Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационная система обеспечения (ИСО):




Содержание

Введение

1. Глава 1. Информационное обеспечение управления в таможенной сфере

2. Глава 2. Характеристика системы электронного декларирования

Заключение

Список источников и литературы


Введение

 

Сегодня, наверное, вряд ли можно найти офис, где не было бы компьютера. Это главнейший ныне инструмент, самое настоящее средство производства. То же можно сказать и о прочих высокотехнологичных новшествах, в мгновение ока превратившихся из экзотических игрушек в неотъемлемые атрибуты личного и общественного бытия человека, [11].

Поэтому, любая экономическая система придаёт большое значение вопросам информационного обеспечения управления в различных сферах человеческой деятельности.

Глобализация внешней торговли, переход экономики Беларуси на рыночные отношения и появление информационных технологий, связанных с новыми экономическими моделями, в том числе и во внешне экономической корпоративной деятельности, потребовали коренных изменений в характере деятельности таможенной службы страны, усовершенствования таможенного администрирования, таможенно-расчётных и таможенно-логических операций, трансформируя их в реально действующий современный инструмент государственного регулирования внешней торговли.[10]

Что же в таком случае можно сказать о таможне, системе куда более масштабной, сложной и многоуровневой? Главная особенность концепции развития таможенных органов заключается в том, что каждое из направлений деятельности таможенных органов, [1, 2, 10, 11] будь то организации таможенного контроля, функционирование правоохранительного блока или административно-хозяйственная деятельность, предполагает внедрение новых информационных технологий. Процессы глобализации и интеграции таможенной системы на базе информатики и информационных таможенных технологий способствует формированию таких относительно новых для таможни направлений деятельности, как информационно-электронная таможня, международный информационный обмен, виртуальная таможенная логистика, телематика и др. Активно начинают использоваться в международных обменах и грузоперевозках, а так же в информационном обеспечении такие глобальные сети, как Интернет, Интранет, при этом не только активном, но и в интерактивном режиме. Иными словами, сегодня нет ни одного направления деятельности таможенной службы, которое в той или иной степени не было бы связано с автоматизацией. [10, 11]

Цель курсовой работы определить основные составляющие информационного обеспечения таможенной сферы Республики Беларусь. Исходя из цели работы, можно выделить следующие задачи:

Ø показать структуру информационного обеспечения таможенной сферы Республики Беларусь;

Ø охарактеризовать как составляющую систему электронного декларирования, её элементы и алгоритм действия;

Ø выявить преимущества и недостатки системы ЭД;

Тема на сегодняшний день очень актуальна. Мировая практика свидетельствует, что правильно построенное электронное декларирование, увязанное с системой управления рисками, приводит к повышению собираемости платежей и снижению количества нарушений, допускаемых как импортёрами, так и сотрудниками таможенных органов. К тому же используя метод электронного декларирования, декларант экономит не только время, но и значительные денежные средства. Так же следует отметить ещё один немаловажный фактор, свидетельствующий о необходимости внедрения и использования системы электронного декларирования – это союзное государство России и Беларуси. Взаимное договоры о транзите товаров, как через территорию Беларуси, так и России сопровождаются большим количеством бумажных документов, оформление которых занимает много времени. Упростить этот процесс может система ЭД. Следует учитывать и тот факт, что Беларусь находится на границе СНГ и Евросоюза, где давно практикуется «безбумажный документооборот», а через территорию Беларуси проходит 70% транзитных путей сообщения как со стороны Евросоюза, так и со стороны СНГ.

Курсовая работа написана на основе следующих источников: Таможенный кодекс Республики Беларусь [4],который в связи с внедрением системы электронного декларирования, претерпел серьёзные изменения; постановление Государственного таможенного комитета «О порядке таможенного оформления и контроля товаров в случае их декларирования в электронной форме [5]; постановление Совета министров Республики Беларусь «Об особенностях таможенного декларирования товаров [2]; Закон Республики Беларусь «Об электронном документе» [3]. Активно иллюстрируют процесс внедрения и использования системы электронного декларирования в своих работах начальник Управления информационных технологий, таможенной статистики и анализа Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Л. Кузьмич [11], руководитель Центра исследования проблем управления инвестиционными и предпринимательскими рисками ГНУ «Институт экономики НАН Беларуси», кандидат экономических наук Г. Гриц [8, 9], председатель ГТК А. Шпилевский [17].

Работа состоит из вступления, двух глав и заключения. Во вступлении определяются основные цели и задачи работы, рассматриваются источники и литературы по данному вопросу. Первая глава посвящена обзору общей картины информационного обеспечения таможенной сферы Республики Беларусь, выделению основных составляющих этой системы. Вопрос второй главы состоит в рассмотрении одной из составляющей информационного обеспечения таможенной сферы Республики Беларусь – системы электронного декларирования.


