Тема 8. Монополистическая конкуренция
1. Логика курса А. Ответьте на следующие вопросы: 1. Опишите общие черты рынков несовершенной конкуренции. Критерий несовершенной конкуренции. 2. В чем состоят специфические условия рынка монополистической конкуренции? 3. Что такое дифференциация продукта и какую роль она играет в формировании рынка монополистической конкуренции? 4. Объясните, почему дифференциация продукта играет большую роль в адаптации российской экономики к рынку. 5. Объясните принцип выбора оптимального размера выпуска продукции в условиях монополистической конкуренции. 6. Почему экономическая прибыль предприятия в условиях монополистической конкуренции тяготеет к нулевому уровню? 7. Опишите динамический аспект положения фирмы-монополистического конкурента в долгосрочном периоде? Какую роль играют повторные дифференциации продукта? 8. Какую роль играет реклама в экономике? Опишите позитивные и негативные стороны современной российской рекламы. 9. Насколько распространена монополистическая в мировой и российской экономике? 10. Обсудите плюсы и минусы рынка монополистической конкуренции. Прокомментируйте “теорему избыточной мощности”. Б. Характеризуя равновесие фирмы—монополистического конкурента в долгосрочном периоде специально обоснуйте следующие моменты: Почему долговременная кривая спроса займет положение касательной по отношению к кривой средних общих издержек, а не пройдет выше или ниже?
Может ли равновесие при монополистической конкуренции быть достигнуто в той же точке, что и кривой издержек, что и при совершенной конкуренции (касательная к минимуму средних общих издержек)?
Тесты и задачи
Задача № 1. Зависимость общих издержек предприятия (TC) и цены (Р) от объема производства (Q) представлена таблицей:
Определите максимизирующий прибыль объем производства. Проверьте, выполняется ли правило MC = MR. Задача № 2. Фирма выпускает продукцию в условиях монополистической конкуренции. Функция спроса на ее товар описывается формулой P = 140 — 5q. Функция полных издержек TC = 80 + 20 q. При каком объеме выпуска прибыль будет максимальной?
Эссе А. Правило равенства предельных издержек и придельного дохода как универсальный рецепт максимизации прибыли Обратите внимание на следующие аспекты проблемы: · Почему правило MR = MC одинаково применимо и к условиям совершенной, и к условиям несовершенной конкуренции? · Допустим, предприниматель К.К. Шустрик, производящий и продающий вяленую воблу в Самаре, обдумывает возможность начать сбывать свою продукцию во всем Поволжье, а если дело пойдет хорошо, то и по всей России. Можно ли с помощью правила MR = MC решить, как далеко ему следует распространить свою торговлю за пределы родного города? · Как изменятся предельные издержки при удалении от места производства? Как изменятся предельные доходы? · Допустим, предприниматель С.С. Заливала обдумывает план рекламной кампании выпускаемого им средства для похудания. Опишите с позиций правила MR = MC принципы выбора оптимального размера средств, которые ему надо отпустить на проведение рекламы (бюджет кампании). · Какие еще сферы применения правила MR = MC вы можете предложить? · Существуют ли области коммерческой деятельности, где оно неприменимо?
Б. Дифференциация продукта. Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Найдите реальный пример дифференциации продукта из российской или международной практики. Какими методами была достигнута дифференциация? В чем с точки зрения потребителей состоят принципиальные отличия данного дифференцированного продукта от недифференцированных и преимущества использования именно его, а не других товаров? · Опишите плюсы и минусы для предприятия, вызванные дифференциацией ее продуктов. · Возможно ли копирование данного дифференцированного продукта конкурентами? Насколько близки к данному продукту аналоги, выпускаемые другими фирмами? Существует ли на ваш взгляд сильная перекрестная эластичность спроса между данным и конкурирующими продуктами? · Распространите ваш анализ на всю отрасль. Насколько дифференцированным является совокупное предложение отрасли? · Как отражается дифференциация продукции на остроте конкурентной борьбы в отрасли? Какие формы она приобретает?
