Информационные технологии в логистике
В логистических процессах объектом управления является и отдельная товарная единица и грузовой пакет, включающий в себя десятки, а то и тысячи отдельных единиц товара. При этом отдельная единица товара, преимущества кодирования и автоматизированной идентификации которой рассмотрены выше, является основным предметом труда лишь на завершающей стадии товародвижения, то есть в магазине. На более ранних стадиях товар движется большей частью в форме грузовых пакетов. Отсутствие единообразия и согласованности у участников логистических процессов в вопросах кодирования, маркировки и идентификации этих пакетов существенно замедляет движения материального потока, затрудняет управление им на всех этапах продвижения от поставщика к потребителю. В условиях, когда в опте сосредоточиваются грузы от многих поставщиков, применяющих разные, зачастую несовместимые системы идентификации грузовых пакетов, эффективная организация управления материальными потоками затруднена. У производителей потери эффективности возникают на стадии распределения. Транспортники "не добирают" эффект в процессе перевозки, оптовики теряют его в процессе хранения и сортировки грузов, розничная торговля - при выполнении закупочных операций. С одной стороны, перечисленные потери, с другой - высокий уровень развития компьютерной техники и информационной технологии позволили Международной ассоциации EAN разработать единый стандарт на маркировку грузовых пакетов. Как в свое время введение стандарта на поддоны, так и введение единого стандарта на маркировку грузовых пакетов в состоянии коренным образом изменить системы грузопереработки, резко повысить эффективность логистических процессов.
Предложенный ассоциацией EAN стандарт предусматривает маркировку грузового пакета специальной этикеткой (рисунок 2.1).
Рис. 2.1 - Расположение стандартной этикетки EAN на грузовом пакете, мм
Этикетка EAN для грузового пакета может содержать различную информацию. Однако ее основное назначение - нести на себе машиночитаемый код, позволяющий идентифицировать данную грузовую единицу. Этот штриховой код располагают в части "А". Формируется код в соответствии с символикой UCC/EAN-128 (Uniform Code Concil). Этот тип кода позволяет объединить в одном штриховом коде информацию о товаре (т.е. код EAN-13 содержащегося в грузовом пакете товара), информацию о сроках хранения, а также информацию, позволяющую однозначно идентифицировать данную грузовую единицу. В зоне "В" этикетки размещают данные о грузе в форме цифр и букв, которые могут быть введены в компьютер вручную. Информация, располагаемая в зоне "С", определяется по усмотрению грузоотправителя. Здесь, например, может размещаться полное или сокращенное название фирмы или другие данные в виде цифр, рисунка или текста. Размеры стандартной этикетки 148х210 мм. Место расположения этикетки на грузовом пакете изображено на рисунке 2.1. Для того чтобы в процессе грузопереработки этикетка была постоянно видна оператору, ее наносят на все четыре боковые стороны пакета. При этом середина кода грузового пакета (основная часть кода) должна находиться на расстоянии 450 мм (±50 мм) от несущей поверхности, на которой уложен грузовой пакет, например, от поверхности полки стеллажа. Использование кода UCC/EAN-128 обеспечивает эффективное управление и контроль за логистическими процессами не только за счет идентификации грузовых пакетов, но и за счет возможности применения систем электронного обмена данными (EDI) на основе стандарта EANCOM.
Преимущества применения этикетки EAN: обеспечивается однозначная и простая идентификация поддона, во многом схожая с идентификацией потребительской упаковки кодом EAN-13. Серийный код транспортной упаковки (UCC/EAN-128) является своеобразным ключом, обеспечивающим доступ к информации, хранящейся в компьютере; этикетка, нанесенная первоначально поставщиком поддона, может использоваться всеми без исключения участниками цепи "производитель-потребитель"; значительно облегчается процесс коммуникации между партнерами; сканирование штриховых кодов обеспечивает быстрый и правильный ввод информации; неоднократно снижается время обработки грузов на всех этапах. Таким образом, применение транспортного кода UCC/ЕАN-128 позволяет на основе идентификации поддонов обеспечить эффективное управление и контроль за грузопотоком. Через каждое звено логистической цепи проходит большое количество единиц товаров. При этом внутри каждого звена товары неоднократно перемещаются по местам хранения и обработки. "Вся система движения товаров - это непрерывно пульсирующие дискретные потоки, скорость которых зависит как от потенциала (мощности) производства, ритмичности поставок, размеров имеющихся запасов, так и от скорости реализации и потребления". Для того чтобы иметь возможность эффективно управлять этой динамичной логистической системой, необходимо в любой момент иметь информацию в детальном ассортименте о входящих и выходящих из нее материальных потоков, а также о материальных потоках, циркулирующих внутри нее. Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, данная проблема решается путем использования при осуществлении логистических операций с материальным потоком микропроцессорной техники, способной идентифицировать (распознавать) отдельную грузовую единицу. Речь идет об оборудовании, способном сканировать (считывать) разнообразные штриховые коды. Это оборудование позволяет получать информацию о логистической операции в момент и в месте ее совершения - на складах промышленных предприятий, оптовых баз, магазинов, на транспорте. Полученная информация обрабатывается в режиме реального масштаба времени, что позволяет управляющей системе реагировать на нее в оптимальные сроки.
