Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отличительные признаки унитарного государства




ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ «ПОЛИТОЛОГИЯ»

(Преподаватель – С.Г.Паречина)

1. Возникновение политологии как науки.

Политология как наука стала складываться очень давно. Вначале она была составной частью философии. Но Платон и Аристотель в своих трудах начали ставить ее на особое место. Только в эпоху Возрождения итальянский мыслитель Николо Макиавелли выделил политологию как самостоятельную науку. В 1871 году во Франции была создана свободная школа политической науки (ныне – Институт политических исследований Парижского университета). В 1880 году – Школа политических наук в Колумбийском колледже США, а в 1895 – Лондонская школа экономической и политической науки. Таким образом, наука ополитике получает развитие. Со второй половины ХХ века науку, которая вырабатывает теоретические представления государственном управлении, стали называть политологией. Вот как определяется содержание политической науки в «Словаре социальных и политических наук» (изданном на Западе): «Если политика есть деятельность, то политическая теория – это рефлексия, интерпретация этой деятельности… Что же касается политической науки, то ее задача «раскрыть смысл политики», классифицировать ее, предложить утопию «оптимального государства», раскрыть «факторы власти» и выработать некие «общие концепции» политики». Ныне политическая наука, или просто политология – это одна из обширных областей научного знания, имеющая не только теоретическое, но и прикладное значение. Принятие политических решений процесс сложный, многоплановый, предполагающий наличие самых разнообразных сведений о социальной действительности. В качестве самостоятельной учебной дисциплины политология стала складываться с конца ХIХ – начала ХХ века, когда в Западной Европе и в США появились ее первые кафедры. В системе высшего образования она стала широко преподаваться со второй половины ХХ века. С 1948 года по рекомендации ЮНЕСКО курс политологии начал читаться во всех государствах Запада и Восточной Европы, а с 1989 года появились кафедры политологии и в советских странах.

 

2. Основные подходы к определению сущности политики.

В плане определения категории «политика» обычно выделяют два основных подхода:

Традиционный подход, когда политику определяют через государство и участие людей в осуществлении или оппонировании государственной власти. Здесь политика предстаёт как особая государственно-властная сфера общественной жизни и в ней же реализуется. Отсюда такие специфические определения политики, как сфера борьбы за государственную власть и способ реализации этой власти; как наука и искусство государственного управления; как способ производства законных социальных приказов и предписаний и др.

Социологический подход, в рамках которого политику трактуют в самом широком смысле – как любой вид деятельности, связанный с руководством людьми, распределением благ, урегулированием конфликтов и т.д., т.е. определение политики происходит через власть и властные отношения вообще. В рамках данного подхода политика как общественная деятельность не обязательно связана с государственной властью, и, следовательно, не образует особой сферы общественной жизни. Она присутствует везде, и любое явление или действие приобретают политический характер в той мере, в какой они затрагивают организацию и мобилизацию ресурсов, необходимых для осуществления целей конкретного человека, коллектива, общности и т.д. Поэтому нередко говорят: «Куда ни кинь – везде политика». По меткому замечанию М. Вебера, даже умная жена пытается управлять мужем.

 

3. Признаки, функции и субъекты политики.

Политика - это особая сфера деятельности людей, связанная с властными отношениями, государством и его устройством, с политическими институтами, принципами их функционирования;

Признаки:

политика – это сфера властных отношений, отношений по поводу завоевания, распределения, организации власти, определения деятельности государства и его институтов.

политика – это деятельность элит и лидеров по руководству процессами общественного развития на всех уровнях с помощью институтов государственной власти.

политика – это способ организации общественной жизни, основанный на объединении и согласовании разнородных социальных интересов на базе доминирующего общего интереса; инструментом объединения и согласования социальных интересов с акцентом на общезначимом, доминирующем интересе является государство.

функции политики выражаются в:

1. Интеграции различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности и стабильности общества.

