Показатели рентабельности, их расчет и методы анализа
Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность. Различают показатели рентабельности продукции и рентабельности предприятия. Рентабельность продукции примеряют в 3-х вариантах: рентабельность реализованной продукции, товарной продукции и отдельного изделия. Рентабельность реализованной продукции это отношение прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости. Рентабельность товарной продукции характеризуется показателем затрат на денежную единица товарной продукции или его обратной величиной. Рентабельность изделия - это отношение прибыли на единицу изделия к себестоимости этого изделия. Прибыль по изделию равна разности между его оптовой ценой и себестоимостью. Рентабельность предприятия (общая рентабельность), определяют как отношение балансовой прибыли к средней стоимости Основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Отношение фонда к материальным и приравненным к ним затратам отражает доходность предприятия. По иному, говоря, уровень общей рентабельности, то есть индикатор, отражающий прирост всего вложенного капитала (активов), равняется прибыли до начисления процентов×100 и делённой на активы. Уровень общей рентабельности - это ключевой индикатор при анализе рентабельности предприятия. Но если требуется точнее определить развитие фирмы исходя из уровня ее общей рентабельности, необходимо вычислить дополнительно еще два ключевых индикатора: рентабельность оборота и число оборотов капитала. Показатели рентабельности и доходности имеют общую экономическую характеристику, они отражают конечную эффективность работы предприятия и выпускаемой им продукции.
Главным из показателей уровня рентабельности является отношение общей суммы прибыли к производственным фондам. Существует много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние. Внешние - это факторы, не зависящие от усилий данного коллектива, например изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки, норм амортизации и т.д. Такие мероприятия проводятся в общем, масштабе и сильно воздействуют на обобщающие показатели производственно - хозяйственной деятельности предприятий. Структурные сдвиги в ассортименте продукции существенно влияют на величину реализованной продукции, себестоимость и рентабельность производства. Задача экономического анализа - выявить влияние внешних факторов, определить сумму прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов, отражающих трудовые вложения работников и эффективность использования производственных ресурсов. Показатели рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности. Рентабельность можно рассматривать как результат воздействия технико - экономических факторов, а значит как объекты технико - экономического анализа, основная цель которого выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно - хозяйственной деятельности от основных технико - экономических факторов. Рентабельность является результатом производственного процесса, она формируется под влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий.
Общую рентабельность предприятия необходимо рассматривать как функцию ряда количественных показателей - факторов: структуры и фондоотдачи. Основных производственных фондов, оборачиваемости нормируемых оборотных средств, рентабельности реализованной продукции. Это 2-й подход к анализу рентабельности предприятия. Методика анализа общей рентабельности: 1) по факторам эффективности; 2) в зависимости от размера прибыли и величины производственных факторов. Балансовая (общая) прибыль - это конечный финансовый результат производственно - финансовой деятельности. Вместо общей прибыли у предприятия может образоваться общий убыток, и такое предприятие перейдет в категорию убыточных. Общая прибыль (убыток) состоит из прибыли (убытка) от реализации продукции, работ и услуг; внереализационных прибылей и убытков. Под рентабельностью предприятия понимается его способность к приращению вложенного капитала. Задачей анализа рентабельности являются несколько положений: оценить динамику показателя рентабельности с начала года, степень выполнения плана, определяют и оценивают факторы, влияющие на эти показатели, и их отклонения от плана; выявляют и изучают причины потерь и убытков, вызванных бесхозяйственностью, ошибками в руководстве и другими упущениями в производственно - хозяйственной деятельности предприятия; вскрывают и подсчитывают резервы возможного увеличения прибыли или дохода предприятия. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Рассмотрим на примере книжного магазина «Книжный мир» выполнение плана по прибыли по данным:
Таблица 1 Данные работы магазина «Книжный мир»
Валовой доход за 2003г. составил: 5300×22% = 1166 тыс. р. Прибыль от реализации за 2003г. составил: ПР = ВД – НДС – ИО ПР = 1166 – 512 = 654 тыс. р. В результате в 2003г. рентабельность магазина составила: Р = П/т/о×100 Р = 654/5300×100 = 12% Прибыль от реализации товаров зависит от изменения объема т/о, среднего уровня ВД и среднего уровня издержек обращения.
