Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 15. Философия морали




Кафедра философии и социологии

 

ФИЛОСОФИЯ

 

Планы семинарских занятий

для студентов всех специальностей

очной формы обучения

 

 

Кемерово 2008

 

 

Утверждено на заседании кафедры философии и социологии. Протокол № 1 от 29 августа 2008 г.   Рекомендовано к печати учебно-методической комиссией по гуманитарным дисциплинам. Протокол № 2 от 15 октября 2008 г.  

 

 

 

Философия: планы семинарских занятий по дисциплине для студентов всех специальностей очной формы обучения / Сост. А.С. Морозов – Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ». – Кемерово, 2008. – 65 с.

 

 

Составитель:

доцент

Морозов А.С.

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 Цель, задачи и предмет дисциплины…………………………3

2 Требования к уровню освоения дисциплины ……………….6

3 Содержание курса……………………………………………..8

4 Темы семинарских занятий………………………………….18

5 Задания для самостоятельной работы студентов очной формы обучения………………………………………………………49

5.1. Работа с литературой по темам …………………………….49

5.2. Тесты для самопроверки по курсу философии

в целом…………………………………………………………….50

5.3. Тематика рефератов по темам семинарских

занятий…………………………………………………………….56

6 Контрольные вопросы по курсу …………………….............60

7 Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………..63

7.1. Литература……………………………………………............63

7.2. Методическое обеспечение …………………………............65

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРЕДМЕТ ДИСЦИПЛИНЫ

Планы семинарских занятий по дисциплине «Философия» разработаны в соответствии с Государственным стандартом, программой дисциплины и учебными планами по всем специальностям Кемеровского института (филиала) ГОУ ВПО «РГТЭУ» и предназначены для оказания методической помощи студентам очной формы обучения и предназначены для оказания методической помощи студентам при самостоятельном изучении теоретических аспектов дисциплины, подготовке к практическим занятиям, написании рефератов и докладов, выполнении контрольных работ, а также успешной сдаче зачета и экзамена.

Дисциплина «Философия» в настоящее время является основой социально - философского образования при подготовке в вузах Российской Федерации квалифицированных кадров гуманитарных и социально-экономических специальностей.

Целью курса является ознакомление студентов с важнейшими понятиями и теоретическими положениями современной философии. Исходя из данной цели, перед курсом ставятся следующие образовательные задачи:

· Способствовать формированию у студентов научно – философского мировоззрения;

· Способствовать развитию у студентов самостоятельного инновационного мышления и профессиональной компетенции;

· Способствовать формированию общефилософской эрудиции, знакомству с основными проблемами современной философии и основными результатами истории философии;

· Способствовать формированию у студентов представлений о специфике познавательных процессов и методологии наук, о методах и приемах социального и научного познания, обеспечивающих объективное и достоверное знание посредством ознакомления с современным арсеналом познавательных процедур и принципов, с особенностями их применения для познания природы общества и в особенности для познания социально – экономических процессов;

· Способствовать формированию глубокого понимания места и роли человека в природе, и обществе взаимозависимости человека и общества, важности его познания посредством единой диалектики и логики познания, посредством единой научной картины мира;

· В конечном же счете курс должен способствовать формированию у учащихся наиболее общих, фундаментальных научных представлений об окружающем мире и раскрытию, так сказать, философской ипостаси современного обществознания и науки.

Предметом дисциплины являются наиболее общие, фундаментальные принципы и модели естествознания, а также методы и приемы естественнонаучного познания, обеспечивающие объективное и достоверное знание о природе и месте человека в мире.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Дисциплина «Философия» входит в цикл «Общевузовских дисциплин» Государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования РФ. Изучение дисциплины закладывает основы мировозренческого и общенаучного фундамента будущего специалиста широкого профиля.

Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины, значительно повышают эффективность учебного процесса в целом и дают возможность студентам осваивать последующие дисциплины учебного плана на качественно более высоком уровне.

