Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Характеристика системы электронного декларирования




 

По данным статистических исследований, в международной торговле в одной сделке участвует в среднем 27 партнеров. Кроме продавца и покупателя, в нее включены перевозчики, отправители, банки, страховые учреждения, инспекционные и сертификационные органы и мн. др. Число различных документов, которыми они обмениваются между собой, может доходить до 40, а после их тиражирования — до 360 и более. Эти документы содержат приблизительно 200 элементов данных, многие из которых повторяются. Расходы по оформлению документов, их пересылке и обработке достигают от 7 до 15% общей цены торговой сделки. По некоторым оценкам, суммы, расходуемые на документооборот, составляют сотни миллиардов долларов в год [11].

Снижению этих расходов способствует внедрение в практику международной торговли электронного документооборота, систему электронного декларирования. С точки зрения организации таможенного дела электронное декларирование обеспечивает повышение эффективности таможенного оформления и таможенного контроля за счет заблаговременного получения в электронном виде таможенных документов. Это позволяет провести полномасштабный контроль информации в системе анализа рисков, исключить субъективизм таможенного инспектора при принятии решения, обеспечивает единообразное применение норм, таможенного законодательства для всех без исключения участников ВЭД (рис. 3). Кроме того, обеспечивается прозрачность процесса принятия решения в отношении декларируемого товара, ускоряется сам процесс его таможенной очистки.

Таможенный кодекс [4] предусматривает возможность подачи деклараций в письменной и устной форме или электронным способом. В настоящее время при оформлении товаров используется комбинированный вариант — декларация подается на бумажном носителе и предоставляется ее электронная копия. На данный момент это не самый подходящий вариант. Во-первых, помимо бумажной декларации составляется электронная, следовательно, возрастает вдвое время на контроль, вдобавок, вследствие большого количества участников, задействованных в процессе декларирования, могут возникнуть расхождения в содержании бумажной и электронной деклараций. Во-вторых, общий процесс прохождения декларирования товара затягивается, так как при декларировании товара «бумажным способом» нет постоянной связи между всеми необходимыми звеньями системы декларирования (банк, клиент, ГТК, и т. д.), что полностью исключается при электронном декларировании. Так же не следует упускать и тот факт, что в случае декларирования в электронной форме значительно снижается участие в процессе людей, что влечёт за собой снижение человеческого фактора.

Экспортёр с помощью декларантского программного продукта формирует электронную грузовую таможенную декларацию и документ таможенного транзита. Электронные документы подписываются электронно-цифровой подписью (ЭЦП) и по интернету передаются в центр обработки. Затем по системе передачи данных направляется в пункт таможенного оформления (ПТО). Таможенный инспектор проверяет ЭЦП декларанта и декларацию с помощью специализированной программы. И, если нет ошибок, выдаёт экспортное свидетельство. Далее декларант вносит через свой банк таможенные платежи, готовит, при необходимости, документы, указанные в протоколе контроля декларации. Эти дополнительные документы могут быть переданы в систему электронного документа, либо представлены в ПТО при фактическом оформлении товара. В любом случае система ЭД должна представлять возможность декларанту дополнять данные в декларации по мере появления у него необходимой информации. Далее информация направляется в систему контроля транзита для получения разрешения на транзит. Свидетельство и разрешение заверяются у инспектора и в обратном порядке через центр обработки возвращаются экспортёру. Тот распечатывает транзитный документ и вместе с товаросопроводительными документами передаёт его перевозчику. Товар не размещается на склад временного хранения (СВХ), а отправляется прямо из временной зоны таможенного контроля (т.е. непосредственно со склада предприятия). В результате товар предъявляется таможне только в пункте пропуска на границе (рис. 4) [11].

Особенностью электронного декларирования является и то, что оригинал электронной государственной таможенной декларации (ЭГТД) существует только на машинном носителе. При этом электронный документ (ЭД) на машинном носителе приравнивается к документу на бумажном носителе и имеет с ним одинаковую юридическую силу. Все экземпляры ЭД, зафиксированные на машинном носителе и идентичные один другому, являются оригиналами (в отличие от бумажных носителей, где, как правило, оригинал документа один) и имеют одинаковую юридическую силу [7, 8].

