Задания для самостоятельной работы студентов
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Работа с литературой по темам
Тесты для самопроверки по курсу философии в целом ВАРИАНТ 1 1.Какое из следующих высказываний верно? а) философская теория и религиозное учение не имеют ничего общего; б) философия и религия полностью подобны: обе не являются знанием; в) философия и религия имеют общий предмет и различаются подходами к нему; г) философия и религия имеют общий метод и различаются предметом;
д) ни одно из высказываний не верно.
2.Почему Платон низко оценивал изобразительное искусство? а) искусство совращает душу с правильного пути, мешает занятиям философией; б) потому что Платон низко оценивал чувственный мир, а искусство копирует его; в) искусство подрывает порядок в идеальном государстве, внушая фривольные мысли и настроения; г) все ответы правильны.
3.Что в средневековой картине мира обладает наивысшим онтологическим статусом (наибольшей мерой бытия)? а) физический космос (Природа); б) Абсолют (Бог); в) Человек (душа, Я); г) идея, мысль.
4.Какая из философий узаконивает современную низкую ценность живой и неживой природы? а) античная философия; б) средневековая христианская философия; в) рационализм Нового времени; г) фрейдизм XX века.
ВАРИАНТ 2 1.К какой из следующих категорий Вы отнесли бы положение "Мир вечен во времени и бесконечен в пространстве"? а) научное утверждение; б) философское высказывание; в) бытовое мнение; г) религиозны догмат.
2.Каких философов Вы объединили бы в один ряд с точки зрения "основного вопроса философии"? а) Платон, Гегель, Маркс; б) Демокрит, Платон, Аристотель; в) Демокрит, Эпикур, Гольбах, Маркс.
3.Как соотносятся сознание и душа (психика)? а) сознание и душа - это одно и то же; б) сознание - часть души, всецело подчиненная ее бессознательной части; в) сознание - часть души, прозрачная для самой себя, поле борьбы бессознательных порывов и социальных норм.
4.Какие из следующих социальных институтов доминируют на ступени постиндустриального общества? а) церковь и армия; б) университеты; в) промышленно-финансовые корпорации.
ВАРИАНТ 3
1.Какие из следующих контроверз наилучшим образом характеризуют специфику философского знания? а) истинность - ложность;
б) убедительность - неубедительность; в) полезность - бесполезность; г) осмысленность - бессмысленность.
2.Что обозначается платоновским термином "идея"? а) внезапно пришедшая в голову догадка; б) субъективное содержание ума: мысли; в) общее вещей - их бестелесные первообразы, "формы’".
3.Как возможно небытие? а) "небытия нет" (Парменид); б) в абсолютном смысле небытия нет, нечто может не существовать в каком-либо отношении; в) небытие есть субстанция, первооснова Универсума.
4.Что может считаться в религиозной философии источником индивидуального сознания? а) мозг; б) Мировой дух (Абсолют); в) индивидуальная душа; г) "информационно-энергетическое поле".
ВАРИАНТ 4 1.Почему философские высказывания не могут быть истинными или ложными? а) потому что они бессмысленны; б) потому что их нельзя подтвердить или опровергнуть опытным путем; в) потому что они практически бесполезны.
2.Как Вы думаете, различаются ли чем-нибудь способ бытия вещей и способ бытия человека? а) ничем не отличаются; б) вещи обладают существованием, человеку человеческое существование дано как возможность; в) люди, в отличие от физических предметов, не существуют в подлинном смысле; г) вещи, в отличие от людей, не существуют подлинным образом: мера их бытия определяется субъектом. 3.В каком отношении находятся сознание и мозг? а) мозг есть орган сознания, источник всех его содержаний, сознание материально; б) сознание идеально; мозг есть материальный носитель информации; в) мозг не имеет никакого отношения к сознанию; это различные типы активности.
4.Какой из следующих взглядов на соотношение природного и социального в человеке Вы приписали бы Фрейду? а) социальное в человеке есть естественное продолжение его природной эволюции, усовершенствование изначально присущих ему свойств; б) социальное несводимо к природному, их взаимоотношение есть борьба; социальное суть благо; в) соотношение природного и социального суть борьба, конфликт; причиной человеческих страданий может быть как то, так и другое. ВАРИАНТ 5 1.Что из нижесказанного, на Ваш взгляд, выражает сходство философии с наукой?
