Основные принципы местного управления и самоуправления
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Местное управление и самоуправление осуществляются в соответствии со следующими основными принципами: законность; социальная справедливость; защита прав и законных интересов граждан; сочетание общегосударственных и местных интересов, участие органов местного управления и самоуправления в решении вопросов, затрагивающих права и законные интересы граждан; единство и целостность системы местного управления и самоуправления; взаимодействие органов местного управления и самоуправления; разграничение компетенции органов местного управления и самоуправления; выборность органов местного самоуправления, их подотчетность гражданам; гласность и учет общественного мнения, постоянное информирование граждан о принимаемых решениях по важнейшим вопросам местного значения; ответственность органов местного управления и самоуправления за законность и обоснованность принимаемых решений; обязательность исполнения на соответствующей территории решений Советов, исполнительных и распорядительных органов, принятых в пределах их компетенции; самостоятельность и независимость органов местного самоуправления в пределах своей компетенции в решении вопросов местного значения, недопущение ограничения полномочий органов местного управления и самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими законодательными актами.
20. Эволюция содержания понятия «идеология» и его современное значение. Термин «идеология» ввел в научный и политический обиход в 1796 г. французский философ, экономист и политический деятель А. Дестют де Траси (1754—1836). Таким образом, с формальной, этимологической точки зрения, термин «идеология» может означать и «учение, науку об идеях», и «мысль, выраженную в слове», и «логически взаимосвязанную совокупность идей». Дестют де Траси: идеология — наука об идеях.
21. Политическая идеология, ее носители, формы и уровни проявления. политическая идеология представляет собой специфическое духовное образование, специально предназначенное для целевой и идейной ориентации политического поведения, необходимо различать следующие уровни ее функционирования: теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения, раскрывающие интересы и идеалы того или иного класса, слоя, нации, государства; программно-политический, где социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты и являют собой идейную основу для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения масс. Данный уровень функционирования идеологии непосредственно связан с деятельностью партий, союзов, объединений, созданных для трансляции политических требований приверженцев определенной идеологии. Учитывая политический вес связанных с идеологией институтов власти, и саму ее трактуют как «конституирующий элемент политики»; актуализированный, который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии и характер их воплощения в тех или иных формах политического участия. Этот уровень может характеризовать довольно широкий спектр вариантов интериоризации идеологии: от легкой смены идеологических позиций до восприятия людьми своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих значений, способных упорядочить в сознании людей ход истории, определить принципы их социального мышления т.н.Уровни идеологии:
практический (повседневная жизнь, человеческая деятельность в которой реализуются и выражаются принципы государственной идеологии).
22. Основные функции политической идеологии. Познавательно-ориентационная функция выражается в том, что любая идеология, хотя и является «ложным сознанием», все же стремится дать своим носителям определенное представление о существующей социальной действительности, так или иначе объяснить происходящие в ней процессы и, возможно, выявить тенденции их развития.
23. «Теории» деидеологизации и реидеологизации. «Деидеологизации» и «реидеологизации» теории - буржуазные социологические концепции, опирающиеся на определенную интерпретацию идеологии и получившие распространение в 6О-70 гг. 20 в. «Д.» т. была обоснована в работах Р. Арона, Белла, С. Липсета и др. Трактуя идеологию как ложное сознание, принципиально противостоящее науке и принимаемое социальной группой с целью оправдания ее действий и обоснования социальных претензий, а также как продукт об-ва с неразвитой технологией и нерешенными экономическими и социально-политическими проблемами, создатели «Д». т. утверждали, будто развитые капиталистические страны вышли за рамки того общественного состояния, к-рому необходима идеология, и вступили в новую «неидеологическую» эру. Был провозглашен «конец идеологии». На самом деле «Д». т. - это концепция, выражающая сциентистски-технократическую иллюзию, будто все проблемы капиталистического об-ва могут быть решены чисто «техническими» средствами, без участия масс, без борьбы классов и т. д. Буржуазно-идеологический характер этой концепции выражается и в том, что своим острием она направлена против социализма, против марксистско-ленинской идеологии, к-рая противопоставляется науке и объявляется устарелой. Однако обострение классовых битв, молодежные и др. социальные движения конца 60-х гг. в главных капиталистических странах наглядно показали, что болезни капитализма нельзя излечить никакими «техническими» средствами. «Д». т.-стала подвергаться критике со стороны самих буржуазных теоретиков, полагавших, что она разоружает буржуазное об-во в борьбе с коммунистической идеологией. Возникла внешне противоположная концепция - «Р». т., сделавшая акцент на необходимости обоснования социальных ценностей буржуазного об-ва, их важности и значимости для укрепления позиций буржуазии. Однако различия между «Д.» и «р.» т. не носят принципиального характера, ибо их социальная сущность одна и та же. Они носят буржуазно-апологетический и антикоммунистический характер.