Глава I. Информационное обеспечение управления в таможенной сфере

 

Развитие таможенного дела, которое основано на регулировании международных обменных процессов, всегда было связано с информацией и информационным обеспечением. На начальном этапе зарождения таможенного дела регулирование обменных процессов носило ритуально-символический и речевой характер. В древних странах существовали целые системы ритуалов, меток и указателей, информирующие соплеменников или иноплеменников об обменных процессах. Таким образом, ритуальность, символизм (знаковость) и устная речь были первыми, если можно так сказать, информационными системами обеспечения, регулирующими торгово-обменные действия [10].

Вплоть до XX века в таможенном деле шло медленное накопление опыта по информационному обеспечению управления. Изучение истории таможенного дела показывает, что проблема сбора, накопления, обработки и использования различных сведений и данных стояла перед этой службой на всех этапах ее развития. В течение длительного времени основными механизмами ее решения были мозг, язык, зрение и слух человека. Первое революционное изменение здесь произошло в связи с появлением письменности, а потом и изобретением книгопечатания. Эти два этапа создали совершенно новую технологию сбора, обработки и распространения сообщений и данных, избавили людей от необходимости всецело полагаться на человеческую память. Так как в эпоху книгопечатания основным носителем информации стала бумага, то технологию сбора, обработки и распространения информации стали называть «бумажной информатикой».

«Бумажная информатика» – это стиль, который породил «бумажное общество», где считается, что надежнее всего бумага, которая хранит и передает любую информацию. Бумага – это книги, торговые документы, законы, иные акты, договоры поставки, управленческие решения и прочие документы [11].

В настоящее время осуществляется переход от разобщенной работы людей с бумажными носителями информации к коллективному труду с электронными документами, который позволяет, например, в таможенной службе экономить время в принятии решений при выполнении основных, предварительных, обеспечивающих операций. Это новая реальность, в которой непосредственность и оперативность компьютерных и других оргтехнических связей сочетаются с глубиной и содержательностью, свойственной письменным сообщениям [10].

Наступило время, когда возникла качественно иная информационная технология. Положение принципиально изменилось с появлением ЭВМ и иной информационной техники. Изобретение двигателя открыло эру механизации и автоматизации физического труда, ЭВМ сделала то же самое в отношении умственного труда. Принципиально новый шаг был совершен, когда от применения ЭВМ для решения отдельных задач перешли к их применению для автоматизации сбора, обработки и использования больших массивов данных [10].

Многие страны ЕС переходят к системе распределенной обработки информационных данных на основе открытой сети. Готовясь к созданию глобальной системы электронного бизнеса, электронной торговли, международных банковских взаиморасчетов через спутниковые системы, широкое распространение получают электронные деньги. С продвижением сети Интернет акцент будет сделан на индивидуального потребителя. Это создаст новое единое пространство обмена информацией, торговли и сотрудничества таможни и участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Сегодня все реальнее проявляются черты таможни XXI века - информационно-электронной таможни, с использованием электронных документов, компьютерной техники и космической информациологии, увязанных в единую автоматизированную информационную систему [9, 10, 11].

Таким образом, информационное обеспечение управления (ИО) – важнейший элемент информационной системы (ИС) и информационной технологии (ИТ) – предназначено для отражения информации, характеризующей состояние управляемого объекта и являющейся основой для принятия управленческих решений [10, с.7].

В таможенной системе (Т-системе) составляют входные и выходные информационные массивы, формируемые и хранимые в общесистемных и локальных базах данных. Общесистемные базы данных должны формироваться в виде интегрированного информационного поля на основе документальных и фактографических баз данных. Локальные базы данных содержат информацию, необходимую для работы одного пользователя или группы пользователей. При разработке информационного обеспечения особое внимание следует уделить решению вопросов придания юридической силы нормативным актам на электронных носителях. Основу технического и технологического обеспечения ведения эталонных банков правовой информации должны составить высокопроизводительные универсальные ЭВМ с широким набором периферийного оборудования и средств телекоммуникации. Базой технического обеспечения локальных вычислительных сетей будут персональные ЭВМ различной мощности. Схематически построение законодательно-нормативной основы информационного обеспечения в сопряжённой таможенной среде можно представить следующим образом (рис. 1)[11, с. 40].