В. Телевизионная реклама Обратите внимание на следующие аспекты проблемы: · Проведите анализ телевизионной рекламы за 1-2 дня. Соответствует ли увиденная вами реклама теоретическим принципам рекламирования товаров? · Опишите основные количественные характеристики рекламы (соотношение рекламы российских и иностранных продуктов, отраслевая структура рекламы, частота повторения роликов). · На кого ориентирована реклама (попытайтесь определить целевые аудитории клипов)? Какие приемы использованы в роликах, чтобы завоевать симпатии «своего» зрителя? Всегда ли положительно будут реагировать на них клиенты, относящиеся к «чужим» целевым группам? · Спрогнозируйте коммерческую эффективность нескольких клипов. Можно ли ставить знак равенства между художественным совершенством и коммерческой эффективностью клипов? · Как проявляются достоинства и недостатки рекламы в ее российском варианте? ТЕМА 9. ОЛИГОПОЛИЯ 1. Логика курса А. Ответьте на следующие вопросы: 1. Опишите особенности олигополистического рынка. Что является главным барьером на пути проникновения в олигополистическую отрасль?
2. Опишите состояние равновесия на олигополистическом рынке в соответствии с моделью Курно. Всегда ли оно достигается? 3. Перечислите основные разновидности олигополии. 4. Каково поведение фирм в случае нескоординированной олигополии? 5. Почему утрата гибкости цен в силу олигополизации рынка оказывает большое влияние на экономику? Какая трактовка этого феномена (марксистская или маржиналистская) кажется вам более реалистичной? 6. Какой уровень цен, объема выпуска продукции и прибыли складывается в условиях господства картелей? 7. Что такое синдикаты? Опишите роль картельных соглашений в царской России и в современных условиях в нашей стране. 8. Опишите системы “лидерства в ценах” и “издержки плюс”. Наблюдались ли они в СССР и имеют ли распространение в современной России? 9. Каковы позитивные и негативные последствия олигополизации рынка?
Б. Объясните, почему монополистическая конкуренция возникает только при дифференцированном продукте, а олигополия и при дифференцированном и при однородном продукте.
Тесты и задача
Задача № 1. В условиях дуополистического картеля рыночный спрос задается соотношением D = 300 – P. Обе фирмы одинаковы по размерам и имеют постоянные предельные издержки, равные 10. Определить объем производства каждой фирмы.
Эссе А. Следует ли российскому государству препятствовать олигополистическим процессам в отечественном хозяйстве? Обратите внимание на следующие аспекты проблемы: · Взвесьте все известные вам положительные и отрицательные черты олигополии. Какие из них на ваш взгляд преобладают? · Насколько реалистично предположение, что современная рыночная экономика может быть организована как рынок совершенной или монополистической конкуренции и не иметь олигополистических элементов? · Считаете ли вы российскую экономику в силу объективных причин (географических, исторических, политических и пр.) более или менее других предрасположенной к олигополизации? · Обдумайте международный аспект проблемы. Может ли, например, в одной стране в определенной отрасли действовать рынок монополистической конкуренции, если в других странах эта отрасль олигополизирована? В каком случае это возможно? · Выбрав один из возможных вариантов ответа на тему эссе, обдумайте, какие меры надо принять, чтобы минимизировать связанные с ним отрицательные и максимизировать положительные последствия. ТЕМА 10. МОНОПОЛИЯ 1. Логика курса А. Ответьте на следующие вопросы: 1. Опишите особенности монополистического рынка. Какие барьеры ограничивают доступ на него новых фирм? 2. Рыночное равновесие в условиях монополии. 3. Что такое ценовая дискриминация? Какие ее разновидности вы знаете? Распространена ли ценовая дискриминация в России? 4. Что такое х-неэффективность? Каковы причины ее появления? 5. Как осуществляется антимонопольная политика в отношении естественных монополий? 6. Проблема национализации и приватизации естественных монополий в мире и в России. 7. Как измеряется степень концентрации производства? 8. Как осуществляется антимонопольная политика в отношении искусственных (предпринимательских) монополий? 9. В чем состояли особенности государственного монополизма советской эпохи? 10. Какие основные пути снижения уровня монополизации российской экономики вы знаете? Их плюсы и минусы. 11. Существует ли связь монополизации российской экономики и глубины современного кризиса в ней?
Б. В терминах микроэкономики объясните, что пытается определить продавец в следующей ситуации: Вы покупаете на рынке фрукты и спрашиваете: «Сколько стоит один лимон?» Ответ: «8 рублей». Вы отходите от прилавка, а вам вслед несется: «Давай за 6 рублей». Вернувшись, Вы покупаете лимон по цене ниже, чем первоначально было объявлено.? Зависит ли первоначальная цена от внешнего вида покупателя? Вы купили лимон за 7 рублей. Означает ли это, что всем другим покупателям продавец будет предлагать лимоны по 7 рублей?
