Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы

Согласно Конвенции № 95 МОТ «Об охране заработной платы»2 (1949 г.) термин «заработная плата» означает независимо от названия и метода исчисления всякое вознаграждения или всякий заработок, исчисляемые в деньгах и устанавливаемые соглашением или национальным законодательством, которые в силу письменного или устного договора о найме работодатель уплачивает работнику за труд, который выполнил либо должен быть выполнен, или за услуги, которые оказаны либо должны быть оказаны.

В соответствии со статьей 136 Трудового Кодекса РФ заработная плата выплачивается работнику на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором, не реже чем каждые полмесяца в день, установленный Правилами внутреннего трудового распорядка, организации, коллективным договором, трудовым договором. Сроки выплаты заработной платы должны быть указаны в локальных нормативных документах конкретно двумя датами: например, 5 и 20 числа месяца или 10 и 30 числа месяца, следующего за отработанным.

В коллективном договоре и Правилах внутреннего трудового распорядка данное условие должно быть указано в разделе «Оплата труда», в трудовом договоре в пункте «Обязанности работодателя», как обязательное или существенное условие трудового договора. Кроме того, сроки выплаты

______________________

2 Конвенции МОТ «Об охране заработной платы» от 1993г. № 95 заработной платы должны быть указаны в Положении об оплате труда.

 

К данной статье, можно сказать, «привязана» статья 142 Трудового Кодекса РФ, из части второй которой следует, что в случае задержки заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. 15-дневный срок начинается со следующего дня после невыполнения работодателем обязанности выплатить заработную плату, в который включаются и нерабочие дни.

Однако работодатели зачастую указывают в локальных документах срок выплаты заработной платы один раз, делают запись, например: «выплата заработной платы до 20 числа месяца» следующего за отработанным, а многие намерено не указывают сроки выплаты заработной платы.

Если сроки выплаты заработной платы не указаны ни в одном локальном нормативном документе, при обращении работников в суд, в случае задержки выплаты заработной платы, отсчет сроков будет производится в соответствии с Пленумом Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации».3 В пункте Пленума, указано, что при разрешении споров, связанных с несвоевременной выплатой заработной платы, судам следует иметь в виду, что в силу статьи 142 Трудового Кодекса РФ работник имеет право на приостановку работы (за исключением случаев, перечисленных в части второй статьи 142 Трудового Кодекса РФ), при условии, что задержка выплаты заработной платы составила более 15 дней и работник в письменной форме известил работодателя о приостановлении работы. При этом необходимо учитывать,  то исходя из названной нормы приостановление работы допускается не

_________________________________

3 Пленумом Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации» от 17 марта 2004 № 2

 

 

только в случае, когда задержка выплаты заработной платы на срок более 15

Поскольку статья 142 Трудового Кодекса РФ не обязывает работника, приостановившего работу, присутствовать на своем рабочем месте в течение периода времени, на который им приостановлена работа, а также принимая во внимание, что в силу части третьей статьи 4 Трудового Кодекса РФ нарушение установленных сроков выплаты заработной платы ее не в полном размере относятся к принудительному труду, он вправе не выходить на работу до выплаты ему задержанной суммы.

Также не следует забывать о нормах статьи 236 Трудового Кодекса РФ, предусматривающей материальную ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы в виде уплаты процентов /денежной компенсации/ в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока по день фактического расчета включительно.[2]

Государственная инспекция труда, при отсутствии сроков выплаты заработной платы в случаях ее несвоевременной выплаты привлекает к ответственности работодателей по части 1 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ, с начала месяца, следующего за отработанным..[3]

Государственной инспекцией труда в Приморском крае за 2004 год было проведено 653 проверки по оплате труда (в том числе в бюджетных организациях – 160), в ходе которых выявлено 628 случаев незаконной задержки заработной платы, по которым выданы предписания. В 365 случаях из 623 выплачена задержанная заработная плата на общую сумму 688,258 млн. руб. 127028 работникам.

За незаконную задержку выплаты заработной платы привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ 448 руководителей и других должностных лиц, ответственных за выплату заработной платы.

