Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и сущность правового государства

Введение

 

Понятие демократии и демократического государства издавна занимают умы множества мыслителей, мудрецов, ученых и политических деятелей. Существуют различные определения и концепции, раскрывающие сущность этого термина. С течением времени черты демократического государства менялись, наполняясь новым содержанием, однако суть термина оставалась неизменной: как власть народа, или власть большинства.

В современном мире большинство цивилизованных государств провозглашают себя демократическими. Российская Федерация также является демократическим правовым государством, что закреплено в ч.2 ст.1 Конституции. Однако, закрепив данное положение в Основном Законе, можем ли мы утверждать, что наше государство в действительности является демократическим, и более того, правовым? Ведь эти явления имеют ряд неотъемлемых признаков и принципов, соответствие которым может в действительности признать таковым какое-либо государство.

Идея правового государства является одной из центральных в теории государства и права. Она широко обсуждается в наше время. Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления. Тема эта не исчерпана и по сей день, и с течением времени интерес к ней только усиливается. Этим обусловлена ее актуальность.

В основном, дискуссии ведутся касательно России как правового государства. И большинство комментариев к Конституции РФ 1993 года, а также иные научные источники делают вывод о том, что правовое государство для Российской Федерации - лишь перспектива, и в настоящее время возможно говорить лишь о его становлении и последующем формировании. В связи с этим также говорят о проблемах, связанных со становлением в России правового государства, а также формированием гражданского общества.

Об этих понятиях - демократии, правовом государстве и о проблемах его становления в Российской Федерации на современном этапе и пойдет речь в данной работе.

Целью работы является изучение понятия демократического и правового государства, рассмотрение их соотношения, а также выявление путей и проблем становления правового государства на современном этапе.

В задачи работы входит: рассмотреть историю и эволюцию понятия демократия и его основные принципы; изучить концепцию правового государства, его содержание и сущность; проанализировать уровень становления правового государства в России, а также выявить проблемы его формирования на современном этапе.

Раскрытие темы предполагает изучение ряда нормативных актов, в частности, Конституции Российской Федерации, в которой закреплены правовые основы современного российского государства. Теоретическую основу курсовой работы составляют труды отечественных теоретиков права: С.С. Алексеева, М.Н. Марченко, М.В. Баглая, В.В. Лазарева и др.

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект и цель исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.

Содержание первой главы работы составляет рассмотрение понятий и представлений о демократическом государстве, а также его основных принципов.

Вторая глава описывает историю развития концепции правового государства, его основу и неотъемлемые признаки.

Третья глава посвящена анализу особенностей формирования правового государства в Российском обществе на современном этапе.

В заключении подводятся итоги исследования и формируются окончательные выводы по рассмотренной теме.

 


1. Понятие "демократия": истоки и содержание

 

У понятия "демократия" множество определений. Одно из них принадлежит американскому президенту Аврааму Линкольну (1809-1865): демократия - это "правление народа, избранное народом и для народа". Чаще всего демократию понимают и объясняют как "власть народа" или "народовластие" (от греч. demos - народ и cratos - власть). Словарное определение демократии таково: форма государственного устройства, основанная на признании таких принципов, как верховенство конституции и законов, народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, неотчуждаемость прав человека. [1]

Впервые термин "демократия" встречается у греческого историка Геродота. В историю общественной мысли и политическую науку это понятие долгое время входило преимущественно в том понимании, которое было дано ему древнегреческим мыслителем Аристотелем. Он, в частности, предложил различать формы государственного устройства по двум признакам:

1) по тому, в чьих руках находится власть, и 2) как эта власть используется - "правильно" или "неправильно". В монархии власть принадлежит одному человеку - монарху, государю; в аристократии власть находится в руках немногих - "лучших"; в политии - управляют все или большинство граждан. Таковы, по Аристотелю, "правильные" формы государства. В них власть используется на благо всех граждан, в интересах общества в целом. "Неправильные" формы государства - те, при которых стоящие у власти люди действуют в собственных интересах, не заботясь о благе сограждан. К "неправильным" формам Аристотель относил следующие: "тирания - монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя; олигархия - блюдет выгоды состоятельных граждан; демократия - выгоды неимущих". [2] В дальнейшем понятие демократии было отнесено к "правильной" форме государства - политии, а за "неправильной" формой правления утвердилось понятие охлократии, что означает власть толпы, черни, не сдерживаемой никакими законами.

