Правовая основа информационного обеспечения органов власти и управления
В настоящее время в Российской Федерации действует ряд законов, регулирующих отношения в области информатики, но информационное обеспечение органов государственной власти и муниципального управления регулируется в основном Законом РФ «Об информации, информатизации и защите информации». Разрабатываемые законы субъектов Российской Федерации должны конкретизировать взаимодействие в регионе следующих законов РФ: Первая группа - акты или отдельные нормы в актах, регулирующие отношения, возникающие при создании информации в процессе научной, научно-технической, изобретательской, экономической, политической и иной творческой, общественной, личной деятельности граждан и их объединений, юридических лиц, государства. Это акты, гарантирующие закрепление права авторства и интеллектуальной собственности на создаваемую информацию (как на произведение). Акты (или отдельные нормы в актах), обеспечивающие порядок подготовки и предоставления достоверной и полной информации через средства массовой информации, при формировании государственных информационных ресурсов, а также устанавливающие ответственность за создание и распространение недоброкачественной продукции информации. К актам этой группы относятся: "Патентный закон" (закон), "Об авторском праве и смежных правах" (закон), "О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (закон), "О средствах массовой информации" (закон), "Об обязательном экземпляре документов" (закон), отдельные нормы закона "Об учете и учетной деятельности" (проект закона).
Вторая группа - акты, создающие правовую базу для формирования и использования информационных ресурсов. Основу этой группы актов составляет базовый Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации". В состав этой группы входят также акты: "О правовой информации" (проект закона), "О научно-технической информации" (проект закона), "О персональных данных" (проект закона), "О библиотечном деле" (закон), "Об архивном фонде РФ и архивах" (основы законодательства), "Об учете и учетной деятельности" (проект закона), "О статистической деятельности в Российской Федерации" (проект закона), "Об информатизации регионального развития" (проект рекомендательного законодательного акта). Третья группа - акты, обеспечивающие реализацию права на информацию физических и юридических лиц. К ним относятся проект закона: "О праве на информацию", гарантирующий гражданам получение этой информации и предоставляющий им права на свободное использование полученной информации, и проект закона "Об информационном обеспечении экономического развития и предпринимательской деятельности", решающий проблемы информационного обеспечения юридических лиц. К этой группе относится также проект закона "Об информационном обеспечении органов государственной власти". Четвертая группа - акты по вопросам информационных технологий и средств их обеспечения. К ним отнесены акты: "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" (закон), "О правовой охране топологий интегральных микросхем" (закон); "О связи" (закон). Пятая группа - акты по проблемам информационной безопасности: «О государственной тайне» (закон), "О коммерческой тайне" (проект закона), "О служебной тайне" (проект закона), "О федеральных органах правительственной связи и информации" (закон);
«Об участии в международном информационном обмене и контроле экспорта информационной продукции» (проект закона); «О банковской тайне» (проект закона), "О недобросовестной конкуренции" (проект закона), "Об электронной цифровой подписи" (проект закона). Необходимость разработки краевых законов обусловлена следующим. Действующие федеральные законы и разработанные концепции федерального уровня: «О связи»; «Об информации, информатизации и защите информации»; «Об участии в международном информационном обмене»; «Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов»; «Концепция формирования и развития законодательства в сфере информации, информатизации и информационной безопасности Российской Федерации»; «Концепция правового обеспечения информационных процессов и информатизации в России»; регулируют раздельно сферу связи и сферу информатики и информатизации и не учитывают особенности регионов. При этом они недостаточно четко увязывают многие смежные вопросы в области телекоммуникаций и информатики (в частности управление деятельностью сферы связи и информатики (ССИ), вопросы лицензирования и сертификации, основы экономической деятельности, взаимоотношения предприятий ССИ, органов исполнительной власти и местного самоуправления, права пользователя ССИ и др.). В то же время эти две сферы деятельности очень тесно взаимосвязаны: связь представляет собой транспортную среду для передачи информации, поэтому вопросы их правового регулирования логично рассматривать в рамках единого закона. Федеральные законы не конкретизируют ряд положений и норм, необходимых для их реализации на местах. Это относится в первую очередь к вопросам взаимоотношений региональных органов исполнительной власти с предприятиями - поставщиками телекоммуникационных услуг, порядка сертификации услуг связи, вопросам тарифной политики, использования земель и других ресурсов области, проблем развития ССИ, льгот при использовании информационных ресурсов на территории субъекта Российской Федерации. В федеральных законах не разграничены полномочия центра и субъектов Российской Федерации в ряде вопросов, в частности, по разделению и использованию информационных ресурсов, порядку создания выделенных каналов связи, координации и развитию ССИ на территории субъекта Российской Федерации.
В федеральных законах не учтен ряд региональных особенностей, а также некоторые новые аспекты деятельности в области ССИ. Например, наличия в крае мощного интеллектуального потенциала, большого числа академических и отраслевых институтов, вузов и средних учебных заведений, специализирующихся в области информатизации. Как правило, органы государственной власти самостоятельно решают проблемы как собственного обеспечения, так и обеспечения внешних потребителей информации - физических и юридических лиц, что приводит не только к неудовлетворительному информационному обеспечению деятельности органов государственной власти, но и к не обоснованному завышению материальных затрат на создание несовместимых автоматизированных информационных систем и баз данных этих органов. Тем временем, информационное обеспечение муниципальных органов управления основывается не только на федеральном, но также региональном законодательстве. Кроме того, муниципальные органы управления вправе самостоятельно разрабатывать и проводить мероприятия по организации информационного обеспечения своей деятельности. Отметим, что в федеральном законодательстве, например, не разграничены полномочия по разделению и использованию информационных ресурсов, координации и развитию сферы связи и информатики, не конкретизируются льготы при использовании информационных ресурсов региона. Кроме того, далеко не во всех российских регионах приняты региональные законы об информационном обеспечении органов власти и муниципального управления на территории даны регионов, что еще больше осложняет информационное обеспечение муниципалитетов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|