В 78 предприятиях задержка выплаты заработной платы, составила срок более двух месяцев, из них 4 предприятия являются муниципальными. Государственной инспекцией труда Приморском крае материалы были направлены в прокуратуру. Возбуждены прокуратурой Приморского края пост. 145-1 Уголовного Кодекса РФ уголовные дела по факту невыплаты заработной платы свыше двух месяцев работникам ЗАО ДВПИК «Энергия Востока», филиала разрез «Раковский», ООО «Прико», МУП «Кедр», МУП «Шкотовская ЖКХ», ФГУП «Дальтехфлот», ЗАО «Арсеньевский молокоперерабатывающий комбинат», ОАО «Лермонтовская горнорудная компания», ОАО «Далькомхолод», ООО «Аквастрой», ООО «Аврус» и др.

Михайловский районный суд Приморского края привлек к уголовной ответственности одного из прежних руководителей ЗАО ДВПИК «Энергия Востока» Приеменко Е.Г. по ст. 145-1 Уголовного Кодекса РФ за несвоевременную выплату заработной платы был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи КоАП РФ генеральный директор КГУП «Примтеплоэнерго». В связи с продолжающим ростом задолженности по заработной плате, решением мирового судьи Фрунзенского района г. Владивостока Приморского края Хорошев был дисквалифицирован сроком на 1 год.

По состоянию на 1.05.2005 г. в Приморском крае имели задолженность по оплате труда свыше двух месяцев 153 организации на сумму 344,2 млн. руб. перед 28,2 тыс. работниками. С начала года Государственная инспекция труда в Приморском крае выявила нарушения сроков оплаты труда в 303 организациях, по результатам проверок выдано 301 предписание. В целях их исполнения работодатели 170 предприятий выплатили 51047 работникам задолженность по заработной плате в сумме 361.4 млн. руб. 206 работодателей оштрафовано на сумму 266,5 тыс. руб. По 27 организациям были направлены материалы проверок в прокуратуру для возбуждения уголовных дел.

По 44 организациям направлены в суды протоколы об административном правонарушении по части 2 статьи 5.27 КоАП РФ. Судами дисквалифицировано 11 человек.

Приведем примеры:

1) Гр. Андрещук А.А., являясь председателям ликвидационной комиссии ЗАО «Работница» г. Уссурийска Приморского края и уполномоченная производить от имени ЗАО «Работница» все действия, в том числе и выплачивать задолженность по заработной плате работникам, уволенным с ЗАО «Работница», в период за январь-декабрь 2004 года не выплатила задолженность по заработной плате, что и было выявлено Государственной инспекцией труда в Приморском крае при проведении проверки 15.02.05г. Ранее Андрещук А.А. была привлечена к административной ответственности 25.03.04г. по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ.

Постановлением от 28.03.05г. № 5-54-/506/-2005г. мирового судьи судебного участка № 64г. Уссурийска Приморского края Мальцевой Т.Ф. руководитель ЗАО «Работница» г. Уссурийска Андрещук А.А. дисквалифицирована сроком на 1 год.

2) Постановлением от 17.03.05г. № 5-57/2005 мирового судьи участка № 66 г. Уссурийска Приморского края Языковой О.А. за наличие задолженности по заработной плате уволенным работникам за июль-ноябрь 2004 года в размере 11900 рублей был дисквалифицирован директор ООО «Уссурремстрой» г. Уссурийска Приморского края Савинов В.Б. сроком на 1 год.

3) Постановлением от 14.03.05г. мирового судьи Михайловского района Приморского края за наличие задолженности по заработной плате за ноябрь и декабрь 2004г. в сумме 105474 руб. был дисквалифицирован руководитель ООО «Григорьевское» Михайловского района Минасян Г.Т. сроком на 1 год.

4) Шульга П.М., являясь председателем СХПК «Абрамовский» Михайловского района Приморского края, не выплатил задолженность по зарплате с 23 июня 1999г. по 20 апреля 2004г. 110 работникам на сумму 2577 тыс. руб.

Постановлением мирового судьи Михайловского районного суда Приморского края Курышевой Т.А. дисквалифицирован сроком на 1 год.

