Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы изучения происшествий в психологии




В изучении несчастных случаев и аварий в психологии используются следующие методы: статистический, моделирования, клинический.

Статистический метод основан на выявлении статистических связей частоты происшествий и длительности работы, по дням рабочей недели, по месяцам в рамках рабочего года, по стажу, возрасту, половой принадлежности персонала. Так, к концу недели частота несчастных случаев возрастает на 10—15 % по сравнению с понедельником, по времени суток максимальное количество несчастных случаев происходит с8до 12ис 14 до 16 часов (Котик М. А., 1980, с. 120-121).

Пример. В 2001 г. под Иркутском разбился пассажирский самолет Ту-154, погибло более 100 человек. Установленная причина аварии — ошибочные действия экипажа самолета. Вместе с тем оказалось, что члены экипажа не были в отпуске по 2 — 3 года, режим труда и отдыха был организован крайне неоптимально, им приходилось непрерывно работать по 20—24 часа.

Было принято решение, что аварии способствовала неправильная организация труда летного персонала. Лица, ответственные за безопасность полетов, были уволены. Данный случай может быть примером, иллюстрирующим статистически выявленные связи между частотой ошибок в действиях и длительностью непрерывно выполняемой трудовой деятельности (Шапкин С.А., Дикая Л. Г., 1996).


Метод моделирования предполагает воспроизведение профессиональной задачи в лабораторных условиях, когда психика испытуе- мого, выполняющего экспериментальное задание, предположитель» но будет работать в том же режиме и с теми же качественными особенностями, что и в реальной исследуемой трудовой ситуации.

Примером может служить экспериментальная установка Г. Мюн-,стерберга, моделирующая существенные фрагменты деятельности вагоновожатого трамвая (см. гл. 7). Исследование профессионального поведения на лабораторных моделях позволяет глубже понять особенности работы психики субъекта труда, обусловленные трудовой задачей, и разработать меры профилактики ошибок трудовых действий.

Клинический метод в изучении производственных аварий и несчастных случаев предполагает всестороннее обследование происшествия, реконструкцию событий жизни людей, причастных к происшествию, особенностей их личности, характера, состояния здоровья, уровень квалификации. При обследовании такого рода организуется консилиум, или рабочая группа специалистов предприятия, куда входят специалисты по охране труда, представители администрации, профсоюзной организации, врачи, инструкторы профобучения, психологи. Такая группа действует как временный функционально объединенный коллектив и систематически обсуждает отдельные происшествия, результаты наблюдения за отдельными работниками, результаты организационной, педагогической, медицинской помощи работникам. Таким образом, дело не только в самом подходе к изучению события, связанного с несчастным случаем на производстве, но и в организации «института» в рамках предприятия, изучающего и воздействующего на персонал и условия труда, который психотехники 20—30-х гг. называли своеобразной «клиникой». Данный подход оказался весьма эффективным.

Так, С. Шеллоу (Shellow, 1930) описывает опыт организации «клиники» на трамвайной станции г. Милуоки (США) в 1929 г. В течение шести месяцев проводились наблюдение и коррекция поведения 54 работников. Число несчастных случаев за это время в данной группе персонала снизилось на 81,5 %. Главными причинами поведения персонала, приводившими к несчастным случаям, оказались: личностные недостатки и акцентуации; неспособность к работе; неправильная установка в работе; неопытность, медленная обучаемость, отрицательный перенос навыков; тяжелые бытовые условия; состояние здоровья, плохая приспособленность к условиям работы. Только трое из 54 курируемых работников были рекомендованы к увольнению (см.: Носкова О. Г., 1997). Можно считать клинический метод реализацией системно-дея-тельностного и личностного подхода в психологическом изучении несчастных случаев и аварий.


Типология «отказов» человека как звена эрратической системы и пути их преодоления

Типология причин ошибочных действий человека — субъекта труда («отказов» человека как звена эрратической системы), а также пути преодоления (и предупреждения) таких казусов отражены в табл. 32, 33, разработанных Е. А. Климовым по заданию одной из комиссий Академии наук СССР в 80-е гг., но опубликованных ранее. Как нам представляется, содержащийся в них материал не утратил своей актуальности и может быть полезен психологам XXI в.

Вопросы и задания

1. Чем отличаются несчастные случаи и аварии от преступных дея-
ний?