Согласно Государственному образовательному стандарту Высшего профессионального образования государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника предполагают, что в результате изучения дисциплины «Философия» формируются представления:

· о мире в целом и наиболее общих законах его развития;

· об основных этапах развития философии: античной философии, средневековой философии, философии Нового времени, классической немецкой философии, философии жизни, а также об основных направлениях в современной философии (феноменология, герменевтика, аналитическая философия, постмодернизм, философия в России, экзистенциализм);

· об основных принципах и законах диалектики;

· об основной проблематике теории познания;

· об основных понятиях и закономерностях социальной философии;

· об основных учениях и понятиях философской антропологии;

· об основных этических, эстетических, религиозных, политических феноменах в социальной жизни;

· об основных методологических принципах научного познания;

· о глобальных проблемах современного человечества.

В ходе изучения дисциплины «Философии» должны быть сформированы знания и умения использовать представления:

· об основных принципах и законах диалектического мышления: принцип развития, принцип всеобщей взаимосвязи явлений, принцип детерминизма, принципы исторического и логического анализа и т. п.;

· об основных направлениях в современной философии;

· об основных этапах развития философии;

· об основных этических, эстетических, религиозных, логико-методологических феноменах;

· об основных концепциях в современной философской антропологии: субъективистские, объективистские, синтетические учения о природе и сущности человека;

· о диалектическом, внутренне – противоречивом, взаимодополняющем характере развития любых явлений и процессов в природе и обществе.

Изучение философии в целом должно способствовать формированию навыков самостоятельного, самокритичного и свободного мышления, а также общему развитию культуры и личности студента.

В содержании требований учтены дидактические единицы, приведенные в стандарте и программе для данной дисциплины.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Настоящая программа разработана на основе требований Государственного Федерального Образовательного стандарта Высшего профессионального образования (М., 2003), программ и планов занятий Московского государственного университета коммерции (д.филос.н., профессор В.Б. Кучевский, 1995; д.филос.н., профессор В.А. Титов, 1998) и опыта преподавания философии в Кемеровском институте (филиале) ГОУ ВПО "РГТЭУ" (учебно-методические комплексы по философии: к.филос.н., доцент Морозов А.С., 2001; ст. преподаватель Попов С.И., 2001).

 

 

Тема 1. ФИЛОСОФИЯ,

ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА

 

Предметная область философии (ее проблемы). Философия как мировоззрение. Ненаучный характер философского знания.

Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия - сходство и различия. Промежуточное положение философии по отношению к религии и науке.

Предназначение, функции философии в обществе: мировоззренческая, интегративно-познавательная, рефлексивно-критическая, логико-методологическая. Смысл занятий философией.

Философские парадигмы: философия классическая и неклассическая, западная и восточная, философия как знание и философия как мудрость. "Основной вопрос философии". Материализм и идеализм как альтернативные мировоззрения.

Основные разделы философского знания: история философии, теоретическая философия (категориальная логика, онтология, гносеология), практическая (социальная) философия (этика, философия политики), а также философская антропология, философия культуры и другие частные области.

 

Тема 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ

В ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Становление философской мысли в культурах Древнего Китая и Индии (конфуцианство, даосизм, брахманизм, буддизм).

Возникновение философии в Древней Греции: античная натурфилософия. Проблематика философских школ ранней античности. Софистика и Сократ. Классическая античная философия Платона и Аристотеля. Особенности философской мысли поздней античности, ее основные течения: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм.

Христианское мировоззрение, средневековая философия как его выражение и рефлексия. Средневековые номинализм и реализм. Философия Фомы Аквинского и современный томизм.

Трансформация христианской философии в эпоху Возрождения. Роль Реформации и Научной Революции в формировании философии Нового времени.

Сенсуализм и рационализм Нового времени. Общественная мысль Нового времени. Природа, Бог, человек в системе новоевропейских ценностей.

Французский материализм эпохи Просвещения 18 в.

Немецкая классическая философия 18 – 19 вв. (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах)

Европейская постклассическая философия 19 в. (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, К. Маркс, Ф. Ницше).

Особенности и направления западной философии 20 в. (неопозитивизм, прагматизм, феноменология, экзистенциализм).