В соответствии с приказом № 18 от 22.09.04г. Федеральной службы по труду и занятости, принятого с целью обеспечения выполнения поручения Президента РФ В.В. Путина от 14.08.04г. № Пр-1369 и Председателя Правительства РФ от 21.08.04 № МФ-П12-4804 по совершенствованию надзорной - контрольной деятельности в сфере оплаты труда, соблюдению прав граждан на своевременную и в полном размере выплату заработной платы решением Губернатора Приморского края от 22.10.2004г. была создана межведомственная комиссия по налоговой и социальной политики, на основании которого в муниципальных образованиях Приморского края были созданы комиссии для организации контроля за работодателями за своевременной выплатой заработной платы.

В состав комиссий на постоянной основе входят главы муниципальных образований, государственные инспектора труда, представители Пенсионного фонда РФ, Федеральной службы финансово - бюджетного надзора, налоговых органов. В целях повышения персональной ответственности руководителей предприятий, имеющих задолженность по заработной плате, в работе комиссий в качестве экспертов, принимают участие представители прокуратуры.

На заседаниях комиссий заслушиваются руководители предприятий, имеющие задолженность по заработной плате, устанавливаются сроки для погашения задолженности. Государственная инспекция труда в Приморском крае привлекает работодателей к административной ответственности.

Кроме вопросов о задолженности по заработной плате, комиссии рассматривают вопросы о повышении уровня заработной платы до величины прожиточного минимума работодателями. По состоянию на 1 квартал 2005г. прожиточный минимум в Приморском крае составляет 4505 рублей, а заработная плата, указанная в трудовых договорах, зачастую не соответствует данному уровню. При выявлении фактов занижения заработной платы принимаются меры административного воздействия Государственной инспекцией труда в Приморском крае.[12]

Основными причинами нарушения сроков выплаты заработной платы являются несвоевременное финансирование необходимых денежных средств из соответствующих бюджетов муниципальным, федеральным, краевым государственным унитарным предприятиям; работодатели своевременно не принимают меры по взысканию задолженности с предприятий-должников, не подают иски в Арбитражный суд.

1.2 Законность решений Комиссии по трудовым спорам организации в случаях несвоевременной выплаты работодателем заработной платы. Порядок их применения

В случаях сложного финансового положения, при недостаточности финансовых средств на выплату заработной платы, целесообразно использовать решения комиссий по трудовым спорам о выплате заработной платы, которые принимаются банками для выдачи денежных средств на погашение задолженности по заработной плате. Речь идет о случаях наличия картотеки на расчетном счете предприятия, в которой находятся инкассовые поручения на перечисления денег в бюджет и во внебюджетные фонды по налогам.

Согласно статье 382 Трудового кодекса РФ индивидуальные трудовые споры (споры по вопросу несвоевременной выплаты заработной платы являются индивидуальными) рассматриваются Комиссиями по трудовым спорам и судами. Индивидуальный трудовой спор рассматривается КТС, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Если такой спор не рассмотрен комиссией в 10-дневный срок, работник вправе обратиться в суд.

В целом к компетенции КТС отнесены все индивидуальные трудовые споры, возникающие в организации, за исключением споров, рассматриваемых в ином порядке, в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Специальные правила подведомственности трудовых споров определены ст. 391 ТК РФ.[7]

Создание КТС не является обязательным и зависит исключительно от инициативы сторон трудовых отношений. Органы государственных инспекций труда Федеральной службы по труду и занятости РФ рекомендуют создавать в организациях КТС в связи с тем, что чаще всего в организациях, тем более у индивидуальных предпринимателей, отсутствуют представительные органы работников – профсоюзные комитеты, советы трудового коллектива и при возникновении трудовых споров работникам внутри организации некуда обратиться с заявлением для решения спорных вопросов на уровне организации. Поэтому по возникающим вопросам трудового законодательства работникам приходится обращаться в инспекцию труда, органы прокуратуры, Уполномоченным представителям Президента РФ, Уполномоченному по правам человека, а также в Европейский суд по правам человека. Работодателю приходится давать объяснения вышеуказанным органам, и, как следствие, его могут привлечь в соответствии со ст. 419 ТК РФ к материальной, дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в случае нарушений трудового законодательства. Если же существует в организации КТС, то ее решение является обязательным для исполнения работодателем.