Однако полностью отойти от безбумажного документооборота пока ещё окончательно не удалось. ЭГТД в одном экземпляре всё же выводится на бумажный носитель и заверяется подписью и личной номерной печатью должностного лица таможенного органа. Этот экземпляр предназначен для передачи перевозчику в целях получения разрешения таможенных органов на перевозку товаров и транспортных средств под таможенным контролем.

Законом установлено [1, 2, 3] что в случае, когда одним лицом создаются документ на бумажном носителе и электронный документ, идентичные по содержанию, оба документа признаются самостоятельными документами. При этом документ на бумажном носителе не является копией электронного документа. Таким образом, в рассматриваемом случае оригинал ЭГТД и его бумажная копия, заверенная в установленном порядке, имеют одинаковую юридическую силу [2].

Порядок уплаты таможенных платежей и документальное подтверждение их внесения на счёт таможенного органа при электронном декларировании не изменились. Таможенные сборы за таможенное оформление в случае осуществления ЭД товаров уплачиваются до выдачи таможенного разрешения:

 - в безналичном порядке – на счета республиканского бюджета, открытые в соответствии с законодательством Республики Беларусь[1] для таможни, в которой осуществляется либо будет осуществляться таможенное оформление товаров, либо которая будет совершать юридически значимые действия. При этом подтверждением о произведённом платеже является экземпляр платёжного поручения (в электронном виде) с отметкой банка о перечислении уплаченных сумм в доход республиканского бюджета, заверенной подписями ответственного исполнителя, главного бухгалтера или его заместителя (лица, уполномоченного осуществлять дополнительный контроль) и скреплённой оттиском печати банка с указанием даты исполнения поручения;

- наличными денежными средствами – в кассу таможни, в которой осуществляется либо будет осуществляться таможенное оформление товаров либо которая будет совершать юридически значимые действия, либо в кассу банка, либо через организацию связи Министерства связи Республики Беларусь с последующим перечислением на соответствующий счёт республиканского бюджета[1,2].

Законодательством допускается уплата таможенных платежей за плательщика любым заинтересованным лицом. Однако в этом случае следует учитывать, что в соответствии с подпунктом 8.1.3 пункта 8 Инструкции о порядке исполнения республиканского бюджета по доходам [1], в поле «Назначение платежа» платёжного документа должны быть указаны учётный номер плательщика и наименование юридического лица (фамилия и инициалы физического лица), за которое производится уплата платежей в бюджет.

В перспективе не исключается возможность перехода на уплату таможенных платежей и заявителем таможенного режима (любым заинтересованным лицом) ещё и посредством электронных пластиковых карточек. При этом данные об уплате таможенных платежей в режиме реального времени будут автоматически поступать на компьютеры инспекторов таможенных органов, в функциональные обязанности которых входит выдача таможенных разрешений на помещение товаров под определённый таможенный контроль.

На сегодняшний день система ЭД – это комплексная, многоуровневая система. Для её полномасштабного использования и внедрения требуются серьёзные реорганизации не только таможни и ГТК, но и ряда других звеньев системы, без которых она не может существовать (банк и др.). Нужна достойная телекоммуникационная система, развитые на надлежащем уровне локальные вычислительные сети. Желательно как можно более высокая степень избыточности сетей, то есть возможность резервного дублирования отдельных наиболее важных участков, что само по себе не дёшево. Встаёт вопрос о статусе бумажных копий электронных документов. Нужно определить, как добиться обеспечения достоверности при предъявлении таких документов другим инстанциям – налоговым органам, суду. То есть здесь уже следует говорить о технической готовности других служб. Следовательно, полностью отказаться от бумажного документооборота и перейти на электронные технологии таможня в отрыве от других ведомств не может [9].

Для создания общего информационного ресурса всех контролирующих органов, необходимо определить: где он будет располагаться физически, будет ли он территориально распределённым, какова будет его структура, каковы будут условия доступа к его сегментам со стороны отдельных служб. Следовательно, должны состояться межведомственные переговоры и консультации.