24. Классификации политических идеологий. Понятие идейно-политического течения и идейно-политического спектра. Основные разновидности современной политической идеологии - либерализм, консерватизм, коммунизм (марксизм-ленинизм), социал-демократизм и фашизм. Консерватизм как политическая идеология являет собой не только систему охранительного сознания, предпочитающую прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания) новой, но и весьма определенные ориентиры и принципы политического участия, отношения к государству, социальному порядку и т. Марксизм - это учение о прогрессе как смене общественных формаций и росте производительных сил; о социалистической революции во главе с субъектом прогресса - пролетариатом; о сломе буржуазной государственной машины и замене ее диктатурой пролетариата, отмирающей впоследствии; о построении коммунизма - безтоварного и безрыночного общества. Социал-демократическая идеология исходила из возможности эволюции капитализма в социально справедливое общество, сохранения мира между классами и государствами. Либерализм - в широком значении - это интеллектуальная и нравственная установка на такую организацию общественной жизни, которая построена на экономических правах индивида в пределах, ограниченных действием законов, понимаемых как обобщение естественных потребностей нормальных цивилизованных людей. В более узком значении либерализм - идеология и политика либеральных партий, в целом ориентированных на сохранение механизмов хозяйства и свободной конкуренции при минимально необходимой регулирующей роли государства, умеренный социальный реформизм, обеспечение международной безопасности и развитие интеграционных процессов.
Система конституционализма опирается на правила и процедуру выборного представительства и включает в себя: а) ограничение деятельности законодателей, во-первых, строго регламентированной процедурой законотворчества, во-вторых, установлением определенных его пределов, с тем чтобы оно не могло нарушать основные права и свободу граждан; б) механизмы обеспечения соответствия нового законодательства всей системы верховенства и правления закона. Эти механизмы представляют собой " сдержки и противовесы " во взаимоотношениях законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом смысл независимости судебной власти состоит в том, что она независима от политики, а не в том, что она - особая структура и способ "делания" политики. фашизм. Как общественное движение и политическая идеология он возник в двадцатых-тридцатых годах, потерпел военное и морально-политическое поражение во Второй мировой войне, а в послевоенный период реанимировался в форме неофашистских организаций, являющихся источником напряженности в ряде стран. Основные политико-идеологические постулаты фашизма состоят в следующем: - общественная и личная жизнь подлежит жесткому контролю со стороны государства, представляющего высшие интересы нации. Ему должны неукоснительно подчиняться индивиды и социальные группы. В нем не может быть места плюрализму и разделению властей. - высшая ценность - собственная нация, которая превосходит другие народы и потому должна находиться в привилегированном положении. Ее процветание может быть достигнуто путем ограничения жизненного пространства или вообще уничтожения «низших» рас.
