в том числе развитие образования, различных сфер культурной жизни общества, печати, телевидения, искусства и т.д.);

состояние общественного мнения по различным аспектам общественно-политической жизни региона;

текущее взаимодействие представительной, исполнительной и судебной властей; работа со структурами власти и управления, администрациями всех уровней, регионами, хозяйствующими субъектами; работа с политическими партиями, движениями и общественными организациями.

Исследование, анализ и прогноз функционирования и развития столь сложных и слабоформализуемых систем, какими являются взаимосвязанные комплексы социальной, экономической и общественно-политической сфер жизнедеятельности муниципалитетов не может производиться на основе интуитивных представлений органов управления о конечном результате. Практика последних лет показала, что и метод прямых аналогий также слабо применим в реальных условиях, а адаптация аналогов зачастую приводит к их существенному искажению и дополнительным вложениям средств, зачастую превышающих затраты, использованные на создание самих аналогов.

Все это приводит к росту понимания региональными органами власти и управления значимости информационной и аналитической деятельности. Практически во всех муниципальных органах создаются соответствующие аналитические подразделения, совершенствуется их организационное и методическое обеспечение, улучшается материально-техническая база.

И, тем не менее, на практике подготавливаемые управленческие решения не всегда имеют достаточную аналитическую проработку, экономическое и правовое обоснование. Имеющийся теоретический и производственный потенциал отечественной науки и промышленности используется крайне неэффективно. Оставляет желать лучшего уровень методического и информационно-технологического обеспечения аналитической деятельности, процессов подготовки и принятия решений. Почти повсеместно недостаточен уровень системного проектирования больших информационных комплексов.

Информационные интересы лиц, принимающих решения в муниципальных органах управления определяются кругом решаемых ими вопросов, но практика показывает, что для организации эффективного информационно-аналитического обеспечения нельзя ограничиваться рамками запросов первых лиц на получение информации.

Необходимость интеграции информационной, аналитической, экспертной, прогнозной составляющей работы всех служб и структур муниципальных органов управления и координация их деятельности очевидны с точки зрения управляемости и ресурсной обеспеченности. Столь же очевидны и логически обоснованы принципы построения децентрализованной региональной информационно-телекоммуникационной системы. Формирование региональной информационно-аналитической системы, имеющей распределенные источники информации, распределенных пользователей и распределенные компоненты - локальные банки данных, является основной задачей в концепциях информатизации и совершенствования систем регионального управления практически всех регионов страны.

Создание такой системы только малая часть решения проблем муниципального управления. Непрерывное совершенствование, коррекция, стимулирование развития системы и образующих её элементов, постоянный контроль состояния, качества, актуальности информации, отслеживание, селекция возникающих информационных связей, эффективное применение возможностей системы в практике управления требуют наличия структуры для сопровождения системы.

Столь же очевидна необходимость в единой структуре, реализующей информационно-аналитическое взаимодействие, координацию муниципальных и региональных органов управления, региональных структур федеральных ведомств и учреждений, хозяйствующих субъектов на территории региона, организационно образующих региональную информационно-аналитическую сеть.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...