2. Как понимал К. Марбе роль личного фактора в травматизме? В чем
суть теста горошин?

3. Что означает для современного психолога термин «человеческий
фактор» в происшествиях?

4. Какими методами исследуют психологи несчастные случаи и ава-
рии?

5. Каковы пути преодоления отказов по вине персонала в эргатиче-
ских системах?

6. Что такое «классы профессионального риска» отраслей экономики,
на каком основании предприятие и отрасль экономики относят к соот-
ветствующему классу риска?

7. Каковы правовые гарантии жизни и здоровья человека в профессио-
нальном труде в современной России?

8. Каковы принципы концепции безопасности Д. Петерсона?

9. Проанализируйте представленные ниже описания несчастных слу-
чаев и аварий и укажите для каждой из ситуаций предполагаемые виды
отказов человека — причины этих происшествий, связанные с действи
ями человека, используя обозначения «отказов», приведенные в табл. 31.
Отметьте также пути профилактики подобных происшествий для каж-
дой ситуации (см. табл. 32).

Ситуация 1. Стоя на лестнице, электромонтер приступил к замене электропроводки в распределительной коробке, не убедившись в отсутствии напряжения (он был уверен, что она была обесточена более месяца назад). Электромонтер попал под напряжение и, резко отстранившись, упал с лестницы и получил травму ноги (Лопатина Н.Н., 2003).

Ситуация 2. Убрав с капота автосамосвала БелАЗ снег, мешавший работе, автослесарь решил не спускаться по трапу-подножке, а спрыгнуть (высота кабины более 2 м). В результате он получил перелом нижней конечности (Лопатина Н.Н., 2003).


LO

О

о


Таблица 32. Общее представление об основных видах «отказов» человека как звена эрратической системы


 

 

Основные виды отказов человека Возможные причины отказов человека
Внешние (организационные) Внутренние (субъектные)
I. Отказы на уровне таких психических регуляторов субъекта труда, как гражданские качества, отношение личности, общий интеллект
1. Выбор субъектом труда антиобщественных целей или средств Ситуация безвыходности. Неправильная информация. Давление ближайшего социального окружения, имеющего антиобщественную ориентацию Антиобщественные убеждения, ценностные представления. Плохое знание моральных правовых норм. Низкий уровень развития саморегуляции (при положительной общественной направленности). Низкий уровень социального интеллекта
2. Подмена (замена) одних целей или средств на другие Неточный или недоходчиво проведенный инструктаж. Отсутствие возможности реализовать должные цели и располагать должными средствами. Низкий уровень интеллекта или морально-правовой воспитанности. Недостаточно развито сознание своей роли как члена общества, коллектива, сознания своих законных прав и обязанностей перед незримым широким коллективом.
3. Буквальный отказ (человек не согласен приступить к выполнению деятельности или продолжить работу в изменившихся условиях) Социально-ценные цели заданы небрежно, или заданы цели, по сути, аморальные или непосильные для данного человека, или связанные с вредными условиями труда Несоответствие с точки зрения человека, заданных целей его труда моральным или правовым нормам, в частности, его праву на здоровье и безопасные условия труда, заслуженное вознаграждение или его способностям
II. Отказы на уровне эмоционально-потребностной регуляции (мотивация, функциональные состояния субъекта)

 

4. Временное (обратимое) общее снижение активности работа «вполсилы») Не обеспечена идеологически и организационно такая функция социальной среды, как оценка и признание каждого члена группы Не удовлетворена потребность в общественном признании человека, в той или иной оценке его личности и его труда. (Снижение актуальной побудительной мотивации, смыслообразующей мотивации)
5. Временное (обратимое) снижение эффективности трудовых действий (качества и точности, скорости, правильности, последовательности). Нерациональный режим смены труда и отдыха. Неоптимальность нагрузок: либо перегрузки — физические, информационные, либо недостаток разнообразия впечатлений, монотония Не удовлетворена потребность в отдыхе. Не удовлетворена потребность в смене, разнообразии впечатлений
6. Стойкое (и имеющее тенденцию к возрастанию) снижение эффективности трудовых действий Неблагоприятные условия социальной или предметной среды (или то и другое вместе): застойные межлюдские конфликты в быту и на работе, вредные с гигиенической точки зрения условия труда Ухудшение состояния здоровья (соматического или психического). Не удовлетворена потребность в нормальных условиях быта и труда. Внутриличностные профессиональные конфликты
ТТТ Отказы на уоовне познавательной и психомоторной регуляции действии субъекта труда
7. Ошибки восприятия и внешнего внимания (не заметил, воспринял не то, что было на самом дел ей т. п.) Неэргономично спроектированы и реализованы потоки деловой информации. Нет наглядных или иных средств, помогающих правильно строить тактики и стратегии познания в труде Недостаточно сформированы сенсорно-перцептивные навыки, навыки самоконтроля. Нет усвоенных схем поиска, выбора информации. Имеются устойчивые индивидуальные особенности восприятия, внимания, противодействующие успеху в труде