25. Либерализм – доминирующее идейно-политическое течение Запада. Социальный либерализм. Либерализм - в широком значении - это интеллектуальная и нравственная установка на такую организацию общественной жизни, которая построена на экономических правах индивида в пределах, ограниченных действием законов, понимаемых как обобщение естественных потребностей нормальных цивилизованных людей. В этом значении либерализм стал доминирующим типом политической культуры Запада. Он воплотился в структурных характеристиках и принципах функционирования важнейших политических институтов и получил специфическое проявление в основных идейно-политических течениях современного Запада - от консерватизма до социал-демократии. В более узком значении либерализм - идеология и политика либеральных партий, в целом ориентированных на сохранение механизмов хозяйства и свободной конкуренции при минимально необходимой регулирующей роли государства, умеренный социальный реформизм, обеспечение международной безопасности и развитие интеграционных процессов. Большинство таких партий объединены в Либеральный интернационал, созданный в 1947г партиями учредителями, принявшим "Манифест либералов", Позднее присоединились еще 13 партий, а также "либералы-изгнанники" из стран Восточной Европы. В настоящее время во многих из этих стран либеральные партии действуют легально. В ряде стран других регионов мира либералы являются правящими партиями или входят в правительственные коалиции. В Европарламенте они имеют пятую по численности фракцию. Как определенное понятие либерализм вошел в политический словарь Европы в 30-40-е гг. XIX в. Но его основные идейно-теоретические корни и первые опыты практического воплощения (в Англии и США) уходят в конец XVII-XVIII вв. Творцами "классического" либерализма, первого этапа его исторического развития, являются Локк и Вольтер, Юм и Кант. Идейно нравственное ядро "классического" либерализма образовали следующие положения 1) абсолютная ценность человеческой личности и изначальное ("от рождения") равенство всех людей, 2) автономия индивидуальной воли, 3) сущностная рациональность и добродетель человека, 4) существование определенных неотчуждаемых прав человека, таких, как право на жизнь, свободу, собственность, 5) создание государства на основе общего консенсуса и с единственной целью сохранить и защитить естественные права человека; 6) договорный характер отношений между государством и индивидом; 7) верховенство закона как инструмента социального контроля и "свобода в законе" как право и возможность "жить в соответствии с постоянным законом, общим для каждого в этом обществе... и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека... "(Локк); 8) ограничение объема и сфер деятельности государства; 9) защищенность - прежде всего от государственного вмешательства - частной жизни человека и свобода его действий (в рамках закона) во всех сферах общественной жизни; 10) существование высших истин разума, доступных усилиям мысли индивида, которые должны играть роль ориентиров в выборе между добром и злом, порядком и анархией. Либерализм - это прежде всего представление о самодостаточности личности и ее приверженности свободе, являющейся ценностью самой по себе. Но специфику либерализма составляет не сам по себе "дух свободы", а разработка институционально - правовых условий его обеспечения. Комплекс этих условий образует систему конституционализма, позволяющую в принципе решить дилемму: законы делаются самим людьми (правит народ) - нет ничего выше закона (правит закон).
26. Консерватизм – идеология и политика сохранения сложившихся форм общественной жизни. Неоконсерватизм. Консерватизм как политическая идеология являет собой не только систему охранительного сознания, предпочитающую прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания) новой, но и весьма определенные ориентиры и принципы политического участия, отношения к государству, социальному порядку и т. д для консерватизма характерны следующие политические ориентиры, в частности отношение к конституции как к проявлению высших принципов (которые не могут произвольно изменяться человеком), воплощающих неписаное божественное право, убежденность в необходимости правления закона и обязательности моральных оснований в деятельности независимого суда, понимание гражданского законопослушания как формы индивидуальной свободы и т. д. Правда, защищая ценности и институты индустриального общества, консерватизм, как и либерализм, стал противиться государственному вмешательству в экономику, способному затормозить развитие свободного рынка, конкуренции, а следовательно, и нарушить привилегии представителей крупного капитала Эти основополагающие идеи и принципы, однако, заметно модифицировались в процессе общественного прогресса. Так, кризисное развитие индустриальных держав в начале XX в. спровоцировало появление различного рода реакционных консервативных течений: антисемизма, расизма, иррационализма, национализм и др., которые выказали полное неприятие демократии и стали проповедовать социальную и национальную дискриминацию. Здесь проявился в целом нехарактерный для консерватизма - уверенного в способности политики смягчать социальную напряженность - радикализм, стремление к силовым способам разрешения конфликтов. В послевоенный период, когда консерватизм вынужден был обратиться к более тонкой и сложной апологетике капиталистического образа жизни, возникли новые формы этой идеологии. Так, попытки обосновать "третий"(в отличие от предлагаемых либерализмом и социализмом) путь общественного развития, наряду с традиционными течениями, вызвали