Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фома аквинский (аквинат) (1225 – 1274).




Предмет и методы исследования в политической науке.

Политология (polity - политпорядок) – единая интегральная наука о политике, ее взаимодействии с личностью и обществом (Пугачев, Соловьев). Это наука об устройстве, распределении и осуществлении власти в политическом сообществе (Мухаев). Это наука об институтах, субинстанциональных и функциональных аспектах (политолог.словарь).

политология: теоретическая (история политмысли, политфилософия, учения о политинститутах, теория МО и тд) и прикладная (политмаркетинг, политменеджмент, имиджмейкинг, политпрогнозирование).

Методы: 1. Теоретические:

институнциональные,

компаративные (состоит в сопоставлении двух или более политических объектов, имеющих черты подобия),

психологические,

бихевиористские (состоит в анализе политического поведения отдельных людей и групп), культурологические,

системные (рассматривает политическую сферу как определенную целостность, состоящую из совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и внешней средой) и исторические.

2. Эмпирические (наблюдение, опросы, интервьюирование, прогнозирование, контент).

Предметом политологии является, главным образом, феномен политической власти. Данная наука призвана заниматься исследованием сущности политической власти, ее институтов, закономерностей их возникновения. Она призвана так же, исследовать те стороны политических явлений, деятельности институтов и учреждений, которые остаются вне поля зрения соответствующих научных дисциплин. Кроме того границы политологии изменчивы и трудноопределимы. Число специальных тем, которые изучает политическая наука, постоянно увеличивается. Это вызвано эволюцией политической жизни и еще в большей степени приложением политики к очень широкому кругу областей человеческой деятельности, а также большой интеллектуальной активностью исследователей политической проблематики, сложностью самого изучаемого объекта.

Политическая мысль в античную эпоху и в Средние века.

ПЛАТОН

Мир идей – вечно неизменный божественный проект изменчивого человеческого мира.

Истинное познание – это познание бытия, т.е. мира идей. Оно доступно лишь «редким людям» – философам. Толпе же, не присуще быть философом.

Справедливый человек нисколько не отличается от справедливого государства, а, напротив, схож с ним. Трем началам человеческой души – разумному, яростному и вожделеющему – аналогичны в государстве три начала – совещательное, защитное и деловое, а им соответствуют три сословия – правителей, воинов и производителей.

Справедливость требует соподчиненности этих начал во имя целого: способности рассуждать (т.е. философам) подобает господствовать; яростному началу (т.е. воину) – быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу; оба этих начала управляют началом вожделеющим (ремесленниками, земледельцами и другими производителями), которое «по своей природе жаждет богатства».

Чтобы стражи постоянно были на высоте своих задач, их быт и вся жизнь организуются на началах солидарности, общности, равенства и коллективизма. Женщины в идеальном государстве уравнены в правах и возможностях с мужчинами. Семьи в обычном смысле для двух первых сословий не существует. Детей воспитывает государство.

Платон – против крайностей богатства и бедности, за умеренность, средний достаток.

Главное социально-экономическое отличие идеального государства от всех прочих государств Платон видит в преодолении раскола на богатых и бедных.

Выделил следующие типы государств:

- царская власть (если 1), аристократия (если несколько)

- тимократия (военные)

- олигархия (у власти стоят богатые)

- демократия (уравнивается слой равных и неравных)

- тирания (беззаконие, произвол и насилие)

Каждая форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу.

Демократия опьяняет свободой в неразбавленном виде

Политика – царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми.

АРИСТОТЕЛЬ взял за основу учения Платона.

Работы: «Политика», «Афинская полития» и «Этика».

Политика как наука тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает развитые представления о нравственности.

Политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми.

Государство – продукт, естественного развития.

Частная собственность, по Аристотелю, коренится в природе, человека, в его естественной любви к себе.

Государство — известного рода организация, объединяющая определенную совокупность граждан. Гражданин, по Аристотелю, это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства.

Форма государства у Аристотеля определяется числом властвующих (один, немногие, большинство). Есть правильные и неправильные формы государства: в правильных правители имеют в виду общую пользу, при неправильных – только свое личное благо. Тремя правильными формами государства являются монархическое правление - царская власть, аристократия и полития, а ошибочными отклонениями от них – тирания, олигархия и демократия (так как нет внутренней объединенности).