С широким развитием электронных технологий возникает настойчивая необходимость нормативно-правового определения деятельности должностного лица. Ведь ответственность должностного лица никогда не будет перенесена на автоматизированный комплекс. Нужно прописать все нюансы, что и как должен выполнять человек и машина, и закрепить это нормативно.

Подводя итоги, следует отметить, что введение электронного декларирования позволит:

1) существенно сократить затраты времени и соответственно издержки субъектов хозяйствования при осуществлении таможенного оформления, ввиду того, что:

- исчезает необходимость личного прибытия их представителей на пункт таможенного оформления;

 - обмен информацией между заявителем таможенного режима и таможенным органом происходит по электронным каналам связи фактически в режиме реального времени;

    2) значительно ускорится процесс таможенного оформления товаров, т.к. проверка таможенной декларации осуществляется с помощью программных средств и в рамках системы анализа и управления рисками[2];

    3) сделать прозрачной саму процедуру таможенного оформления на всех этапах прохождения декларации:

     - практически исключён человеческий фактор, т.к. отсутствует контакт между инспектором таможни и представителем заявителя таможенного режима[3];

 - в режиме реального времени имеется возможность отследить стадии прохождения ЭГТД от момента её отправления субъектом хозяйствования в таможенный орган до выдачи таможенного разрешения.

Таким образом, все вышеназванные обстоятельства приведут к сокращению издержек, экспортёров и повышению конкурентоспособности отечественной экспортной продукции.


Заключение

 

В современном мире таможенные системы переживают новый этап своего развития. Это связано, с одной стороны, с глобализацией и интеграцией внешней торговли, а с другой – усилением контроля за перемещением через таможенные границы товаров, услуг и интеллектуальной собственности, которые могут отрицательно повлиять на безопасность мирового сообщества.

Данные тенденции оказывают существенное влияние на управление в Т-системе. Возникает настоятельная потребность в серьёзных научных исследованиях, направленных на существенные изменения в организационной структуре управления, содержании функции и характере деятельности всех уровней таможенного администрирования, а так же на адекватное реагирование на быстро развивающиеся процессы в мировой торговле путём совершенствования теории и практики внедрения новых информационных таможенных технологий.

В этой связи весьма актуальной становится разработка теории и методологии совершенствования Т-системы на базе информационного обеспечения управления. Приоритетным направлением в решении данной проблемы являются разработка и внедрение автоматизированных информационных систем таможенной деятельности на модульном принципе. Происходящие при этом процессы многомерны, зависимы от мировых экономических условий, правовой базы, развития информационной среды, таможенных технологий и т. д.

Вместе с тем существуют проблемы совершенствования управления в таможенной системе на уровне таможенных постов, таможен и ГТК. Прежде всего, это связанно с сокращением времени на таможенный досмотр и таможенное оформление товаров и транспортных средств; неопределённостью и рисками в принятии решений; необходимостью повышения эффективности работы по выявлению, предотвращению и пресечению контрабанды, коммерческих мошенничеств и нарушений, таможенных правил; совершенствованию ролевых функций и программных задач с помощью моделей и технологий.

Показав структуру ИТ-системы, следует отметить, что это сложный, взаимосвязанный комплекс внутренних, но и внешних составляющих модулей (банк, СВХ, ПТО и т.д.). Следует учитывать и тот фактор, что в полном объёме ИТ-система не может функционировать при отсутствии одного из её составляющих. Система ЭД как одна из модулей всей ИТ-системы, является, так же, и уникальным её звеном. Так как ЭД это есть сложная структурированная модульная система, имеющая свои составляющие, являющаяся в то же время модулем ещё более сложной системы. Система электронного декларирования на сегодняшний день является долгосрочным перспективным курсом на развитие не только таможни и ГТК, но и торговли, импорта, банковской системы, да и экономики в целом. Несомненно, система ЭД имеет свои плюсы и минусы. Последнее, на сегодняшний день весьма весомое, требующее немалых средств. Но как показала практика внедрения системы, при полномасштабном функционировании, ЭД покрывает все расходы, выводит предприятия на уровень значительной экономии как материальных и технических, так и временных ресурсов. Что и является главной задачей системы электронного декларирования.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...