Оформление и учет поступления товаров, имеющих расхождения с сопроводительными документами
В случае несоответствия фактического наличия товаров данным документов или отклонения по качеству приемка приостанавливается. Составляется акт о приемке товаров по унифицированной форме, а в сопроводительных документах делается отметка об актировании. Акты о приемке товаров регистрируются и хранятся в бухгалтерии торговой организации. Если при приемке товара выявлены излишки по сравнению с количеством, указанном в сопроводительных документах, то получатель может по своему усмотрению либо принять большее количество товаров и оплатить его, либо принять к оплате предусмотренное количество товаров и отказаться от излишков. Акты о приемке товаров и сопроводительные документы на товар поступают в бухгалтерию и служат основанием для бухгалтерских записей по дебету счета 41. Эти документы являются первичными оправдательными документами и принимаются к учету в бухгалтерии, если они составлены в соответствии с требованиями бухгалтерского законодательства. Акт по форме ТОРГ-1 составляется в случаях если: 1) расхождений с документами поставщика нет, но составление комиссионного акта предусмотрено графиком документооборота организации при каждом поступлении товара; 2) обнаружены расхождения с документами поставщика, но товар поступил без предварительной оплаты или с частичной предоплатой, которая не превышает стоимости фактически поступившего товара. Приемный акт и сопроводительные документы передаются в бухгалтерию. Бухгалтер на основании акта делает запись по дебету 41 и кредиту счета 60 на стоимость фактически поступившего товара. 3) товар был предварительно оплачен, а при приемке товара обнаружены расхождения с документами поставщика. Бухгалтер делает проводки:
Дебет 60 субсчет «Авансы выданные» Кредит 51 «Расчетный счет» – на сумму предоплаты, перечисленной поставщику; Дебет 41 «Товары» Кредит 60 субсчет «Поставщики товара» – на сумму фактически поступившего товара; Дебет 19 субсчет «НДС по приобретенным материально-производственным запасам» – на сумму НДС по фактически поступившему товару; Дебет 60 субсчет «Поставщики товара» Кредит 60 субсчет «Авансы выданные» – зачет предоплаты на сумму фактически поступившего товара с учетом НДС; Дебет 76 субсчет «Расчеты по претензиям» Кредит 60 субсчет «Авансы выданные» – на сумму недостающего товара. Формы ТОРГ-2 «Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товаро-материальных ценностей» и ТОРГ-3 «Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров». Эти акты применяются для оформления поступления товара, имеющего количественные и (или) качественные расхождения по сравнению с данными, указанными в сопроводительных документах поставщика. Данные акты являются юридическим основанием для предъявления претензии поставщику или грузоотправителю. После составления акта его необходимо утвердить у руководителя и передать в бухгалтерию организации под расписку. На основании акта бухгалтер делает проводки. При количественном расхождении: Дт 41 Кт 60 –на стоимость фактически поступившего товара; Дт 19 Кт 60 – на сумму НДС по фактически поступившему товару; Дт 76 Кт 60 – на сумму превышения предоплаты. Если недостача произошла не по вине поставщика то: Дт 94 кт 60 – на сумму недостачи. При расхождении по качеству: Дт 41 Кт 60 Дт 19 кт 60 Дт 94 Кт 41 – на сумму уценки товара; Дт 94 Кт 19 – на сумму НДС, приходящуюся на сумму уценки. Дт 76 Кт 94 – сумма претензий.[12,стр. 27-36] Учет неотфактурованных поставок
Для принятия к учету товаров по неотфактурованным поставкам т.е. без расчетных документов поставщиков используется акт формы ТОРГ-4. Акт составляется в двух экземплярах комиссионно по фактическому наличию поступившего товара в присутствии материально-ответственного лица. На основании акта бухгалтер делает проводку по дебету счета41 и кредиту 60. К счету 41 следует открыть специальный субсчет «Неотфактурованные поставки».[12,стр. 18] Оформление и учет приемки и завеса тары Когда товар поступает в торговую организацию в таре или упаковке, которая не указана в счете поставщика отдельной строкой, а цена на нее включена в цену товара составляется акт формы ТОРГ-5. на основании акта бухгалтер делает проводку: Дт 41/3 Кт 60 Форма ТОРГ-6 применяется для оформления приемки и завеса тары. Он составляется комиссионно. Если при приемке товара обнаружено, что фактическая масса тары превышает массу, указанную в документах поставщика, то акт надо составить в двух экземплярах в присутствии представителя поставщика. На основании акта бухгалтер делает проводки» Дт 94 Кт 41– обнаружена недостача товаров в результате расхождений в весе тары; Дт 44 Кт 94 – списана недостача.