Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы студентов




 

Работа с литературой по темам

 

Темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
1.Философия, ее роль в жизни общества и человека Проработка книги Ахутин А.В., Библер В.С. Что такое философия – М., 1992
2. Становление и развитие философии в истории мировой культуры Рассел Б. История западной философии в 2х т. Т.1 –Новосибирск, 1994
3. Основы категориальной логики и онтология Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической философии. М., 1996
4. Вопросы гносеологии и философии науки Кун Т. Структура научных революций. – М., 1998
5. Сознание как объект философского анализа Дубровский Д.И. Проблема идеального. – М., 1997
6. Человек как феномен Вселенной Губин В.Д. Проблема человека в современной философии. М., 1990
7. Проблема человека в философии Феномен человека: Антология М., 1993
8. Основы теоретической этики и философии политики Фромм Э. Душа человека – М., 1998
8. Человеческое общество. Структура, 9. функционирование и развитие Сорокин П.А. Человек. цивилизация. Общество. – М., 1992
10. Философия исторического процесса Тойнби А. Постижение истории. – М., 1992
11. Культура как общественно-историческое явление Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992
12. Природа общества Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. – М., 1997

 

Тесты для самопроверки по курсу философии в целом

ВАРИАНТ 1

1.Какое из следующих высказываний верно?

а) философская теория и религиозное учение не имеют ничего общего;

б) философия и религия полностью подобны: обе не являются знанием;

в) философия и религия имеют общий предмет и различаются подходами к нему;

г) философия и религия имеют общий метод и различаются предметом;

д) ни одно из высказываний не верно.

 

2.Почему Платон низко оценивал изобразительное искусство?

а) искусство совращает душу с правильного пути, мешает занятиям философией;

б) потому что Платон низко оценивал чувственный мир, а искусство копирует его;

в) искусство подрывает порядок в идеальном государстве, внушая фривольные мысли и настроения;

г) все ответы правильны.

 

3.Что в средневековой картине мира обладает наивысшим онтологическим статусом (наибольшей мерой бытия)?

а) физический космос (Природа);

б) Абсолют (Бог);

в) Человек (душа, Я);

г) идея, мысль.

 

4.Какая из философий узаконивает современную низкую ценность живой и неживой природы?

а) античная философия;

б) средневековая христианская философия;

в) рационализм Нового времени;

г) фрейдизм XX века.

 

ВАРИАНТ 2

1.К какой из следующих категорий Вы отнесли бы положение "Мир вечен во времени и бесконечен в пространстве"?

а) научное утверждение;

б) философское высказывание;

в) бытовое мнение;

г) религиозны догмат.

 

2.Каких философов Вы объединили бы в один ряд с точки зрения "основного вопроса философии"?

а) Платон, Гегель, Маркс;

б) Демокрит, Платон, Аристотель;

в) Демокрит, Эпикур, Гольбах, Маркс.

 

3.Как соотносятся сознание и душа (психика)?

а) сознание и душа - это одно и то же;

б) сознание - часть души, всецело подчиненная ее бессознательной части;

в) сознание - часть души, прозрачная для самой себя, поле борьбы бессознательных порывов и социальных норм.

 

4.Какие из следующих социальных институтов доминируют на ступени постиндустриального общества?

а) церковь и армия;

б) университеты;

в) промышленно-финансовые корпорации.

 

ВАРИАНТ 3

 

1.Какие из следующих контроверз наилучшим образом характеризуют специфику философского знания?

а) истинность - ложность;

б) убедительность - неубедительность;

в) полезность - бесполезность;

г) осмысленность - бессмысленность.

 

2.Что обозначается платоновским термином "идея"?

а) внезапно пришедшая в голову догадка;

б) субъективное содержание ума: мысли;

в) общее вещей - их бестелесные первообразы, "формы’".

 

3.Как возможно небытие?

а) "небытия нет" (Парменид);

б) в абсолютном смысле небытия нет, нечто может не существовать в каком-либо отношении;

в) небытие есть субстанция, первооснова Универсума.

 

4.Что может считаться в религиозной философии источником индивидуального сознания?

а) мозг;

б) Мировой дух (Абсолют);

в) индивидуальная душа;

г) "информационно-энергетическое поле".

 

ВАРИАНТ 4

1.Почему философские высказывания не могут быть истинными или ложными?

а) потому что они бессмысленны;

б) потому что их нельзя подтвердить или опровергнуть

опытным путем;

в) потому что они практически бесполезны.

 

2.Как Вы думаете, различаются ли чем-нибудь способ бытия вещей и способ бытия человека?