2. Выражении интересов социальных групп и слоев общества, отдельных граждан.

3. Управлении и руководстве политическими и общественными процессами в интересах наиболее влиятельных слоев и групп населения и (или) общества в целом.

4. Обнаружении и рассмотрении социально политических конфликтов, разрешение их цивилизованными способами и методами.

5. Социализации личности, включение её в сложный мир общественных отношений.

6. Обеспечении преемственности и обновления развития общества и человека

Под субъектом политики понимается участник политического процесса, способный действовать свободно и самостоятельно. У него имеются свои потребности и интересы, которые он осознает. Это позволяет субъектам политики реально оценивать происходящее в обществе и выдвигать цели своих действий, определять и подбирать средства их достижения.
Обыденное сознание обычно связывает политику и политическую деятельность с государством, политическими лидерами. В политическом процессе также участвуют:
• социальные общности людей — классы, нации, профессиональные, корпоративные, конфессиональные общности;
• социальные группы: политические элиты, бюрократия;
• личности, граждане;
• а также созданные ими общественные организации, движения и политические партии.

 

4. Понятие и структура политической системы.

Под политической системой понимается совокупность государствен­ных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Эта система обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само его существование как единого, управляемого политической властью организма. В зависимости от места и времени поня­тие "политическая система" имеет различное содержание, т. к. ее компо­ненты варьируются соответственно отношениям власти, типу политическо­го режима (авторитаризм, демократия, диктатура), типу политической сис­темы (президентская, парламентская).

Структуру политической системы составляют: политические отношения; политическая организация общества (государственно-правовые орга­ны, политические партии, массовые общественные организации, трудовые коллективы); средства массовой информации: политические принципы и нормы; политическое созна­ние и политическая культура. Определяющим элементом политической системы, ее ядром является государ­ство со всеми его составляющими: законодательной, исполнительной и судебной ветвя­ми власти, вооруженными силами. Являясь главным институтом политической системы, государство осуществляет управление обществом, охраняет его экономическую, социаль­ную и духовную сферу. Особую функцию имеют политические партии: они осуществ­ляют взаимосвязь между разными уровнями и ветвями государственной власти, между государством и гражданским обществом. Главное их назначение — достижение власти.

Неотъемлемым компонентом политической системы являются политические и правовые нормы - общеобязательные правила поведения, установленные государством для регулирования общественных отношений. Система правовых норм может как способ­ствовать укреплению политической системы, так и играть деструктивную роль - в зави­симости от соответствия или несоответствия постоянно развивающимся политическим отношениям. Средства массой информации (СМИ) являются самостоятельным и актив­ным элементом политической системы.

Важное место в политической системе принадлежит политической культуре, которая способст­вует формированию отношения людей к окружающему миру, к главным целям и содер­жанию политики государства. Политическая культура выполняет интегративную роль в обществе, способствуя единению всех слоев населения, созданию широкой социальной базы для поддержки системы власти.

Политическая система включает в себя и политическое сознание - идеи, теории, взгляды, представления, чувства, традиции, отражающие политику и политические отно­шения. Содержание политического сознания проявляется в форме политической деятель­ности, в частности - политических институтов, классов, партий, лидеров и т.п. Политиче­ское сознание - часть общественного сознания, как политическая культура - часть общей культуры.

 

5. Модель политической системы. Функции политической системы.

В политологии разработано несколько теоретических моделей функционирования политических систем

-системная;

-структурно-функциональная;

-информационно-кибернетическая.

Системная модель впервые была разработана Д. Истоном Сущность политической системы, в трактовке ученого, раскрывается в ее функции - авторитарном распределении ценностей в обществе. Процесс функционирования системы описывается через отношения обмена с внешней средой. Она сохраняет устойчивость, если найден определенный баланс между "входящими" импульсами, идущими из среды, и "выходящими" импульсами, которые представляют собой реакцию системы на полученную информацию.

