Главная | Обратная связь
МегаЛекции

В чем состоят качественные отличия образовательного процесса с использованием инновационных технологий обучения и воспитания школьников от традиционного образовательного процесса?





Следует отметить, что в высшей школе на протяжении веков традиционно доминировала сначала лекционная, а затем лекционно-практическая методика обучения, характерными элементами которой являются:

 

— лекция как основная форма передачи большого объема систематизированной информации, которая должна быть ориентировочной основой для самостоятельной работы студентов;

 

— семинарско-практические занятия — форма организации, углубление, расширение, закрепления учебного материала, использование его на практике и для контроля знаний, полученных на лекции и в процессе с самостоятельной работы

 

— основой обучения является самостоятельная учебно-познавательная деятельность студента;

 

— учебная группа — форма организации студентов, постоянный состав которой сохраняется на протяжении всего периода обучения в вузе;

 

— учебный год, обычно делится на два семестра, зачетно-экзаменационный период и каникулы;

 

— завершается обучение в высшем учебном заведении государственными экзаменами, и (или) защитой дипломной (выпускной) работы Традиционная система обучения более или менее удовлетворяла общественные потребности, однако конец ХХ — начало XXI века ознаменовались революционными социально-экономическими, информационными изменениями, которые требовали кардинальных изменений в образовательном среде.

 

Проблема применения разнообразных технологий в образовательном процессе в настоящее время осложняется необходимостью выбора той или иной педагогической технологии. В соответствии с этим, на наш взгляд, стоит рассмотреть два типа технологий, активно применяемых в педагогической практике: традиционные и инновационные педагогические технологии. , Мы полагаем, что сравнительный анализ позволит выделить как положительные, так и отрицательные стороны технологий, используемых в разные исторические периоды, а, значит, поможет педагогам более осознанно подходить к проблеме их выбора.



 

Для проведения анализа традиционных и инновационных педагогических технологий определим само понятие «педагогическая технология».

 

Как показывает анализ педагогической литературы, в отечественной науке этот термин употребляется очень широко. Он может обозначать направление дидактики, технологически разработанную систему обучения, систему методов и приемов обучения, наконец, методику и отдельные методы обучения. Мы, в свою очередь, придерживаемся точки зрения, согласно которой, педагогическая технология – это системное, концептуальное, нормативное объективированное инвариантное описание деятельности учителя и ученика, направленное на достижение образовательной цели .

 

Теперь обратимся к пониманию дефиниций «традиционная педагогическая технология» и «инновационная педагогическая технология».

 

К традиционным педагогическим технологиям исследователи относят те педагогические технологии, которые являлись наиболее эффективными во второй половине XX века (особенно 70–90-ые гг.).

 

Под инновационными педагогическими технологиями, в большинстве случаев, понимаются такие технологии, реализация которых будет приводить к повышению эффективности процесса обучения в современных условиях .

 

Другими словами, инновационная педагогическая технология – это системный процесс диагностические направленного воздействия на обучаемого для удовлетворения всей совокупности его потребностей путем диалектического оживления специально спроектированной деятельности, что приводит к повышению эффективности целостного педагогического процесса на современном этапе.

 

Теперь перейдем к описательному анализу традиционных и инновационных педагогических технологий, который будет базироваться на следующих критериях:

 

1. Краткая характеристика технологии;

 

2. Составные элементы технологии;

 

3. эффективность использования технологии.

 

Заключительная составляющая анализа будет представлена в виде выводов по рассматриваемой проблеме.

 

Итак, обратимся к краткому рассмотрению традиционных педагогических технологий, к которым относятся: формирующая технология (традиционное объяснительно-иллюстративное обучение), обобщенная технология развивающего обучения, метод проектов, игровые технологии и др. .

 

Формирующая технология

 

(традиционное объяснительно-иллюстративное обучение)

 

1. Как следует из названия, данные технологии представляют собой технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе лежит информирование, фактологическое просвещение учащихся, построенное на организации репродуктивных действий учащихся с целью выработки у них общеучебных умений и навыков.

 

2. Составными элементами являются: сообщение темы и целей обучения, актуализация ранее изученных знаний, организация восприятия нового материала, создание ориентиров для учебных действий, закрепление и обобщение изученного, применение знаний к решению задач, контроль и оценка усвоенного материала.

 

3. Что касается эффективности технологий такого типа, то можно отметить, что она экономична, ее применение не требует большого количества времени, чтобы сформировать у учащихся большой объем знаний и умений. Именно это и привлекает педагога.

 

Обобщенная технология развивающего обучения

 

1. В основе технологии – способ обучения, вызывающий включение внутренних механизмов интеллектуальных способностей учащихся, которые учатся самостоятельно получать знания. Суть концепции развивающего обучения заключается в создании условий, при которых обучение ориентировано на всестороннее развитие ребенка, развитие его творческих способностей.