а) ничем не отличаются;

б) вещи обладают существованием, человеку человеческое существование дано как возможность;

в) люди, в отличие от физических предметов, не существуют в подлинном смысле;

г) вещи, в отличие от людей, не существуют подлинным образом: мера их бытия определяется субъектом.

3.В каком отношении находятся сознание и мозг?

а) мозг есть орган сознания, источник всех его содержаний, сознание материально;

б) сознание идеально; мозг есть материальный носитель информации;

в) мозг не имеет никакого отношения к сознанию; это различные типы активности.

 

4.Какой из следующих взглядов на соотношение природного и социального в человеке Вы приписали бы Фрейду?

а) социальное в человеке есть естественное продолжение его природной эволюции, усовершенствование изначально присущих ему свойств;

б) социальное несводимо к природному, их взаимоотношение есть борьба; социальное суть благо;

в) соотношение природного и социального суть борьба, конфликт; причиной человеческих страданий может быть как то, так и другое.

ВАРИАНТ 5

1.Что из нижесказанного, на Ваш взгляд, выражает сходство философии с наукой?

а) критичность;

б) опора на эмпирические факты;

в) метафизическая проблематика;

г) методы.

 

2.Какой из следующих ответов кажется Вам правильным?

а) знание есть субъективное отражение (конструкция) действительности;

б) знание суть копия объективной действительности;

в) знание есть результат синтеза отражения и конструирования.

 

3.Какое из следующих высказываний о языке кажется Вам верным?

а) язык есть сугубо индивидуальная реальность, включающая бессознательную и сознательную активность;

б) природа языка индивидуальна и целиком бессознательна (автоматизм);

в) природа языка надиндивидуальна; язык коллективен и обладает собственными законами.

 

4.Как Вы думаете, какое понимание природы ответственно за современный экологический кризис?

а) материальная природа суть живое существо и органическое целое;

б) природа «субстанциальна»: самостоятельная и самоценная бытийная сфера, имеющая свою внутреннюю цель;

в) природа суть создание Бога;

г) природа не имеет субстанциальности, она суть система функциональных параметров, субъективная конструкция.

 

ВАРИАНТ 6

 

1.Как Вы думаете, на что в большей мере ориентировано философское сознание?

а) господство над природой и обществом;

б) личное Спасение;

в) знание ради самого знания.

 

2.В чем заключается главный вклад в философию древнегреческого философа Демокрита?

а) открытие изменчивости вещей;

б) обоснование атомарного строения мира;

в) открытие идеального;

г) переориентация философского интереса с природы на человека.

 

3.Существование чего, согласно Декарту явлено с абсолютной достоверностью?

а) физических предметов;

б) идеальных сущностей;

в) моего Я;

г) другого Я.

4.Если допустить, что реинкарнация существует, то что перерождается?

а) физический индивид;

Б) личность.

6.3. ТЕМАТИКА РАФЕРАТОВ ПО ТЕМАМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯЙ

 

№ 1

Религия и философия

Философия и наука

Функции и предназначение философии

Философия как теоретическое мировозрение

№ 2

Жизнь и смерть Сократа

Теория идей Платона

Учение об идеальном государстве Платона

Этика ранних стоиков

№ 3

Философия Аристотеля

Основные идеи христианства

Тема смерти в античной философии (Демокрит, Платон, Эпикур)

 

№ 4

Исповед А.Авгутина

Личность Иисуса Христа

Философские взгляды Ф. Аквинского

Роль П. Абеляра в развитии ср.вековой философии и схоластики

 

№ 5

Основные черты ср.вековой философии

Неоплатоническая философия Плотина

Фома Аквинский: решение вопроса о соотношении знания и веры в познании

Ф.Ницще: критика христианской культуры

 

№ 6

Философия эпохи возрождения

Философия Ф. Бэкона

Жизнь и идеи Д.Локка

Метафизика Р.Декарта

 

№ 7

Гносеология И.Канта

Этика И.Канта

Объективный идеализм Гегеля

Диалектика Гегеля

 

№ 8

Онтология мировой воли в философии А. Шопенгауэра

Этический пессимизм А.Шопенгауэра

Учение о воли к власти в философии Ф. Ницше

Сущность и функции морали в философии Ницше

 

№ 9

Основные черты русской философии

Основные этапы развития русской философии

Философия Ф.М. Достоевского как предтеча экзистенциализма

Русский персонализм: Бердяев, Розанов, Шестов

 

№ 10

1.Бытие в античной философии

Бытие и небытие в философии Гегеля

Учение о бытие К. Ясперса

Проблема бытия в современном постмодернизме

 

№ 11

Роль интуиции в научном познании

Основные методы научного познания

Учения об истине в гносеологии

Критерии истины в философии науки

 