Окончание табл. 32

 

 

Основные виды отказов человека Возможные причины отказов человека
Внешние (организационные) Внутренние (субъектные)
8. Ошибки памяти, воображения (забыл, не вспомнил вовремя, вспомнил искаженно, приписал образу объекта несуществующие признаки и пр.). Перегрузка информацией, которую требуется удержать в оперативной памяти человека. Неэргономичная организация рабочего места (нет памяток, наглядных схем, справочных средств) Экстремальные психические состояния (излишне сильная мотивация, тревога и т.п.). Недостаточная обученность. Стойкие индивидуальные особенности, противодействующие успеху в данном труде (тип памяти, например)
9. Ошибки мышления, принятия решений, оценки ситуации Недостаток информации. Искаженная информация. Дефицит времени. «Давление» социального окружения. Непосильная сложность предлагаемых задач Не усвоены схемы типовых решений, типовых действий (их контроль заполняет сознание). Есть стойкие индивидуальные особенности (склад ума, тип мышления), противодействующие успеху в данном виде труда (например, преобладает технический интеллект при недостаточном развитии социального интеллекта)
10. Ошибки самооценки, самопознания (переоценил, недооценил свои возможности, способности, опыт, квалификацию) Недостаточны условия для сравнения себя с другими: нет гласности, обмена опытом. Вынужденная работа в одиночку или работа с редким включением в дело (типа «ожидания аварий». Нереалистический (завышенный) уровень притязаний на достижения, на общественное признание. Предвзятое негативное отношение к людям. Низкий уровень интеллекта или общей гуманитарной культуры. Чрезмерная самокритичность

Ситуация 3. С установкой на морских судах радаров тем не менее столкновения судов в море не прекратились. Так, из 360 случаев столкновений судов в Северном море в 250 на судах имелись радары. Наиболее частые ошибки судоводителей, приводившие к столкновениям судов:

а) неправильная оценка курса встречного судна;

б) чрезмерная скорость судна;

в) непонимание или полное пренебрежение сигналами, установлен
ными при плавании в тумане;

г) замедленная отдача команды об остановке двигателя;

д) выполнение маневров, исходя из данных, неправильно снятых с
экрана радара (Эйдельман Д.Я., 1968, с. 100).

Ситуация 4. Подводная лодка шла намеченным курсом как надводное судно. У судового повара подгорели котлеты, и он открыл иллюминатор, чтобы проветрить помещение свежим морским ветерком. В это время капитан лодки отдал приказ о погружении, но повар не обратил внимания на сигнализацию. В результате подлодка потерпела аварию (Эйдельман Д.Я., 1968).

Ситуация 5. Академик Валерий Алексеевич Легасов (1936—1988), выдающийся ученый в области физической химии и химической технологии (член Правительственной комиссии по ликвидации аварии на ЧАЭС), сообщал следующее о причинах аварии на Чернобыльской атомной электростанции 26 апреля 1986 г.: «Персонал станции стремился любой ценой провести порученные ему испытания турбоагрегата. Суть испытания заключалась в измерении времени, в течение которого турбина, на которую перестал подаваться пар, вращаясь по инерции, способна поддерживать в генераторе электрические параметры, необходимые для обеспечения собственных нужд реактора. Испытания эти должны были проходить по такой примерно схеме: постепенное снижение мощности реактора (при ее уменьшении примерно до четверти номинальной реактор должен быть остановлен, а оставшийся пар перепущен по коммуникациям мимо турбины), прекращение подачи пара на турбину и, наконец, элетротехнические измерения. В процессе снижения мощности операторы «упустили» заданную программой величину, с которой следовало начать испытания, мощность реактора упала почти до нуля. В этом случае реактор должен быть остановлен и стоять примерно сутки, пока не распадутся короткоживущие изотопы, активно поглощающие нейтроны, так называемые «нейтронные яды». Но поскольку утром 26 апреля реактор по графику останавливался на планово-предупредительный ремонт, а после месячного ремонта он мог до остановки работать еще год или более, то испытания практически сорвались. Вот тут-то, видимо, и сыграло роль стремление выполнить задачу любой ценой. Отказавшись от остановки реактора, стали повышать его мощность: подняли один за другим управляющие стержни, поглощающие нейтроны. Из-за того что в реакторе еще были нераспавшиеся нейтронные яды, подъем стержней оказался не очень эффективен — мощность росла медленно. Еле-еле удалось стабилизировать ее на уровне 200 МВт, но какой ценой! Ценой нарушения строжайшего запрета работать на реакторе без разрешения главного инженера, если в активной зоне остается менее 30