 

2. Составные элементы этой технологии –

 

1) процессуальная целевая направленность (обучение способам теоретического мышления, процедурам поисковой деятельности);

 

2) приближенность научной деятельности к научному познанию, что достигается посредством столкновения учащихся с противоречиями, постановки школьников в позицию исследователя, присутствия элементов проблемного обучения;

 

3) рефлексивная деятельность учащихся;

 

4) активно-деятельностная позиция школьника;

 

5) учитель – руководитель и партнер по учебному исследованию.

 

3. Процесс развития ребенка длителен и требует больших затрат педагогических сил и времени. Эта проблема решается с помощью технологии развивающего обучения.

 

Проектная технология (метод проектов)

 

1. Метод проектов – рациональное сочетание теоретических знаний и их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности.

 

2. Элементы технологии представлены достаточно широко. Выделим основные фазы:

 

1) представление темы проекта: выявление знаний детей, формирование понятий, поиск идей («мозговой штурм»);

 

2) избрание проблемы: самостоятельное формулирование проблемы и определение целей исследования;

 

3) формулирование подтем (проблем): определение круга вопросов, консультирование;

 

4) планирование работы: обсуждение, принятие проблем;

 

5) Осуществление проекта;

 

6) Представление проекта: демонстрация результата, появление новых вопросов, прогнозирование новых проблем;

 

7) Оценка проекта: оценка со стороны, самооценка, выявление успехов и неудач.

 

3. Особенно эффективной данная технология является в системе профессионального образования.

 

Игровые технологии

 

1. Игровая деятельность характеризуется процессами сознательной организации и способа осуществления деятельности, которая основывается на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу содержания ролей, игровых функций или сюжета. Концептуальными основами игровых технологий являются: психологические механизмы игровой деятельности; игра как форма психогенного поведения; игра как пространство «внутренней социализации» ребенка; игра как свобода личности.

 

2. Можно назвать следующие компоненты игровой деятельности: рефлексивный, поисковый, мыслительный, организационный. В педагогике часто применяются деловые, организационно -деятельностные, инновационные игры .

 

3. Игровые технологии способствуют раскрепощению творческих способностей личности, ее собственного «я», побуждают взглянуть на знакомое по-новому.

 

Обратимся к краткому анализу современных педагогических технологий, к которым относятся: технология «Дебаты», «Кейс-стади», технология проблемного обучения (существует давно), технология «Портфолио» и др. с целью последующего сопоставительного анализа традиционных и современных технологий, существующих в педагогике.

 

Технология «Дебаты»

 

1. Дебаты – это позиционная технология, использующая позиционные игры для достижения результатов: умение пользоваться информацией, задавать вопросы, формулировать гипотезу, умение аргументировать свое мнение, толерантно относиться к чужой позиции и пр.

 

2. Основным технологическим приемом здесь является проработка определенного тематического направления, организация формализованной дискуссии по определенным правилам.

 

3. Технология развивает у участников «дебатов» способность мыслить и грамотно выражать свою точку зрения.

 

Технология «Кейс-стади»

 

1. Технология «Кейс-стади» использует описание реальных ситуаций. Учащиеся анализируют практическую ситуацию, чтобы разобраться в сути проблем.

 

2. Этапы создания технологии: определение цели, критериальный подбор ситуаций, подбор необходимых источников информации, подготовка материалов к использованию. Технология включает: индивидуальную работу с материалом, работа в малых группах, презентация и экспертиза малых групп на общей дискуссии.

 

3. Технология эффективна в профессиональном образовании, т.к. развивает практическое мышление.

 

Технология проблемного обучения

 

1. Под проблемным обучением понимается такая организация учебного занятия, которая предполагает работу с проблемными ситуациями, активную самостоятельную деятельность учащихся по творческому разрешению проблем. Проблемные ситуации разнообразны и могут создаваться на любом этапе процесса обучения.

 

2. Существует ряд методических приемов создания проблемных ситуаций:

 

учитель сам подводит школьников к противоречию, предлагая им решить проблему;

 

педагог сталкивает противоречия в практической деятельности; предлагает классу рассмотреть явление с разных сторон;

 

ставит конкретнее вопросы и др.

 

К методам проблемного обучения относятся: проблемное изложение и исследовательские методы.

 

3. В ходе решения проблемных ситуаций ребенок становится в позицию субъекта своего обучения, и как следствие, у него появляются новые знания, новые способы действия.

 

Технология «Портфолио»

 

1. «Портфолио» – это технология аутентичного оценивания образовательной и профессиональной деятельности; это персонально подобранный пакет материалов, которые представляют результаты деятельности в продуктивной форме. В целом, это организация оценивания самим учащимся успехов, образовательных трудностей, а также путей их преодоления.