Русская философская мысль и православие. Западники и славянофилы, «философия Всеединства» Вл. Соловьева. Русская философия «серебряного века» (С. Франк, П. Флоренский, С. Булгаков, Н. Бердяев, Л. Шестов).

Современный философский процесс: тенденции и перспективы.

 

Тема 3. ОСНОВЫ КАТЕГОРИАЛЬНОЙ ЛОГИКИ И ОНТОЛОГИЯ

Понятие о категориях мышления, история осмысления категорий в западной философии (Аристотель, Кант, Гегель). Основные философские категории: категория существования (бытия), основания; единичное - общее, содержание - форма, сущность - явление, необходимость - случайность, возможность – действитель-ность, часть – целое; Пространство, время; Движение и развитие, диалектика; Детерминизм и индетерминизм; Динамические и статистические закономерности; Научные, философские и религиозные картины мира.

Категория существования (бытия), история ее осмысления в западной философии (античность, средневековье, Новое время). Экзистенциализм XX века о специфике человеческого бытия. Небытие как проблема.

Субстанция как первооснова бытия. Понятие о материальной и идеальной субстанции. Антитеза материализма и идеализма в толковании субстанциальной природы мира.

Философская и естественнонаучная трактовки понятия материи. Материя как субстанция, ее атрибуты: движение, пространство, время, самоорганизация. Движение и развитие. Диалектика как теория развития (основные законы и принципы). Субстанциональная и релятивистская концепции пространства и времени. Структура и уровни организации материи в свете данных современной науки. Синергетика о процессах самоорганизации.

Фундаментальная структура действительности. Исторические типы философских картин мира (онтология неоплатонизма, христианская онтология, картезианская онтология, "концепция 3-х миров" К. Поппера).

Проблема существования Бога. Онтологический статус идеального. Онтологический статус зла.

 

Тема 4. ВОПРОСЫ ГНОСЕОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ

Познание как форма освоения действительности. Субъект и объект познания. Вопрос о познаваемости мира, его решение в агностицизме.

Основные формы чувственного и рационального познания. Вопрос о роли и месте чувств и разума в познании, его решение сенсуализмом и рационализмом.

Философские концепции истины, ее критерии.

Наука как форма познания, критерии научности и проблема демаркации науки и ненауки. Стандарты научности в естествознании и гуманитарном познании.

Многообразие форм вненаучного освоения действительности: миф, магия, астрология, алхимия, мистический опыт, обыденно-практическое знание, искусство.

Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней научного познания. Логический позитивизм об эмпирическом фундаменте научного знания. Формы научного знания: факт, идея, гипотеза, проблема, теория, закон. Теоретические и эмпирические, общенаучные и конкретные методы научного познания.

Модели развития науки (кумулятивизм и антикумулятивизм). Парадигма и научное сообщество. Понятие «нормальной науки». Прогресс и революция в науке.

Роль науки в современной цивилизации. Ноосфера как качественно новое состояние биосферы. Глобальные проблемы «ноосферной цивилизации» и ответственность науки. Наука и нравственность.

Тема 5. СОЗНАНИЕ

КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

Обыденные представления о сознании и его философские концепты: сознание как отражение, сознание как деятельность (конструирование), сознание как нечто обусловленное, сознание как усмотрение смысла.

История осмысления сознания в философской традиции: сознание как разумная душа (Платон — Декарт); сознание как субстанция (Декарт), психофизическая проблема; сознание у Канта как соединение отражения (чувственности) и спонтанного конструирования (рассудок, сила воображения); сознание как атрибут Абсолюта (Гегель); сознание как внутреннее время (Бергсон).

Сознание как идеальное (лишенное любых физических характеристик) бытие. Развитие представлений об идеальном в истории философии и религии. Различие между объективным и субъективным идеализмом.

Сознание как система. Основные ипостаси сознания: созерцание, переживание, мышление. Основные характеристики сознания (интенциональность, идеальность, субъективность, активность). Сознание и мозг, сознание и психика (душа), самосознание, понятие о бессознательном и его концепции (Фрейд, Юнг, Налимов).

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

Диалогичность сознания. Язык как опредмеченное сознание. Роль внутренней и внешней речи в развитии сознания.