Европейская ассоциация товарной нумерации (ЕАN International) разработала международный стандарт идентификации продуктов, логистических единиц и местоположений, позволяющий участникам транспортно-логистического процесса обмениваться информацией. В стандартной нумерации ЕАN грузы идентифицируются уникальным номером. Эта уникальность позволяет партнерам логистической цепочки ссылаться на один и тот же идентификационный номер и осуществлять обмен информацией наиболее быстрым, точным и дешевым способом. Наиболее распространены следующие идентификации номеров: ЕАN-13, ЕАN-8, UCC/ЕАN-128. ЕАN-13 является стандартным номером и используется на всех видах потребительских товаров. Коды ЕАN-14 и UCC/ЕАN-128 применяются при кодировании транспортных упаковок (единиц транспортируемых грузов). Автоматизированный сбор информации основан на использовании штриховых кодов разных видов, каждый из которых имеет свои технологические преимущества. Например, код с прямоугольным контуром - код ITF-14 (рисунок 2.2) печатается намного легче остальных кодов, что позволяет применять его на гофрированных упаковках.
Рис. 2.2 - Код ITF-14
Код ITF-14 используется для кодирования товарных партий (применяется для кодирования отгрузочных упаковок). Для кодирования большого объема информации на ограниченной поверхности может применяться код "2 из 5 с чередованием". Штрих-кодовая символика ITF-14 хорошо приспособлена для печати на поверхностях невысокого качества, например на гофрокартоне. В штрихкодовом символе ITF для повышения надежности считывания используется знак контрольной суммы. Контрольный знак располагается непосредственно после информационных знаков перед знаком "Стоп". Если добавление контрольного знака делает количество знаков в кодируемых данных нечетным, впереди кодовой строки непосредственно после знака "Старт" добавляется "0". Данной символикой маркируются товары, не предназначенные для продажи через системы розничной торговли. Чаще всего это групповые упаковки стандартного количества однородных товаров: ящики, упаковки, поддоны и т.д.
Как уже отмечалось, база данных о товаре формируется на предприятии-изготовителе в период запуска изделия в производство и присвоения ему кода EAN. На готовое изделие различными способами наносится штриховой код, соответствующий коду цифровому. Существуют разные технологии печати штрихового кода, в том числе мастерфильмы (фотопленочные шаблоны), офсетная литография, точечно-матричная печать и др. Если между ЭВМ поставщика и ЭВМ получателя товара имеется электронная связь, то информация о кодах товаров, составляющих партию, об их количествах, а также база данных о самих товарах передается автоматически. Если такой связи нет, то информация передается на магнитных дисках. В случае необходимости электронную технологию передачи информации можно дополнить распечаткой сопроводительных документов на бумажной основе. На складе получателя во время приемки товаров производится сканирование штрихового кода при помощи специального устройства. Это может быть контактный сканер-карандаш, портативный лазерный сканер или стационарное сканирующее устройство. Количество товаров, в разрезе товарных кодов, запоминается переносным устройством сбора данных. Затем эта информация перегружается в складскую ЭВМ, где сверяется с данными о партии, поступившими на гибком магнитном диске или по сети электронной связи. При продаже товара в магазине кассир считывает штриховой код с выбранного покупателем изделия. Около двух секунд уходит па сканирование товара и идентификацию его товарного кода. После этого кассовый компьютер, отыскав в памяти цену и другие необходимые реквизиты изделия, выдает их на экран и печатает чек. В момент выдачи чека кассовым компьютером главный компьютер секции принимает в свою память информацию о том, что данный товар продан. Получение товаров со склада и их реализацию этот компьютер сопровождает арифметической увязкой массивов в картотеке наличия. Таким образом, система перманентно обеспечивает не только суммовой, но и количественный учет товаров, что невозможно организовать без кодирования товаров. Количественный учет реализации товара используется для своевременного пополнения торгового ассортимента. Автоматически составленный и переданный по сети электронной связи заказ на завоз товаров в магазин или подачу их в торговый зал учитывает складывающийся спрос по каждой товарной позиции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|