Самую правильную форму государства Аристотель называет политией (республика). В политии правит большинство в интересах общей пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии.

Из неправильных форм государства тирания наихудшая. Резко критикуя крайнюю демократию, где верховная власть принадлежит демосу, а не закону Аристотель с одобрением характеризует умеренную цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве законов.

Полития как лучшая форма государства соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Полития – «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в нравах – умеренность, в имуществе – средний достаток, во властвовании – средний слой.

Основную причину возмущений и переворотов в государстве Аристотель видит в отсутствии подлежащего равенства.

Средние века.

АВРЕЛИЙ АВГУСТИН (354 – 430 ГГ.)

«О граде Божием», «О свободной воле»

По Августину, все социальные, государственные и правовые учреждения — следствие греховности человека.

Греховность земной государственно-правовой жизни проявляется в господстве «человека над человеком». Но это «естественный порядок» человеческой жизни. В этом смысле «естественным» оказывается и рабство, хотя оно и противоречит жизни «по Богу».

Этот греховный порядок мира носит временный характер и продлится до второго пришествия Христа и судного дня.

Причина зла, согласно Августину, в свободной воле и ее извращенности.

Человек — существо немощное и совершенно неспособное своими силами ни избежать греха, ни создать на земле какое-либо совершенное общество. Таким образом, отдельный индивид не цель в себе или для себя, а только средство в осуществлении божественного порядка.

Формы правления различаются Августином в зависимости от тех обязанностей, которые возлагаются на верховную власть. Главные — моральные и религиозные обязанности, в частности уважение к богу и к человеку.

Несправедливого правителя, как и несправедливый народ, именуется тираном, несправедливая аристократия – кликой. Государство, в котором игнорируется право, предстает как погибшее государство. Если в государстве сохраняются справедливость и уважение к религии, то все формы правления, равно как авторитет и полномочия власти, становятся достойными того, чтобы им подчиняться.

Развивает идею верховенства церкви над государством.

Деликатный вопрос о том, как праведники должны относиться к уже существующим государствам и законам у разных народов, Августин разрешает в духе компромисса с «земным миром» на условиях «почитания единого высочайшего и истинного Бога». При этом различия в законах, нравах и учреждениях уже не имеют принципиального значения.

ФОМА АКВИНСКИЙ (АКВИНАТ) (1225 – 1274).

Труды «О правлении властителей», «Сумма теологии».

Первая попытка развить христианскую доктрину государства.

От Аристотеля Аквинат перенял мысль, что человек есть «животное общительное и политическое». В людях заложено стремление объединиться и жить в государстве. Процедура учреждения государственности аналогична процессу сотворения мира богом. Деятельность монарха схожа с активностью бога.

Цель государственности – «общее благо», обеспечение условий для достойной, разумной жизни. Реализация данной цели предполагает сохранение феодально-сословной иерархии, привилегированное положение облеченных властью лиц и богачей, исключение из сферы политики земледельцев, мелких ремесленников и торговцев, соблюдение всеми предписанного богом долга повиноваться высшему сословию – правителям, олицетворяющим собою государство.

Аквинат ввел различение трех следующих моментов (элементов) государственной власти: 1) сущности, 2) формы (происхождения), 3) использования.

Монархия — лучшая форма правления. Отдавал предпочтение монархии по двум причинам: 1) сходства с мирозданием вообще, подобия человеческому организму; 2) т.к. исторический опыт, демонстрируeт устойчивость и преуспевание тех государств, где властвовал один, а не множество.

Выделял две разновидности монархического устройства – абсолютную монархию и монархию политическую. В сравнении с первой вторая, на взгляд Аквината, обладает рядом несомненных преимуществ. В ней весомую роль играют крупные феодалы.

Пирамиду законов венчает вечный закон. Вечный закон заключен в боге. От него производны иные виды законов.

1) Естественный закон (позитивный), который держит человека в страхе.

2) Божественный закон (дан в Библии) необходим по двум причинам: а) человеческий (позитивный) закон не способен полностью истребить зло; б) люди сами не могут прийти к единому представлению о правде; им поможет только Библия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...