Индивидуальное сознание как субъективная реальность. Опыт сознания. Вопрос укорененности высших форм знания (наука, философия) в сознательном опыте личности.

Общественное сознание как объективная реальность и как «идеальная субстанция» социума. Вопрос о возникновении сознания в истории человечества.

 

Тема 6. ЧЕЛОВЕК КАК ФЕНОМЕН ВСЕЛЕННОЙ

Биосферный уровень организации материи. Биосфера как единство живого и неживого. В.И. Вернадский о роли живых организмов в истории Земли. Человеческое общество как особый тип материальной системы.

«Антропный принцип» как выражение единства сущего во Вселенной. Человечество — действенный фактор планетарной эволюции (Тейяр де Шарден, Вернадский).

Ноосфера как эволюционный скачок в планетарном и космическом развитии. Границы ноосферы. Сценарии развития ноосферных процессов. Ноосферные задачи человечества.

Воздействие космических факторов на человека. Воздействие человечества на биосферу Земли и близлежащее космическое пространство.

Глобальные проблемы, стоящие перед человечеством (роста благосостояния, устойчивого развития, ограниченности ресурсов и т. д.). Их дальнейшие перспективы. Экологический кризис, его причины и пути преодоления. Духовно-исторические основания экологического кризиса. Необходимость «экологического императива».

 

Тема 7. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ

Проблема специфики человеческого существования. Отличие жизнедеятельности человека от жизнедеятельности животных. Основные характеристики деятельности человека: активность, целеполагание, опосредованность искусственной средой, общественный характер.

Проблема соотношения природного и социального в человеке, основные точки зрения на этот счет: христианская, просветительская, марксистская, фрейдистская. Пути социализации человеческих природных начал.

Личность как субъект общественных отношений, социальные роли личности. Свобода как определяющая характеристика человеческого существования и личностная ценность. Свобода личности и социальный детерминизм. Свобода как внутреннее состояние человека, как моральная самодетерминация личности. Бегство от свободы, конформизм. Ответственность личности как следствие и коррелят реализации ею своих свобод и обязанностей.

Человек и культура. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Жизнь и смерть в духовном опыте человечества. Проблема смысла жизни, многообразие ее значений и трактовок.

Проблема человеческой души. Духовность и бездуховность. Феномен совести. Роль ценностей в человеческом существовании.

 

Тема 8. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ

И ФИЛОСОФИИ ПОЛИТИКИ

Зарождение этического знания в античности, выделение этики в отрасль философии. Типология этических учений: эвдемонизм, гедонизм, утилитарная и перфекционистская этика. Основные типы этических систем в современной философии: этика ценностей, социальная этика, христианская этика.

Этическое противоречие и способы его решения: антропологический подход Д. Юма, этический скептицизм, этический релятивизм.

Понятие категорического императива. Этическая триада И. Канта. Об этических основаниях действительных для всех разумных существ. Максима И. Канта как обозначение индивидуального правила. Принцип подчинения Д. Юма и И. Канта: различие, особенности. Идея подчинения законам как идея идеального сообщества людей.

Утилитаризм И. Бентама как конкурирующая теория в философии морали. Аргументы против утилитаризма как принципа наибольшего счастья.

Принцип примата морали по отношению к политике. Перспективы "вечного мира" И. Канта, И. Гердера. Экологическая политика.

Представления о совершенном человеке в различных культурах.

Проблема общечеловеческих ценностей и ее решение в современной философии. Экологическая этика: оправдание программ социально-экономического развития, проблемы нравственно-экологической переориентации технического прогресса. Экологический императив.

 

Тема 9. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО.

СТРУКТУРА, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

Понимание общества в истории философии (Платон, легисты, Гегель, К. Маркс, О. Конт; государство в русской философии).

Общество как система, Структура общества: группы, слои, классы. Народ, социальная группа, толпа. Их характеристики как субъектов социального действия. Роль народных масс, социальных групп и отдельных личностей в истории. Формы организации общества. Государство и власть. Понимание сущности государства. Функции, типы и формы государственного управления. Политика и политические отношения. Гипотезы происхождения государства (теологическая, патриархальная, психологическая, общественного договора). Перспективы развития государства.

