Формирование правового государства в Российской Федерации на современном этапе
Идея правового государства до 1987 года официальной идеологией отвергалась и оценивалась как идеалистическая и буржуазная. Только с 70-х годов о ней стали упоминать в курсах "буржуазной политологии" и "критики буржуазных теорий государства и права" в вузах. Впервые тезис о необходимости реанимировать эту идею прозвучал в резолюциях ХIХ партийной Конференции КПСС. Стали появляться разработки современных отечественных ученых, в частности Л.Б. Тиуновой, И.Ю. Козлихина и др. на эту тему в российской юридической и политической науке. Тезис о необходимости построения правового государства прозвучал в Декларации о государственном суверенитете РФ от 12 июня 1990 года. Принцип правового государства в качестве основы конституционного строя (содержательной части деятельности государственной власти) России закреплен в ст.1 Конституции РФ 1993 года. Кроме того, в Конституции закреплены ряд институтов, напрямую ориентированных на организацию осуществления этого принципа: например, институт конституционного контроля (ст.125); прямого действия конституционных норм (ст.15); прав человека и гражданина как правового критерия деятельности власти (ст.18). Создается нормативная база (федеральное и региональное законодательство), конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, расширена деятельность общих судов по защите прав человека, осуществлению абстрактного контроля за законностью нормативных актов. Однако принцип правового государства в Конституции носит до сих пор программный характер. Нормативная (законодательная) база в целом уже существует, но главный акцент в ближайшие десятилетия должен быть сделан на его реализацию. Причины медленного продвижения российского государства в направлении перерастания в правовое следующие: экономическая - отсутствие роста национального экономического производства, кризисная устойчивая ситуация, обнищание значительной части населения.
Правовое государство может сформироваться и существовать только в экономически стабильном гражданском обществе, где большую часть населения составляет так называемый средний класс, а социально незащищенная прослойка, во-первых, оказывается в значительном меньшинстве, не имеет тенденции роста; и, во-вторых, общество через государство имеет возможность оказывать этим слоям населения организованную помощь и обеспечивать нормальное существование в рамках минимальных, в том числе международных стандартов. Следовательно, главное условие формирования правового государства в России пока отсутствует; политическая: для становления правового государства необходима устойчивая ориентация общества и государства на демократические принципы, а именно идеологическое, политическое, религиозное многообразие, основные права и свободы, их признание и реализация; признание и реализацию суверенитета народа, умение государственных структур работать в режиме разделения властей, периодических свободных выборов, сменяемости власти, политической терпимости. В этой сфере ситуация лучше, чем в экономике. Формально в России закреплены (признаны) основные демократические ценности, однако их серьезного понимания, реального стремления претворить в жизнь в данный период нет. Как и в советский период, форма демократии продолжает доминировать над ее содержанием. Это традиционно для нашей страны и объективно предопределено экономикой (ранее тотально обобществляемого производства и равным распределением, а теперь развалом национальной экономики) и в результате пониманием демократии как господства большинства (или интересов большинства) над меньшинством.
В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. Необходимо отметить принятие многих законодательных актов, создавших основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о гражданстве, закон о собственности, Конституция Российской Федерации, Договор об общественном согласии. В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает наличие развитого гражданского общества, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического и политического плюрализма. Поэтому основой формирования правового государства является развитие гражданского общества, выступающего важным звеном между личностью и государством. Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень его политической и правовой культуры. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами общества, должностными лицами и государственными деятелями - неотъемлемая черта демократического государства. Таким образом, можно сделать вывод, что наша страна находится на начальном этапе строительства правового государства. И хотя его существование формально закреплено в Конституции, при практической реализации данного факта возникает масса объективных и субъективных причин, которые свидетельствуют о проблемах формирования правового государства и отодвигают перспективы его становления.