Структурно-функциональную модель политической системы разработал Г. Алмонд Политическая система, по его мнению, представляет собой типы действий, имеющих отношение к принятию политических решений. Главная функция системы - обеспечение легитимного принуждения, что позволяет сохранить общественную стабильность.

Информационно-кибернетическую модель. К. Дойч предложил информационно-кибернетическую модель политической системы Используя положения и терминологию, разработанные в кибернетике, автор рассматривает политическую систему через потоки информации. Функция системы заключается в координации усилий людей для достижения поставленных целей.

функции политической системы:

■ обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования – демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные);

■ управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);

■ мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);

■ выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений;

■ удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);

■ интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя различные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты);

■ политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он "включается" в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности);

■ легитимация политической власти (т.е. достижение определенной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

 

6.Природа и сущность власти. Политическая и государственная власть.

Власть служит основой, объектом и движущей силой политики. Борьба за власть является характерной чертой политической жизни любого общества, любой эпохи. Власть - это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств права, авторитета, воли, принуждения.

Характерные признаки власти:

доминирование властной воли;

наличие особого аппарата управления;

суверенитет органов власти;

монополия на регламентацию жизни общества;

возможность принуждения в отношении общества и личности.

Основными формами осуществления власти являются:

господство;

руководство;

управление;

координация;

организация;

контроль.

Политическая власть - это институт, упорядочивающий социальные отношения и поведение индивида. Она оказывает определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти, политическая носит не личностный, а общественный характер - проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд).

Государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

 

7. Легитимность и легальность политической власти.

Легитимность — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.

Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая её справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, нарушающие законы, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что её поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества. Легитимность не следует смешивать с также существующим в политологии понятием легальность власти. Легальность власти — юридическое её обоснование, её законность, соответствие существующим в государстве правовым нормам. Легитимность, в отличие от легальности, не является юридическим фактом, но — социально-психологическим явлением. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, — легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не признаваться народом. В обществе может существовать и нелегальная власть, например, мафия, которая также, в принципе, может восприниматься народом (или его частью) как легитимная либо нелегитимная. принято выделять следующие типы легитимности: традиционную, харизматическую и рациональную.

традиционная легитимность, формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам. Данная разновидность легитимности особенно часто встречается при наследственном типе правления, в частности, в монархических государствах. Длительная привычка к оправданию той или иной формы правления создает эффект её справедливости и законности, что придаёт власти высокую стабильность и устойчивость;

рациональная (демократическая) легитимность, возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Данный тип поддержки складывается благодаря пониманию человеком наличия сторонних интересов, что предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создает возможность для реализации его собственных целей. Иначе говоря, рациональный тип легитимности имеет по сути дела нормативную основу, характерную для организации власти в сложно организованных обществах.

харизматическая легитимность, складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающиеся качества политического лидера. Этот образ непогрешимого, наделенного исключительными качествами человека (харизма) переносится общественным мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспринимают стиль и методы его правления. Эмоциональный восторг населения, формирующий этот высший авторитет, чаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на только ещё формирующиеся правила политической игры. Поэтому харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее в смутное время. Но такая безоговорочная поддержка властителя населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности.

 

8. Теории происхождения государства. Основные признаки и функции государства.

Формирование государства у разных народов шло различными путями. Это обусловило различные точки зрения в объяснении причин возникновения государства.

Одной из древнейших теорий происхождения государства является теологическая теория. Она исходит из того, что происхождение и существование государства является результатом проявления божьей воли

Патриархальная теория трактует происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной семьи. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

Согласно договорной теории государство возникло в результате заключения общественного договора. Люди договорились между собой объединиться в государственный союз, создать власть и подчиняться ей.

Теория насилия объясняет возникновение государства завоеванием одних племен другими, т.е. военно-политическим фактором.

Органическая теория. По мнению Спенсера, общество функционирует подобно человеческому организму.