Перспективы демократии (Проблема демократии. Парадоксы демократии, Утопии в истории философии. (Платон, Т. Мор, Т. Кампанелла и др.)). Исторические концепции гуманной цивилизации. Коммунистический проект общественного развития: его достоинства и ограниченность. Теория стратификации. Теория конвергенции. Формирование ноосферной цивилизации и ее характеристики: духовная культура, ценности, человеческие качества, технология и мировой правопорядок.

 

 

Тема 10. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

История как объективный и закономерный процесс (Вико Гегель, Кант, Маркс). Религиозные, идеалистические, материалисти-ческие, биологизаторские, социологизаторские теории общественного развития.

Материальное производство как основа жизни общества. Понятие общественно-экономической формации. История общества как смена общественно-экономических формаций. Достоинства и недостатки данной концепции.

Исторические эпохи. Источники и общее направление общественного развития. Диалектика эволюции и революции. Анализ насильственной и ненасильственной трансформации общества.

Понятие общественного прогресса. Условия, предпосылки и критерии социального прогресса. Типы социального прогресса (комулятивный, структурный, генетически-системный). Прогресс и регресс.

Тема 11. КУЛЬТУРА

КАК ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

Общая характеристика понятия культуры. Феномен культуры. Концепция культуры и цивилизации. Единство и многообразие культур, цивилизаций, форм социального опыта. Запад, Восток, Россия в диалоге культур.

Наука и искусство как формы культуры. Нравственные аспекты культуры. Социальная роль религии. Происхождение, сущность, функции религии.

Мораль и культура. Философское осмысление морали. Генезис и структура морали. Соотношение морали, религии и науки. Традиции и новации в культуре. Проблема массовой культуры. Современная ситуация в культуре. Понятие "кризис культуры". Культурная революция.

Духовность общества как показатель социального развития.

 

Тема 12. ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО

Понятия " природа " и " общество ", "вторая природа". Происхождение человека и общества. Палеолит и неолитическая революция как этапы выделения общества из природы. Понятие географической среды. Роль географической среды в общественном развитии. Т.Р. Мальтус и геополитика. Единство общества и природы, их качественные различия. Основные исторические этапы и тенденции взаимодействия природы и общества.

Противоречие в системе "общество – природа". Суть утилитарного подхода к природе. Глобальные проблемы современности. Экологический кризис и возможные пути выхода из него. Идеи о ноосфере, их актуальность в наши дни. Природа и жизнь как ценность. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

 

 

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ЧАСТЬ 1. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФСКОГО СОЗНАНИЯ.

ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

 

ЗАНЯТИЕ 1. ФИЛОСОФСКОЕ СОЗНАНИЕ

И ДИСЦИПЛИНАРНАЯ СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ

 

Каковы особенности мифа как предфилософской формы сознания? Мифологическая картина мира.

Типы мировоззрений: религиозное и научное. Философия между религией и наукой: почему философию называют «теоретическим мировоззрением»?

Какова специфика предмета и методов философии?

Философское сознание и философия в системе культуры: их функции, культурный и личностный смысл.

Проблема «строгости» философского знания: может ли философия быть «строгой наукой»?

 

Литература

Основная:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. - М., 1997.

2. Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь-справочник. - М., 1997.

3. Введение в философию: учебник для вузов в 2 ч. // Под. ред. И.Т. Фролова. - М., 1989.

4. Гурина М. Философия: Учебное пособие: Пер. с фр. - М., 1998.

5. Гусев Д.А. Философия. Учебное пособие. - М., 2000.

Дополнительная:

Жоль К.К. Философия для любознательных. - М., 1993.

Краткая философская энциклопедия. - М., 1994.

Лешкевич Т. Г. Философия. Вводный курс. - М., 1997.

Мир философии: книга для чтения в 2 ч. - М., 1991.

Радугин А.А. Философия: курс лекций. - М., 1996.

Современная западная философия: Словарь. - М.,1991.

Спиркин А. Г. Философия. - М., 1998.

