Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Современные технологии обучения изобразительному искусству





Основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки

Изменения в социально-экономическом, политическом, правовом устройстве России не могли не затронуть сферу образования. В этой связи, еще в конце XX столетия (ноябрь 1999г.) был опубликован проект стратегического развития образования в нашей стране на период до 2025 года. Этот документ был одобрен и принят правительством РФ как национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года. Это основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.

Доктрина определяет цели воспитания и обучения на длительную перспективу и пути их достижения посредством государственной политики в области образования. Стратегические цели образования тесно связаны с проблемами развития российского общества, включая:

- преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

- восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования культуры, науки, высоких технологий и экономики;

- создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России;

Доктрина признает образование сферой накопления знаний и умений, возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни, создает условия для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образование сферой эффективного вложения капитала. Доктрина определяет основные направления законодательства в области образования и является основой для разработки программ развития образования. Доктрина нацеливает развитие системы образования на историческую преемственность накоплений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; развитие культуры межэтнических отношений; непрерывность образования в течение всей жизни; подготовку конкурентоспособных высококвалифицированных специалистов; развитие дистанционного образования и др. Доктрина предусматривает поэтапное увеличение финансирования образования в нарастающем темпе.



На основании национальной доктрины образования разработаны концепция и программа развития образования до 2010 года, Целевая программа развития воспитания на период 2008-2010 годы, действует и расширяется национальный проект «Образование». Согласно этим и другим тактическим документам идет модернизация всех звеньев российской системы образования. Однако инертность самой системы образования, нехватка высококвалифицированных пед.кадров во всех звеньях образовательной цепи сдерживают темпы развития образования. В этой связи идет корректировка ранее принятых программ, разрабатываются новые. Так, например, разрабатываются современные модели обучения для всех типов образовательных учреждений и соответственно образовательных стандартов. Создать инновационное российское общество могут только инновационные и креативные педагоги.

 

Современные технологии обучения изобразительному искусству

Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

-развивающее обучение;

-проблемное обучение;

-разноуровневое обучение;

-коллективную систему обучения;

-технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);

-исследовательские методы в обучении;

-проектные методы обучения;

-технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;

-информационно-коммуникационные технологии;

-здоровьесберегающие технологии и др.

Каждый педагог – творец технологии, даже если заимствует методы. Создание технологии невозможно без творчества. Педагог-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, использует оригинальные методические приемы, разрабатывает «авторские» технологии. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Но как быть, когда речь идет о художественно - творческом процессе обучения, какие технологии и приемы использовать? Какие технологии могут лучшим образом развить изобразительную деятельность учащихся? Ведь на протяжении многих лет учащиеся делятся на несколько категорий: первая на тех, кто любит и может рисовать; вторая на тех, кто любит, но не получается; третья на тех, кто не может, но хочет научиться; четвертая на тех, кто не может и из-за этого не любит рисовать; пятая на тех, кто может, но серьезно не занимается или не развивается. Вопрос непростой.Такое непростое отношение к себе и к предмету, современные педагогические технологии призваны изменить в более положительные результаты работы.

Именно сегодня работая над проблемой развития творческих способностей воспитанников на уроках изобразительного искусства, значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся, поэтому использую развивающие технологии, активизирующие деятельность воспитанников. При организации художественно - творческого, развивающего обучения необходимо создать определенную среду, которая должна стимулировать, подпитывать воображение и фантазию детей. Для творчества необходимы: внутренняя мотивация, страстное желание, новизна, ценность того, что получается. Творческая мысль – это прозрение открывающее верное решение. Педагогу- художнику необходимо помнить, что никакая технология не заменит эмоциональное общение с учащимися, творческое взаимодействие с ребенком и произведениями искусства, но технология может помочь педагогическому общению на занятиях изобразительным искусством, сделать его более разнообразным, вариативным, насыщенным по содержанию.

Передача художественной информации возможна лишь при тщательном отборе и нахождении точного места в той или иной технологии. Прежде всего необходимо создать условия эмоционального сопереживания, воспринимающего тому материалу, который он получает, общаясь с педагогом и произведениями искусства. Педагог –художник не просто сообщает информацию, он является организатором различных видов деятельности, помогает выбрать решение, проследить процесс, помогает учащимся выразить своё отношение к действительности и к искусству в изобразительной форме.

В своей небольшой практике (2 года работы в общеобразовательной школе) я использую технологию диалога. Общение педагога и учащихся строится на основе диалога. В процессе диалога они обмениваются мнениями, получают информацию, высказывают свою позицию, в результате чего образуется смысловое поле, помогающее решать поставленные задачи. В построении диалога происходит зарождение проблемной ситуации, разрешение которой, создает эмоциональное сопереживание, увлекая в мир изобразительного искусства. Диалоговые технологии применяю в процессе обсуждения, наблюдения, в процессе изображения, при рефлексии, обсуждении собственных работ и работ одноклассников. Во время диалога можно выявить затаенные способности учащихся, узнать конструкцию мышления, сблизиться эмоционально и мысленно. Этой технологии уделяется очень много внимания и потому, что параллельно диалогу используется педагогическое рисование. Оно является средством активизации учебного процесса на уроках изобразительного искусства. Специфика урока изобразительного искусства заключается в перестройке зрительного восприятия на изобразительную деятельность. Значение педагогического рисования огромно в развитии зрительной памяти учащихся и приобретении ими практических навыков. Мастер - класс без которого порой трудно понять как же правильно рисовать. Активность учащихся проявляется в творческой самостоятельности. Ребенок выражает свою мысль через изображение в практической деятельности (в рисунке), при этом педагог продолжает сопровождать интерес учащегося, его самостоятельное мышление, активизирует желание глубокого изучения изобразительного искусства.

На уроках изобразительного искусства я применяю гуманитарные технологии, как способ активизации мышления и деятельности учащихся. Для создания эмоциональной среды использую следующие технологии «проблемная ситуация», «конструкция для подсказок», «технология критического мышления», «применение правил», «диагностика», «генерация идей», «формирование понятий».

В своей работе постепенно начинаю использовать и такие технологии как экскурсии, беседы об изобразительном искусстве, дидактические игры, приемы перевоплощения, написание мини-сочинений, работа над проектом, личностно – ориентированные технологии стоят в моей работе на главном месте. Ведь реализация природных потенциалов личности обучаемого - залог развития её творческих способностей .

Придерживаюсь следующих принципов педагогической техники:

• свобода выбора;

• открытость;

• деятельность;

• идеальность (высокий КПД);

• обратная связь.

Лучший урок - это урок на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации, а дети создают свои лучшие произведения.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.