стержней. Если же в зоне останется всего 15 стержней, то и главный инженер не в праве разрешать работу — реактор должен быть немедленно остановлен. В ту злополучную ночь в зоне оказалось менее 8 стержней, но операторы продолжали свой эксперимент... Эти манипуляции и ряд других обстоятельств сделали работу реактора неустойчивой. На этот случай в системе управления есть несколько защитных барьеров, сигналы с которых автоматически останавливают реактор. Персонал отключил все эти защитные барьеры опять же во имя выполнения задачи любой ценой. Затем совершили еще одну ошибку, из-за чего и начался самопроизвольный рост мощности в условиях неуправляемой беззащитной активной зоны. Последняя барьерная линия — аварийная защита, вводимая простым нажатием кнопки, — в этих условиях не успела остановить возросшую в 13 раз за 1 секунду мощность реактора, ибо конструкция этой защиты не обладала быстродействием, нужным в столь невероятных условиях. Дальнейшее известно: разогрев материалов зоны до очень высоких температур, мгновенное мощное парообразование, вскрывшее герметичную активную зону с инертной атмосферой, химические процессы раскаленных металлов и графита с парами воды и с кислородом попавшего в реактор воздуха, разрушение здания и вынос части топлива и накопленных радиоактивных осколков за пределы блока и станции» (Легасов В.А., 1996, с. 131).

Как отмечал В. А. Легасов, операторы считали для себя завершение эксперимента делом чести, но план проведения эксперимента был составлен очень некачественно, недетально и не санкционирован теми специалистами, которыми должен быть санкционирован. В сейфе Легасова хранилась запись телефонных переговоров операторов накануне аварии. Один оператор звонил другому и спрашивал: «Тут в программе написано, что нужно делать, а потом зачеркнуто многое, как же мне быть?» Второй собеседник немножко подумал и говорит: «А ты действуй по зачеркнутому» (Легасов В. А., 1996, с. 87). На ЧАЭС присутствовали представители Госатомэнергонадзора, но они были не в курсе проводимого эксперимента. Легасов отмечает, что в стране существовало множество научных лабораторий, институтов, ведомств, имевших отношение к атомной энергетике, и все они без должной координации имели доступ к работающим АЭС и проводили свои исследования в условиях, когда отсутствовала система должного отбора и подготовки оперативного персонала атомных станций. Кроме того, отмечался низкий уровень организации строительных работ, работ по введению новых сложных технологий.

Ситуация 6. На строительстве Кольской атомной станции при монтировании главного трубопровода сварщики вместо того, чтобы правильно осуществить сварку, по сварному шву заложили просто электрод, слегка приварив его сверху. Могла произойти страшная авария, разрыв большого трубопровода с потерей теплоносителя и расплавлением активной зоны и пр.... но благодаря внимательности и бдительности операторов вовремя был обнаружен свищ сварного шва. При разборе этой предаварийной ситуации все документы оказались в порядке, имелись подпись сварщика о качественно выполненной работе, подпись гамма-


чсфектоскописта... И все это было сделано во имя производительности груда (Легасов В. А., 1996, с. 78).