Тейчман Дж., Эванс К. Философия. Руководство для начинающих: Пер. с англ. - М., 1997.

Философия: учебник / Под. ред. В.Д. Губина и др. - М., 1996.

Философия: учебник / Под. ред. В.Н. Лавриненко. - М., 1996.

Рекомендуемая:

Ахутин А.В., Библер В.С. Что такое философия. – М.: АО Издательская группа "Прогресс"-"Культура", 1992.

Бибихин В.В. Язык философии. - М., 1993.

Библер В.С. Что есть философия? // Вопросы философии, 1995. - №10.

Давыдова Г.А. О мировоззренческой природе философского знания // Вопросы философии, 1988. - №2.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М., 1990.

Никифоров А.Л. Философия как личный опыт // Заблуждающийся разум? - М., 1990.

Ортега - И - Гассет Х. Что такое философия? - М., 1991.

Рассел Б. История западной философии в 2-х т. Т. 1. Введение. - Новосибирск, 1994.

Щукин В.Г. В мире чудесных упрощений. К феноменологии мифа. // Вопросы философии, 1998. - №12.

 

 

ЗАНЯТИЕ 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФСКОГОСОЗНАНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ

 

1. Способствовали ли возникновению философского сознания в Древней Греции некие природные и социальные факторы (формы жизни)?

2. Каково содержание ранней философской мысли античности (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Демокрит, Гераклит, Парменид, Зенон, Эмпедокл, Анаксагор)?

3. Особенности философии Древнего Китая и Индии (конфуцианство, даосизм, брахманизм, буддизм).

 

Литература

Основная:

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. - М., 1997.

Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь-справочник. - М., 1997.

Введение в философию: учебник для вузов в 2 ч. // Под. ред. И.Т. Фролова. - М., 1989.

Гурина М. Философия: Учебное пособие: Пер. с фр. - М., 1998.

Гусев Д.А. Философия. Учебное пособие. - М., 2000.

 

Дополнительная:

Жоль К.К. Философия для любознательных. - М., 1993.

Краткая философская энциклопедия. - М., 1994.

Лешкевич Т. Г. Философия. Вводный курс. - М., 1997.

Мир философии: книга для чтения в 2 ч. - М., 1991.

Радугин А.А. Философия: курс лекций. - М., 1996.

Современная западная философия: Словарь. - М.,1991.

Спиркин А. Г. Философия. - М., 1998.

Тейчман Дж., Эванс К. Философия. Руководство для начинающих: Пер. с англ. - М., 1997.

Философия: учебник / Под. ред. В.Д. Губина и др. - М., 1996.

Философия: учебник / Под. ред. В.Н. Лавриненко. - М., 1996.

Рекомендуемая:

Будда. Конфуций. Магомет. Франциск Ассизский. Савонарола: биографические очерки. - М., 1994.

Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли. - М., 1988.

Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. - М., 1988.

Виц Б.Б. Демокрит. - М., 1979.

Даосизм. - М., 1994.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1979.

История философии в кратком изложении. - М., 1994.

Кессиди Ф.Х. Гераклит. - М., 1982.

Книга Экклесиаст. – Поэзия и проза Древнего Востока. (Серия Библиотека всемирной литературы.). - М., 1973.

Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). - М., 1989.

Мень А. Проповедь Гаутамы Будды // Наука и религия, 1991. - №11; 1992. - №1.

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. - М., 1991.

Пельтцер А. Кто вы, Пифагор? // Знание – сила, 1994. - №12.

Рассел Б. История западной философии в 2-х т. Т.1.- Новосибирск, 1994.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней в 3-х т. Т.1. - СПб, 1994.

Таранов П.С. Анатомия мудрости: 120 философов; жизнь, учение, судьба. В 2 т. Т.1. - Симферополь, 1995.

Фрагменты ранних греческих философов. В 2 ч. Ч.1. - М., 1989.

Чайковский Ю. Мудрец, бросивший Землю в небо. // Знание – сила, 1996. - №3.

Чайковский Ю. Что же он умел, первый философ? // Знание – сила, 1996. - №1.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М., 1981.