Во-первых, это неразвитое гражданское общество. Аморфность его структуры и нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем. Процедура перехода от сложившейся социальной структуры к новой болезненна и требует времени, к тому же у многих в настоящее время отсутствует четкая социальная самоидентификация. Во-вторых, нерациональность и непоследовательность решения экономических проблем, что порождает однобокость процессов разгосударствления и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, рост люмпенизированного слоя населения, поляризацию доходов социальных групп и слоев населения, замедленный выход к рыночным отношениям, повсеместная коррупция и т.д. Экономическая нестабильность - серьезное препятствие на пути к формированию правового государства. В-третьих, недостаточная прозрачность и урегулированность деятельности правоохранительных и правообеспечительных структур, затянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности. В-четвертых, наличие противоречивого законодательства, спешка при издании нормативно-правовых актов и даже принятие неправовых законов. Хотя в действительности, более сложными являются вопросы понимания и усвоения права широкими слоями населения, внедрения в позитивные законы естественно-правовых начал, формирования устойчивых правовых традиций в массовом сознании, стимулирования правового самосознания. Кроме того, в настоящее время российская действительность характеризуется невысоким уровнем политической и парламентской культуры, правовым нигилизмом, слабостью демократических традиций и навыков. Если и можно для России признать концепцию правового государства, то, разумеется, с целым рядом оговорок, учитывая отношение россиян к праву как социальному инструменту, историческую приверженность к сильному государству, низкую "природную" правовую активность и инициативу.
В связи с этим можно выделить ряд основных задач, способствующих развитию России как правового государства: 1) Экономическая стабилизация на базе стимулирования развития национальной экономики, ее рыночных начал сочетания с государственной монополией, среднего, малого бизнеса, налоговая стабилизация, т.е. создание экономических основ развитого гражданского общества. 2) Укрепление финансовой основы, независимости реформирования судебной системы. Особые программы образования судебных кадров. Финансирование только из федерального бюджета, материально-техническое, информационное правовое обеспечение работы судов; законодательное обеспечение продвижения судебной реформы 3) Создание и укрепление системы правового образования и просвещения. Включение в программы дошкольного и школьного, а также приоритет вузовского образования, обязательных дисциплин по основам правовых знаний, в которые отдельным разделом должен войти раздел "Формирование в России правового государства". Включение в программы всех обществоведческих высших и средних учебных заведений курсов "Конституционное право", "Права человека". 4) Укрепление системы правоохранительных и правообеспечительных структур общества и государства. Более четкое законодательное определение основ правового статуса прокуратуры России, обеспечение ее независимости, укрепление финансовой основы; повышение профессионального уровня и правовой подготовки ее кадров, государственная поддержка коллегии адвокатов, государственный контроль за деятельностью нотариальных палат. 5) Развитие института ответственности государственных органов, должностных лиц, государственных служащих за различные формы неправовой деятельности: (государственно-правовая, уголовная, дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность). 6) Государственное программирование антикоррупционной деятельности. Регулярная эффективная деятельность по решению данных задач является залогом успешного формирования и развития в будущем правового государства в Российской Федерации.
Заключение
Демократическим государством называется такое государство, устройство и деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство основывается на равенстве и реальном обеспечении прав и свобод человека и гражданина, народном суверенитете, а также наличии подлинной демократии, осуществляемой через выборных представителей, а также непосредственно путем референдума и свободных выборов.
Недостаточно только провозгласить государство демократическим (это делают и тоталитарные государства), главное - обеспечить его устройство и деятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма. Понятие демократического государства неразрывно связано с понятием правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности этих терминов. Согласно Конституции РФ 1993 года, Россия есть демократическое правовое государство, и хотя на практике нельзя утверждать о действительности данного положения, следует признать, что формирование правового государства и гражданского общества в России идет в русле мирового развития с удержанием позитивного опыта собственного прошлого, с сохранением самобытных черт. С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года, процесс формирования гражданского общества и правового государства получил мощный импульс и определенные юридические гарантии его осуществления. Конституционно были закреплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Провозглашено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии органов местного самоуправления. Тем не менее, становление правового государства для России есть цель, сопряженная с определенными проблемами, экономического, политического и правового характера. Анализ этих проблем помог выявить приоритетные задачи развития нашего государства, которые приблизили бы его к идеалам государства правового. В эти задачи входит: экономическая стабилизация общества, законодательное регулирование некоторых политических институтов (института ответственности государственных органов и должностных лиц), обеспечение независимости и укрепление финансовой основы судебной системы, развитие правового сознания у граждан, укрепление системы правового образования путем совершенствования школьных и дошкольных образовательных программ, и пр.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|