Демократия понималась как форма государства, в котором власть принадлежит всем или большинству свободных граждан, подчиняющихся закону. Такое представление о демократии сложилось вплоть до конца 19 в., до времен Великой французской революции. В новоевропейской политической мысли понятие демократии было перенесено с форм на принципы политического устройства.

Формально-юридическими принципами демократического государства являются следующие:

1) признание народа высшим источником власти;

2) разделение властей;

3) равноправие граждан;

4) выборность властвующих органов.

Рассмотрим эти принципы подробней.

Признание народа источником власти, сувереном в государстве. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, используя исключительно в своих собственных интересах. В демократическом государстве единственным источником власти и её носителем выступает народ. Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта - народ. Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть, и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в РФ. "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, - отмечается в ст.3, п.4 Конституции, - захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону". Здесь также заложена гарантия против возврата к тоталитаризму, установлению единоличной диктатуры. Народ заявляет о своей приверженности конституционным порядкам и неприятии любой власти, основанной на внеконституционном фундаменте силы. Право на восстание против тирании, на гражданское неповиновение, на применение силы против насилия - составные элементы народного суверенитета.

Принцип разделения властей является одним из важнейших принципов, на которых покоится современная демократия. Данный принцип обеспечивает сдерживание и противовесы ветвей власти в отношении друг друга. Следует отметить, что в любой политической системе, в любом государстве в той или иной форме существует разделение труда или разделение функций между различными органами и уровнями власти. Но собственно разделение власти предполагает самостоятельность и независимость отделенных друг от друга ветвей власти. Эта теория была сформулирована в конце - первой половине XVIII в.Т. Гоббсом, Дж. Локком и впоследствии развита Ш.Л. Монтескье. Именно Монтескье принадлежит приоритет в окончательном формулировании теории разделения верховной власти на три самостоятельные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. В этой теории независимость различных ветвей власти основывается на том, что в любом государстве существуют некие фундаментальные функции, которые в силу коренных различий в самой их природе можно реализовать раздельно. Поэтому государственную власть следует разделить на несколько сфер, или ветвей, каждая из которых обладает собственными специфическими функциями. Глава государства, парламент, правительство, судебная власть имеют строго очерченные права и полномочия. Условием обеспечения политической свободы является установление оптимальных взаимоотношений между различными ветвями и органами власти. При этом ни одна из властей не должна быть неограниченной или преобладать над другими ветвями. Как отмечал Монтескье, "чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга"[3].

Одной из ключевых характеристик демократии является политическое равенство граждан перед законом. Эта характеристика предполагает наличие идеи, согласно которой правительство должно действовать в соответствии с четко фиксированными и общепринятыми процедурами, позволяющими без каких-либо препятствий выражать и обнародовать позиции, интересы, устремления всех заинтересованных лиц и групп. Демократия предполагает, что все лица, контролирующие политические властные структуры, должны периодически, через строго установленные периоды переизбираться и быть ответственными перед своими избирателями. Избирателям должна быть предоставлена возможность организоваться в партии для реализации своих целей. [4]

Равноправие граждан может быть достигнуто только в условиях правового государства, верховенства закона во всех сферах жизни общества. Именно такое государство является главной силой в демократическом обществе, которая способна гарантировать гражданам их права и свободы, защищать индивида от возможного произвола и беззакония со стороны тех или иных правительственных органов. В основу же деятельности демократического правового государства положен принцип конституционализма, в соответствии с которым конституционные и другие правовые нормы действуют в обществе независимо от смены партий и руководителей, находящихся у власти.