Марксистская теория. Основными причинами происхождения государства основоположники марксизма считали раскол общества на антагонистические классы с непримиримыми интересами, что было обусловлено изменениями в экономическом базисе, которые, привели к появлению частной собственности.

Психологическая теория. Причиной возникновения государства является определенное состояние психики людей.

Ирригационная теория. Возникновение государства объясняется необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах.

Государство - это форма организации политической власти. Признаки государства:

1. Территория. Это пространственная основа государства. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство и др. На своей территории государство осуществляет независимую власть и имеет право защищать территорию от вторжения со стороны других государств.

2. Население. Его составляют люди, проживающие на территории государства.Население государства может состоять из людей одной национальности или быть многонациональным

3. Публичная власть. Публичная власть иначе называется властью общественной, т. е. властью, способной организовать жизнь людей. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении или иначе способность подчинять своей воле. Государственная власть осуществляется с помощью государственных органов и учреждении. Все они объединяются в единую систему, называемую государственным аппаратом. К важнейшим его составляющим относятся законодательные и исполнительные органы. Государственная власть распространяется на всех людей, проживающих на территории государства.

4. Право. Это система общеобязательных правил поведения. В отличие от правил поведения, существовавших в первобытном обществе и обеспечивавшихся силой общественного принуждения (например, покинувшего поле боя воина соплеменники изгоняли из племени), правовые нормы охраняются силой государства, т.е. специальными государственными органами. Если правила поведения в первобытном обществе вырабатывались постепенно самим обществом (обычаи, традиции, мифы, обряды, ритуалы и др.), то правовые нормы формируются в основном государственными органами.

5. Правоохранительные органы. Они составляют особую систему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешняя разведка, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, потому что государственная власть осуществляется с помощью норм права или конкретных распоряжений (приказов), носящих императивный характер.

Если к власти проявляется неуважение или если нормы права не исполняются, то с помощью правоохранительных органов применяются меры принуждения (санкции), предусмотренные в нормах права.

6. Армия. Она необходима для защиты территориальной целостности государства. Обычно пограничные споры и военные конфликты возникают между смежными государствами. По своему размеру армия должна быть способной отразить любую агрессию. Но армия требует на свое содержание и поддержание боеготовности значительных материальных затрат. В некоторых государствах армия используется во внутренних конфликтах.

7. Налоги. Это обязательные платежи с получаемого дохода граждан и организаций. Их размеры и сроки уплаты устанавливает государство, издавая соответствующие законы. Налоги необходимы для содержания государственных органов, армии, выплаты пенсий, пособий многодетным семьям, безработным, инвалидам. Если в стране происходят различного рода чрезвычайные происшествия (ЧП), то выделяется часть средств также из налоговых поступлений для устранения последствий ЧП, бедствий.

8. Суверенитет. Это независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Иначе, суверенитет -- это самостоятельность, не подчиненность, не подотчетность государства кому-либо. Различают внутренний и внешний суверенитет. Внутренний суверенитет означает, что государственная власть независимо решает все вопросы жизни страны, и эти решения имеют обязательный характер для всего населения. Внешний суверенитет позволяет государству самостоятельно строить свои взаимоотношения с другими государствами, основываясь на своих интересах.

Внутренние функции - это основные направления деятельности государства внутри страны. К внутренним функциям государства относятся: 1) функция охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан государства;

2) функция легализованного осуществления принуждения в отношении различных социальных групп и индивидуумов;

3) политическая функция (обеспечение народовластия и государственного суверенитета);

4) экономическая функция (выработка экономической политики, формирование и контроль за расходованием государственного бюджета, установление системы налогообложения, ценовой политики, управление государственными предприятиями и т. д.);

5) социальная функция (создание системы социальной защиты населения, систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т. д.);

6) экологическая функция (деятельность, направленная на охрану, восстановление и улучшение природных условий жизни людей);

7) идеологическая функция (пропаганда определенных идей и ценностей с помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе официальной идеологии подрастающего поколения и т. д.).

