Синдром «эмоционального выгорания» и копинг-стратегии
Особенно ярко поведенческие проявления кризиса опустошенности представлены в социономических видах труда, где работнику приходится много взаимодействовать с людьми в условиях навязанного общения. Этот негативный феномен был назван эмоциональным выгоранием (Орел В.Е., 2001). Данный феномен включает три составляющие: 1) эмоциональную истощенность; 2) деперсонализацию (цинизм); 3) редукцию профессиональных достижений (ощущение своей неуспешности). Деперсонализацию можно рассматривать не только как негативное проявление, но и как форму профессиональной защитной стратегии общения, при которой партнер по общению лишается в глазах субъекта труда качеств живой личности; на его выходки, грубость субъект труда не реагирует, избирательно выделяя лишь профессионально значимые компоненты взаимодействия. Н.А. Вигдорчик (1934), к примеру, относил феномены деперсонализации, ярко проявлявшиеся в профессиях продавцов, телефонисток, артистов, педагогов, руководителей, к формам волево' компенсации нарушенных функций, связанных с эмоционально-волевой регуляцией поведения, эмоциональным истощением. Он отметил специфическую особенность приспособления работников к требованиям профессий сохранять во время работы эмоциональную устойчивость: эти люди благодаря деперсонализации объектов взаимодействия и волевых усилий, направленных на самоконтроль своего поведения, могут в течение рабочего дня подавить в себе психическую неустойчивость, нервозность, часто отличаясь раздражительностью и обидчивостью в домашнем быту. Психологи могут помочь профессионалам избежать «выгорания», они советуют реалистичнее относиться к жизни и профессии, отделить свою личную жизнь от работы и развивать интересы, не связанные с работой.
Спорным в концепции американских психологов остается понимание симптома деперсонализации в синдроме «выгорания». Если деперсонализация понимается не как психопатологический признак дезадаптации личности, а как защитная форма профессионального общения, как способность эмоционально отстраниться от профессиональной ситуации, выполняя свою роль, и при этом нет проявлений агрессии и цинизма по отношению к объекту труда (клиенту, пациенту), то выраженность этого симптома может быть не связана с интенсивностью всего синдрома «выгорания». Подобный подход реализован в работе польского психолога Т. И. Ронгинской (2002), не обнаружившей выраженных признаков деперсонализации у лиц с острыми симптомами эмоционального истощения и редукции профессиональных достижений. В этой связи требует уточнения и тезис о быстроте развития синдрома «выгорания». Так, в работах C.Maslach показано, что социальные работники «выгорают» через 2—4 года, а средний медперсонал в психиатрических клиниках — уже через 1,5 года (цит. по: Орел В.Е., 2001). Остается не ясным вес компонентов синдрома. Если данное суждение построено на ведущей роли выраженности деперсонализации, то интерпретация проявлений эмоциональной отстраненности у работников от проблем пациентов и их личностных переживаний может быть понята как экономная профессиональная позиция, защитная личностная установка, оберегающая от эмоционального истощения и позволяющая эффективно выполнять обязанности в течение длительного времени. Для психологии труда проблема вариантов профессионального развития, изучение типов и способов приспособительного поведения личности в труде остаются слабо исследованными и дискуссионными. Психолог Гарвардского университета Вайллент (Vaillant) пропс и лонгитюдное исследование развития личности в период зре-пости с целью выявления признаков, способов и стратегий такого поведения, которое ведет к успеху (или неудачам) в профессиональной деятельности и получило название «Grant Study» (Крайг Г., 2000).