а) критичность; б) опора на эмпирические факты; в) метафизическая проблематика; г) методы.
2.Какой из следующих ответов кажется Вам правильным? а) знание есть субъективное отражение (конструкция) действительности; б) знание суть копия объективной действительности; в) знание есть результат синтеза отражения и конструирования.
3.Какое из следующих высказываний о языке кажется Вам верным? а) язык есть сугубо индивидуальная реальность, включающая бессознательную и сознательную активность; б) природа языка индивидуальна и целиком бессознательна (автоматизм); в) природа языка надиндивидуальна; язык коллективен и обладает собственными законами.
4.Как Вы думаете, какое понимание природы ответственно за современный экологический кризис? а) материальная природа суть живое существо и органическое целое; б) природа «субстанциальна»: самостоятельная и самоценная бытийная сфера, имеющая свою внутреннюю цель; в) природа суть создание Бога; г) природа не имеет субстанциальности, она суть система функциональных параметров, субъективная конструкция.
ВАРИАНТ 6
1.Как Вы думаете, на что в большей мере ориентировано философское сознание? а) господство над природой и обществом; б) личное Спасение; в) знание ради самого знания.
2.В чем заключается главный вклад в философию древнегреческого философа Демокрита? а) открытие изменчивости вещей; б) обоснование атомарного строения мира; в) открытие идеального; г) переориентация философского интереса с природы на человека.
3.Существование чего, согласно Декарту явлено с абсолютной достоверностью? а) физических предметов; б) идеальных сущностей; в) моего Я; г) другого Я. 4.Если допустить, что реинкарнация существует, то что перерождается? а) физический индивид; Б) личность. 6.3. ТЕМАТИКА РАФЕРАТОВ ПО ТЕМАМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯЙ
№ 1 Религия и философия Философия и наука Функции и предназначение философии Философия как теоретическое мировозрение № 2 Жизнь и смерть Сократа
Теория идей Платона Учение об идеальном государстве Платона Этика ранних стоиков № 3 Философия Аристотеля Основные идеи христианства Тема смерти в античной философии (Демокрит, Платон, Эпикур)
№ 4 Исповед А.Авгутина Личность Иисуса Христа Философские взгляды Ф. Аквинского Роль П. Абеляра в развитии ср.вековой философии и схоластики
№ 5 Основные черты ср.вековой философии Неоплатоническая философия Плотина Фома Аквинский: решение вопроса о соотношении знания и веры в познании Ф.Ницще: критика христианской культуры
№ 6 Философия эпохи возрождения Философия Ф. Бэкона Жизнь и идеи Д.Локка Метафизика Р.Декарта
№ 7 Гносеология И.Канта Этика И.Канта Объективный идеализм Гегеля Диалектика Гегеля
№ 8 Онтология мировой воли в философии А. Шопенгауэра Этический пессимизм А.Шопенгауэра Учение о воли к власти в философии Ф. Ницше Сущность и функции морали в философии Ницше
№ 9 Основные черты русской философии Основные этапы развития русской философии Философия Ф.М. Достоевского как предтеча экзистенциализма Русский персонализм: Бердяев, Розанов, Шестов
№ 10 1.Бытие в античной философии Бытие и небытие в философии Гегеля Учение о бытие К. Ясперса Проблема бытия в современном постмодернизме
№ 11 Роль интуиции в научном познании Основные методы научного познания Учения об истине в гносеологии Критерии истины в философии науки
№ 12 Соотношения сознания и психики в современной антропологии Сознательное и бессознательное в философии Фрейда Ролевая концепция личности Э. Шостром
№ 13 Свобода и ответственность личности в экзистенциальной философии Идея личности в русской философии Соотношение биологического и социального в человеке
№ 14 Основные феномены человеческого бытия (Э. Фром) Смысл жизни. Смерть и бессмертие человека Экклезиаст. Смысл жизни человека
№ 15 Основные проблемы в современной этике Этика долга Канта Имморализм Ф. Ницше
№ 16 Теория стратификации Марксистское учение о классах Исторические типы и формы государства
№ 17 Культура и цивилизация в философии О. Шпенглера Теория формаций и реальность истории Философия истории Л. Гумилева
№ 18 Основные культуры современного человечества Россия в диалоге культур Культура и контркультура
№ 19 Глобальные проблемы современности Экологические проблемы Кузбасса Демографические проблемы современной России. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ
Укажите предметную область и предназначение (функции) философии. Что общего у философии с религией и наукой, в чем ее отличия от последних.