Принцип выборности органов власти соответствует идее народного представительства, в соответствии с которой представительные органы власти избираются не пожизненно, а на определенный, строго фиксированный конституцией срок. Этим обусловлен представительный характер демократии в современных государствах. "Народ" формально трактуется источником власти, однако на деле властвующими субъектами являются его выборные представители. Сущность принципа представительства состоит в том, что в политической сфере избиратели определяют цель, а избранный ими представитель - наиболее, на его взгляд, подходящие средства ее достижения.

Помимо перечисленных принципов, существуют также иные, присущие демократическим государствам. Среди них можно выделить: принцип конституционализма (который означает верховенство и высшую юридическую силу Конституции в государстве), гласности, политического плюрализма (многопартийности), самоуправления, приоритета большинства и иные.

И, безусловно, понятие демократического государства неразрывно связано с понятием государства правового. Верховенство закона, приоритет и равенство прав и свобод человека, присущие правовому государству - являются неотъемлемыми признаками демократии в современном понимании. Также, демократическое государство мыслимо лишь в условиях сформировавшегося гражданского общества. Таким образом, эти понятия - демократия, правовое государство и гражданское общество неразделимы и взаимосвязаны. Подробнее об этой взаимосвязи речь пойдет в последующей главе.

 

Понятие и сущность правового государства

 

Уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации стали формироваться представления о государстве как об организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие формы взаимодействия и связи между государственной властью и правом, которые бы обеспечивали гармоничное развитие и функционирование общества того времени. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива та политическая форма совместного существования людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства. [5]

Государственная власть, признающая право, и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. Аристотель писал: "Там, где отсутствует власть закона, - нет места и какой-либо форме государственного строя". Цицерон говорил о государстве как о "деле народа", как о правовом общении и "общем правопорядке". Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие учений о праве и государстве в дальнейшем.

Наибольшее развитие идея правового государства получила в эпоху просвещения, благодаря ученым мыслителям: К. Канту, Ш.Л. Монтескье, Г. Гегелю и др. Философская концепция правового государства по Канту оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства цивилизованного общества.

Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы правления, формы государственного устройства определяют собой содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии - это добродетель, любовь к общему благу. Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVIII-ХХ вв., включает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, верховенство правового закона, взаимную ответственность личности и государства, доминирование общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом "дозволено все, что не запрещено законом", установление реальных гарантий прав и свобод личности, стабильность законности правопорядка.

Гегель рассматривает государство в контексте общей системы его фундаментальных философских представлений о мироздании, важной частью которых является философия права. Государство в трактовке Гегеля - это тоже право, но наиболее развитое и содержательно богатое, так как оно включает в себя признание всех остальных прав - прав личности, семьи и общества. Возводя государство в абсолют, стоящий над личностью и обществом, Гегель доказывает, что бытие государства предшествует развитию гражданского общества. Государство, по Гегелю, - это наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реализованной свободы. Именно в государстве и через государство реализуются высшие нравственные ценности человека. Принудительная, насильственная функция в нем играет не столь важную роль. Главное - это четкая социальная и правовая направленность государственной деятельности, ее глубокое нравственное содержание, разумность и полезность для общества и индивида.

Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д И Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.И. Радищева, П.И. Пестеля, И.М. Муравьева и других отечественных мыслителей, подвергавших обоснованной критике беззакония феодализма.