Ситуация 7. Опытный инженер одной из атомных электростанций СССР рассказал В.А.Легасову эпизод, свидетельствующий об отсутствии должного порядка в организации технологического процесса на одной из АЭС: «Дежурный на смену приходил и заранее заполнял все показатели в журнале, заранее выводил все параметры еще до завершения смены, а потом до конца смены ничего практически не делал, иногда только старший инженер управления реактором поднимался со своего места, чтобы провести некоторые операции. Никакого внимания к состоянию приборов, никакого внимания к состоянию оборудования до планово-предупредительных ремонтов. Директор станции... прямо говорил: «А что вы беспокоитесь? Да, атомный реактор — это самовар, это гораздо проще, чем тепловая станция, у нас опытный персонал и никогда ничего не случится...» Это было незадолго до аварии на ЧАЭС» (Легасов В.А., 1996, с. 86).


БИБЛИОГРАФИЯ

Абдуллаева М. М. Семантические характеристики профессиональной^ направленности медиков: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М.,| 1993.

Абулъханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М., 1991.

Адаир Джон. Эффективное лидерство. — М., 2003. — 320 с.

Акмеология: Учебник / Под общей ред. А. А. Деркача. — М., 2002.

Алгера Дж.А. (Algera, J.A., 1988) Анализ трудовых задач и новые технологии // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия / Под ред. А.Б.Леоновой, О.Н.Чернышевой. — М., 1995.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л., 1968 (или Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания // Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. — М., 1980. — Т. 1.

АнастазиА. Психологическое тестирование. — М., 1982. — Т. 1 — 2.

АнастазиА., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб., 2001.

Андронов И. В. Психологические основы формирования профессионального мышления: (На материале профессии врача-хирурга): Дис.... д-ра психол. наук. — Саранск, 1992.

Ансимова Н. П. Психология подбора и расстановки рабочих кадров на промышленном предприятии: Дис.... канд. психол. наук. — Ярославль, 1982.

Артемьева Е.Ю., Вяткин Ю.Г. Психосемантические методы описания профессий // Вопросы психологии. — 1986. — № 3.

Архангельский С.Н. Очерки по психологии труда. — М., 1958.

Асеев В. Г. Преодоление монотонности труда в промышленности. — М., 1974.

Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. — М., 2001.

Ахмеров Р. А. Биографический тренинг при кризисах середины жизни // LifeLine и другие новые методы психологии жизненного пути / Сост. А.А.Кроник. - М., 1993. - С. 140-151.

Базаров Т. Ю. Технология центров оценки для государственных служащих. Проблемы конкурсного отбора. — М., 1995.

Базаров Т. Ю. Управление персоналом развивающейся организации. — М., 1996.

БарретДж. Протестируйте себя. — СПб., 2003.

Барышников К. И. Профессиография в применении к инвалидам // Проблемы трудового устройства инвалидов. Сборник 2. — М., 1933. — С. 3 — 32.


Басимов М. М, Типология личности и профессиональной среды Дж. Хол-ланда. — Курган, 1998.

Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития: Пер. с англ. — М., 2000.

Батыщев Г. Д. Диагностика сформированность профессионально важных качеств машинистов энергоблоков: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1986.

Безносое С. П. Профессиональные деформации личности: подходы, концепции, метод: Автореф. дис.... д-ра психол. наук. — СПб., 1997.

Беспалов Б. И. Психодиагностика профессионально важных качеств и профотбор диспетчеров пожарной службы «01» // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1998. — № 3.

Бехтерев В. М. Рациональное использование человеческой энергии в труде // Труды I Всеросс. инициативной конференции по научной организации труда и производства. 20—27 янв. 1921. (Тезисы) — М., 1921. — Вып. 1.

Благонадежина Л. В. Связь между интересами школьников и их намерениями относительно будущей профессии // Известия АПН РСФСР. — Вып. 73. - М., 1955.

Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. — М., 1989. Кн. 1,2. — 4-е изд. (1-е изд. — 1913 г.; 2-е изд. — Берлин, 1922; 3-е изд. - М., 1925-1929).

Богданов А. А. Познание с исторической точки зрения (1901) // Богданов А. А. Избранные психологические труды. — М.; Воронеж, 1999.

Богданов А. А. Собирание человека (1904) // Психологический журнал. — 2004. - № 2.

Богословский С.М. Система профессиональной классификации. — М., 1913.

Бодалев А. А., Рудкевич Л. А. Как становятся великими или выдающимися? — М., 1997.

Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. — М., 2001.

Бодров В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. — М., 1991.

Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. — М., 1995.

Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. — М., 2000.