Порядок образования КТС регламентирован ст. 384 ТК РФ. Обычно КТС избираются по предложению выборного профсоюзного органа, действующего в организации, либо инициативной группы работников. Представители работников в КТС избираются общим собранием (конференцией) работников организации, либо делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации. При этом не имеют значения их членство в профсоюзе и занимаемая должность.

Представители работодателя назначают в КТС руководителем организации – руководители структурных подразделений, кадровой службы, юристконсульт, их полномочия оформляются приказом руководителя. КТС может создаваться на определенный срок или без указания срока. После формирования КТС избирается председатель комиссии, можно выбрать заместителя председателя КТС в соответствии с ч. 6 ст. 387 ТК РФ, и секретарь. Председателем осуществляется организация работы данного органа, извещение заинтересованных лиц о предстоящих заседаниях комиссии, ведение заседаний, подписание документов: протокола заседания КТС, вызов на заседание и др.

Согласно ст. 385 ТК РФ работник обращается в КТС, если он самостоятельно или, действуя через своего представителя, не урегулировал имеющиеся разногласия с работодателем. КТС вправе рассматривать споры по многим вопросам, в том числе по вопросам условий и оплаты труда, перевода на другую работу, простое, оплаты сверхурочных работ и работ в ночное время, компенсации за работу в выходные и праздничные дни. КТС не имеет права принимать к рассмотрению споры которые отнесены к компетенции суда. В комиссии не рассматриваются споры государственных служащих и других категорий работников, для которых установлен особый порядок разрешения трудовых споров.

Срок обращения в КТС – три месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора КТС определен ст. 387 ТК РФ.4

На предприятиях Приморского края сложилась следующая схема применения решений комиссий по трудовым спорам.

1) Каждый работник предприятия индивидуально предоставляет в комиссию по трудовым спорам предприятия в письменном виде с изложением существа трудового спора, которое при поступлении в КТС подлежит обязательной регистрации (ч. 1 ст. 387 ТК РФ) в течении 10 календарных дней со дня подачи заявления с просьбой о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной плате за определенный период. Заявление можно составить в произвольном виде.

КТС обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в присутствии работника, подавшего заявления, а также уполномоченного им представителя, который может участвовать в работе комиссии и без самого работника. Заседания комиссии могут проводится и в рабочее и в нерабочее время в зависимости от соглашения между работодателем и представительным органом работников.

Рассмотрение трудового спора в отсутствие работника или его представителя допускается только по письменному заявлению работника. В случае неявки работника в отсутствие его письменного заявления заседание КТС без уважительных причин, комиссия вправе вынести решение о снятии  данного спора с рассмотрения или о повторном отложении рассмотрения трудового спора.

Отказ КТС в рассмотрении трудового спора в случае неявки работника не

___________________________

4 Трудовой кодекс Российской Федерации принят Гос. Думой 21 декабря 2001г. ч. Ст.387

 

 

лишает его права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах трехмесячного срока, определенного ст. 386 ТК РФ.

2) В заседании КТС участвуют представители работников и работодателей. Заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

Трудовое законодательство не предусматривает возможности заявления работником отвода кому-либо из членов комиссии, но в случае, если Положением о КТС в конкретной организации будет предусмотрена такая процедура, работник вправе заявить отвод члену комиссии с обоснованием причин такого заявления.

При рассмотрении индивидуального трудового спора комиссией оглашается заявление работника, решается вопрос о том, подлежит ли спор работника разрешению КТС, заслушиваются мнения членов комиссии, исследуются представленные работником и представителями работодателя материалы и документы. Явка указанных участников рассмотрения индивидуального трудового спора является добровольной. КТС не обладает правом применить к не явившимся свидетелям какие-либо меры принуждения, например, принудительный привод.

При рассмотрении спора ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии. На работодателя возложена обязанность по организационно-техническому обеспечению деятельности КТС. Подписи присутствующих членов комиссии в протоколе не обязательны.

Решение КТС принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии путем тайного голосования (ст. 388 ТК РФ), оно может состоять в признании требований заявителя правомерными (издается решение об удовлетворении требований) либо неправомерными (издается решение об отказе в удовлетворении требований). Требования к содержанию КТС установлены ст. 388 ТК РФ.

