Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политические партии и партийные системы




Самое организованное и политически ориентированноеобщественное объединение – политическая партия.

Признаки политической партии: долговременность и непрерывность действия; поддержка гражданами; организационная упорядоченность; наличие политической идеологии и программы; открытое заявление главной цели – завоевание и использование государственной власти.

Функции политической партии: коммуникативная; выражение и представительство интересов; политическая социализация; участие в выборах и деятельности органов государственной власти.

Типы политических партий:

Кадровые партии. Большинство европейских партий – кадровые. Их структура, организация внутренней жизни и деятельность нацелены на победу на выборах в органы государственной власти. В партиях нет фиксированного членства.

Массовые партии имеют первичные (территориально-производственные) организации, профессиональный аппарат управления, стремятся увеличить свой численный состав. Отношения в партиях строятся на основе партийной дисциплины с уставного членства.

Правящие партии – партии власти, победившие на выборах и сформировавшие правительства.

Оппозиционные партии – выражают интересы и ценности, не совместимые или несовпадающие с идеалами и целями правящего режима.

Революционные партии нацелены на радикальные преобразования в обществе,коренное преобразование общественных отношений.

Реформистские партии акцентируют внимание на общественных изменениях путем реформ, парламентских формах и методах деятельности.

Либеральные партии считают главным приоритетом своей деятельности – обеспечение социальных условий реализации прав и свобод личности.

Консервативные партии ориентируются на сохранение традиционных, исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни.

По политическому влиянию различают партии: мажоритарные (получившие большинство депутатских мандатов); д оминирующие (имеющие относительное большинство мест в парламенте); миноритарные (обладающие минимальным числом депутатских мандатов).

Совокупность партий, взаимосвязи между ними, государством и обществом составляют партийную систему. История знает партийные системы: монопартийную, двухпартийную, многопартийную, умеренного и поляризованного плюрализма.


Политический процесс

Политический процесс – это политическая жизнь общества в динамике (развитии, изменении); целенаправленная деятельность субъектов политики.

Структура политического процесса включаетсубъекты и объекты политики, политические интересы, политические отношения, средства и методы политической деятельности.

Политический процесс "существует" (проявляет себя) в трех режимах: функционирования, развития и упадка.

В "режиме функционирования" в политической жизни общества используются традиционные механизмы, преобладают инерционные тенденции. Политическая система самосохраняется, но не выходит за рамки сложившихся в прошлом взаимоотношений граждан и институтов власти.

"Режим развития" отличается внедрением инноваций, непрерывностью, системностью и последовательностью качественных изменений в политической сфере общества.

" Режим упадка" характеризуется застоем в политической жизни, нестабильностью общества, недовольством граждан, неспособностью государственных органов к преодолению социальных противоречий.

Политические процессы могут быть разнообразных типов: эволюционные / революционные; стабильные / нестабильные; открытые / скрытые; внутриполитические / международные.

Признаки эволюционного процесса: политическая трансформация характеризуется постепенностью, непрерывностью и продуктивностью нововведений;

Признаки революционного процесса: в обществе происходят коренные преобразования; применяются преимущественно насильственные или принудительные средства и методы.

Признаки открытого процесса: политический курс государства, его проблемы и приоритеты широко и свободно обсуждаются общественностью.

Признаки скрытого процесса: субъекты политики скрывают от общественности правдивую информацию о своих истинных целях, процессах в стране и мире, а также негативные факты своей деятельности.

Признаки стабильного процесса: политические изменения отличаются устойчивостью и социальной эффективностью.

Признаки нестабильного процесса: неустойчивость политической ситуации в обществе; массовое недовольство граждан.

Ключевую роль в политическом процессе играет государственное управление. Это обусловлено универсальностью, масштабностью влияния политических решений и широкими полномочиями властных институтов, приоритетами государственной политики.


Политическая деятельность

 

Политическая деятельность – это сознательные и целенаправленные действия субъектов политики по управлению государством и обществом.

В политическом процессе участвуют субъекты трех типов: индивидуальные, групповые, институциональные.

Субъекты политики совершают конкретные поступки в политической сфере, по-разному влияют на принятие политических решений и реализацию государственной политики. Их поведение – это действия, мотивированные политическими целями и интересами, а также способы и методы влияния на общество и власть.

Действия субъектов политики могут быть различных типов: позитивные / негативные; творческие / инерционные; организованные / стихийные; легальные / нелегальные.

Политическая деятельность выражается в разнообразных формах:реформаторских; революционных; политического участия; протестных; преступных.

