Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура познавательного процесса




В структуре познавательного процесса выделяют два основных уровня – чувственный и рациональный. На чувственной ступени познания мир познается с помощью органов чувств, на рациональной ступени основным инструментом познания становится мышление.

Анализ структуры познавательного процесса в философии Нового времени привел к появлению двух противоположных позиций в вопросе об источнике, на котором должно базироваться (научное) знание. Речь идет об эмпиризме и рационализме.

Эмпиризм – направление в теории познания, которое считает чувственный опыт основным источником знания, а рациональную познавательную деятельность сводит к комбинированию и обобщению чувственных данных. Основными представителями эмпиризма являются. Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм, Дж. Беркли.

Рационализм - направление в теории познания, признающее разум единственным источником всеобщего и необходимого знания в отличие от чувств, способных постигать лишь случайное и частное. В новоевропейской философии рационалистических позиций придерживались Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, И. Кант.

В структуре чувственности выделяют три взаимосвязанных компонента. Ощущение – субъективный образ отдельных сторон и свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств субъекта. Восприятие – целостный образ предмета, который представляет собой синтез различных ощущений. Представление – обобщенный, чувственно-наглядный образ предмета, не воспринимаемый в данный момент времени и удерживаемый в сознании благодаря памяти.

В рациональном познании ведущая роль принадлежит мышлению, которое можно определить как целенаправленное, опосредованное и обобщенное познание субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, генерирование новых идей, прогнозирование событий и действий. Мышление свойственно только человеку, как социальному и культурному существу и представляет собой самостоятельную способность, несводимую к чувственному познанию. Рассмотрим некоторые основные особенности мышления.

Прежде всего мышление имеет обобщенный характер. Мышление ищет повторяющееся и закономерное в разнообразии, ориентировано на устойчивые свойства предметов и связи между ними, в отличие от чувственного познания, которое по сути своей ситуативно и нацелено на конкретный предмет. Другой важной особенностью мышления является его опосредованный характер. Если на уровне чувственного познания знания о предмете возникают только при непосредственном воздействии на органы чувств (актуального или в прошлом), то на уровне мышления нет необходимости в прямом контакте с предметом, так как новое знание о нем может быть выведено из уже имеющихся знаний о нем. Далее, необходимо указать на такую характеристику как вербальность. Хотя мышление представляет собой явление идеального плана, без той материальной оболочки, которую предоставляет ему язык, мышление невозможно. Язык является не только средством объективации и выражения мыслей, но и той основой, на которой формируется мышление. Так, у детей способность оперировать общими понятиями практически совпадает с появлением элементов абстрактного мышления.

Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – форма мышления, фиксирующая общие закономерности, закономерные связи, существенные свойства и признаки явлений. Суждение – форма мышления, в рамках которого нечто утверждается или отрицается, в силу этого суждение может быть истинным или ложным. Умозаключение – форма мышления, посредством которой на основе одного или нескольких суждений получается новое суждение.

Говоря о мышлении, необходимо упомянуть, что в философии существует длительная, восходящая к античности, традиция разделения и противопоставления двух уровней мыслительной деятельности – рассудка и разума. Хотя на протяжении истории философии (у Николая Кузанского, И. Канта, И. Шеллинга, Г. Гегеля и др.) эти категории получали различное толкование, в целом рассудок можно определить как «инструментальное» мышление – способность корректно оперировать понятиями, классифицировать, систематизировать информацию. В отличие от рассудка, сфера действия которого ограничена уже имеющимися знаниями, разум представляет собой творческое начало в мышлении, способность выходить за пределы данного и генерировать новые идеи.

Помимо чувственного и рационального компонентов важную роль в познании играют такие способности как воля, память, воображение, а также интуиция, которая нередко рассматривается как инстанция, обеспечивающая творческие возможности познания. В целом творчество – это процесс решения сложных, нестандартных задач, которые возникают перед человеком в процессе жизнедеятельности. Как уже фиксировалось выше, познание с необходимостью предполагает момент творчества, так как для получения нового знания далеко не всегда достаточно уже имеющихся наработок и познавательного инструментария. Например, когда в науке накапливаются факты, которые не могут получить объяснение в свете утвердившихся теорий, возникает необходимость в выработке принципиально новых объяснительных схем.

Интуиция – это познавательная способность, которая позволяет установить истину непосредственно, минуя логические процедуры рассуждения и обоснования. Представления об интуиции возникли еще в античности и на протяжении истории философии ее природа и соотношение с другими познавательными способностями осмыслялись по-разному. Так, Платон понимал под интуицией способность разума к непосредственному созерцанию «идей», рационалист Р. Декарт также рассматривал ее как свойство ума и противопоставлял ясность и отчетливость интуитивного усмотрения истины ненадежности свидетельств чувств. Л. Фейербах, напротив, трактовал интуицию как «безоговорочно несомненное, ясное» чувственное созерцание. А. Бергсон настаивал на инстинктивной природе интуиции.

