Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показатели рентабельности, их расчет и методы анализа

 

Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность. Различают показатели рентабельности продукции и рентабельности предприятия. Рентабельность продукции примеряют в 3-х вариантах: рентабельность реализованной продукции, товарной продукции и отдельного изделия. Рентабельность реализованной продукции это отношение прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости. Рентабельность товарной продукции характеризуется показателем затрат на денежную единица товарной продукции или его обратной величиной.

Рентабельность изделия - это отношение прибыли на единицу изделия к себестоимости этого изделия. Прибыль по изделию равна разности между его оптовой ценой и себестоимостью.

Рентабельность предприятия (общая рентабельность), определяют как отношение балансовой прибыли к средней стоимости Основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Отношение фонда к материальным и приравненным к ним затратам отражает доходность предприятия.

По иному, говоря, уровень общей рентабельности, то есть индикатор, отражающий прирост всего вложенного капитала (активов), равняется прибыли до начисления процентов×100 и делённой на активы.

Уровень общей рентабельности - это ключевой индикатор при анализе рентабельности предприятия. Но если требуется точнее определить развитие фирмы исходя из уровня ее общей рентабельности, необходимо вычислить дополнительно еще два ключевых индикатора: рентабельность оборота и число оборотов капитала.

Показатели рентабельности и доходности имеют общую экономическую характеристику, они отражают конечную эффективность работы предприятия и выпускаемой им продукции.

Главным из показателей уровня рентабельности является отношение общей суммы прибыли к производственным фондам. Существует много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние. Внешние - это факторы, не зависящие от усилий данного коллектива, например изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки, норм амортизации и т.д. Такие мероприятия проводятся в общем, масштабе и сильно воздействуют на обобщающие показатели производственно - хозяйственной деятельности предприятий. Структурные сдвиги в ассортименте продукции существенно влияют на величину реализованной продукции, себестоимость и рентабельность производства.

Задача экономического анализа - выявить влияние внешних факторов, определить сумму прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов, отражающих трудовые вложения работников и эффективность использования производственных ресурсов.

Показатели рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности.

Рентабельность можно рассматривать как результат воздействия технико - экономических факторов, а значит как объекты технико - экономического анализа, основная цель которого выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно - хозяйственной деятельности от основных технико - экономических факторов.

Рентабельность является результатом производственного процесса, она формируется под влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий.

Общую рентабельность предприятия необходимо рассматривать как функцию ряда количественных показателей - факторов: структуры и фондоотдачи. Основных производственных фондов, оборачиваемости нормируемых оборотных средств, рентабельности реализованной продукции. Это 2-й подход к анализу рентабельности предприятия.

Методика анализа общей рентабельности:

1) по факторам эффективности;

2) в зависимости от размера прибыли и величины производственных факторов.

Балансовая (общая) прибыль - это конечный финансовый результат производственно - финансовой деятельности. Вместо общей прибыли у предприятия может образоваться общий убыток, и такое предприятие перейдет в категорию убыточных. Общая прибыль (убыток) состоит из прибыли (убытка) от реализации продукции, работ и услуг; внереализационных прибылей и убытков. Под рентабельностью предприятия понимается его способность к приращению вложенного капитала. Задачей анализа рентабельности являются несколько положений: оценить динамику показателя рентабельности с начала года, степень выполнения плана, определяют и оценивают факторы, влияющие на эти показатели, и их отклонения от плана; выявляют и изучают причины потерь и убытков, вызванных бесхозяйственностью, ошибками в руководстве и другими упущениями в производственно - хозяйственной деятельности предприятия; вскрывают и подсчитывают резервы возможного увеличения прибыли или дохода предприятия.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Рассмотрим на примере книжного магазина «Книжный мир» выполнение плана по прибыли по данным:

 

Таблица 1

Данные работы магазина «Книжный мир»

показатели Ед. измерения 2002 2003 отклонение % изменения
т/о Тыс. р 5000 5300 300 106
Ср.торг. надб. % 18 22 +4  
ВД Тыс. р. 900 1166 +266  
ПР Тыс. р. 400 654 +254  
ИО Тыс. р. 500 512 +12  
УИО % 10 9,7 -0,3  
Р % 8 12 +4  

 

Валовой доход за 2003г. составил:

5300×22% = 1166 тыс. р.

Прибыль от реализации за 2003г. составил:

ПР = ВД – НДС – ИО

ПР = 1166 – 512 = 654 тыс. р.

