Индивидуальные стили деятельности
Успешность противодействия агентам профессионального стресса зависит от сформированности индивидуального стиля деятельности, хотя эффективность самой деятельности при этом может быть и невысокой. Так, Е. П. Ильин (2000, с. 197) приводит следующее возможное сочетание индивидуального стиля и эффективности деятельности: —стиль деятельности выбирается по склонности, но вопреки требованиям деятельности (вариант приспособления деятельности к человеку). Эффективность деятельности может быть низкой; —стиль деятельности выбирается исходя из целесообразности, то есть с учетом требований деятельности и ситуации (вариант приспособления человека к деятельности). Эффективность деятельности может возрастать, но человек на первых порах испытывает напряжение, дискомфорт, что сказывается на замедлении темпов овладения профессией; — стиль выбирается по склонности и не противоречит условиям деятельности и требованиям ситуации. Степень эффективности деятельности высокая, у личности преобладают положительные эмоции и чувство удовлетворения (оптимальный вариант соотношения стиля и требований деятельности). Лабильность нервной системы и индивидуальный стиль деятельности. Многочисленные исследования процессуальной стороны индивидуального стиля деятельности показывают (Б. А. Вяткин, М. Р. Щукин и др. ), что эта сторона стиля включает в себя широкий спектр особенностей деятельности. В данном случае имеются в виду индивидуальные различия в исполнительных возможностях и контрольных действиях, соотношении ориентировочного и исполнительного компонентов деятельности, особенностях в выборе ситуаций и заданий, особенностях подготовки к работе, вхождения в нее, организации рабочего места и отвлечениях, а также в негативных проявлениях индивидуальных различий в деятельности. Результаты исследований свидетельствуют о том, что названные стороны деятельности связаны со степенью выраженности подвижности и лабильности нервной системы. Кроме того, наблюдается связь и со свойствами других уровней индивидуальности (Б. А. Вяткин, 2000).
При изучении деятельности учащихся и рабочих в различных ситуациях и при выполнении разных заданий М. Р. Щукин (1990) обнаружил более высокие скоростные возможности у лиц с подвижной и лабильной нервной системой по сравнению с лицами с инертной нервной системой. В одних случаях эти различия имеют ярко выраженный характер, тогда как в других ситуациях они слабо выражены и незначимы (статистически). Степень выраженности отмеченных нейродинамических свойств связана с быстротой овладения трудовыми действиями, ускоренной врабатываемостью, легкостью переключения на новое задание, темпом деятельности. Различия между подвижными и инертными испытуемыми выявлены во время выполнения заданий в процессе овладения начальными трудовыми умениями и навыками и во время выполнения стандартных рабочих операций. Кроме того, отмечается, что у лиц с подвижной и лабильной нервной системой высокие скоростные возможности сочетаются с точной реакцией. В то же время при выполнении медленных и равномерных движений выявляются преимущества лиц с инертной нервной системой. Это обнаружено в специальном эксперименте и в предпочтениях в отношении заданий, требующих медленных и однообразных действий (М. Р. Щукин, 1994). Также между испытуемыми с различной степенью выраженности подвижности и лабильности нервной системы выявлены различия и в контрольных действиях. Инертные осуществляют эти действия более развернуто и затрачивают на них больше времени, у них зафиксировано значительное количество контрольных действий, осуществляемых как с помощью инструмента, так и без него. Наряду с этим выявлена связь особенностей контрольной деятельности с отношением к деятельности.
Ориентировочные и исполнительные действия. В качестве существенной особенности индивидуального стиля выступает соотношение ориентировочных (в том числе контрольных) и исполнительных действий. Е. А. Климовым и его последователями показано, что у одних людей ориентировочная деятельность более развернута и сильнее обособлена от исполнительных действий (у лиц с инертной и слабой нервной системой), а у других эта деятельность менее развернута и в большей степени осуществляется в связи с исполнительными действиями (у лиц с подвижной и сильной нервной системой). Отмеченные соотношения прослеживаются не только в сложившейся профессиональной деятельности, но и в учебном процессе (Б. А. Вяткин). Для описания процессуальной стороны индивидуального стиля необходимо рассмотреть не только внутренние характеристики субъекта, но и внешнюю сторону — ситуацию осуществления деятельности (создание условии, подготовка, выбор заданий). Б. А. Вяткиным описаны данные, показывающие связь между предпочтениями учащихся в отношении тех или иных заданий и степенью выраженности подвижности и лабильности нервной системы. Подвижные предпочитают задания, требующие выполнения разнообразных операций и частых переключений, а инертные — задания, связанные с однообразными и медленными действиями. Кроме того, у подвижных наблюдается стремление разнообразить свою деятельность. Отдельно необходимо коснуться результативной стороны индивидуального стиля. Традиционные представления о ней построены на однозначности и жесткости трактовки успешности как обязательного признака стиля. Но, во-первых, успешность может иметь достаточно большой диапазон, во-вторых, высокая успешность в одной из сторон деятельности (производительной или качественной) может сочетаться с невысокими показателями в другой, и в-третьих, индивидуальные различия результата не должны трактоваться как различия в успешности. Например, в русле индивидуальных различий в результатах деятельности следует рассматривать проявления скоростного и точностного типов деятельности (см. далее импульсивный и рефлексивный когнитивные стили): в первом типе преобладает успешность в количественной, а во втором — в качественной стороне деятельности.
Процесс и результат. Необходимо обратить внимание и на связь результативной и процессуальной сторон деятельности. В индивидуальном стиле она не является однозначной (характер этой связи, кстати, наряду с различными особенностями отдельных характеристик является компонентом стиля). Определенные особенности процессуальной стороны могут различным образом отражаться на результатах деятельности. То есть индивидуальные различия результата — это не показатель неуспешности, а проявления разных уровней развития индивидуального стиля, поэтому нужно признать, что наряду с рациональным стилем существует нерациональный и что рациональный стиль может иметь разные уровни развития. Таким образом, можно заключить, что ... успешность работы, производительность труда не зависят напрямую от психодинамических характеристик поведения, а проявляются в стиле выполнения деятельности (Б. А. Вяткин, 2000). При этом стилевые характеристики зависят от многих факторов, которые осмысливаются и оцениваются субъектом, приобретая конкретное личностное значение и определяя его выбор. Иными словами, личность владеет своими индивидными свойствами, подбирая в зависимости от их оценки, «означения», те или иные способы достижения целей (А. Г. Асмолов, 1990). Таким образом стратегии выбора способствуют формированию не только стиля конкретной профессиональной деятельности, но и индивидуального стиля личности в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|