[12,стр. 61] Отпуск товаров В розничной торговле отпуск товаров населению оформляется выдачей чека ККМ и отражением выручки за день в книге кассира-операциониста. Продажа товаров мелким оптом производится на основании письма-требования или заказа-отборочного формы ТОРГ-8. Товар отпускается по товарной накладной формы ТОРГ-12,а для оплаты товара выписывают чек. В оптовой торговле товар отпускается по товарной накладной ТОРГ-12. Внутреннее перемещение товара учитывается отдельной строкой в товарном отчете. Для учета движения товаро-материальных ценностей внутри организации, между структурными подразделениями или материально-ответственными лицами применяется форма ТОРГ-13.[12,стр. 69]
Инвентаризация товаров
Наличие товаров на складах и в рознице периодически проверяется посредством их инвентаризации. Она проводится с целью выявления соответствия фактического наличия товаров данным бухгалтерского учета, а также проверки правильности самих учетных данных.
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке: – излишек приходуется, а соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации; – недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки, сверх норм – за счет виновных лиц. Одновременно с фактической проверкой товаров проверяется состояние и ведение складского хозяйства, в том числе правильность организации хранения и размещения товаров. В процессе инвентаризации составляется инвентаризационная опись фактического наличия ценностей. При этом выявленные расхождения оформляются составлением сличительных ведомостей и соответствующими учетными записями.[12, стр. 73]
Учет товарных потерь
Инструкцией по применению Плана счетов предусмотрено, что сумму недостач, хищений и потерь от порчи ценностей, выявленных в процессе их заготовления, хранения и реализации отражают по учетным ценам по дебету 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции со счетом 41. Исключение составляют недостачи и потери, выявленные при приемке товаров по вине поставщиков или транспортных предприятий. Эти суммы списывают по дебету 76; потери ценностей, возникшие в результате стихийных бедствий относят в дебет счета 99. Если товары учитывают по продажным ценам, то одновременно списывают со счета 42 «Торговая наценка» торговую надбавку, относящуюся к недостающим или испорченным товарам. Согласно пункту 3 статьи 12 Закона РФ «О бухгалтерском учете» при отсутствии норм естественной убыли недостача имущества и его порча относятся на счет виновных лиц, если виновные лица не установлены– на финансовый результат, недостачи в пределах норм естественной убыли списывают на издержки обращения.[11, стр.142]
Переоценка товаров
Переоценка (уценка, дооценка) товаров, в результате которой изменяется их продажная цена, проводится на оптовых складах и в розничной торговле. Переоценка товаров в торговых предприятиях вызывается изменением спроса и предложения на них, а также частичной потерей товарами их первоначальных потребительских свойств, моральным старением и другими причинами. Оформляется переоценка инвентаризационной описью-актом. Переоценка товаров получает отражение в бухгалтерском учете, если учет товара ведется по продажным ценам. Для отражения операций, связанных с результатами переоценки товаров на складах и в розничной торговле, а также данных об отклонениях их стоимости в текущих рыночных ценах от стоимости, определившейся в бухгалтерском учете, используется счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».[11, стр.145] Учет расходов на продажу
Расходы на продажу бывают двух видов: непосредственно вызываемые куплей-продажей и связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения. Бухгалтерский учет этих затрат ведется на счете 44 «Расходы на продажу». В организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 могут быть отражены следующие расходы (издержки обращения): на перевозку товаров; на оплату труда; на аренду; на содержание зданий сооружений; на рекламу. По дебету счета 44 накапливаются суммы произведенных расходов, связанных с продажей товаров, работ, услуг. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи». При частичном списании подлежат распределению – в организациях, осуществляющих посреднеческую деятельность, – расходы на транспортировку. Все остальные расходы, связанные с продажей товаров, работ, услуг, ежемесячно относятся на себестоимость проданных товаров, работ, услуг. Аналитический учет по счету 44 ведется по видам и статьям расходов.[11, стр.146]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|