 

ЗАНЯТИЕ 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА

 

1. В чем заключалось изменение философской проблематики в эпоху «древнегреческого Просвещения»? Софисты (Протагор, Горгий и др.), Сократ, младшие «сократики» (Аристипп, Антисфен, Диоген и др.)

2. Феномен Сократа, его философский метод. Какие проблемы можно обсуждать «сократически»?

3. Метафизика Платона (теория «идей»), познание как «воспоминание», учение о государстве и коллективистическая мораль.

4. В чем суть критики Аристотелем платоновой метафизики? «Никомахова этика» и политическое учение Аристотеля.

Литература

Основная:

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. - М., 1997.

Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь-справочник. - М., 1997.

Введение в философию: учебник для вузов в 2 ч. // Под. ред. И.Т. Фролова. - М., 1989.

Гурина М. Философия: Учебное пособие: Пер. с фр. - М., 1998.

Гусев Д.А. Философия. Учебное пособие. - М., 2000.

 

Дополнительная:

Жоль К.К. Философия для любознательных. - М., 1993.

Краткая философская энциклопедия. - М., 1994.

Лешкевич Т. Г. Философия. Вводный курс. - М., 1997.

Мир философии: книга для чтения в 2 ч. - М., 1991.

Радугин А.А. Философия: курс лекций. - М., 1996.

Современная западная философия: Словарь. - М.,1991.

Спиркин А. Г. Философия. - М., 1998.

Тейчман Дж., Эванс К. Философия. Руководство для начинающих: Пер. с англ. - М., 1997.

Философия: учебник / Под. ред. В.Д. Губина и др. - М., 1996.

Философия: учебник / Под. ред. В.Н. Лавриненко. - М., 1996.

Рекомендуемая:

История философии в кратком изложении. - М., 1994.

Кессиди Ф.Х. Сократ. - М., 1976.

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. - М., 1991.

Нахов И.М. Философия киников. - М., 1982.

Нерсесянц В.С. Платон. - М., 1984.

Нерсесянц В.С. Сократ. - М., 1977.

Платон. Собрание сочинений. В 4 т. - М., 1990.

Рассел Б. История западной философии в 2-х т. Т.1.- Новосибирск, 1994.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней в 3-х т. Т.1. - СПб, 1994.

Таранов П.С. Анатомия мудрости: 120 философов; жизнь, учение, судьба. В 2 т. Т.1. - Симферополь, 1995.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М., 1981.

Чанышев А.Н. Аристотель. - М., 1981.

ЗАНЯТИЕ 4. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПОИСКИ

ПЕРИОДА ПОЗДНЕЙ АНТИЧНОСТИ

 

1. Эпикур и эпикурейская этика.

2. Каковы основные персонажи и этическая направленность римского стоицизма?

3. Неоплатоническая философия Плотина как выражение духа эпохи.

4. Личность и психотип Христа.

5. В чем специфика христианского мировоззрения по сравнению с эллинистическим? Христианская мораль в сравнении со стоической этикой.

 

Литература

Основная:

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. - М., 1997.

Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь-справочник. - М., 1997.

Введение в философию: учебник для вузов в 2 ч. // Под. ред. И.Т. Фролова. - М., 1989.

Гурина М. Философия: Учебное пособие: Пер. с фр. - М., 1998.

Гусев Д.А. Философия. Учебное пособие. - М., 2000.

 

Дополнительная:

Жоль К.К. Философия для любознательных. - М., 1993.

Краткая философская энциклопедия. - М., 1994.

Лешкевич Т. Г. Философия. Вводный курс. - М., 1997.

Мир философии: книга для чтения в 2 ч. - М., 1991.

Радугин А.А. Философия: курс лекций. - М., 1996.

Современная западная философия: Словарь. - М.,1991.

Спиркин А. Г. Философия. - М., 1998.

Тейчман Дж., Эванс К. Философия. Руководство для начинающих: Пер. с англ. - М., 1997.

Философия: учебник / Под. ред. В.Д. Губина и др. - М., 1996.

Философия: учебник / Под. ред. В.Н. Лавриненко. - М., 1996.