В последние годы в научных взглядах на государство и право произошли серьезные изменения, четко обозначились новые подходы к оценке их роли в политической системе общества. Используя научную базу прошлого и настоящего, практический опыт построения правовой государственности в современных цивилизованных странах, отечественное правоведение, философская, экономическая и политическая мысль обозначили реальные контуры будущего правового государства в нашем обществе. Концептуальные положения и пути формирования правового государства с учетом конкретных условий развития страны излагаются в трудах С.С. Алексеева. А.В. Венгерова, В.Е. Гулиева, Н.Н. Деева, В.Д. Зорькина, В.Н. Кудрявцева, Б.Л. Лазарева, Р.З. Лившица, В.С. Нерсесянца, М.И. Пискотина, Ю.А. Тихомирова, Б.И. Топорнина, Р.А. Халфиной, З.М. Черниловского, В.А. Четвернина и других.

Правовое государство - многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях индивидов и их различных объединений на основе норм права. При этом право играет главенствующую роль лишь тогда, когда оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы в действительности служат интересам народа, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподом правового государства. [6]

Рассмотрим коротко основы правового государства: экономическую, социальную и нравственную.

Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.

В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ: индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

В числе важнейших элементов, отвечающих характеристике правового государства (его основных признаков), следует назвать:

Осуществление подлинного народовластия, распространяемого на все сферы жизни гражданского общества и выступающего в качестве целостной системы развития демократии.

Реальность прав и свобод личности, обеспечение ее свободного развития.

Верховенство права и связанность государственной власти правовыми предписаниями.

Конституционное обеспечение разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, выражающее различные формы осуществления единой власти народа.

Верховенство закона, согласно которому именно закон обладает высшей юридической силой в системе иных правовых актов и обеспечивает недопустимость произвольного вмешательства государства в жизнь гражданского общества, т.е. вмешательства, не основанного на положениях закона.

Взаимосвязь прав и обязанностей и взаимная ответственность государства и личности, а также гарантированность прав и свобод человека, обеспечивающая их реализацию в политической, социальной и культурной сферах жизни.

Повышение роли и авторитета судебной власти с необходимыми конституционными гарантиями независимости правосудия.

Формирование эффективных институтов конституционного контроля законности.

Таковы основные характеристики правового государства. Остановимся более подробно на самых значимых из них.

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.

В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все иные правовые акты должны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные стороны общественной жизни. Подзаконные акты при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов, но ни в коем случае не "совершенствовать", не "подправлять", не "изменять" закон.

Основной закон правового государства - конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить конституции. Приоритет конституции - неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство - это конституционное государство.

Верховенство закона, и, прежде всего конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе.

2. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития.

В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо. Обязанность "невмешательства" государственной власти соответствует праву индивида требовать соблюдения этого. В случае нарушения данного права оно обеспечивается судебной защитой. В этих условиях фактическая свобода превращается в право свободы. Право становится всеобщим масштабом и равной мерой свободы. Реальное его проявление охватывается формулой: "Все, что не запрещено индивиду, ему дозволено", - и наоборот: "Все, что не дозволено власти - ей запрещено".

Правовой характер свободы индивида проявляется в различных сферах общественной жизни. В современном демократическом государстве объективное право свободы воплощается в субъективных правах личности, разнообразных по своему конкретному содержанию. Но главное в них - это права индивида на положительные действия государства в его интересах: право на неприкосновенность личности, право на образование, социальное обеспечение, судебную защиту, свободное передвижение в пределах государственной территории и т.д. Степень развитости и гарантированности свобод личности обусловливается зрелостью правовых начал государственности, объективными социально-историческими, экономическими и духовными предпосылками.

3. Взаимная ответственность государства и личности.

Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления должны строиться на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и внесут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями (отзыв депутата): ответственность правительства перед представительными органами; дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права.

На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Правовой характер взаимной ответственности государства и личности - это важная составная часть объективно складывающегося в обществе права, а не продукт волеизъявления государства. Соблюдение правовых требований - юридическая обязанность всех и, прежде всего, государства. Этим подчеркивается неотчуждаемость естественных прав человека в правовом государстве.

Таким образом, правовое государство - это многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим условиям существования конкретного общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство - эго такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную рель лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...