Тот факт, что механизмы действия интуиции скрыты от человека и в сознании представлен лишь результат ее работы, породил широко распространенное в культуре религиозно-мистическое представление о том, что интуитивно найденная истина, понимание приходят как бы извне – навеяны музами, подсказаны демонами, ниспосланы божественным откровением и т. д. Современная же интерпретация во многом опирается психологическое представление о наличии бессознательной психической жизни: другими словами, мы получаем и используем гораздо большее количество информации, чем в состоянии осознать. Современные трактовки подчеркивают, что в процессе интуитивного постижения задействованы все формы познавательной деятельности (чувственные образы, логические рассуждения и др.), однако в данном случае они, во-первых, не осознаются, во-вторых, представлены в свернутом, сжатом виде, что обуславливает необычайную быстроту, мгновенность интуитивных озарений.

Понимание того, что познание нельзя свести исключительно к его сознательным формам породило представление о наличии в нем особого нерефлексивного пласта, неявного знания, которое существует в форме практически-жизненного опыта личности, ее верований и убеждений, различных навыков – от обыденного умения танцевать, использовать и понимать язык до востребованных в науке умений производить сложные расчеты, выдвигать гипотезы, планировать эксперимент и др. В отличие от явного знания («знания чего-то», например, формулировки теоремы Пифагора), которое без ущерба для содержания может быть «откреплено» от своего носителя и объективировано в речи или тексте, неявное знание («знание-как») связано с индивидуальным телесным и духовным опытом, поэтому его в принципе нельзя исчерпывающе выразить средствами языка и приобрести без живого общения с теми, кто уже достиг мастерства в той или иной области. На присутствие этого неартикулируемого пласта знаний в науке обратил внимание М. Полани, развивавший идеи о том, что познавательная деятельность ученого, во-первых, сродни искусству, которым невозможно овладеть только по учебникам, во-вторых, не является, как принято считать, полностью деперсонифицированной, а, напротив, предполагает особый индивидуальный опыт, личностную вовлеченность исследователя в процесс поиска истины.

 


 

Познание как творчество

Творчество – это принятие нестандартных решений в ситуациях, не имеющих аналогов в прошлом. В творчестве не только создаётся нечто оригинальное, но и развиваются сущностные силы человека, его способности и мастерство.
Выделяются уровни творчества. Новое для человека часто не является новым для общества. Высшее творчество определяется принципиальной новизной полученных результатов в масштабах их исторической значимости. Творчески-уникальное, теряя новизну, превращается в привычно-стандартное. Стоит отметить, что именно в этом проявляется граница творчества. Сотворить что-то принципиально новое можно лишь единожды. Исходя из всего сказанного, необходимо отметить, что познание как творчество следует различать в двух аспектах. Постижение уже известного в процессе обучение – это «индивидуальное» творчество, творчество для того или иного субъекта. Новые открытия и изобретения чего-то принципиально нового, исследование непознанного в масштабах человечества – высшее творчество в познании.
Творчество имеет объектно-субъектную природу. Мир и его фрагменты не удовлетворяют человека, вследствие чего он, используя свой духовный потенциал и «озарения», материализует их в своих действиях по изменению действительности. Творческая деятельность субъективна по форме (осуществляется человеком) и объективна по содержанию (опирается на процессы реального мира).
Важнейшим механизмом творчества является интуиция. Существуют различные определения интуиции, суть которых можно свести к тому, что интуиция – это некое озарение, скрытое от сознания решение. Интуиция нередко используется в различных сферах жизнедеятельности. Её общие черты: неосознанность путей получения знаний и непосредственность – решение задачи без логического выведения. Условиями формирования интуитивного решения являются: 1) фундаментальная подготовка, основательное знание предмета исследования, 2) наличие поисковой ситуации, 3) непрерывные попытки решить проблему, 4) подсказка, в смысле аналогии.
Интуитивные решения нередко чреваты ошибками, поэтому использовать интуицию нужно осторожно и по возможности проверять интуитивные решения другими способами (логическое выведение, опытная проверка и др.).
Воображение – создание мысленного опыта того, что или в данный момент отсутствует, или его невозможно воспринять при помощи чувств, или того, что пока не существует. Воображение принципиально несуществующего и неосуществимого вряд ли окажется полезным в процессе познания. Как видно, воображение в познании играет определённую роль. Невозможно прийти к какому-нибудь открытию, не представляя себе (воображая) его конечный результат. Возможно, все научные открытия осуществились, в том числе, и благодаря воображению. С другой стороны, чрезмерное увлечение воображением несёт в себе опасность оторваться от реальности и «уйти» в мир грёз, построить принципиально неосуществимую виртуальную реальность. Поэтому воображение следует использовать осторожно, постоянно «обуздывая» его. К тому же, возможно, ваши проекты уже высказывались и до вас. По словам А. Эйнштейна, невозможно в науке предложить что-то новое, до чего уже не додумался кто-то из философов.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...