 

2. Технология реализуется через демонстрацию ее результатов и продуктов, их анализ и оценку. В технологии используются разнообразные приемы организации рефлексии, аналитических семинаров, конференций.

 

3. Технология способствует развитию самостоятельности, навыков интенсивной аналитической деятельности, а также формированию ответственности за собственное дело.

 

Итак, мы привели краткое описание традиционных и современных педагогических технологий. Теперь представим результаты сопоставительного анализа, которые можно получить на основе внимательного изучения вышеописанных технологий.

 

Технология коммуникативного обучения

 

Этот подход предполагает создание особого пространства учебной деятельности, в котором обучающийся активно включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свою точку зрения, выслушивает и понимает альтернативные точки зрения; уважительно отстаивает свою позицию в диалоге, ведёт поиск оснований для общей позиции, формулирует истинную точку зрения. Методы обучения: частично-поисковый и исследовательский.

 

Данный подход к организации учебного процесса в истории педагогики известен как дискуссионный.

 

 

Технология проблемно-поискового обучения

 

Особенностью данного подхода является реализация идеи “ обучение через открытие”. В рамках этого подхода обучающийся должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом обучающийся может опираться в своей деятельности на цикл познания, строить гипотезы, их проверять, находить верное решение из разнообразных способов.

 

Методы обучения при проблемно-поисковом подходе: проблемное изложение, исследовательский метод, частично-поисковый.

 

Данный подход к организации учебного процесса в истории педагогики известен как проблемное обучение.

 

Традиционные педагогические технологии характеризуются:

 

— ориентацией на научность в изложении материала;

 

— организационной четкостью педагогического процесса;

 

— упорядоченной, логически грамотной подачей материала (последовательность и систематичность в подаче материала);

 

— учетом принципа природосообразности (обучение не форсируется, определяется уровнем развития учащихся);

 

— ориентация на стандарт, образец, использование ресурсов памяти;

 

— постоянное идейно-эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся и др.

 

При этом:

 

— шаблонное построение уроков;

 

— отсутствие ориентации на самостоятельную деятельность учащихся;

 

— трансляция готового учебного содержания, в результате чего у учащихся наблюдается отсутствие навыков общения;

 

— уравнительный подход ко всем школьникам;

 

— организация действий репродуктивного характера, отсутствие условий для организации творческой деятельности учащихся;

 

— субъект – объектный характер отношений между учителем и учениками;

 

— ориентация на формирование личности с заданными свойствами.

 

В свою очередь, современные педагогические технологии, в отличие от традиционных, характеризуются тем, что:

 

— обогащают образовательный процесс за счет внедрения активных, аналитических, коммуникативных способов обучения;

 

— обеспечивают связь теории и фундаментального подхода к науке с практикой и прикладными исследованиями;

 

— меняют представление преподавателей и учащихся об образовательной деятельности;

 

— формируют современные компетенции у будущих специалистов, соответствующие требованиям рынка труда;

 

— обеспечивают становление аналитических, организационных, проектных, коммуникативных навыков, развивают способности к принятию решения в нестандартных ситуациях, умение строить собственные образовательные программы;

 

— являются ресурсом для изменения содержания образования и структуры образовательного процесса в соответствии с международными требованиями;

 

— ориентированы на стимулирование творческого потенциала учащихся и др.

 

Следовательно, современные педагогические технологии, на наш взгляд, должны занимать ведущее место в ряду всех известных на настоящий момент традиционных технологий, применяемых в образовательном процессе. Это связано с тем, что именно применение современных педагогических технологий позволяет учителю ориентировать процесс обучения на развитие и становление неповторимой личности своих учеников.

 

Параметры сравнения «Знаниевая» педагогика «Способностнная» педагогика
Цель Формирование знаний, умений, навыков Развитие личности: способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых, нестандартных проблем; создавать в ходе проектной деятельности новые продукты — проекты.
Интегральная характеристика «Школа памяти» «Школа развития»
Преобладающий тип и характер взаимоотношений Субъект — объектный Субъект — субъектный
Девиз педагога «Делай как я» «Я вместе с тобой», «Не навреди»
Характер и стиль взаимодействия Авторитарность, монологичность, закрытость Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность
Формы организации Фронтальные, индивидуальные Групповые, коллективные
Методы обучения Иллюстративно-объяснительные, информационные Проблемные: Проблемного изложения;частично-поисковый, эвристический; исследовательский,рефлексивный
Ведущий принцип «Продавливание» «Выращивание»
Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником Репродуктивный, воспроизводящий Продуктивный, творческий, проблемный
«Формула обучения» Знания — репродуктивная деятельность Проблемная деятельность — рефлексия — знания
Способы усвоения Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия
Функции учителя Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно-дисциплинарных знаний Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся, тьютор
Позиция ученика Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности

 

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.