Реформаторские действия направлены на осуществление программы социальных изменений при сохранении основ существующего общественно-политического строя.

Революционные формы действий подчинены коренным, радикальным переменам в общественной жизни, в характере и содержании государственной власти.

Формы политического участия отражают реальный уровень и характер развития народовластия, политической активности граждан.

Протестные действия выражают негативное отношение граждан к политической системе, властным структурам государства.

Преступные действия направлены против конституционного строя, демократии, государственности и общественной безопасности.

Действия субъектов политики, посредством которых они влияют на политическую систему общества, принято называть политическим участием.

Типы политического участия: новаторское / традиционное; индивидуальное / коллективное; добровольное / принудительное; легитимное / нелегитимное.

Формы политического участия: активные / пассивные; прямые / опосредованные; автономные / мобилизационные.

Характер и социальная полезность политической деятельности зависит от соблюдения ее субъектами демократических принципов взаимоотношений: плюрализма, консенсуса, компромисса.


Политические технологии

Участники политического процесса применяют разнообразные методы, приемы, знания, умения, процедурыполитические технологии. Чем совершеннее политические технологии, адекватнее их содержание политической ситуации, намеченным целям и задачам, тем успешнее действия субъектов политики.

В структуре политических технологии принято выделять три главныхэлемента: технологическое знание; приемы, процедуры и методы действий; технико-ресурсные компоненты.

Технологическое знание – разновидность научно-прикладных знаний. Оно отражает политическую реальность. На его основе ведется поиск средств и способов действий, которые бы отвечали требованиям ситуации в обществе, расстановке политических сил, практическим целям и задачам субъектов политики.

Приемы, процедуры и методы действий это технологии поведения субъектов политики, которые разрабатываются и используются для достижения социально-политических целей. Они могут быть нормативными (отвечающими правовым, политическим и нравственным нормам общества) и девиантными (противоречащими общественным нормам; их именуют "черными", "грязными", "теневыми").

Использование нормативных технологий рационализирует, упорядочивает и оптимизирует политический процесс. Применение девиантных технологий "направляет течение" политического процесса в кризисное, разрушительное русло. Поэтому общество обязано защищать себя от таких технологий.

Технико-ресурсные компоненты политических технологий это финансовые, технические, информационные, научно-аналитические, административно-организационные, социальные и иные ресурсы (средства), необходимые для активного влияния на политическую жизнь общества.

Разработка политических технологий предполагает: сбор информации; диагностику ситуации; оценку альтернатив; прогнозирование; определение стратегии и тактики действий; принятие политических решений.

 

Неотъемлемым элементом технологий являются политические решения. Их принятие субъектами политики представляет собой определенный алгоритм действий: уяснение сути проблемы на основе достоверной информации; определение предпочтительных целей; выбор средств и способов достижения целей; предвидение результатов.


Избирательные системы

Важнейший элемент демократического политического процесса – выборы депутатов парламента и других лиц, избираемых на государственные должности гражданами.

В современной общественной практике применяются три основных типа избирательных систем: пропорциональная, мажоритарная, смешанная.

Особенности пропорциональной системы:

· выборы проводятся в многомандатных избирательных округах;

· избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за партийный список;

· каждая политическая партия получает в парламенте число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей;

· законодательно закрепляется минимальный процент голосов избирателей, необходимый для представительства в парламенте.

Достоинства пропорциональной системы: стимулирует многопартийность; более адекватно, нежели мажоритарная система, отражает политическую волю избирателей и расстановку политических сил в стране

Недостатки пропорциональной системы: система выгодна партийной верхушке, отчуждает от политики рядовых партийцев и партийный электорат; депутаты зависимы от своих партий, а не от избирателей; в парламент избираются представители многих партий, что затрудняет формирование правительства и негативно отражается на его стабильности.

Особенности мажоритарной системы:

· выборы проводятся по одномандатным округам; действует принцип «один мандат в одном округе»;

· избиратели голосуют за конкретного кандидата;

· избранным считается кандидат, получивший абсолютное или относительно большее число голосов избирателей.

Достоинства мажоритарной системы: универсальность (можно применять для избрания депутатов парламента и других кандидатов на государственные должности); позволяет избирателю оценить личные достоинства кандидата.

Недостатки мажоритарной системы: проголосовавшие против кандидатов оказываются не представленными в органах власти; не исключает опасность манипулирования волей избирателей; может порождать местничество в ущерб общенациональным интересам,

Смешанная избирательная система – сочетание элементов пропорциональной и мажоритарной систем с целью минимизации их недостатков.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...