Решение производственных задач по теме «Химическое равновесие »
Цель. Создание условий для активного, сознательного, творческого применения на практике полученных знаний и умений. Задачи. Выявление качества усвоения теоретического материала по теме «Химическая кинетика». Создание условий для применения учащимися ранее полученных знаний в новой ситуации. Расширение кругозора учащихся. ХОД УРОКА Организационный момент. Постановка цели урока. Формулировка темы Учитель. Здравствуйте, ребята! Рада вас приветствовать сегодня на уроке. Hа предыдущих занятиях мы с вами изучали законы химической кинетики – одного из важнейших разделов химии. Напомните мне, пожалуйста, что же изучает химическая кинетика? (Ответ. Скорость химической реакции.) Где на практике могут быть вами использованы знания законов химической кинетики? (Ответ. Знание законов химической кинетики позволяет предсказать время прохождения той или иной реакции.) Если реакция обратимая, можем ли мы с вами повлиять на выход продукта, увеличив или уменьшив его? (Ответ. Да.) Знание какого закона или принципа позволит нам это сделать? (Ответ. Прицип Ле Шателье.) Пользуясь этим принципом, мы теоретически можем предсказать, в какую сторону сместится равновесие при изменении того или иного условия проведения реакции. А как вы думаете, на конкретном производстве достаточно ли будет только теоретических прогнозов, не подкрепленных расчетами? (Ответ. Hет. Необходимо более точно знать время прохождения реакции и предполагаемый выход продукта.) Хорошо. Чтобы быть грамотными специалистами, нам необходимо с вами этому научиться. И тема нашего урока – «Химическое равновесие. Решение производственных задач».
Создание проблемной ситуации Учитель. Представим себе, что мы – расчетная лаборатория химической кинетики. В нашу лабораторию поступил запрос от руководства завода «Хлорин» по производству хлора. Обратите внимание на запрос (на столах перед каждым учеником). В расчетную лабораторию химической кинетики от руководства химического завода по производству хлора. ЗАПРОС Для производства хлора на заводе используется метод Дикона, заключающийся в окислении хлороводорода кислородом воздуха:
В настоящее время при высокой температуре и умеренном давлении равновесие в реакционной системе устанавливается при следующих концентрациях реагирующих веществ: [HCl] = 0,2 моль/л, [O2] = 0,3 моль/л, [H2O] = 0,1 моль/л, [Cl2] = 0,1 моль/л. 1. Дайте полную характеристику этой реакции. 2. Оцените эффективность производства хлора при данных условиях. 3. Определите, какие внешние факторы необходимо изменить, чтобы увеличить выход хлора (ответ обоснуйте теоретически). 4. Производственные мощности позволяют: а) увеличить общее давление в системе в 3 раза; б) повысить температуру в системе на 20 градусов, если температурные коэффициенты прямой и обратной реакций равны 2,9 и 3,7 соответственно. Определите, приведут ли данные изменения внешних факторов к увеличению выхода хлора. Ответ подтвердите расчетами.
Области применения хлора
Немного поясню ситуацию: на этот завод пришел новый коммерческий директор. Он изучил условия производства, подсчитал затраты на энергоресурсы и пришел к выводу о неэффективности производства. Поэтому руководство завода обратилось к нам с просьбой подтвердить правильность вывода о неэффективности производства при данных условиях расчетами и предложить способы увеличения выхода продукта. Прочитайте, пожалуйста, текст запроса. Наша задача – составить полный отчет по данному запросу, подтвердив все предположения расчетами.
Решение производственной задачи Учитель. Начнем с характеристики реакции. В тетради делаем записи. Характеристика реакции. Запишем уравнение данной реакции и по известному нам плану охарактеризуем ее. (План на столе перед каждым учеником – приложение 2. Ребята составляют характеристику реакции в тетради.) Ответ: А. Это реакция неполного окисления хлороводорода. Б. Это окислительно-восстановительная реакция. Ион хлора – восстановитель, кислород – окислитель. В. Это гомогенная реакция, т.к. все участвующие в ней вещества – газы. Г. Это обратимая реакция. Формула для расчета константы равновесия имеет вид:
Кр = . Д. Реакция экзотермическая. Е. Реакция каталитическая (катализаторы – хлорид меди(II) и хлорид железа(III).) Мы ответили на первый пункт запроса. Переходим к следующему пункту запроса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|