Анализ прибыли торгового предприятия
В условиях рыночной экономики прибыль является основным показателем оценки хозяйственной деятельности предприятий, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери, обобщаются результаты хозяйствования. По прибыли можно определить рентабельность, изучить эффективность функционирования предприятий и их ассоциаций. Прибыль является одним из источников стимулирования труда, производственного и социального развития предприятия, роста его имущества, собственного капитала и др. Анализ прибыли проводят в целом по торговому предприятию, его хозрасчетным подразделениям, видам (отраслям) деятельности: торговле, общественному питанию, заготовкам, транспорту и т.п. В процессе анализа изучают выполнение плана и динамику прибыли, измеряют влияние факторов на ее размер, а главное, выявляют, изучают и реализуют резервы роста чистого дохода. Прибыль от реализации товаров зависит от изменения объема товарооборота, среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряжении торговых предприятий, и среднего уровня издержек обращения. Для измерения влияния изменения товарооборота необходимо отклонение его объема от плана или в динамике умножить на базисный уровень прибыли от реализации товаров в процентах к обороту (по плану или фактически за прошлый год) и разделить на 100. Влияние изменения среднего уровня валового дохода и среднего уровня издержек обращения определяют умножением фактического товарооборота отчетного периода на отклонения от плана или в динамике по ним и делением на 100. На балансовую прибыль, кроме того, влияют изменения сумм прибыли и убытков от прочей реализации, внереализационных доходов, расходов потерь. Их влияние определяют прямым счетом.
Анализ прибыли проводится в целом по торговому предприятию, его подразделениям, видам деятельности (розничная торговля, оптовая торговля, общественное питание). Анализ прибыли начинается с изучения динамики массы прибыли и анализа выполнения плана прибыли, если он был разработан на данном предприятии. При анализе прибыли определяется сумма перевыполнения (недовыполнения) плана прибыли, ее увеличение (уменьшение) в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, а также рассчитываются, процент выполнения плана по прибыли, темп ее изменения по сравнению с предыдущими годами. Такой анализ целесообразно проводить в разрезе отдельных видов прибыли (прибыль от реализации товаров, прибыль финансово-хозяйственной деятельности, чистая прибыль). Анализ прибыли торгового предприятия необходимо проводить не только путем сравнения фактически достигнутых результатов с планом или с показателями за аналогичный период прошлых лет, но также путем проведения более углубленного исследования, целью которого является определение и количественная оценка влияния на прибыль отдельных факторов. Прибыль от реализации товаров зависит от изменения объема товарооборота, среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, и среднего уровня издержек обращения. Влияние изменения объема товарооборота на сумму прибыли рассчитывается по формуле: Вл. Т = [Р0 (Т1 – Т0)] / 100, где Вл. Т — влияние изменения объема товарооборота, руб.; Ро — уровень рентабельности в предшествующем году (или по плану), %к обороту; Т1 — фактический объем товарооборота в отчетном году, руб.- Т0 — объем товарооборота в предшествующем году (по плану) руб. Влияние изменения среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, определяется по формуле:
Вл. УВД = [Т1 (УВД1 – УВД0)] / 100, где Вл. УВД — влияние изменения среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, руб.; Т1 — фактический объем товарооборота в отчетном году, руб.; УВД1 — уровень валового дохода в отчетном году, % к обороту; УВД0 — уровень валового дохода в предшествующем году (по плану), % к обороту. Изменение уровня издержек обращения определяется по формуле: Вл. УИО = [Т1 (УИО1 - УИО0)] / 100, где Вл. УИО — влияние изменения уровня издержек обращения, руб.; Т1 — фактический объем товарооборота в отчетном году, руб.; УИО1 — уровень издержек обращения в отчетном году, % к обороту; УИО() — уровень издержек обращения в предыдущем году (по плану), % к обороту. При этом направление влияния изменения уровня издержек обращения на сумму прибыли меняется на противоположный, так как снижение уровня издержек обращения ведет к увеличению суммы прибыли и наоборот. На сумму прибыли оказывают влияние и прочие операционные и внереализационные доходы и расходы. Это влияние определяется по абсолютной величине отклонений данных отчетного года по сравнению с предшествующим годом. Анализ внереализационных доходов и расходов следует проводить раздельно, по отдельным их видам. Определяющее влияние на сумму прибыли