Механизм ценообразования на сельскохозяйственную продукцию
Ценовой механизм включает ценовые отношения, совокупность цен, ценообразование на основе различных методов, ценовую политику, государственное регулирование цен. Ценообразование начинается с постановки цели и задач. Далее изучаются внешние условия. Затем оцениваются издержки, выбирается соответствующий метод ценообразования и окончательно устанавливается цена. Основные цели ценообразования могут быть различными: обеспечение выживаемости предприятия, завоевание лидерства по показателям качества, укрепление конкурентных позиций, максимизация текущей прибыли. Механизм ценообразования - совокупность взаимосвязанных процессов формирования и изменения цен под воздействием множества экономических и иных факторов, протекающих с участием различных хозяйствующих субъектов, производителей, потребителей, посредников при регулирующей роли государства (общества). Объектом регулирования в механизме ценообразования выступает система цен и отдельные ее виды, а также система методов, воздействующих на способ их формирования, уровни и соотношения.
МЕХАНИЗМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ Механизм государственно- Рыночный механизм общественного управления самоуправления и саморегулирования планирование цен принципы и правила установления цен
регулирование научно-информационное контроль обеспечение
В механизме ценообразования выделяются механизм государственно-общественного управлением ценообразованием и рыночного самоуправления и саморегулирования ценовых процессов. Суть государственно-общественного управления ценообразованием состоит в целенаправленном воздействии общества и государства с помощью различных экономических и организационных рычагов на уровни и соотношения разных видов и типов цен, а через них - на интересы производителей и потребителей товаров с целью приведения структуры и эффективности общественного производства в соответствие с общественными потребностями. Объект регулирования в этом механизме - фиксированные и предельные цены. Государственно-общественное управление ценообразованием предполагает реализацию таких управленческих функций, планирование, регулирование, контроль и организация. Планирование (прогнозирование) цен включает: разработку фиксированных общегосударственных цен на важнейшие виды продукции (энергоносители); планирование поэтапного ввода цен на конкретные товары с отметкой фиксированных цен; разработку прогноза важнейших параметров социально-экономического развития (изменение индексов цен на товары, тарифов на услуги и т.д.). в республике функционирует система прогнозирования, анализа и контроля за процессами ценообразования. Регулирование ценообразования - воздействие на процессы установления и применения цен со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики.
Контроль цен сочетает в себе государственный контроль, статистический контроль и социальный контроль со стороны потребителей. Специальный государственный контроль сводится к выборочным проверкам дисциплины цен и ценообразования. Сущность рыночного механизма самоуправления и саморегулирования цен состоит в том, что технология формирования цен и ответственность за нее переносится в сферу экономических отношений. Объектом регулирования в данном механизме являются свободные цены. Развитие механизма ценообразования означает его постепенную переориентацию на рыночное саморегулирование и формирование цен в соответствии с постоянным изменением условий производства, обмена и потребления товаров. Механизм ценообразования в экономике гибко реагирует на изменение параметров, определяющих денежное выражение общественной стоимости и ее движение: налогов, доходов, процентных ставок. При их относительной стабильности цены изменяются незначительно. При росте доходов закономерен рост цен, инфляция. Существуют следующие принципы ценообразования: определение основ государственной политики в области ценообразования; сочетание свободных и регулируемых цен; разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению цен; установление регулируемых цен на товары (работы и услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли и других мер государственной поддержки; государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен. Важным фактором эффективного функционирования механизма ценообразования является научно-информационное обеспечение. В республике создан Информационно-аналитический центр по изучению и отслеживанию рыночной конъюнктуры и цен в составе НИЭИ Минэкономики. Цель его создания заключается в обеспечении субъектов хозяйствования достоверной информацией о фактическом уровне цен на важнейшие виды импортируемого и производимого в республике сырья, материалов, комплектующих изделий и потребительских товаров, а также проведении аналитической работы в области ценообразования. Предприятия в пятидневный срок обязаны информировать Центр об изменении цен на свою продукцию.
Регулирование ценообразования реализуется путем прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование осуществляется с применением методов установления: фиксированных цен; предельных максимальных уровней цен; предельных минимальных цен; предельных уровней рентабельности на отдельные группы, виды продукции или продукцию отдельных отраслей; фиксированных, предельных надбавок, скидок в оптовом и розничном звеньях; определенных правил или условий определения и применения цен; декларирования цен; Решения о выборе конкретного метода регулирования цен принимаются исходя из государственных интересов, отраслевых особенностей, финансового состояния предприятий. Косвенное регулирование осуществляется через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области кредитно-денежной, налоговой, тарифной политики, разработку стандартов поведения в ценовой рекламе, препятствующих недобросовестной конкуренции. Таким образом, государственное регулирование цен предполагает: введение или отмену ценовых и других лимитов по различным товарам; непосредственное изменение уровня отдельных цен и нормативов налоговых и кредитных ставок, платежей; фиксирование цен на определенный период и т.п. Цели государственного регулирования цен заключаются в следующем: не допустить инфляционного роста цен в результате монополизма производителей; способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на снижение затрат, не допустить разрушительной конкуренции; обеспечить относительный паритет цен во всех звеньях экономики; Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики. По поводу обоснования нормы чистого дохода в регулируемых закупочных ценах в экономической науке сложились четыре концепции. Первая из них - концепция теории трудовой стоимости, предусматривающая обоснование нормы чистого дохода в соответствии с затратами живого труда на единицу продукции с учетом организационно-технологической трудоемкости каждого продукта. Подобные цены стимулируют производство более трудоемких продуктов, что оказывается весьма приемлемым для внутрихозяйственных расчетных цен для арендно-подрядных подразделений, когда фондоемкость продукции мало от них зависит. Так как воспроизводство основных фондов финансируется предприятием из общих фондов экономического развития. Модель такой цены выглядит следующим образом:
Ц=С+V+m/V∙V,
где Ц - цена закупочная, р. /ед., С - материальные затраты, р. /ед., V - прямая оплата труда, р. /ед., m - чистый доход, р. /ед., m/V - норма чистого дохода на рубль прямой оплаты труда, р. /р. Вторая концепция предусматривает обоснование нормы чистого дохода в цене в соответствии с фондоемкостью разных продуктов. Моделью такой цены служит:
Ц=С+V+m/Фосн. ∙Фосн.,
где Фосн. - удельная величина основных фондов на ед. продукции, р. /ед., m/Фосн. - норматив чистого дохода на рубль основных фондов, р. /р. Подобные цены стимулируют производство более фондоемкой продукции, для расширения производства которой предприятию требуется относительно больших фондовых вложений. Третью концепцию называют обычно моделью усредненной себестоимости, когда норма чистого дохода в цене соответствует потребленным ресурсам, себестоимости различных продуктов.
