Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, сущность, специфика политической власти, её субъекты.




Политическая власть – это определяющее влияние, основанное на отношении господства руководства с целью волевого воздействия на деятельность и поведение людей с помощью методов принуждения, убеждения, интереса. Политическая власть необходима для организации общественного производства, которое невозможно без подчинения всех участников единой воле, для поддержания целостности и стабильности общества.

Власть в обществе имеет свои параметры:

– масштабы власти – характеристика значения, размаха, размеров влияния той или иной власти;

– время власти – период функционирования данной власти, данного органа государственной власти;

– объем власти – количество власти, сосредоточенное в данных руках или органах;

– пространство власти – определенные площади, территории и регионы, в пределах которых данная власть эффективна или формально функционирует.

Характерные признаки политической власти:

– верховенство власти – обязательность властных решений для всего общества;

– моноцентричность власти – существование единого государственного центра принятия политических решений;

– всеобщность власти – функционирование власти на основе права от имени всего общества;

– наличие многообразия ресурсов власти – экономических, нравственных, социальных, культурных и т. д.

Ресурсы власти – это средства, которыми субъект политических отношений влияет на объект политических отношений для достижения поставленных целей. Выделяют ресурсы власти экономические, социальные, культурно-информационные, принудительные, демографические.

Экономические ресурсы – материальные ценности – деньги, техника, земля, полезные ископаемые, необходимые для процессов производства и потребления.

Социальные ресурсы – группы и слои общества, чья поддержка необходима власти для проведения своей политики.

Культурно-информационные ресурсы – знания, информация и средства их распространения – средства массовой информации, система образования, культурные учреждения и т. д.

Принудительные ресурсы – оружие, армия, суд, прокуратура, полиция, силовые ведомства.

Демографические ресурсы – основа воспроизводства всех остальных видов ресурсов власти – люди.

Основные компоненты структуры власти – субъект и объект власти.

Субъект власти – обладатель, носитель власти, воплощающий в себе направляющее начало. Субъектами власти могут быть: политический лидер, нация, народ, правящий класс, политическая элита, государство, политическая партия, группа интересов.

Объект власти – руководимые субъектом власти граждане, социальные группы, организации, движения.

Для демократического общества характерно, что общество может быть и объектом, и субъектом власти. В обществе недемократическом (авторитарном, тоталитарном) народ – это только объект власти.

Отношение объекта политической власти к ее субъекту может быть различным: от добровольного подчинения до ожесточенного сопротивления. Это зависит от того, какие требования предъявляются объекту, какие методы воздействия. Например, патриархальные традиции формируют покорный, зависимый народ, а традиции демократические – активное в гражданском плане население.

 

12) Принцип разделения властей, его сущность и содержание, особенности реализации в РФ.

Принцип разделения властей – общепризнанная норма построения и функционирования политических институтов в современных демократических государствах. Если власть сосредоточена в одних руках и налицо монополия власти какого-либо органа политического управления, такому обществу угрожают бесправие, деспотия и зависимость.

Проблема баланса властей всегда была ключевой в политологии. Английский философ Джон Локк считал, что верховной должна быть законодательная власть, а все остальные – подчиняются ей и вытекают из нее. Французский политолог и философ Шарль Монтескье писал: «Политическая свобода может быть обнаружена только там, где нет злоупотребления властью... Для того чтобы предупредить подобное злоупотребление властью, необходимо, чтобы одна власть сдерживала другую».

Теория и опыт развития правовых демократических государств пришли к тому, что для нормального функционирования общества в нем должны существовать три ветви власти:

– законодательная – в лице законодательного органа (парламент страны – Федеральное Собрание, конгресс, ригсдаг, меджлис и т. д.);

– исполнительная – в лице правительства (Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры в Российской Федерации, например);

– судебная – в лице судебной системы (Конституционный Суд РФ, Верховный суд США и т. д.).

Парламент – высший законодательный орган государства, общенациональный представительный институт, избираемый в современных демократических странах на основе всеобщего и равного избирательного права путем тайного голосования. Современные парламенты состоят из двух палат. Двухпалатная система позволяет сочетать в парламенте федеративного государства представительство населения страны в целом с представительством субъектов федерации. Нижние палаты формируются всеобщими прямыми выборами. Верхние формируются более сложными механизмами. В Российской Федерации в Совет Федерации входят по два представителя от каждой области или республики – губернатор, избираемый населением, и глава регионального законодательного собрания. В Англии в Палату лордов входят пэры наследственные, пожизненные и не передающие титул по наследству, а также представители англиканской церкви.

Исполнительная власть в лице правительства тоже активно участвует в законодательном процессе, вынося на рассмотрение законопроекты. Данный законопроект обсуждается в парламенте, в его комиссиях, подлежит голосованию и только тогда обретает силу закона.

Судебная власть выступает гарантом соблюдения законности деятельности законодательных и исполнительных институтов, а также арбитром в случае трудноразрешимых проблем. В демократических странах надзор за соблюдением конституции, соответствием ей нормативных правовых актов законодательной и исполнительной властей возлагается на специальный судебный орган. В Российской Федерации это Конституционный Суд РФ, в США высшим судебным органом, осуществляющим конституционный надзор, является Верховный суд США.

В Российской Федерации законодательная власть представлена Президентом РФ и Федеральным Собранием (Государственная Дума и Совет Федерации). Функции исполнительной власти выполняет Правительство РФ. Гарантом конституционности деятельности первых двух властей выступает Конституционный Суд РФ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...