Влияние на сумму прибыли изменение объема т/о определяется: Вл. т/о = Р0 (Т1 – Т0)/100 Вл. т/о = 8×300/100 = 24 тыс. р. За счет увеличения объема т/о на 300 тыс. р. Прибыль увеличилась на 24 тыс. р. Влияние изменения среднего уровня торговых надбавок составит: Вл. Утн = Т1 (Утн1 –Утн0)/100 Вл. Утн = 5300×4/100 = 212 тыс. р. За счет увеличения среднего уровня торговых надбавок на 4% прибыль увеличилась на 212 тыс. р. Влияние на размер прибыли издержек обращения составит: Вл. УИО = Т1 (УИО1 – УИО0)/100 Вл. УИО = 5300×0,3/100 = 15,9 тыс. р. За счет уменьшения издержек обращения на 0,3% прибыль увеличится на 15,9 тыс. р. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Максимизация прибыли является универсальным принципом рыночной экономики, но его практическая реализация должна осуществляться с учетом экономических, социальных и других особенностей каждой страны. Построение рыночного хозяйства по абстрактным схемам, оторванным от реальных условий, как правило, не приводит к успеху. Это подтверждает хозяйственная практика в России, где становление рыночной экономики происходило по рекомендациям западных специалистов, слабо разбирающихся в российской действительности. Разумеется, многое в рыночной экономике зависит от целенаправленной деятельности государства, но основную нагрузку в ней несут сами предприятия. Они должны организовать выпуск конкурентоспособной продукции в таких размерах, которые бы обеспечивали им получение необходимой прибыли. Но такая задача решается при условии, если производство основывается на новейших технологиях. Только непрерывная инновационная деятельность может поддержать конкурентоспособность выпускаемой продукции и получение высокой прибыли. Низкорентабельными следует считать тех, у которых уровень рентабельности продукции, работ и услуг ниже уровня рентабельности, предусматриваемого при установлении регулируемых цен и тарифов. Естественной для предприятий рыночной экономики является, однако, максимизация прибыли. Более сложно создать механизм ее оптимального распределения. Как было показано, действующий механизм почти не оставляет предприятиям чистой прибыли, а без нее прекращается их развитие.
Необходимо также снизить косвенные налоги и особенно НДС, который многие предприятия сделал низкорентабельными и убыточными. Проблема эффективности использования прибыли решается на предприятиях по-разному, так как у каждого из них свои задачи текущего и перспективного развития. Однако очень важно, чтобы все они заботились об увеличении капитализируемой прибыли, за счет которой обеспечиваются расширенное воспроизводство и повышение конкурентоспособности. Завершая это исследование, нельзя не назвать еще одной проблемы, от разрешения которой зависит эффективность роли прибыли на предприятиях в системе рыночных отношений - кризис неплатежей, который тормозит процесс реализации продукции, работ и услуг, а с ним тормозятся все воспроизводственные процессы в хозяйственных звеньях, финансируемые за счет прибыли. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рис.1.Система факторов, влияющих на прибыль торгового предприятия |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Факторы, влияющие на прибыль |
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образующие факторы |
| Взаимовлияющие факторы |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прибыль (убыток) от |
| Объем реализации товаров |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
реализации товаров |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| Розничные цены на |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сальдо доходов и расходов |
| реализуемые товары |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
по внереализационным операциям |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| Налогоемкость предприятия |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прибыль (убыток) от |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
неторговой деятельности |
| Издержки обращения |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прибыль (убыток) от реализации | Оборачиваемость и состав капитала |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
основных фондов и другого имущества |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| Численность работника |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| Фондовооруженность работников |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| Затраты, относимые на прибыль |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 21 декабря 1991г.
2. Аванесова Ю.А. Экономика предприятия торговли и сферы услуг. М., 1996.
3. Греховодова М.Н. Экономика торгового предприятия. Р-н-Д., 2001.
4. Кодацкий В.П. Прибыль. М., 2002.
5. Раицкий К. А. Экономика предприятия. М., 2002.
6. Соломатина А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. М., 2000.
7. Юров В.Ф. Прибыль в рыночной экономике. М., 2001.
8. Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. Р – на –Д., 2001
|
|