Специфика познавательного отношения человека к миру
Стр 1 из 3Следующая ⇒ СУРС (14.03) Теория познания Специфика познавательного отношения человека к миру Решением проблемы познания самого познания занимается философская теория познания — гносеология (от греч. — «знание»), которую называют также эпистемологией (от другого греческого слова — ерisteme, тоже означающего знание). Дело гносеологии — построение общей теории познания. Она отвлекается от особенностей, свойственных познанию в каких-либо отдельных сферах человеческой деятельности, и ищет общее в них. Важнейшей особенностью человеческого отношения к миру является постоянное его изменение и преобразование в целях удовлетворения потребностей человека и общества. Чтобы успешно интегрироваться в природную и социальную среду обитания, а также целесообразно и осмысленно преобразовывать ее, человек должен получать адекватное и истинное знание об этой среде, об ее свойствах, отношениях, законах. Познание — это социально-организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности. Специфика познавательного отношения человека к миру состоит в том, что в результате этого отношения объекты действительности переводятся в идеально-знаковую форму, распредмечиваются и обретают статус знания. Разновидности знания: а) знание как информация об объективном мире природы и общества; б) знание о внутреннем, духовно-психическом мире человека, в котором содержатся представления о сущности и смысле самопознания; в) знание о целях и идеально-теоретических программах преобразования природного и социокультурного мира. Реализация познавательного отношения человека к миру предполагает наличие развитых форм сознания и существование культуры как совокупности программ человеческой деятельности и поведения. Поэтому становление и развитие познания необходимо рассматривать в связи с основными этапами антропосоциогенеза, важнейшими стадиями развития общества и культуры.
Классификация форм познания: Первая классификация: а) духовно-практическая форма познавательной деятельности появляется на ранних стадиях развития общества и предполагает генерацию практически ориентированного опыта, непосредственно включенного в структуру преобразовательной деятельности человека, эта форма познавательной деятельности реализуется в обыденном познании или здравом смысле; б) духовно-теоретическая форма познавательной деятельности вычленяется из структуры практики и существует как относительно автономная форма духовного производства знаний и семиотических образованиях культуры. Вторая классификация форм познания исходит из специфики функций, языка, средств и методов познавательной деятельности как относительно самостоятельного духовно-творческого процесса. В рамках этой классификации выделяют: · мифологическое; · религиозное; · образно-художественное; · философское; · научное; · вненаучное познание. Мифологическое познание представляет собой фантастически-художественное постижение реальности. Религиозное познание основано на вере в сверхъестественное, божественное начало мира. Содержанием художественно-образного познания является эстетическое отношение человека к миру. Философское познание стремится к рациональному осмыслению мира в его целостности и единстве, места человека в этом мире. Философия отличается доказательностью, логической обоснованностью и аргументированностью. Научное познание представляет собой специфическую познавательную деятельность, направленную на получение истинностного результата. Наука раскрывает внутреннюю природу, сущность предметов и явлений, законы их функционирования и развития. Она постигает мир в общих понятиях, средствами логического мышления.
Вненаучное знание включает различные специализированные виды знания, качественно отличные от науки. К вненаучному относят знание, не соответствующее стандартным нормам научности: алхимия, магия, астрология, парапсихология, теология, натурфилософия. В формах вненаучного знания содержатся ценные эвристические идеи, порой не укладывающиеся в существующие каноны рациональности, но стимулирующие творческое воображение ученого. Познавательная деятельность человека связана с сознанием, волей, памятью, эмоциями. Она может рассматриваться как процесс порождения жизненно важного опыта, как психическая активность субъекта, включающая убежденность, веру, ошибки, иллюзии и т. д. Суть познавательного отношения человека к миру заключается в вопросе о принципиальной возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик действительности в знании. Этот вопрос получил название проблемы истины в познании. Две важнейшие идеи, оказавшие воздействие на последующее развитие философских учений о познании: а) идея активности разума и творческой природы познания, обоснованная в философии Платона (в его концепции познания как припоминания, анамнесиса); б) идея соответствия человеческих знаний миру природных предметов и вещей, разработанная Аристотелем. Одним из центральных вопросов классической гносеологии является проблема принципиальной познаваемости мира и условий адекватности наших знаний объектам исследуемой реальности. В зависимости от решения этого вопроса в классической философии выделяется: · гносеологический оптимизм (гностицизм); · скептицизм; · агностицизм. Представители гносеологического оптимизма (Аристотель, Ф. Бэкон, Б.Спиноза, Г. Гегель, К. Маркс и другие), исходят из тезиса о принципиальной познаваемости мира и считают, что в наших знаниях адекватно отражаются объекты исследуемой реальности. В IV в. до н. э. древнегреческий философ Пиррон обосновал позицию скептицизма, в которой познавательные способности человеческого разума подвергались принципиальному сомнению.
Впоследствии была развита идея о том, что наиболее приемлемой познавательной ориентацией субъекта является воздержание от суждений относительно способности человека достичь достоверного и истинного знания (Энесидем, Секст Эмпирик). В гносеологии Нового времени идеи скептицизма были возрождены в учениях П. Гассенди, П. Бейля и особенно английского философа Д. Юма. Скептические идеи стимулировали появление концепции агностицизма (от греч. а — «отрицание», gnosis — «знание»), согласно которой мир объектов принципиально непознаваем, и человеку доступно лишь субъективно опосредованное знание. Одним из наиболее известных представителей агностицизма являлся И. Кант, утверждавший, что мир объектов есть непознаваемые «вещи-в-себе». В классической новоевропейской философии проблематика познания рассматривалась в рамках общего учения о «человеческом разуме». Р. Декарт, Дж. Локк, Г. Лейбниц, Д. Юм, И. Кант заложили фундамент современных представлений о познании. К середине XIX в. учение о познании стало пониматься как особая философская дисциплина — теория познания, или гносеология (от греч. gnosis — «знание», 1оgоs — «учение»). Круг проблем гносеологии включает в себя вопросы статуса и роли субъекта познания, структуры познавательного процесса, проблемы истины, форм и методов познания и другие. Специфика интерпретации проблем познания в гносеологии состоит в том, что они рассматриваются в контексте субъект-объектного отношения. В современной философии познавательные проблемы становятся предметом рассмотрения в рамках эпистемологии как философско-методологической дисциплины, изучающей феномен знания как универсальный результат познавательного отношения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|