В результате в 2003г. рентабельность магазина составила:

Р = П/т/о×100

Р = 654/5300×100 = 12%

Прибыль от реализации товаров зависит от изменения объема т/о, среднего уровня ВД и среднего уровня издержек обращения.

Влияние на сумму прибыли изменение объема т/о определяется:

Вл. т/о = Р0 (Т1 – Т0)/100

Вл. т/о = 8×300/100 = 24 тыс. р.

За счет увеличения объема т/о на 300 тыс. р. Прибыль увеличилась на 24 тыс. р.

Влияние изменения среднего уровня торговых надбавок составит:

Вл. Утн = Т1 (Утн1 –Утн0)/100

Вл. Утн = 5300×4/100 = 212 тыс. р.

За счет увеличения среднего уровня торговых надбавок на 4% прибыль увеличилась на 212 тыс. р.

Влияние на размер прибыли издержек обращения составит:

Вл. УИО = Т1 (УИО1 – УИО0)/100

Вл. УИО = 5300×0,3/100 = 15,9 тыс. р.

За счет уменьшения издержек обращения на 0,3% прибыль увеличится на 15,9 тыс. р.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Максимизация прибыли является универсальным принципом рыночной экономики, но его практическая реализация должна осуществляться с учетом экономических, социальных и других особенностей каждой страны. Построение рыночного хозяйства по абстрактным схемам, оторванным от реальных условий, как правило, не приводит к успеху. Это подтверждает хозяйственная практика в России, где становление рыночной экономики происходило по рекомендациям западных специалистов, слабо разбирающихся в российской действительности.

Разумеется, многое в рыночной экономике зависит от целенаправленной деятельности государства, но основную нагрузку в ней несут сами предприятия. Они должны организовать выпуск конкурентоспособной продукции в таких размерах, которые бы обеспечивали им получение необходимой прибыли. Но такая задача решается при условии, если производство основывается на новейших технологиях. Только непрерывная инновационная деятельность может поддержать конкурентоспособность выпускаемой продукции и получение высокой прибыли.

Низкорентабельными следует считать тех, у которых уровень рентабельности продукции, работ и услуг ниже уровня рентабельности, предусматриваемого при установлении регулируемых цен и тарифов.

Естественной для предприятий рыночной экономики является, однако, максимизация прибыли. Более сложно создать механизм ее оптимального распределения. Как было показано, действующий механизм почти не оставляет предприятиям чистой прибыли, а без нее прекращается их развитие.

Необходимо также снизить косвенные налоги и особенно НДС, который многие предприятия сделал низкорентабельными и убыточными.

Проблема эффективности использования прибыли решается на предприятиях по-разному, так как у каждого из них свои задачи текущего и перспективного развития. Однако очень важно, чтобы все они заботились об увеличении капитализируемой прибыли, за счет которой обеспечиваются расширенное воспроизводство и повышение конкурентоспособности.

Завершая это исследование, нельзя не назвать еще одной проблемы, от разрешения которой зависит эффективность роли прибыли на предприятиях в системе рыночных отношений - кризис неплатежей, который тормозит процесс реализации продукции, работ и услуг, а с ним тормозятся все воспроизводственные процессы в хозяйственных звеньях, финансируемые за счет прибыли.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Рис.1.Система факторов, влияющих на прибыль торгового предприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Факторы, влияющие на прибыль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образующие факторы

 

Взаимовлияющие факторы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прибыль (убыток) от

 

Объем реализации товаров

 

 

 

реализации товаров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Розничные цены на

 

 

 

 

Сальдо доходов и расходов

 

реализуемые товары

 

 

 

по внереализационным операциям

 

 

 

 

 

 

 

 

Налогоемкость предприятия

 

 

 

Прибыль (убыток) от

 

 

 

 

 

 

неторговой деятельности

 

Издержки обращения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прибыль (убыток) от реализации

Оборачиваемость и состав капитала

 

 

основных фондов и другого имущества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Численность работника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фондовооруженность работников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Затраты, относимые на прибыль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
                           

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 21 декабря 1991г.

2. Аванесова Ю.А. Экономика предприятия торговли и сферы услуг. М., 1996.

3. Греховодова М.Н. Экономика торгового предприятия. Р-н-Д., 2001.

4. Кодацкий В.П. Прибыль. М., 2002.

5. Раицкий К. А. Экономика предприятия. М., 2002.

6. Соломатина А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. М., 2000.

7. Юров В.Ф. Прибыль в рыночной экономике. М., 2001.

8. Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. Р – на –Д., 2001

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...