Ц=С+V+m/ (C+V) ∙C+V,
где C+V - себестоимость ед. продукции, р. /ед., m/C+V - норматив чистого дохода на каждый рубль себестоимости продукции, р. /р. Наконец, четвертая концепция предусматривает обоснование нормы чистого дохода в закупочной цене двумя равными долями. Первая из них представляет норматив этого дохода на рубль прямой оплаты труда, а вторая - на рубль основных фондов.
Ц=С+V+m1/V*V+m2/Фосн. ∙Фосн.,
где m1/V - норматив чистого дохода на рубль прямой оплаты труда, р. /р., m2/Фосн. - норматив чистого дохода на рубль основных фондов, р/р. Подобные цены в состоянии стимулировать производство как более трудоемких, так и более фондоемких продуктов. Данная концепция в отечественной науке признана наиболее приемлемой. Она принимается за основу при установлении межхозяйственных расчетных цен на сырье и полуфабрикаты (молодняк животных), поставляемые головному предприятию хозяйствами-участниками сельскохозяйственных объединений. Наиболее влиятельными на средние величины реализационных цен являются государственные закупочные цены, периодически повышаемые в связи с удорожанием используемых сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов, а также инфляционными процессами. В связи с этим сложившийся уровень закупочных цен может быть оценен лишь путем их соизмерения с себестоимостью единицы продукции. Причем средние цены реализации единицы продукции по тем или иным каналам складываются и с учетом качества продукции и сезонности их продажи.
Многоканальность реализации сельскохозяйственной продукции предприятиями общественного сектора АПК свидетельствует о расширяющей рыночной среде. В среднереализационной среде таких предприятий не учтены цены продажи продукции индивидуальных предпринимателей, крестьянских и личных приусадебных хозяйств сельских жителей, хотя значительная часть их продукции реализуется колхозам и совхозам по государственным закупочным ценам. Средние реализационные цены рассмотрены в таблице 1.5.
ТАБЛИЦА 1.5
Из таблицы видно, что наибольшая средняя реализационная цена 1 тонны в 2004 году была по мясу КРС. И в 2006 году она достигла 1836689 рублей. Затем следует средняя реализационная цены 1 тонны молока. В 2006 году она увеличилась почти в 1,7 раза, по сравнению с 2004 годом. Средняя реализационная цена 1 тонны зерна так же увеличилась на 100 000 рублей в 2006 году, по сравнению с 2004 годом. А вот средняя реализационная цена 1 тонны картофеля и 1 тонны овощей уменьшилась. Выводы и предложения
В области методологии ценообразования в отечественной и зарубежной экономической науке не прекращаются дискуссии. Остается актуальным выбор себестоимости, как базы регулируемой цены и обоснование нормы чистого дохода в такой цене. Классическая модель цены по худшим условиям производства не является бесспорной для стран с большими различиями этих условий. Требуют научного обоснования интеграционные с мировым и региональными зарубежными рынками модели цен тарифов на сельскохозяйственную продукцию. Актуальным является научное обоснование соотношения ценового механизма поддержки отечественных товаропроизводителей в сельском хозяйстве и обеспечение продовольственной безопасности страны. Целесообразно обосновывать рациональное соотношение централизованного директивного регулирования закупочных цен со свободным рыночным ценообразованием. Новым направлением в ценообразовании является поиск наиболее приемлемого механизма цен в условиях общего регионального аграрного рынка стран СНГ. Применительно к закупочным ценам отечественного рынка сельскохозяйственных продуктов актуальным является более полный учет качества реализуемой продукции и сезонных сроков ее продажи, так как действующие ныне цены не в полной мере стимулируют повышение качества и конкурентоспособности этой продукции на мировом рынке. В качестве методов научных исследований в области совершенствования методологии ценообразования могут служить метод теоретической абстракции, изучение и обобщение отечественной и зарубежной теории и практики. При выборе моделей и обосновании уровней централизованно регулируемых цен на продукцию и услуги АПК целесообразно пользоваться методами монографических исследований и экспериментов, методами экономического анализа, и синтеза, расчетно-конструктивными методами с применением математической статистики и компьютерной техники. Результатами таких исследований могут служить проекты новых, более совершенных цен и тарифов, предлагаемых директивным органам и партнерам по хозяйственным договорам. Актуальными для нынешнего трансформационного периода являются исследования и обоснования путей замедления роста цен и темпов инфляции, сочетания ценового, налогового и платежного механизма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|