Болтенко В. В. Исследование мотивационной сферы у имбецилов // Социально-трудовая реабилитация инвалидов с глубокой степенью умственной отсталости. — М., 1979.

Болтенко В. В. Изменение личности у престарелых, проживающих в домах-интернатах: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1980.

Болтунов А. Я. Система профессиональной консультации в общеобразовательной школе. — Л., 1932.

Борисова Е. М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности. — М., 1981.

Бочаров Г., Шелковников В. Есть, над чем подумать. Еще раз о безопасности движения // Литературная газета. — 14 сент. — 1988.


Бояцис Р. Макклеланд, Дэвид (1917) // Классики менеджмента / Ш ред. М.Уорнера: Пер. с англ, под ред. Ю. Н. Каптуревского. — СПб.; М|Харьков; Минск, 2001. - С. 480-487.

Бриль М. С. Исследование индивидуальных особенностей детей с це-лью отбора в детско-юношеские спортивные школы: (На материале бг кетбола): Автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 1968.

Булгакова М.Ж. Проблема отбора в процессе многолетней трениров-
ки (на материале плавания): Дис.... д-ра пед. наук. — М., 1977.

Буякас Т. М. О феномене наслаждения процессом деятельности и ycловиях его возникновения (по работам М. Чиксентмихайи) // Вестн.— Сер. 14. Психология. — 1995. — № 2.

Буякас Т.М., Любимова Г.Ю., Михеев В. А., Родина О.Н. Конфликты разнотипных профессиях // Мир психологии. — 1997. — № 3.

Василевский Л. М. Выбор профессии и здоровье. — М., 1926.

Василейский С. М. Введение в теорию и технику психологических, пе-
дологических и психотехнических исследований. — Минск, 1927.

Вигдорчик Н.А. Компенсаторное профессиональное приспособление (1934) // История советской психологии труда: Тексты (20—30-е гг. XX в.). -М., 1983.

Видлъ К.Х., Грейф 3. Нарушения производственных организаций: ин тервенция // Клиническая психология / Под ред. М. Перре; У. БауманнаЦ Пер. с нем. — СПб., 2002.

Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.,.3 2000.

Волошина И. А. Психологическое прогнозирование успешности руко-;водства первичным воинским коллективом: Дис.... канд. психол. наук, — М., 1993.

Воробьев А. Н., СенинИ.Г., Чирков В. И. Опросник профессиональных предпочтений (Адаптация теста Дж. Холланда «Самонаправленный поиск»). — Ярославль, 1994.

Воронов Н. Испытания профессиональной пригодности поступающих на Киевские строительные курсы ЦИТа // Психотехника и психофизиология труда. — 1930. — № 2—3.

Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. — М., 1991.

Букс Г. А. Психологические основы профессионального отбора дегустаторов: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — Л., 1986.

Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса (1927 г.) // Собр. Соч.: В 6 т. - М., 1982. - Т. 1.

Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983 - Т. 3.

Вяткин Б. А. Стиль активности как предмет интегрального исследования индивидуальности // Системное исследование индивидуальности. — Пермь, 1991.

Гаврилов В. Е. Опыт таксономического анализа гностических профессий // Вопросы психологии. — 1975. — № 3.

Гаврилов В. Е. Использование модульного подхода для психологической классификации профессий в целях профориентации // Вопросы психологии. — 1987. — № 1.


Гаврилов В. Е. и др. Многофакторный определитель профессиональных склонностей. — Л., 1988.

Гаврилюк М. Ю. Психологическая оценка и подбор персонала производственного объединения «Железная дорога»: Автореф. дис.... канд. пси-хол. наук. — М., 1998.

Галкина О. И., Каверина Р.Д., Климов Е.А., Левиева С.Н., Пузырев-ская Е.К., Титова И. П. Информационно-поисковая система «Профес-сиография»: Методические рекомендации — Л., 1972.

Гапонова С. А. Комплексная оценка психофизиологической профессиональной пригодности водителей автомобилей: Автор, дис.... канд. пси-хол. наук. — М., 1983.

Гейжан Н. Ф. Психолого-педагогические основы индивидуализации профессионального воспитания учащихся профессиональных учебных заведений: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. — СПб., 1995.

Гейжан Н. Ф., Коровина М.П. Частотные характеристики типов проблемных ситуаций индивидуальной профконсультации // Научные труды ВНИИ профтехобразования СССР. — Л., 1976. — Вып. 32.