к жизни разнообразные национальные формы консерватизма, а также технократический, христианско-католический, "реформаторский" консерватизм и другие типы этой идеологии. Значительно мягче относясь и к государственному регулированию производства, и к участию населения в управлении, эти идейные течения решительно ставили вопрос об укреплении законности, государственной дисциплины и порядка, не признавали инициированных реформ. Консерваторы, в стремлении с собственных позиций пересмотреть идею демократии, предлагали даже дополнить выборность народных представителей выдвижением в органы управления наиболее "достойных" (с точки зрения властей) граждан. Последние десятилетия обозначили явное стремление консерватизма, с одной стороны, к иррациональным идеям реакционного толка, а с другой - к большей склонности к либеральным ценностям. Второе направление эволюции консервативных идей наиболее ярко появилось в неоконсерватизме - идеологическом течении, сформулировавшемся в качестве своеобразного ответа на экономический кризис 1974-1974 гг., массовые молодежные движения протеста в Западной Европе и расширение влияния кейнсианских идей. В целом неоконсерватизм весьма удачно приспособил традиционные ценности консервативного толка к реалиям поздеиндустриального (постиндустриального) этапа развития общества. Многообразие стилей жизни и усиление всесторонней зависимости человека от технической среды, ускоренный темп жизни и нарушение духовного и экологического равновесия - все это породило серьезный ориентационный кризис в общественном мнении западных стран, поставило под сомнение многие первичные ценности европейской цивилизации. В этих условиях неоконсерватизм и предложил обществу духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности гражданина и государства и их взаимопомощи, уважения права и недоверии к чрезмерной демократизации, крепком и государственном порядке и стабильности Сохраняя внешнюю приверженность рыночному хозяйствованию, привилегированности отдельных страт и слоев, эти ориентиры были четко направлены на сохранении в обществе и гражданином чисто человеческих качеств, универсальных нравственных законов, без которых никакое экономическое и техническое развитие общества не заполнит образовавшегося в людских душах духовного вакуума Конечно, предлагаемые неоконсерватизмом программы экономического роста и сохранения политической стабильности не могли решить многие вопросы общественного развития государств, втягивавшихся в постиндустриальный период эволюции (например, инфляции, обнищания населения) Однако по сравнению с его способностью дало человеку относительно целостную картину мира, отвечающую его основным нуждам и запросам, все эти частности отходили на второй план. Главное, что неоконсерватизм, согласовав рациональное отношение к действительности с моральными принципами, дал людям ясную формулу взаимоотношений между социально ответственным индивидом и политически стабильным государством. Неоконсерватизм обнажил те черты консервативной идеологии и образа мысли, которые сегодня оказались способными защитить человека на новом технологическом витке индустриальной системы, определить приоритеты индивидуальной и общественной программ жизнедеятельности, очертить облик политики, способной вывести общество из кризиса. Более того, на такой идейной основе неоконсерватизм синтезировал многие гуманистические представления не только либерализма, но и социализма, а также ряда других учений. И хотя неконсервативной идеологии придерживаются только некоторые крупные политические партии в западных странах, круг приверженцев этой идейной ориентации все больше расширяется во всем мире.
27. Социализм и его разновидности. Идейные доктрины социал-демократии и коммунистического движения. СОЦИАЛИЗМ — социальный строй, ставящий перед собой глобальную цель свержения капитализма, построения в обозримом будущем совершенного общества, завершающего историю человечества, и мобилизующий для достижения этой цели все имеющиеся в его распоряжении ресурсы; теории, обосновывающие возможность или даже необходимость построения такого общества. Разновидности: коммунизм, национал-социализм, социал-демократия. Социал-демократическая идеология – доктрина постепенного (мирного) преобразования капиталистического общества в социалистическое на основе последовательной демократизации политической, экономической, социальной и духовной сфер его жизни, гражданского (межклассового) согласия. Ее политический идеал -- «демократический социализм», рассматриваемый как общество будущего, как принцип деятельности западноевропейских социал-демократических партий.
28. Становление белорусской национальной государственности. Национальная идея. Истоки идеологии белоруской государственности уходят в глубину веков, отражая историко-политический опыт и традиции государственности на территории современной Беларуси. Становление и развитие государственности на территории Беларуси IXв. Это период раннефеодальных княжеств-государств: Полоцкого, Туровского, Смоленского. Белорусская национальная идея. Под национальной идеей в политической науке принято понимать овладевшую сознанием определенной территориальной общности людей мысль о том, что эта общность является особой нацией и в силу чего она считает себя вправе по собственному усмотрению строить и свою внутреннюю жизнедеятельность, и свои отношения с другими народами. Появление такой мысли закономерно влечет за собой постановку задачи самоопределения общности в качестве суверенного национального государства. Соответствующие общественные действия принято называть национальным движением.