Если в организации несвоевременно выдается заработная плата регулярно, то заявления от работников целесообразно принимать в течение месяца, затем КТС выносит решение в целом по всем заявлениям об обязанности администрации предприятия выплатить задолженность по заработной плате (Приложение 1).

3) На основании принятого решения комиссии по трудовым спорам руководитель предприятия издает распоряжение главному бухгалтеру предприятия о выплате задолженности по заработной плате и процентов за каждый день просроченной заработной платы в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка РФ на день обращения работников в КТС (Приложение 2).

В целях определения конкретных полномочий, порядка образования и деятельности КТС целесообразно разработать Положение об этом органе, в которое рекомендуется включить следующие разделы:

общие положения;

право на образования КТС;

порядок образования КТС;

состав КТС;

срок полномочий КТС;

обязанности работодателя при образовании и организации деятельности КТС;

распорядок работы КТС;

порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров

4) Для каждого работника выписывается удостоверение, которое имеет силу исполнительного листа и выдается в течении срока определенного Положением о КТС, например, в течении 10 дней со дня поступления заявления. К удостоверениям прилагается список работников, которым на основании решения комиссии по трудовым спорам должна быть выплачена задолженность по заработной плате. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель в течение десяти дней со дня вручения решения КТС обратился с заявлением о перенесении трудового спора в суд.

Данные документы предоставляются в банк, банк принимает решение о выплате задолженности по заработной плате.

Пример:

По состоянию на 26.01.2005 года в Уссурийском государственном комплексе «Цирк-зооцирк» задолженность по заработной плате 40 работников составила 407,0 тыс. руб., 2 работника по выплате отпускным сумм в размере 15,4 тыс. руб., 6 уволенным работникам в размере 8,1 тыс. руб. в общей сумме задолженности составила 430,5 тыс. руб. На основании решения КТС по состоянию на 15.06.2005 года была выплачена задолженность по заработной плате 40 работникам в сумме 140,0 тыс. руб.

В связи с тем, что существует Постановление Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1997г. № 21-П, которое внесло путаницу в применение норм права, определяющих очередность выплаты денежных средств на заработную плату и налоги. В настоящее время Положение абзаца четвертого пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса РФ признано не соответствующим Конституции РФ, статье 19 ч. 1. Но на сегодняшний день изменения в данную статью не внесены.

В месте с тем, с даты принятия Федерального закона от 26 марта 1998г. № 42-ФЗ «О федеральном бюджете Российской Федерации»5 ежегодно при издании Федерального закона о федеральном бюджете сохраняется

следующая норма статьи 17 Федерального закона от 26 марта 1998г.

«В целях обеспечения поступления доходов в федеральный бюджет в суммах, утвержденных статьей 2 настоящего Федерального закона, впредь до

___________________

5 Федерального закона «О федеральном бюджете Российской Федерации» от 26 марта 1998 № 42-ФЗ

 

 

внесения в соответствии с решением Конституционного Суда Российской

Федерации изменений в пункт 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской

Федерации установить, что при недостаточности денежных средств на счете

налогоплательщика для удовлетворения всех предъявляемых к нему требований списания средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также перечисление денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), производятся в порядке календарной очередности поступления документов после перечисления платежей, отнесенных указанной статьей Гражданского кодекса Российской Федерации к первой и второй очередности».6

Из этого следует, что при наличии картотеки на расчетном счете заработную плату приходится предприятиям выплачивать наравне с налогами. Применение вышеприведенной схемы вынесения решений комиссией по трудовым спорам о выплате задолженности по заработной плате позволяет перевести заработную плату в абзац 3 пункта 2 статьи 855

Гражданского кодекса РФ «во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе и по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору»,7 по которому выдача заработной платы на основании исполнительных листов имеет преимущественное значение по отношению к другим платежам.

___________________________

6 Федеральный Закон Российской Федерации «О федеральном бюджете Российской Федерации» от 26.03.1998 № 42-ФЗ

7 Федеральный Закон Российской Федерации «О федеральном бюджете Российской Федерации» от 26.03.1998 № 42-ФЗ

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...