Тема 7. Совершенная конкуренция
1. Логика курса А. Ответьте на следующие вопросы: 1. Условия и критерий совершенной конкуренции. 2. Приведите примеры из российской действительности, когда частично выполняются условия совершенной конкуренции. Велика ли на ваш взгляд роль этого типа рынка в экономике нашей страны? 3. Каковы принципиальные варианты поведения фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах? 4. Феномен банкротства и его роль в современной России. 5. Каковы пути достижения точки безубыточности российскими предприятиями? 6. Почему максимум прибыли достигается фирмой в точке равенства предельного дохода и издержек? 7. Кривая предложения конкурентной фирмы. 8. Какую роль играет отсутствие барьеров в установлении нулевой экономической прибыли в долгосрочном периоде на рынке совершенной конкуренции? 9. Можно ли считать совершенную конкуренцию наиболее эффективным типом рынка? Приведите свою аргументацию.
Б. Опишите соотношение между бухгалтерской, экономической, нормальной и нулевой экономической прибылью. Попробуйте дать графическую интерпретацию (изобразить прямоугольниками разных размеров) этих категорий. Как изменится ситуация, если нормальная прибыль в условиях кризиса станет отрицательной?
В. Объясните, почему кривая спроса на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции имеет вид горизонтальной прямой: Тесты и задачи
Задача № 1. Зависимость общих издержек предприятия (TC) от объема производства (Q) представлена таблицей:
При какой цене товара предприятие прекратит производство в долгосрочном периоде? Задача № 2. Для фирмы, описанной в задаче 1, определите при какой цене товара она в краткосрочном периоде выберет: а/ производство ради максимизации прибыли б/ производство ради минимизации убытков в/ прекращение производства. Как соотносится цена прекращения производства в краткосрочном периоде и в долгосрочном периоде?
Задача № 3. Если цена единицы товара (P) равна 6 руб., то какой объем производства (Q) выберет фирма, описанная в задаче 1? Эссе А. Является ли целью деятельности фирмы максимизация прибыли? Обратите внимание на следующие аспекты проблемы: · Здание микроэкономической теории построено на допущении, что основным мотивом деятельности фирмы является стремление к максимизации прибыли. Это значит, что компания предпринимает какие-либо действия, либо отказывается от их осуществления в зависимости от того, увеличит ли это или уменьшит ее прибыль. · Между тем некоторые экономисты считают, что «максимизация прибыли является ошибочной концепцией» (П. Друкер). Существует несколько альтернативных вариантов определения основной цели фирмы. · Ряд экономистов полагают, что целью фирмы является максимизация ее рыночной стоимости (например, биржевой стоимости акций фирмы). При таком подходе фактически максимизируется богатство собственников компании, а не их текущие прибыли.
· Согласно другой точке зрения, основной целью фирмы в современных условиях является не максимизация прибыли, а максимизация продаж или обеспечение быстрого роста. Ее сторонники подчеркивают, что менеджеры, реально управляющие корпорациями, заинтересованы не столько в увеличении прибылей, сколько в росте своей организации. · Еще одна концепция подчеркивает, что целью фирмы является выживание в качестве коммерческой организации. При этом проводится параллель с живыми существами, которые преследуют эту же цель как организмы биологические. · Наконец, существует мнение, что целью фирмы является некоторый компромисс целей ее основных субъектов: собственников, менеджеров, занятых. Логика этой позиции состоит в том, что фирма как юридическое лицо собственной цели иметь вообще не может. Цели бывают только у живых людей. И о целях фирмы можно говорить лишь в том же смысле в каком говорят о целях государств — это всегда некоторая результирующая сила, компромисс целей наиболее влиятельных групп населения. · Даже те экономисты, которые считают максимизацию прибыли основной целью фирмы, не едины. Некоторые из них полагают, что целью является максимизация не текущих, а долгосрочных прибылей, что часто далеко не одно и то же. · Продумайте аргументы разных экономистов (полезным подспорьем может служить книга И. Ансоффа «Новая корпоративная стратегия», глава 3). Не «развалится» ли здание микроэкономики, если аксиома максимизации прибыли как цели деятельности фирмы будет отвергнута? Или она все же верна, хотя бы в общих чертах?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|