Охарактеризуйте различные парадигмы (типы) философствования. Какова проблематика философских учений Древней Греции: общее и особенности. Идеализм Платона в его сути и в подходе к познанию, искусству, государству, назначению человека. Что Вы знаете (на выбор): а) об энциклопедической философии Аристотеля? б) об учении Эпикура? Что такое категории мышления? Их свойства. Характеристика категорий единичное - общее, сущность - явление, содержание - форма. Категория «бытие - небытие». Каков предмет онтологии? Расскажите об осмыслении ее вопросов в европейской философии (Демокрит, Платон, Фома Аквинский, Декарт, Беркли, Кант и др.). Предмет, структура и функции философии. Основные учения античной философии. Пифагор, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур. Философия идей Платона. Проблема бытия и основной вопрос философии. Учение о материи. Виды движения материи. Атрибуты материи. Понятие диалектики и метафизики. Основные принципы диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений. Закон отрицания отрицания. Познаваемость мира. Субъект и объект познания. Трудности процесса познания. Алностицизм. Основные типы познания: искусство, наука, мистика. Специфика, функции, взаимосвязь. Основные формы чувственного и рационального познания. Их взаимосвязь. Сенсуализм и рационализм. Понятие истины. Объективность и конкретность истины. Истина и заблуждение. Критерии истины. Научное познание. Его основные формы и методы. Понятие научной парадигмы. Природа сознания: сознание и мозг, роль труда и общества в возникновении сознания. Соотношение биологического и социального. Основные характеристики сознания: идеальное - материальное; сознание - психика; сознание - бессознательное. Предмет и основные вопросы социальной философии. Экономическая жизнь общества: её структура и механизм. Происхождение и сущность классов. Взаимодействие классов в истории общества. Социально - классовая структура общества. Политическая структура общества. Государство. Типы и формы. Социально - классовая структура современного Российского общества. Тенденции её развития. Современная научно - техническая революция. Основные направления и социальные последствия. Критика сциентизма и технократизма. Глобальные проблемы и перспективы современного человечества. Экологический кризис: причины и пути его преодоления. Демографические проблемы мира и России. Понятие информационного общества. Мораль как форма общественного сознания. Религия; происхождение, сущность и функции в современном мире. Искусство как форма общественного сознания, высший вид человеческой деятельности. Природа и общество. Основные этапы их взаимодействия в развитии общества. Критика географического детерминизма. Основные факторы формирования и развития личности. Социализация. Основные механизмы социализации человека. Понятие ноосферы. Признаки становления ноосферы и пути перехода человечества к ноосферной цивилизации. Происхождение человека и общества, роль труда в этом процессе. Понятие способа производства. Основные исторические формы производства. Понятие культуры. Основные культуры человечества. Россия в диалоге культур. Основные структуры исторического процесса: цивилизация и общественно - экономическая формация. История как процесс развития этнокультурных цивилизаций. Проблема человека в философии. Биосоциальная природа человека. Основные грани человека: личность, индивид, индивидуальность. Человек в мире культуры. Роль культуры в формировании человека. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество. Особенности исторического пути России. Современное состояние и перспективы российского общества. Основные идеи современной философии (по выбору студента): экзистенциализм, философская антропология; философия психоанализа; постмодернизм. Философская антропология Ж.П. Сартра. Человек в учении Э. Фромма. Проблемы социальной типологии личности. Смысл жизни, смерть и бессмертие человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|