29. Провозглашение Республики Беларусь – начало нового этапа в развитии белорусского народа и его государственности. В 1991 г. после распада СССР на основе БССР было провозглашено нынешнее государство Республика Беларусь. С этого момента белорусский народ вступил в новый этап своего исторического развития. 15 марта 1994 г. была принята новая Конституция Республики Беларусь, в соответствии с которой РБ стала президентской республикой. На республиканском референдуме 14 мая 1995 г. были приняты новые символы Республики Беларусь. На республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. День независимости Республики Беларусь был перенесен с 27 июля на 3 июля. Несколькими годами позже был написан новый Гимн Республики Беларусь. После провозглашения независимости в Беларуси стали формироваться новые органы управления. Союзно-республиканские министерства и комитеты преобразовывались в государственные органы Республики Беларусь. Комитет госбезопасности при Совете Министров был переподчинен Верховному Совету, при этом ликвидировались службы политического сыска, некоторые другие управления. В кадровой политике КГБ усилились требования к профессионализму сотрудников. Совету Министров были подчинены пограничные войска КГБ, местные органы военного управления, железнодорожные войска, система гражданской обороны. Белорусский военный округ ликвидировался, его части и подразделения перешли в подчинение Министерства обороны Республики Беларусь. Начиная с осеннего призыва 1991 г. граждане Беларуси стали проходить срочную военную службу на территории своей республики. 10 июля 1994 г. — избрание первым Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко. 14 мая 1995 г. — проведение по инициативе Президента Республики Беларусь республиканского референдума. 24 ноября 1996 г. — принятие на республиканском референдуме новой редакции Конституции Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, предложенной Президентом Республики Беларусь.
30. Конституция Республики Беларусь – форма юридического закрепления базовых идей и положений белорусской национально-государственной идеологии. Правовой основой идеологии белорусского государства является Конституции Республики Беларусь. Конституция – это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий принципы ее взаимоотношений с обществом в целом и отдельными гражданами. В Республике Беларусь Конституция была принята в 1994 году, а в 1996 и 2004 годах в нее были внесены некоторые изменения, принятые на референдуме. Юридические, политические и идеологические свойства конституции:
31. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации – наивысшая ценность и цель белорусского общества и государства. С позиции оценки конституционного текста есть основания утверждать, что государственная власть в Республике Беларусь подчинена интересам служения народу, человеку. Безусловно, что в зависимости от взглядов можно высказывать критические замечания и пожелания относительно функционирования коллегиальных представительных органов власти, их статуса, взаимодействия с иными ветвями власти. Личные (гражданские) права и свободы – это возможности индивида, позволяющие ему оградиться от нежелательного и незаконного вмешательства кого бы то ни было в его личную жизнь и способные обеспечить свободное, своеобразное и автономное существование личности. К ним относятся права: ü на жизнь; ü на личную свободу, неприкосновенность и достоинство личности; ü на неприкосновенность жилища и иных законных владений; ü на свободное передвижение и выбор места жительства в пределах Республики Беларусь, право покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно; ü на свободу совести и вероисповедания; ü на тайну личной корреспонденции, телефонных и иных сообщений; ü равноправие супругов в семейных отношениях; ü на создание семьи и заключение брака и др
32. Демократия – важнейшая ценность белорусского народа. Реализация принципов и институтов демократии в политическом устройстве Республики Беларусь. Конституция определяет Республику Беларусь как демократическое государство. Термин демократия буквально означает «власть народа» или «правление народа». Демократическим считается такое государство, в котором обеспечивается народовластие, политический плюрализм (многообразие взглядов, мнений, политических партий), внедрен принцип разделения властей, существует местное самоуправление. Демократия в Республике Беларусь строится на следующих основных принципах:
33. Идея правового социального государства и ее реализация в Конституции и законодательстве Республики Беларусь. Беларусь, как закреплено в Конституции, является государством социальным. Эта норма обязывает властные структуры проводить активную социальную политику, а в области экономики — направленную на её стабилизацию. Для социального государства, коим является Беларусь характерно: оно ответственно за су
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|