Тесты и задачи
Задача № 1. Сравните три рынка: рынок № 1, на котором действуют три фирмы, контролирующие 50%, 40% и 10% производства, № 2, на котором действуют фирмы, контролирующие 35%, 35% и 30% производства, № 3, на котором действуют три фирмы, контролирующие 55%, 25% и 20% производства,. Какой рынок сильнее монополизирован? Эссе А. Ценовая дискриминация: зло или благо? Обратите внимание на следующие аспекты проблемы: · Суть ценовой дискриминации состоит в продаже одинаковых продуктов разным клиентам по разным ценам. Как влияет ценовая дискриминация на объем производства? Почему монополист получает стимул к его расширению? Что происходит с «мертвым грузом», то есть с потенциально возможным объемом производства, без использования ценовой дискриминации полностью теряемым обществом? · Что происходит с ценами в условиях ценовой дискриминации? Можно ли, в частности, дать графическую интерпретацию среднего уровня цен при ней и без нее (для анализа удобно избрать ценовую дискриминацию первой степени)? Кто оплачивает ценовую дискриминацию? Не используется ли она монополистами для «выжимания соков» из потребителей, не имеющих возможности отказаться от определенного продукта, и потому готовых заплатить за него любые деньги? · Отличаются ли экономические последствия ценовой дискриминации разных степеней? · Отличаются ли последствия ценовой дискриминации на олигополистическом рынке или монопольно-конкурентном рынке от ее последствий при чистой конкуренции? · Рассмотрите конкретный пример ценовой дискриминации. Скажем, различные уровни абонентной платы за телефон для: пенсионеров — прочих физических лиц — бюджетных организаций — коммерческих фирм. Является ли ценовая дискриминация злом или благом в рассмотренном вами случае?
Б. Монополия — тип рынка, подрывающий основу своего существования. Выразите свое отношение к следующей аргументации: · Монополия ведет к завышению цен, недопроизводству (а значит, и к появлению неудовлетворенного спроса). Одновременно она сдерживает технический прогресс. · В этих условиях барьеры на пути вхождения в отрасль объективно снижаются. Даже сравнительно плохая и дорогая продукция в этих условиях обречена на рыночный успех. Обычные же продукты среднего качества наверняка могут быть реализованы с огромными прибылями. · Поэтому, чем полнее и длительнее господство монополиста, тем сильнее мотивация для всех сторонних фирм проникнуть на монополизированный рынок. Если таких нет внутри страны (все уже поглощены монополистом), то наверняка найдутся среди иностранных конкурентов. · Будет ли подобный механизм действительно работать на реальном рынке? Все ли барьеры устранимы подобным образом? Необходимо ли вмешательство государства?
В. Способствует ли патентование изобретений ускорению технического прогресса или замедляет его? Обратите внимание на следующие аспекты проблемы: v Фундаментальной особенностью информации как фактора производства состоит в том, что новое знание существенно труднее и дороже добывать, чем в дальнейшем тиражировать и видоизменять. v В этой связи первооткрыватель (если его не защищает закон) беззащитен по отношению к подражателю. Он несет все издержки и риски, связанные с изобретением. Когда же результат получен, конкуренты могут почти без издержек повторить его и, либо совсем вытеснить первооткрывателя с рынка, либо не дать ему окупить затраты. v Легко понять, что наличие патентного права усиливает мотивацию к изобретательству. Первооткрыватель может быть уверен, что именно он пожнет плоды своего открытия, извлечет из него прибыль. v С другой стороны, распространение и использование изобретений патенты, бесспорно, замедляют. Выпускать новый продукт имеет право лишь собственник патента, либо те фирмы, которым он продал лицензию. Сам продукт становится дороже и, следовательно, не все могут его приобрести. v Какая из закономерностей сильнее? Одинаково ли выглядит ситуация с влиянием патентов на технический прогресс в развитых и развивающихся странах? Чем специфична в этом смысле Россия? Какова роль «пиратства» (противозаконного использования чужой интеллектуальной собственности)? Во всех ли отношениях оно негативно?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|