Группы интересов. Лоббизм.
Группы интересов — добровольные или вынужденные объединения людей, приспособленные или специально-созданные иногда другими, для удовлетворения и отстаивания жизненно- значимых интересов её членов в отношениях с: государством, остальной частью общества, политическими институтами и др. субъектами Функции групп интересов: -Артикулирование интересов — преобразование социальных эмоций и ожиданий, чувств и неудовлетворенности или солидарности граждан в определенные политические требования; -Агрегирование интересов — согласование частных потребностей, установление между ними определенной иерархии и выработкой на этой основе общегрупповых целей. Эта функция предполагает отбор не только наиболее политически значимых требований, но и тех, что имеют наилучшие шансы для практического воплощения; -Информирования — группы интересов доводят до органов власти сведения о состоянии той или иной проблемы общественной жизни, то есть трансляция общественного мнения; -Формирование политических элит — имеют возможность предлагать своих членов для работы в госорганах, поддерживать определенных деятелей в правительственных и других структурах, влиять на отбор кадров, участвующих в процессе принятия решений. Типология групп интересов: 1) С точки зрения происхождения и степени организованности: · Анемические — объединения, возникшие стихийным образом как спонтанная реакция на ту или иную ситуацию. Отсутствует постоянная организация; · Институциональные — формальные объединения с определенной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом. 2) По специализации деятельности:
· Неассоциативные — неформальное и недобровольное объединение людей на родственной, религиозной, социокультурной основе (студенческие общества и т. д.). Деятельность непостоянна; · Ассоциативные — добровольные объединения, специализирующиеся на представительстве интересов и нацеленные на решение определенных задач. 3) По характеру деятельности: · Одноцелевые — стремятся обеспечить принятие какого-либо определенного законодательного акта в парламенте, складываются и существуют только в связи с достижением данной цели. После ее достижения распадаются; · Многоцелевые — многопрофильная деятельность, не ограничена спецификой задач того или иного рода. 4) По сферам управления обществом, территориальным признакам, уровню и масштабам деятельности. · организованные группы в экономической сфере и в сфере трудовых отношений (предпринимательские ассоциации, союзы потребителей, профсоюзы); · организованные группы в социальной сфере (объединения ветеранов, общества инвалидов, благотворительные союзы); · организованные группы в сфере религии, науки и культуры (церкви, секты, научные ассоциации, союзы художников, писателей, артистов и т.д.); · организованные группы в политической сфере (экологические движения, движения за мир, за права женщин, молодежи, национальных меньшинств и т.д.).
Лоббизм - это совокупность целенаправленных усилий по оказанию влияния на процесс принятия государственных решений в целях отстаивания групповых или индивидуальных интересов. В зависимости от того, на каком уровне власти происходит лоббирование, оно может классифицироваться на федеральное (в системе высших органов государственной власти) и местное (осуществляется в республиканских, краевых, областных органах).
В зависимости от того в чью пользу решается вопрос, лоббирование может подразделяться на следующие разновидности:
· лоббирование различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоев (профсоюзы, антивоенные и экологические движения, предпринимательские союзы и т.д.); · ведомственное лоббирование -- лоббизм министерств, ведомств, государственных комитетов, отраслевое «продавливание» тех или иных интересов. Так, в Государственной Думе РФ существуют так называемые ведомственные депутаты, которые лоббировали и лоббируют в пользу, например, энергетического, агропромышленного или воен-нопромышленного комплексов и т.д.; · региональное лоббирование -- воздействие на власть со стороны предсавителей республик, краев, областей, районов Крайнего Севера, Сибири, Урала, Дальнего Востока, Поволжья и прочих мест, выбивающих определенные льготы и преимущества для регионов. · иностранное лоббирование -- влияние зарубежных «групп давления» либо национальных общин на те или иные государственные органы с целью добиться от них определенных решений. Процесс формирования и стадии лоббизма можно описать так: 1) формирование конкретного интереса; 2) определение лоббистской цели; 3) выявление адресата давления - объект лоббистской деятельности; 4) оформление субъекта, осуществляющего лоббистскую деятельность и определение форм и методов осуществления лоббистской деятельности; 5) организация лоббистского давления; 6) результат лоббистской деятельности - решение, действие (бездействие), отклонение и блокирование чей-либо инициативы; 7) последствия от принятия и исполнения решений или непринятия решения
Политическая элита Политическая элита – относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов Характерные черты: · Небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа · Высокий социальный статус · Значительный объем государственной и информационной власти · Непосредственное участие в осуществлении власти · Организаторские способности и талант
Функции политической элиты: 1. изучение и анализ интересов различных социальных групп; 2. субординация этих интересов; 3. отражение интересов в политических установках; 4. выработка политической идеологии (программ, доктрин, конституции, законов); 5. создание механизма воплощения политических замыслов: 6. назначение кадрового аппарата органов управления; 7. создание и коррекция институтов политической системы; 8. выдвижение политических лидеров. 9. Политическую элиту можно классифицировать по различным признакам: 10. По уровню властных полномочий и социально-политическому статусу элита бывает: правящая (собственно элита) или оппозиционная (контрэлита); 11. по уровню компетенции -- высшая, общегосударственная (федерального уровня), средняя, региональная (областная, краевая, республиканская), местная, муниципальная (городская, районная); 12. по стилю, по формам и методам правления -- элита-лис (мастеров политического маневра и компромисса, социального балансирования и неожиданных ударов, обходного маневра и политического манипулирования) и элита-львов, которую отличают сильные харизматические качества, консерватизм, склонность к силовым методам руководства и прагматизму; 13. по характеру выражаемых интересов -- профессиональная, демографическая, этническая, религиозная; 14. по результатам деятельности -- элита конструктивная, псевдоэлита, антиэлита; 15. по технологиям формирования -- закрытая и открытая. Роль элиты в обществе, в управлении, экономики отражают ее функции: 1) элиты играют важнейшую роль в определении политической воли социальной группы, всего класса и в разработке механизмов реализации этой воли; 2) элиты призваны формировать политические цели своей группы, класса; 3) элиты регулируют деятельность по политическому представительству группы, класса, дозируя поддержку, усиливая или ограничивая ее; 4) элиты являются основным резервом руководящих кадров, центром набора и расстановки руководителей на различные участки политического и государственного управления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|