Рекомендуемая:

1. Адо П. Плотин, или простота взгляда. - М., 1991.

2. Антология мировой философии. В 4 т. Т.1. - М., 1969.

3. Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1976.

4. Беленький М.С. О мифологии и философии Библии. - М., 1977.

5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1979.

6. История философии в кратком изложении. - М., 1994.

7. Рассел Б. История западной философии в 2-х т. Т.1.- Новосибирск, 1994.

8. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней в 3-х т. Т.1. - СПб, 1994.

9. Ренан Э. Жизнь Иисуса. - М., 1990.

10. Секст Эмпирик. Сочинения. В 2 т. Т.1-2. - М., 1975.

11. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. - М., 1977.

12. Таранов П.С. Анатомия мудрости: 120 философов; жизнь, учение, судьба. В 2 т. Т.1. - Симферополь, 1995.

13. Шакир-Заде А.С. Эпикур. - М., 1963.

14. Ясперс К. Ницше и христианство. - М., 1994.

 

ЗАНЯТИЕ 5. ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

 

1. Попытки сформулировать христианскую доктрину (философст-вовать в вере) в первые века н. э.: основные персонажи, Соборы, ереси. Философское творчество Блаженного Августина.

2. В чем заключались пантеистические новшества Иоанна Скота (Эриугены)?

3. В чем суть отрицательного богословия Псевдо-Дионисия Ареопагита?

4. Как строится онтологический аргумент бытия Бога Ансельма Д’Аоста?

5. Фома Аквинский. Томизм как синтез средневековой философии. Томистское решение вопроса о соотношении веры и разума в познании. Способ и доказательства существования Бога.

 

Литература

Основная:

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. - М., 1997.

Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь-справочник. - М., 1997.

Введение в философию: учебник для вузов в 2 ч. // Под. ред. И.Т. Фролова. - М., 1989.

Гурина М. Философия: Учебное пособие: Пер. с фр. - М., 1998.

Гусев Д.А. Философия. Учебное пособие. - М., 2000.

 

Дополнительная:

Жоль К.К. Философия для любознательных. - М., 1993.

Краткая философская энциклопедия. - М., 1994.

Лешкевич Т. Г. Философия. Вводный курс. - М., 1997.

Мир философии: книга для чтения в 2 ч. - М., 1991.

Радугин А.А. Философия: курс лекций. - М., 1996.

Современная западная философия: Словарь. - М.,1991.

Спиркин А. Г. Философия. - М., 1998.

Тейчман Дж., Эванс К. Философия. Руководство для начинающих: Пер. с англ. - М., 1997.

Философия: учебник / Под. ред. В.Д. Губина и др. - М., 1996.

Философия: учебник / Под. ред. В.Н. Лавриненко. - М., 1996.

Рекомендуемая:

1. Августин Аврелий. Исповедь. Пьер Абеляр. История моих бедствий. - М., 1991.

2. Антология мировой философии. В 4 т. Т.2. - М., 1970.

3. История философии в кратком изложении. - М., 1994.

4. Коплстон Ф.-Ч. Аквинат. Введение в философию великого средневекового мыслителя. – Долгопрудный, 1999.

5. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М., 1993.

6. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. - М., 1979.

7. Рассел Б. История западной философии в 2-х т. Т.1.- Новосибирск, 1994.

8. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней в 3-х т. Т.2. - СПб, 1994.

9. Соколов В.В. Средневековая философия. - М., 1979.

10. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. - М., 1991.

11. Существование Бога. Диспут между Бертраном Расселом и отцом-иезуитом Ф.-Ч. Коплстоном. – В кн.: Рассел Б. Почему я не христианин: Избранные атеистические произведения. - М., 1987.

12. Таранов П.С. Анатомия мудрости: 120 философов; жизнь. учение. судьба. В 2 т. Т.2. - Симферополь, 1995.

13. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991.

 

ЗАНЯТИЕ 6. ДУХОВНЫЕ ОСНОВАНИЯ НОВОГО

ВРЕМЕНИ

 

1. Культурные истоки идеи новоевропейской науки: трансформированная христианская религиозность, магия, общественная практика.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...