Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политика как общественное явление




 

Основные причины возникновения политики: объективная потребность в регулировании социальных отношений; становление государства; необходимость реализации общих интересов.

Политика -сфера отношений индивидов, социальных групп и институтов по поводу использования механизмов и ресурсов государственной власти для удовлетворения общественных интересов и потребностей.

Функции политики: выражение и реализация социальных интересов; интеграция общества; управление общественными процессами; политическая социализация личности; проектирование социально-политического развития; регулирование отношений и поведения субъектов политики.

Структура политики включает: субъекты, объекты, политические интересы, политические отношения, политическое сознание, политическую деятельность.

Содержание политики составляют политические ценности, идеи, цели, действия, убеждения, интересы, нормы, средства и методы, решения, концепции, отношения, программы, технологии, процессы, результаты.

Специфические свойства политики – целесообразность, властное влияние, динамичность, соперничество, противоречивость, конфликтность.

 

Из приведенных суждений можно сделать следующие выводы:

1. Политика – специфическая социальная сфера, универсальный механизм регуляции общественных отношений.

2. Любой вопрос приобретает политический характер, если он затрагивает интересы общества и государства, требует принятия обязательных для всех граждан политических решений.

3. Ядро политики, ее "солнечное светило" – политическая власть, прежде всего государственная политическая власть

4. Между политикой и экономикой, правом, моралью, наукой и другими сферами общественной жизни существуют причинно-следственные, функциональные связи и отношения. Политика обусловлена социально-экономическими отношениями и оказывает активное регулятивное влияние на общественное развитие.

5. Политика сродни искусству. Так оценивается политика, основывающаяся на научных знаниях, правовых и нравственных нормах, управленческих решениях и действиях, адекватных интересам личности, общества и государства.

 

 


 

Третье Всебелорусское народное собрание о государственной политике

Становление национальной государственности в нашей стране неотделимо от активного использования новых форм непосредственной (прямой) и представительной демократии.

В 1996 г. на первом Всебелорусском народном собрании мнение и голос граждан обусловили выбор политического курса молодого суверенного государства на пятилетие.

Состоявшееся 18 мая 2001 г. в Минске второе Всебелорусское народное собрание также продемонстрировало ответственность граждан за судьбу своего Отечества. Программа социально-экономического развития Беларуси на 2001–2005 гг. была воспринята обществом как стратегия системных реформ и повышения качества жизни.

Третье Всебелорусское народное собрание (2-3 февраля 2006 г.) критически оценило социальную эффективность государственной политики и определило ее приоритеты на 2006–2010 гг. В нем участвовало 2500 представителей всех слоев нашего общества, почетные гости из России и Украины, главы аккредитованных в Беларуси дипломатических миссий.

 

Основные выводы собрания о государственной политике:

1. Политический курс государства выверен практикой и доказал свою эффективность. Это созидательный, эволюционный курс, исключающий «шоковую терапию» и тотальную приватизацию. Он нацелен на повышение уровня и качества жизни граждан.

2.Политика государства направлена на укрепление суверенитета Беларуси. Она обеспечила выход общества из кризисного состояния 90-х гг. и стимулирует его устойчивое развитие.

3.Стратегическая цель государственной политики – построение сильной и процветающей Беларуси. Успешное выполнение заданий второй пятилетки – свидетельство положительных тенденций в экономике и социальной сфере.

Нерешенные проблемы: наличие предприятий, имеющих отрицательные результаты финансово-хозяйственной деятельности; высокая материало- и энергоемкость производства; слабая инновационная активность; дифференциация оплаты труда по отраслям и сферам экономики; недостаточно высокий уровень пенсий, стипендий и других социальных выплат.

Приоритеты социально-экономического развития Беларуси в третьей пятилетке: повышение конкурентоспособности экономики; использование инноваций; наращивание экспортного потенциала; развитие агропромышленного комплекса и социальной сферы села; развитие малых и средних городов; ускоренное жилищное строительство; формирование эффективной системы здравоохранения.


Политическая власть

Власть – это система социальных отношений "господства-подчинения", форма организации индивидуальной и общественной жизни.

Власть проявляет себя во всех сферах общественной жизни.

Типы власти: экономическая, политическая, неполитическая, социальная, культурно-информационная.

Власть имеет свою структуру, включающую субъекты, объекты, источники, функции, ресурсы.

 

Политическая властьэто система политического господства, способность социальных субъектов осуществлять управление обществом, используя полномочия и ресурсы государства.

Формы политической власти: государственная; партийная; власть общественно-политических организаций и движений.

Социальное предназначение политической власти: удовлетворение общественных интересов и потребностей; организация и регулирование общественной жизни; обеспечение гарантий демократического формирования и функционирования властных институтов; защита, укрепление и развитие государственности.

Самая влиятельная форма политической власти – государственная власть.

Специфические черты государственной власти: доминирование (господство) над другими видами власти в обществе; масштабность ресурсов и полномочий; верховенство; исключительное право на нормотворчество, на легальное использование средств и методов принуждения (насилия).

Единственный источник этой власти – народ. Действует единая система органов государственной власти, наделенных полномочиями для управления обществом. Государственная власть суверенна в отношениях с другими формами власти. Только властные институты государства вправе обеспечивать конституционный правопорядок в стране.

 

Непременное условие существования государственной власти легитимность – общественное признание законности власти, доверие к ней граждан, их согласие подчиняться ее установлениям и требованиям.

Макс Вебер различал три типа легитимности власти: традиционную, харизматическую, рационально-правовую.

Эти типы легитимности М.Вебер называл идеальными. Но в своем «чистом» виде они встречаются редко.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...