Особенности формирования и типы политических партий в современной России.
Выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VI созыва состоялись 4 декабря 2011 года. Впервые Государственная дума избиралась на пять лет[2]. Впервые в качестве участников выборов были зарегистрированы все официально зарегистрированные в РФ политические партии. На данных выборах был побит антирекорд по количеству партий-участников. Во второй и последний раз для полноценного представительства в Государственной Думе партиям было необходимо преодолеть семипроцентный барьер, однако в результате изменений в законодательство партии, набравшие от 5 до 6 %, имели возможность получить по одному мандату в Госдуме, а набравшие от 6 до 7 % — два мандата. Но ни одна из партий не воспользовалась данным нововведением (лучший результат ниже 7 % — 3,43 %). По результатам голосования все четыре партии, которые были представлены в нижней палате Парламента V созыва сохранили своё представительство в Госдуме VI созыва. При этом ни одна другая партия не смогла туда попасть. Официальные результаты голосования вызвали различные оценки со стороны российских и зарубежных политиков, социологов, журналистов и наблюдателей. Часть из них сходятся во мнении, что в день голосования имели место значительные фальсификации — подвоз избирателей, вброс бюллетеней и т. д. При этом отмечалось и то, каким образом проходила регистрация партий в предшествующие 4 года. «Единая Россия» КПРФ «Справедливая Россия» ЛДПР «Яблоко» «Патриоты России» «Правое дело». В эфире телеканала «Россия-24» при трансляции предварительных итогов сумма голосов, полученных партиями превышала 100 %[143], например, по Воронежской области сумма достигала 130 %, по Ростовской — 146 %[144]. Это вызвало неоднозначную реакцию со стороны интернет-пользователей.
ЦИК заявил, что за эти данные несёт ответственность телеканал, и они не имеют отношения к данным избирательной комиссии В попытке остановить растущее недовольство, Медведев и Путин предложили серию реформ, призванных разрешить в будущем большую политическую конкуренцию. Внесенный на рассмотрение в Государственную Думу законопроект включает в себя введение прямого голосования, что позволит политическим партиям и самовыдвиженцам участвовать в выборах. Однако в законопроекте упоминаются «президентские консультации», которые оставляют за Кремлем право одобрять избранных кандидатов или увольнять их в связи с «потерей доверия» в свете обвинений в коррупции или других нарушений. Законодатель от партии «Единая Россия» выступил с защитой этого пункта. Законопроект об упрощении регистрации партий предусматривает снижение минимальной численности партии с 40 тысяч до 500 членов. Законопроект о подписях, в свою очередь, снижает количество подписей, необходимых для выдвижения кандидата в президенты от той или иной партии, до 100 тысяч (сейчас два миллиона), а для самовыдвиженцев - до 300 тысяч. Российский партогенез отражает мировые тенденции, но имеет и некоторые особенности. Во-первых, период утверждения отечественных политических партий в качестве активных участников парламентского представительства пришелся на время, когда на смену традиционным партиям пришли партии нового поколения. Во-вторых, произошло снижение значения идеологической идентификации. Это повлияло на то, что среди добившихся успеха политиков и партий стали преобладать виртуальные, а не реальные достоинства. Актуальной проблемой в эволюции системы партийно-политического представительства в современной России является то, что многообразие партийного спектра явно тяготеет к моноцентричной модели партийной организации. Парламентские выборы 2003 г. позволяют говорить о росте партийного влияния «Единой России».
В качестве особенности следует также отметить влияние традиционной политической культуры на формирование новых политических институтов. Но партийное строительство в России опережает трансформацию ее социальной структуры. Что касается избирателей, то по электоральному поведению их можно условно разделить на патриархальный, советский, постсоветский и партийный типы, среди которых последний (подразумевающий наличие устойчивых идейно-политических ориентаций) представлен весьма незначительно. В основе процесса образования партий в России часто лежит принцип объединения вокруг лидера, вербующего сторонников под ту или иную идею. Многие рассматривают партию как трамплин для проникновения в высшие эшелоны государственной службы со всеми вытекающими последствиями (высокий социальный статус, материальное благополучие и др.). Влиятельные федеральные и региональные политико-экономические сообщества рассматривают политические партии в качестве эффективного инструмента достижения электорального успеха. Выделяют следующие политико-организационные типы российских политических партий (политико-организационный тип – обобщенная характеристика партии с точки зрения ее внутренней структуры, территориальных масштабов политической деятельности, численности и политического представительства, характера внутрипартийных связей и особенностей межпартийного взаимодействия): массовые политические партии с развитой региональной структурой, большой численностью членов, высокой степенью участия членов партии в ее мероприятиях, сильными и влиятельными руководящими органами партии, активно воздействующими на свое политическое представительство (КПРФ, отчасти Российская коммунистическая рабочая партия); относительно крупные по численности кадровые партии с развитой региональной инфраструктурой, как правило, внушительным политическим представительством в органах законодательной власти, высокой профессионализацией партийной деятельности, наличием развитого партийного аппарата и «мозгового центра». В своей деятельности партии этого типа ориентированы прежде всего на участие в выборах, результаты которых во многом определяют их политические возможности (Либерально-демократическая партия России, Российская социал-демократическая народная партия);
малочисленные политические партии, не получившие организационного развития. Для них характерна фракционная раздробленность, низкий уровень организационной культуры, перебои с финансированием (Народная партия, Российская партия жизни); карликовые партии-аутсайдеры, фактически не состоявшиеся как самостоятельные политические единицы (Европейская либерально-демократическая партия, Консервативная партия). Они не имеют региональной структуры, их численность не превышает нескольких десятков человек.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|