оказывает валовой доход, остающийся в распоряжении торгового предприятия, который представляет собой сумму реализованных торговых надбавок за минусом суммы налога на добавленную стоимость. Сумма валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, находится в прямой зависимости от изменения общей суммы реализованных торговых надбавок и в обратной — от уплаченных налогов. Их влияние на сумму валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, определяется прямым счетом путем сравнения отчетных данных с данными предшествующего года (плана). Сумма реализованных торговых надбавок, остающаяся в распоряжении предприятий торговли, зависит от изменения их среднего уровня в процентах к обороту и объема розничного товарооборота, влияние которых измеряется методом разницы. Так, для определения влияния на сумму реализованных торговых надбавок, остающихся в распоряжении торгового предприятия, изменения их среднего уровня необходимо произвести расчет по следующей формуле:
Вл. УТН = [(УТН1 - УТН0) Т1] / 100, где Вл. УТН — влияние изменения среднего уровня торговых надбавок, остающихся в распоряжении торгового предприятия, на сумму реализованных торговых надбавок, руб.; УТН1 — средний уровень торговых надбавок, остающихся в распоряжении предприятия в отчетном году, %к обороту; УТН0 — средний уровень торговых надбавок, остающихся в распоряжении торгового предприятия в предшествующем году (по плану), % к обороту; Т1 — фактический объем товарооборота в отчетном году, руб. Влияние изменения объема товарооборота на сумму торговых надбавок, остающихся в распоряжении торгового предприятия, рассчитывается по формуле: Вл.Т = [УТН0 (Т1 - Т0)] / 100, где Вл.Т — влияние изменения объема товарооборота на сумму торговых надбавок, остающихся в распоряжении предприятия, руб.; УТН0 — средний уровень торговых надбавок, остающихся в распоряжении предприятия в предшествующем году, % к обороту; Т0 — объем товарооборота в предшествующем году, руб. Далее изучаются факторы, влияющие на средний уровень валового дохода. Он может изменяться в результате изменения структуры товарооборота (размеров торговых надбавок на отдельные товары и товарные группы). Увеличение в товарообороте доли товаров с более высокими торговыми надбавками ведет к повышению среднего уровня валового дохода, и наоборот. Влияние изменения структуры товарооборота на уровень валового дохода определяется с помощью процентных чисел с использованием метода разниц. Анализ выполнения плана по прибыли и валовому доходу, их динамики, основных факторов, влияющих на их величину, следует дополнить анализом направлений использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. При этом анализуются как абсолютные суммы использования прибыли на те или иные цели, так и структура ее использования, которая может быть проанализирована с помощью системы коэффициентов. Коэффициент налогообложения прибыли рассчитывается по формуле:
Кнп = НП/ВП, где Кнп — коэффициент налогообложения прибыли; НП — сумма налога на прибыль и другие налоги, выплачиваемые за счет прибыли, руб.; ВП — валовая прибыль, руб. Данный коэффициент показывает, какая доля прибыли торгового предприятия изымается у торгового предприятия в бюджеты различных уровней в виде налогов и сборов. Коэффициент прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (коэффициент чистой прибыли), может быть определен по формуле: Кчп = ЧП/ВП, где Кчп — коэффициент чистой прибыли; ЧП — чистая прибыль предприятия, руб. Данный коэффициент характеризует долю прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия (Кнп + Кчп = 1). Коэффициент капитализации прибыли, характеризующий ее долю, направляемую на производственное развитие предприятия, определяется по формуле: Ккп =ФН/ЧП, где Ккп — коэффициент капитализации прибыли; ФН — сумма прибыли, направляемая в фонд накопления предприятия, руб. Коэффициент потребления прибыли: Кпп = [ФП или ФСС + ФП] / ЧП, где Кпп — коэффициент потребления прибыли; ФП — сумма прибыли, направляемая в фонд потребления, руб.; ФСС — сумма прибыли, направляемая в фонд социальной сферы, руб. Коэффициент резервирования прибыли: Крн = РФ / ЧП где Крн — коэффициент резервирования прибыли; РФ — сумма прибыли, направляемая в резервный фонд, руб. Для оценки эффективности использования прибыли, направляемой на потребление, могут быть использованы следующие коэффициенты: Квс = ЧПс / ЧП, где Квс — коэффициент выплаты прибыли собственникам предприятия; ЧПс — сумма чистой прибыли, выплаченная собственникам предприятия, руб.; Кун = ЧПнср / ЧП где Кун— коэффициент участия персонала предприятия в прибыли; ЧПнср — сумма чистой прибыли, выплаченная персоналу предприятия, руб.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|