Геллерштейн С. Г. Психотехника. — М., 1926. (См. также в кн.: История советской психологии труда: Тексты (20—30-е годы XX века). — М., 1983.-С. 127-133).

Геллерштеш С. Г. Психофизиологический анализ профессий как основа профессионального подбора // Выбор профессии и школа / Под ред. Н. А. Рыбникова.—Л., 1926.

Геллерштеш С. Г. Проблемы психологии профессий в системе советской психотехники: Доклад на 7-й Межд. конференции по психотехнике, сентябрь, 1931. — М., 1931.

Геллерштейн С. Г. Восстановление трудоспособности, трудотерапия и трудоустройство в системе работы эвакогоспиталей. — Миасс, 1942.

Геллерштейн С. Г. Восстановительная трудовая терапия в системе работы эвакогоспиталей. — М., 1943.

Геллерштейн С. Г. Восстановление трудоспособности и приспособление к труду как психофизиологическая проблема //Восстановление трудоспособности и приспособление к труду инвалидов Отечественной войны. Сб. 1. - М., 1946.

Геллерштеш С. Г. Чувство времени и скорость двигательной реакции. — М., 1958.

Геллерштейн С. Г. Проблемы осознаваемого и неосознаваемого в трудовой деятельности // Тезисы докл. на 1-м съезде Об-ва психологов СССР. - М., 1959.

Геллерштейн С. Г. Вопросы психологии труда // Психологическая наука в СССР. - М., 1960. - Т. 2.

Геллерштейн С. Г. К построению психологической теории трудовой терапии // Восстановительная терапия и социально-трудовая реадаптация больных нервно-психическими заболеваниями: Материалы Всес. научной конференции 10—13 нояб. 1965 г. — Л., 1965.

Геллерштейн С. Г. Психологический анализ трудовой деятельности в свете задач инженерной психологии // Проблемы инженерной психологии: Материалы II Всесоюзной конференции по инженерной психологии. - М., 1968.


Геллерштейн С. Г. Проблемы «психотренировки» и развития // Психо-п] логия труда: Информационный бюллетень № 3 (18). Институт конкретных социальных исследований АН СССР. Часть 2. — М., 1969.

Геллерштейн С. Г. Проблемы психотехники на пороге второй пятилет- • ки (1932) // История советской психологии труда: Тексты (20 —30-е гг.(XX в.).-М., 1983.

Геллерштейн С. Г. Проблема упражнения интеллектуальных функций! (1929 г.) // История советской психологии труда: Тексты (20—30-е гг..(XX в.). - М., 1983.

Геллерштейн С. Г., Цфасман И.Л. Принципы и методы трудовой тера-' пии психически больных. — М., 1964.

Гильбух Ю. 3. Психологические факторы построения трудовых процессов // Социалистический труд. — 1969. — № 3.

Гинзбург М.Р. Психологическое содержание профессионального самоопределения // Вопросы психологии. — 1994. — № 3.

Глэддинг С. Психологическое консультирование. — СПб., 2002.

Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. — Киев, 1988.

Головаха Е.И., КроникА.А. Психологическое время личности. — Киев, 1984.

Горячевский А. А. Психологические аспекты оптимизации профессионального психологического отбора абитуриентов в военные институты Федеральной пограничной службы РФ: Дис.... канд. психол. наук. — М, 2000.

Грацианская Л. Н., Фролова М.А., Юркевич А. Я. Социально-трудовая и медицинская реабилитация больных профессиональными заболеваниями. — Л., 1978.

Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. — М., 1970.

Гурьянов Е. В., Ошанин Д. А., Чебышева В. В. Состояние и задачи психологии труда // Вопросы психологии. — 1957. — № 7.

Гусейнова В. В. Методика изучения профессии в целях организации профессиональных проб школьника (рекомендации). — М., 1991.

Даровская И. Д. Индивидуальные особенности психической адаптации личности в опасных профессиях (на материале деятельности инкассаторов): Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 2000.

Дейнека О. С. Экономическая психология: Учеб. пособие. — СПб., 1999.

Джамгаров Т. Т. К проблеме отбора и тренировки лиц для обучения летному делу // Авиационная и космическая медицина. — М., 1963.

Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология: Учебник. — СПб., 2001.