Такой набор функций государства - свидетельство полного огосударствления общества, характерное для тоталитарных режимов. С изменением социальной структуры общества на современном этапе насилие в отношении многих социальных групп перестает быть актуальным. Государство уменьшает свое присутствие в экономике. Не может быть признана главной и идеологическая функция: общество должно развиваться в условиях идеологического и политического плюрализма. На первый план выходит охрана интересов, прав и свобод человека. В деятельности государства важны также учет и координация интересов различных групп населения, защита прав меньшинств, охрана окружающей среды.

Внешние функции - это основные направления деятельности государства, проявляющиеся преимущественно вне государства и общества, во взаимоотношениях с другими организациями или государствами. Относятся:

1) защита государства от внешней угрозы (строительство вооруженных сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность контрразведки, пограничных войск и т. д.);

2) функция взаимодействия с другими государствами и международными организациями (экономическое сотрудничество, участие в работе различных международных организаций, в военно-политических блоках и союзах и т. д.).

Так же все функции могут делить на охранительные и регулятивные.

Охранительные функции - это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, экологическая функция, защита государства от внешней угрозы).

Регулятивные функции - это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, функция взаимодействия с другими государствами).

Так же функции могут быть постоянными и временными. Первые выполняются государством в течение длительного времени и чаще всего присущи государству на ряде этапов его существования. Вторые - обусловлены конкретным периодом общественного развития и по мере перехода к иному периоду утрачивают свое значение.

 

9. Понятие «формы государства».

Форма государства, т.е. устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых, это определенный порядок образова­ния и организации высших органов государственной власти и уп­равления. Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений цент­ральной, региональной и местной властей. В-третьих, это при­емы и методы осуществления государственной (политической) власти. Таким образом, форма государства синтезируется из трех основных элементов, а именно: формы (государственного) правления, формы (государственного) устройства, формы (го­сударственного, политического) режима.

Таким образом, форма государства имеет три грани своего выражения:

а) форма правления – особый порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления, распределение компетенции между ними (монархия и республика);

б) форма государственного устройства – способ территориального устройства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей (унитарное, федерация, конфедерация);

в) политический режим – методы и приемы осуществления государственной (политической) власти (демократический и антидемократический.

 

10. Характеристика формы правления.

Монархия – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т.п.), который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом испол-нительной власти.
Монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляет ее пожизненно и бессрочно; он персонифицирует государство, выступая от имени всего народа как «отец» нации; за результаты своей деятельности не несет юридической ответственности.

При республиканской форме правления единственным источником власти по закону является народное большинство. Само происхождение термина «республика» связано с народом. В республике власть осуществляется избранными народом на определенный срок представительными органами. Известны парламентарные республики и республики президентские.
Республика – форма правления, при которой:
– государственная власть передается (делегируется) народом определенному коллегиальному, а не единоличному органу (сенату, парламенту, народному собранию, федеральному собранию и т.п.), который выполняет свое функциональное назначение в режиме «сдержек и противовесов» с другими ветвями власти;
– представительная власть сменяема, избирается на определенный срок;
– законодательно закрепляется подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности.

Признаки республики:
1) выборность и сменяемость представительной власти;
2) коллегиальность правления, позволяющая не только обеспечивать подконтрольность различных ветвей власти, их взаимное сдерживание от возможного произвола, но и более эффективно и ответственно решать каждой из них свои специализированные задачи;
3) законодательно закрепленная подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности.

 

11. Характеристика формы государственного устройства.

Фо́рма госуда́рственного устро́йства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.

В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на:

Простая форма (унитарное государство);

Сложная форма (федерация, конфедерация).

 

Отличительные признаки унитарного государства

1. Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности;

2. Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру (законодательный орган имеет однопалатную структуру);

3. Одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всей страны);

4. Наличие единого гражданства.

 

Федерация — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...