Информационная система обеспечения (ИСО):

Из представленного выше следует, что пока не будут решены организационно-правовые вопросы, принципиальных результатов от внедрения новых информационных технологий ожидать трудно. Правовые аспекты защиты информации связаны, прежде всего, с соблюдением юридических норм, предусматривающих защиту данных от несанкционированного доступа и предотвращение любой возможности их использования не по назначению. Осознание в полной мере информационной первоосновы любой таможенной технологии приводит к необходимости пересмотра подхода к проектированию систем автоматизации таможенной деятельности. И здесь примером могут служить банковские информационные системы, в которых уже на стадии проектирования заложены принципы фиксации «информационных следов». То есть любое действие с компьютерной информацией должно быть документировано, санкционировано и проконтролировано. Сегодня эта проблема не является особо острой, так как подавляющее большинство таможенных технологий реализованы в локальных вычислительных сетях, а их интеграция осуществляется особым способом. При переходе к полномасштабным системам, работающим в реальном времени, с распределённой обработкой и хранением информацией, актуальность обеспечения информационной безопасности значительно возрастает [10].

Проблему обеспечения информационной безопасности на сегодняшний день можно решить путём создания и внедрения систем электронных документов основанных на технологии их защиты электронно-цифровой подписью (ЭЦП). Закон республики Беларусь «Об электронном документе» [3] даёт следующее определение ЭЦП. Это набор символов, вырабатываемый средствами электронной цифровой подписи (т.е. программными и техническими средствами, обеспечивающими выработку и проверку электронной цифровой подписи и имеющими сертификат соответствия требованиям технических нормативно правовых актов в области технического нормирования и стандартизации) и являющийся неотъемлемой частью электронного документа. Иными словами, это некая последовательность символов, полученная по определённым правилам и алгоритмам. ЭЦП используется в качестве аналога собственноручной подписи для придания документу юридической силы, равной юридической силе документа на бумажном носителе, подписанного правомочным лицом и скреплённого печатью. ЭЦП – эффективное решение для всех, в том числе и для государственного таможенного комитета (ГТК), кто не хочет ждать прихода фельдъегерской или курьерской почты издалека, чтобы проверить подлинность полученной информации. Например, потребность подтверждения об уплате таможенных платежей декларантом, ГТК должен получить соответствующее подтверждение из банка о внесении платежа, которое на бумажном носителе подписывается уполномоченным лицом банка. Далее это подтверждение посредством всё той же курьерской или фельдъегерской почты, поступает в ГТК. Если же банк воспользуется ЭЦП, удостоверив ею электронное подтверждение о внесении платежей, то процедура займёт гораздо меньше времени [12].

Использование ЭЦП не ограничивается применением её в качестве собственноручной подписи. ЭЦП позволяет выполнять и другие не менее важные функции:

· удостоверение источника документа и его подлинности, т.е. его автора;

· защита документа от изменений (преднамеренных или случайных);

· невозможность отказа от авторства (секретный ключ известен только владельцу).

ГТК на сегодняшний день использует ЭЦП для защиты сведений, передаваемых по открытым каналам передачи данных, при использовании системы электронного декларирования товаров [12].

Сегодня таможенная деятельность сопровождается огромным количеством перерабатываемых документов. Например, один автофургон, везущий из Финляндии в Россию 60 видов различных молочных продуктов фирмы Valio, «сопровождает» около 400 страниц внешнеторговой документации. Особая проблема в документообороте - это наличие ошибок в данных сопроводительных документов, в процедурах доставки или в признаках товаров. К примеру, только список критических ошибок (в результате которых нельзя идентифицировать товар, регистрировать государственную таможенную декларацию (ГТД), определить таможенный режим и т. д.), выявляемых при проверке грузовой таможенной декларации, превышает сотню. Эти ошибки приводят к дополнительным издержкам, задержке товаров на таможенной границе или при их таможенном оформлении, а также могут являться причиной срыва международных контрактов, потери скоропортящейся продукции и утраты доверия клиентов [11].

В связи с ускорением интеграционных процессов в таможенной службе и в экономике страны в целом, проблема управления и организации на базе модернизации и оптимизации становится всё актуальнее. Появляется информационная перегруженность таможенных служб, тормозящая международный обмен товаров, и увеличивается время на принятие управленческих решений. Данная проблема не менее важна, чем проблема информационной недостаточности. Оптимизация информационных потоков в современных таможенных системах и системах международного продвижения товаров возможна путём информационного моделирования. Такое моделирование требует описания информационных источников и каналов передачи данных, их характеристик, формализации получаемых по каналам передачи данных сообщений с преобразованием их в информацию, пригодную для вычисления эффективности таможенных операций, расчёта риска и принятия таможенных решений. В этом случае проблема совместимости информации в сообщениях из различных источников может быть решена с помощью информационных критериев эффективности (рис. 2) [7, 8, 9].

На сегодняшний день наиболее проблемным сектором информационного обеспечения управления таможенных органов вызывает подача декларации[1] товаров посредством системы электронного декларирования. Она значительно упрощает процедуру декларирования товаров за счёт сокращения как временных, так и финансовых затрат. Но, в свою очередь, система ЭД влечёт за собой серьёзную реорганизацию не только правовой, технической, экономической и информационной сфер таможни, но и ГТК в целом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...