Дикая Л. Г. Особенности регуляции функционального состояния оператора в процессе адаптации к особым условиям // Психологические особенности деятельности в особых условиях / Под ред. Б. Ф.Ломова. — М., 1985.

Дикая Л. Г. Итоги и перспективные направления исследований в психологии труда в XXI веке // Психологический журнал. — 2002. — № 6.

Дикая Л. Г., Щедрое В. И. Метод определения индивидуального стиля саморегуляции психического состояния человека // Проблемность в про-


фессиональной деятельности: Теория и методы психологического анализа. — М., 1999.

Дмитриева М.Л. Экспертная оценка профессионально-значимых свойств // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова и др. — СПб., 2001.

Донцов А. И. Психология коллектива. — М., 1984.

Дорфман Л. Я. Индивидуальный эмоциональный стиль // Вопросы психологии. — 1989. — № 5.

Друди Г., Ларамор Б. и др. Анализ заданий // Человеческий фактор: В 6 т.: Пер. с англ. — М., 1991. — Т. 4.

Дружинин В.Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. - М., 2000.

Елбаев Ю.А. Психологические основы повышения эффективности профессионального психологического отбора в высшие военно-учебные заведения: (на материале военных вузов сухопутных войск): Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1991.

Журавлев А. Л. Социально-психологические особенности совместной деятельности бригады // Социально-психологические проблемы бригадной формы организации труда. — М., 1987.

Завалишина Д. Н. Психологический анализ оперативного мышления. — М., 1985.

Зайцева Н.А. Изучение личности современного менеджера в процессе профессионального отбора: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1995.

Замышляева Е. М. Диагностика познавательных процессов при отборе в военно-инженерные учебные заведения связи: Дис.... канд. психол. наук. — М., 2001.

Занковский А. Н. Организационная психология: Учебник. — М., 2000.

Зараковский Г. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности: Логико-вероятностный подход при изучении труда управляющего типа. — М., 1966.

Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. — Екатеринбург, 1999. (2-е изд. М.; Екатеринбург, 2003).

Зеер Э, Ф. Психологические особенности кризисов профессионального становления личности // РПО. Ежегодник. Т. 1. Вып. 2. Материалы Учредительного съезда РПО (22—24 ноября 1994 г., г. Москва). — М., 1995.

Зейгарник Б. В. Патопсихология. — 2-е изд. — М., 1986.

Зейгарник Б. В. Саморегуляция в норме и патологии // Психол. журнал. — 1989. — № 2.

Зеличенко А. И., Шмелев А.Г. К вопросу о классификации мотиваци-онных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора // Вестник Моск. ун-та. — Сер. 14. Психология. — 1987. — № 4.

Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. — М., 1979.

Зотова О. И. Бригада как первичный коллектив // Социально-психологические проблемы бригадной формы организации труда. — М., 1987.

Иванов А. Л. Современные технологии социальной и медико-психологической реабилитации военнослужащих в условиях Всеармейского реабилитационного центра // 3-я Российская конференция по экологической психологии (М., 15 — 17 сент., 2003 г.): Тезисы. — М., 2003.


Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности: Учеб. метод, пособие. — М., 1992.

Иванова Е.М. Психологическая системная профессиография. — М., 2003.

Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб., 2003.

Исмагилова Ф. С. Профессиональный опыт специалиста в организации и на рынке труда. — Екатеринбург, 1999.

Исмагилова Ф. С. Профессиональный опыт специалистов и управление им в условиях формирования рыночной экономики: Автореф. дис.... д-ра психол. наук. — М., 2000.

Инженерная психология // Под ред. А.Н.Леонтьева, В. П.Зинченко, Д.Ю.Панова. — М., 1964.

Инженерная психология: теория, методология, практическое применение / Под ред. Б. Ф.Ломова и др. — М., 1977.

Инструменты развития бизнеса: тренинг и консалтинг / Сост. Л. Кроль, Е.Пуртова. — М., 2001.

Интеллигентный труд / Под ред. И. М. Бурдянского. — М., 1925.

История советской психологии труда: Тексты (20—30-е гг. XX в.). / Под ред. В. П. Зинченко, В. М. Мунипова, О. Г. Носковой. — М., 1983.

Кабаченко Т. С. Психология управления: Учеб. пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 384 с.

Кабаченко Т. С. Психология в уп<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...