Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Степень осознанности индивидуального стиля деятельности




Как нам представляется, при относительном постоянстве со- держания труда, условий и средств его осуществления у субъект труда, стремящегося к достижению высоких результатов, может стихийно сформироваться эффективный ИСД. В сложных вида труда, особенно в тех случаях, когда мастерство профессиош состоит в его владении собой, формировании функциональных средств деятельности, достижение успеха требует от субъекта со- знательной развернутой ориентировки как в самих выполняемых трудовых задачах, внешних средствах, так и в субъектных усло-виях их осуществления. Психолог может быть полезным помощником профессионала в его самопонимании, самодиагностике, выработке индивидуально оптимальных стратегий и тактик деятельности.

В. А. Толочек подчеркивает, что формирование ИСД опирается как на сознательные, так и на бессознательные механизмы пассивной и активной адаптации человека к среде, к деятельности (Толочек В.А., 2001, с. 148).

К сознательным механизмам формирования и реализации ИСД он относит проявления рефлексии и саморефлексии, саморегуляции своей активности, выбор способов деятельности; к бессознательным механизмам ИСД — формирование навыков и эмоциональное переживание удобства, предпочтения, легкости или, напротив, трудности, дискомфорта, сопровождающих процесс деятельности (там же, с. 149).

о.а.конопкин и В.Ц.Моросанова (1989) исследовали личностные особенности саморегуляции деятельности, подобрав группы испытуемых с высокой степенью выраженности акцентуаций личности (истероидно-демонстративными, застревающе-педантичными, возбудимыми-имттульсивными акцентуациями). Выраженность акцентуаций личности оценивалась с помощью опросника А. Е. Личко.


Рассматривались проявления личностных особенностей испы-чуемых в отношении компонентов структуры саморегуляции целенаправленной профессиональной деятельности (целеполагания, моделирования деятельности, программирования ее выполнения, контроля и коррекции в процессе исполнения). В результате исследования выявлены типы регуляции деятельности: гармонич-ный и акцентуированный, эффективный и со сниженной эффектностью.

Оказалось, что эффективная саморегуляция деятельности доступна людям с проявлениями акцентуации личности. В первом случае регуляция и саморегуляция деятельности оказывались адекватными ее требованиям, успешными. Субъекты деятельности успешно достигали намеченных целей. Низкоэффективные стили регуляции у испытуемых с разными типами акцентуации были связаны с типичными трудностями, дефектами.

Так, для истероидных личностей характерны низкоразвитое пла-шрование, целеполагание при высокоразвитом программирова-нии исполнения действий; для импульсивно-возбудимых лиц — слабое развитие блока модели условий и программирования действий; для застревающе-педантичных — трудности при осуществ-тении контрольно-коррекционных функций.

О.А.Конопкин справедливо отмечает, что знание индивиду-альных особенностей стиля саморегуляции деятельности необхо-димо важные общие функциональные способности личности наряду с интересами, склонностями при выборе профессии.

Методы изучения индивидуального стиля деятельности

Поскольку ИСД проявляется не только во внешнем поведении, но и во внутреннем плане субъекта деятельности, в его сознании, субъективных стратегиях, смысловых оценках, направленности внимания и т.д., в исследовании ИСД необходимо использовать методы наблюдения и фиксации профессионального поведения и его результатов, тесты, метод анализа продуктов труда, а также методы беседы, интервью, субъективного шкалирования, экспертных оценок.

Предварительно следует составить некий образец успешного выполнения профессиональной деятельности, нормативно заданный (или построенный на материале деятельности какого-либо успешного работника). Кроме этого, необходимо выделить требования профессиональной деятельности, конкретной ситуации труда, производственной среды к работнику, а именно к его свойствам, относящимся к разным уровням интегральной индивидуальности.


Выделенные индивидуальные свойства могут использоваться в интерпретации индивидуально своеобразных приемов работы, которые могут быть обнаружены при наблюдении профессионального поведения.

Намеченные требуемые для успешной деятельности свойства индивидуальности затем могут быть экспериментально оценены у работников разной степени успешности с помощью различных тестов.

В итоге исследования могут быть выделены разные по связи с успешностью в труде стили профессиональной деятельности, а также, возможно, разные стили у одинаково высокоуспешных профессионалов.

Варианты ИСД могут быть скорректированы в рамках специально организованных тренингов либо могут стать образцом для начинающих работников как примеры успешных форм профессиональной адаптации.

Процесс формирования ИСД можно изучать и на основе биографического метода.

В качестве примера подобного исследования может служить анализ влияния зрелости личности, мотивации на успешность профессиональной деятельности, процесс профессионализации ткачих, выполненный Е.М.Борисовой (1981).

Ею был описан случай замедленного в начале трудовой карьеры профессионального развития ткачихи М., которая в течение первых 6 лет работы оставалась в роли помощника ткачихи, была пассивна, не интересовалась профессией. Но после рождения ребенка и двухлетнего перерыва в работе она вернулась с горячим желанием работать не помощником, а ткачом. Молодая женщина добилась успехов в работе, была отмечена руководством цеха, стала участвовать в профессиональных соревнованиях, оказалась лучшей по профессии. Высокая профессиональная мотивация стимулировала развитие профессионально важных качеств, выработку эффективного индивидуального стиля деятельности.

Особенности индивидуального стиля саморегуляции могут изучаться с помощью тестового задания, позволяющего оценивать стратегии поведения испытуемого после успешного и неуспешного выполнения задачи, а также оценивать особенности субъективного эталона точности результата своих действий. Так, в исследовании В. И. Моросановой подобная экспериментальная ситуация использовалась для оценки индивидуальных стилей саморегуляции деятельности у спортсменов-стрелков (Моросано-ва В. И., 2001).

Для выявления стилевых особенностей саморегуляции деятельности на личностном уровне применяются также опросные методы (Дикая Л. Г., Щедров В. И., 1999 и др.).


Вопросы и задания

1. Что такое индивидуальный стиль деятельности?

2. ИСД — единственный для каждого человека или человек может
владеть разными стилями деятельности?

3. Приведите пример индивидуальных стилей деятельности, связан
ных со свойствами разных уровней интегральной индивидуальности (по
В.С.Мерлину).

4. Когда в онтогенезе формируется ИСД? В какой мере ИСД устойчив?

5. Всякий ли ИСД и всегда ли эффективен?

6. Какие условия способствуют формированию эффективного ИСД?

7. Какими методами исследуют ИСД?

8. Приведите примеры когнитивных стилей. Как когнитивные стили
связаны с личностными особенностями?

9. Возможно ли целенаправленное формирование эффективного ИСД
в профессии?


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...