№ 12

Соотношения сознания и психики в современной антропологии

Сознательное и бессознательное в философии Фрейда

Ролевая концепция личности Э. Шостром

 

№ 13

Свобода и ответственность личности в экзистенциальной философии

Идея личности в русской философии

Соотношение биологического и социального в человеке

 

№ 14

Основные феномены человеческого бытия (Э. Фром)

Смысл жизни. Смерть и бессмертие человека

Экклезиаст. Смысл жизни человека

 

№ 15

Основные проблемы в современной этике

Этика долга Канта

Имморализм Ф. Ницше

 

№ 16

Теория стратификации

Марксистское учение о классах

Исторические типы и формы государства

 

№ 17

Культура и цивилизация в философии О. Шпенглера

Теория формаций и реальность истории

Философия истории Л. Гумилева

 

№ 18

Основные культуры современного человечества

Россия в диалоге культур

Культура и контркультура

 

№ 19

Глобальные проблемы современности

Экологические проблемы Кузбасса

Демографические проблемы современной России.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ

 

Укажите предметную область и предназначение (функции) философии. Что общего у философии с религией и наукой, в чем ее отличия от последних.

Охарактеризуйте различные парадигмы (типы) философствования.

Какова проблематика философских учений Древней Греции: общее и особенности.

Идеализм Платона в его сути и в подходе к познанию, искусству, государству, назначению человека.

Что Вы знаете (на выбор):

а) об энциклопедической философии Аристотеля?

б) об учении Эпикура?

Что такое категории мышления? Их свойства. Характеристика категорий единичное - общее, сущность - явление, содержание - форма. Категория «бытие - небытие».

Каков предмет онтологии? Расскажите об осмыслении ее вопросов в европейской философии (Демокрит, Платон, Фома Аквинский, Декарт, Беркли, Кант и др.).

Предмет, структура и функции философии.

Основные учения античной философии. Пифагор, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур.

Философия идей Платона.

Проблема бытия и основной вопрос философии.

Учение о материи. Виды движения материи. Атрибуты материи.

Понятие диалектики и метафизики. Основные принципы диалектики.

Закон единства и борьбы противоположностей.

Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений.

Закон отрицания отрицания.

Познаваемость мира. Субъект и объект познания. Трудности процесса познания. Алностицизм.

Основные типы познания: искусство, наука, мистика. Специфика, функции, взаимосвязь.

Основные формы чувственного и рационального познания. Их взаимосвязь. Сенсуализм и рационализм.

Понятие истины. Объективность и конкретность истины. Истина и заблуждение. Критерии истины.

Научное познание. Его основные формы и методы. Понятие научной парадигмы.

Природа сознания: сознание и мозг, роль труда и общества в возникновении сознания. Соотношение биологического и социального.

Основные характеристики сознания: идеальное - материальное; сознание - психика; сознание - бессознательное.

Предмет и основные вопросы социальной философии.

Экономическая жизнь общества: её структура и механизм.

Происхождение и сущность классов. Взаимодействие классов в истории общества.

Социально - классовая структура общества.

Политическая структура общества. Государство. Типы и формы.

Социально - классовая структура современного Российского общества. Тенденции её развития.

Современная научно - техническая революция. Основные направления и социальные последствия. Критика сциентизма и технократизма.

Глобальные проблемы и перспективы современного человечества.

Экологический кризис: причины и пути его преодоления.

Демографические проблемы мира и России.

Понятие информационного общества.

Мораль как форма общественного сознания.

Религия; происхождение, сущность и функции в современном мире.

Искусство как форма общественного сознания, высший вид человеческой деятельности.

Природа и общество. Основные этапы их взаимодействия в развитии общества. Критика географического детерминизма.

Основные факторы формирования и развития личности.

Социализация. Основные механизмы социализации человека.

Понятие ноосферы. Признаки становления ноосферы и пути перехода человечества к ноосферной цивилизации.

Происхождение человека и общества, роль труда в этом процессе.

Понятие способа производства. Основные исторические формы производства.

Понятие культуры. Основные культуры человечества. Россия в диалоге культур.

Основные структуры исторического процесса: цивилизация и общественно - экономическая формация. История как процесс развития этнокультурных цивилизаций.

Проблема человека в философии. Биосоциальная природа человека. Основные грани человека: личность, индивид, индивидуальность.

Человек в мире культуры. Роль культуры в формировании человека.

Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество.

Особенности исторического пути России. Современное состояние и перспективы российского общества.

Основные идеи современной философии (по выбору студента):

экзистенциализм,

философская антропология;

философия психоанализа;

постмодернизм.

Философская антропология Ж.П. Сартра.

Человек в учении Э. Фромма.

Проблемы социальной типологии личности.

Смысл жизни, смерть и бессмертие человека.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...