Оказалось, что успеха в самостоятельной профессиональной деятельности добиваются личности, обладающие практичностью, организованностью, цельностью. Были также выделены типичные виды приспособительного Поведения (копинг-поведения) в период взрослости и защитные Механизмы, помогающие в преодолении трудностей, в частности механизмы вытеснения, проекции и сублимации, и не являющиеся признаками болезненного, невротического состояния Личности, как это понималось З.Фрейдом, впервые описавшим эти формы защиты личности. Вытеснение проявляется в забывании сведений, вызывающих негативные эмоции, переживания; проекция — перенос на другого человека черт личности, мотивов, свойств, присущих субъекту. Особо отмечена полезная роль сублимации — стратегии копинг-поведения, при которой происходит переориентация человеком излишней энергии и социально неприемлемых влечений на социально одобряемые формы деятельности. Вайллент особо подчеркивал конструктивную роль этих механизмов, состоящую в том, что они позволяют контролировать эмоции, регулируют биологические влечения, позволяют корректировать образ Я в условиях жизненных и профессиональных перемен, помогают справляться с конфликтами и моральными внутри-личностными проблемами. В этой связи сами термины «трудоголизм», «трудоголик» рассматриваются двояко. Трудоголики — люди, для которых труд стал преобладающей формой жизненной активности при ущербности других мотивов и потребностей. Канадский психолог Барбара Киллинджер в книге «Трудоголики, респектабельные наркоманы» приводит примеры одержимости людей работой, как главным средством достижения признания и успеха в жизни, которые при этом порождают конфликты, проявляют жестокость в общении с коллегами, да и продуктивность их труда на самом деле оказывается не самой высокой (цит. по: Зеер Э.Ф., 1994). Однако встречаются трудоголики, сохраняющие доброжелательное и критичное отношение к людям и вполне успешные в работе. Таким образом, неправильным было бы считать всех людей, сублимирующих свои потребности в труде, людьми не вполне здоровыми и опасными для общества.
4.11. Профессиональная адаптация и дезадаптация Проявления профессиональной дезадаптации могут быть след- В.И.Лебедев, врач-психиатр на первой отечественной атом- ной подводной лодке, доктор психологических наук, синтезиро- вал богатый личный опыт изучения и преодоления форм дезадап- тации профессионалов, работающих в эсктремальных условиях, и создал целостную психологическую концепцию психической адап- тации человека в труде. Термин «устойчивая адаптация», или «адап- тированность», является для него синонимом «нормы», «здоро- вья» и обозначает «те регуляторные реакции, психическую дея-тельность, систему отношений и т.д., которые возникли в процессе онтогенеза в конкретных экологических и социальных условиях и функционирование которых в границах оптимума не требует значительного нервно-психического напряжения» (Лебедев В. И., 2001, с. 412). Признаком адаптированности является плавное, равномерное осуществление регуляторных процессов, обеспечивающих относительное равновесие человека и внешней среды. Человек приспосабливается не только к физической внешней среде, но и к среде социальной и информационной. Механизмы приспособления — это сформированные прижизненно «функциональные органы» (А. А. Ухтомский), или «динамические стереотипы» (И. П. Павлов). Если внешняя среда меняется резко и неожиданно, человек оказывается не готов существовать в ней и оптимально функционировать, при этом могут возникать функциональные неврозы, нервно-психические расстройства. В соответствии с теорией стресса Ганса Селье стрессовая реакция организма на внешние факторы среды предполагает неспецифическое напряжение всех физиологических и психических процессов, но так понимаемый стресс — нормальное и повседневное явление. Особыми, экстремальными ситуациями воздействия В. И.Лебедев называет такие виды воздействий, при которых обычных резервных возможностей человека оказывается недостаточно, происходит прорыв адаптационного барьера, ломка «динамического стереотипа», нарушения «функциональных органов», в результате которых наступает психическая дезадаптация, или состояние кризиса. Какие именно воздействия на профессионала можно отнести к особым, экстремальным? Работа человека в сложных технических системах может быть связана с монотонностью, однообразием стимулов; нарушением временных ритмов (работа вахтовым методом, сменная работа, пересечение летчиком времен-
ных поясов); с особенностями информационного потока, его ограничением или избыточностью, слишком высоким темпом предъявления информации; опасностью для жизни и здоровья; одиночеством, групповой изоляцией и т.д. Психическая переадаптация — внутренняя работа личности (в форме переживаний), которая направлена на преодоление, вос-ьетановление нарушенного душевного равновесия, возникшего под Влиянием экстремальной ситуации. При этом происходит коррек-рия состояния психической дезадаптации, связанная с переосмыслением ценностей, жизненных планов и пр. В.И.Лебедев об-шаружил, что эти процессы сопровождаются у профессионалов, работающих в сложных технических системах (подводная лодка, космический корабль, военный самолет, диспетчерская атомной (электростанции и пр.), специфическими нарушениями восприя-тия пространства и времени, особыми состояниями сознания (повышенной раздражительностью, снижением нервно-психической устойчивости, нарастанием внутриличностных конфликтов, появлением сверхценных идей, тревожности, страхов и пр.) (Лебе-дев В. И., 2001, с. 417). Психическая реадаптация — процесс перестройки адаптацион-ных механизмов, сложившихся в экстремальных профессионалъ- ных условиях, неадекватных для обычной жизни. Реадаптация не- обходима, когда человек возвращается в обычную, не связанную с опасными, экстремальными факторами жизнь. Лебедев выделяет типичные этапы смены адаптационных механизмов профессионала, включающегося в экстремальные трудовые ситуации и возвращающегося затем в обычные условия жизни: подготовительный, стартового психического напряжения; острых психических реакций входа, переадаптации, завершающего психического напряжения, острых психических реакций выхода, реадаптации (там же, с. 418).
В качестве мер помощи профессионалу в восстановлении нормального душевного состояния и профилактики острых форм психической дезаптации, требующих лечения и длительного отдыха, предлагаются активные виды досуга, переключающие личность на другие, спокойные формы предметной деятельности (домашний труд, рыбалка, охота, спорт, занятия искусством, музыка, чтение художественной литературы, кино и театр, общение с друзьями, близкими). Но не все люди могут с помощью таких средств сохранять душевное здоровье и трудоспособность. В диссертационном исследовании Н.Д.Даровской (2000) на материале деятельности инкассаторов убедительно показана роль индивидуальных особенностей психической адаптации личности в опасных процессиях. Инкассаторы — работники службы охраны при перевозке ценностей (денежных средств, предметов искусства, ювелирных изделий, драгоценных металлов). Это люди, имеющие огнестрельное ору жие для защиты от возможных нападений, средства индивидуаль ной защиты и специально оборудованную транспортную технику. При обследовании инкассаторов (выборка 200 человек) был наружен факт отсутствия влияния стажа работы в инкассации на выраженность симптомов психической дезадаптации. Этот факт свидетельствует о том, что развитие психической дезадаптации не всегда связано напрямую с длительным накоплением проявле ний хронического стресса, вызванного фрустрацией потребное в безопасности. Оказалось, что определяющую роль в развитии психической дезадаптации (нередко завершающейся суицидом) играют устойчивые свойства индивидуальности (а именно пара- метр эргичности, одно из проявлений темперамента по В.М. Русалову). Инкассаторам с высокими значениями эргичности свой ственны: поведение, адекватное ситуации, рациональные стили копинг-поведения, внутренний (интервальный) локус контроля, позитивное отношение к себе и другим. Для низкоэргичных инкассаторов свойственны неоптимальные копинг-стратегии, экстернальный локус контроля, высокая внут-ренняя конфликтность, ожидание негативного отношения со стороны окружающих, установка на сохранение здоровья. Формиро вание оптимальных приспособительных форм поведения (паттернов копинг-поведения) затруднено, так как связано с природо обусловленными свойствами индивидуальности и реальной опас- ностью профессиональных ситуаций. Поэтому рекомендовано лиц с такого рода индивидуальными особенностями не использовать в опасных профессиях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|