Перспективы развития штрихового кодирования в логистике
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
С 2005 г. Международная Ассоциация товарной нумерации EAN International и Американский Совет по единому коду UCC объединяются в единую систему EAN/UCC. Сейчас торговые терминалы в США и Канаде "понимают" 12-разрядные коды UPC. С 1 января 2005 г. они начали работать и с EAN-13. В этой связи в компьютерных системах EAN/UCC введено понятие глобального номера товара GTIN (Global Trade Item Number) длиной четырнадцать разрядов. GTIN формируется из ранее используемых кодов товаров EAN-13, UPC 12, EAN-8, ITF-14, которые дополняются слева нулями так, чтобы номер товара всегда имел длину в четырнадцать цифр. В системе EAN/UCC наряду с глобальным номером товара GTIN-14 широко используются глобальные идентификационные номера юридических (физических) лиц - GLN-13 (Global Location Numbers). GLN идентифицируются изготовители, поставщики, перевозчики, декларанты, продавцы, покупатели и т.д. в системах электронной коммерции. Комбинации двух номеров GTIN и GLN достаточно для получения из компьютерной сети полной информации как о товаре, так и о его изготовителе. Применительно к 14-разрядному GTIN разработаны специальные малогабаритные линейные штриховые коды EAN/UCC сокращенной размерности RSS. Достоинства двумерных штриховых кодов привели к идее создания композитных символик. Композитная символика состоит из двух частей: линейного символа и напечатанного над ним двумерного компонента. Линейным компонентом может стать любая из существующих линейных символик (включая RSS, которая более предпочтительна для штрих-кода минимального размера). При этом линейный символ используется в качестве ссылки (ключевой информации) для двумерного компонента, что позволяет существенно сократить площадь последнего (Рисунок 2.3).
Рис. 2.3 - Композитная символика
Новые штриховые коды разработаны специально для применения в системе EAN/UCC, в то же время они обладают неоспоримыми преимуществами по сравнению с традиционными кодами UPC-12 и EAN-13. В этом году российские поставщики оборудования автоматической идентификации уже представили на выставке "Этикетка 2002" принтеры с возможностью печати штриховых кодов RSS и Composite. Однако не следует торопиться отказываться от "старого" EAN-13 и переходить на RSS и Composite. Велика вероятность того, что сегодня торговые предприятия просто не поймут, что за прогрессивный штрих-код нанесен на упаковке товара и будут заклеивать его этикеткой со знакомой штрих-кодовой маркировкой. Таким образом, именно востребованность новых технологий в розничной торговле и определяет главным образом перспективы применения той или иной технологии автоматической идентификации. Традиционный штриховой код во многих сферах применения сегодня уступает место новой технологии - радиочастотной идентификации (Radio Frequency Identification или сокращенно RFID). Широко используется RFID в системах контроля и управления доступом, розничной торговле, производстве, системах защиты от подделок, инвентаризации и многих других областях, давая возможность достичь более высоких результатов в организации бизнеса. RFID-метками оснащаются проездные документы и документы, удостоверяющие личность, транспортные средства и товары в магазинах. Необходима технология RFID для автоматической бесконтактной идентификации объектов, которая происходит при считывании данных с идентификатора - RFID-метки. В процессе идентификации участвует радиочастотный канал связи, обмен информацией выполняется посредством радиосигналов. Технология радиочастотной идентификации использует энергию электромагнитного поля для чтения и записи информации на небольшое устройство - RFID метку. Информация на ней может перезаписываться и дополняться.
Память RFID метки может содержать следующую информацию: уникальный идентификационный номер; информацию об объекте. Система RFID устроена просто и состоит из трех составляющих: считывателя информации (ридер), транспондера (RFID-метки) и ПО (программное обеспечение, обрабатывающее данные). Ридер генерирует и распространяет электромагнитные волны в окружающее пространство, этот сигнал принимается RFID-меткой, которой формируется обратный сигнал, улавливаемый антенной считывающего устройства, далее данные расшифровываются и переходят на обработку в электронный блок. Идентифицируется объект, оснащенный RFID-меткой, по уникальному цифровому коду, хранящемуся в памяти электронной метки. Таким образом, например, можно быстро получить идентификационный номер товара или индивидуальные данные пользователя. Преимущества RFID-меток: ) отсутствие непосредственного контакта между считывателем и идентификатором, нет надобности в прямой видимости; ) компактность и скрытность - электронная метка может быть установлена незаметно; ) информация не только считывается, но может быть записана, перезаписана, дополнена или удалена; ) высокая скорость записи и получения данных с идентификатора; ) высокое качество работы даже в сложных климатических условиях, агрессивных средах; ) возможность работы с любыми товарными группами; ) устойчивость к загрязнениям, пыли; ) пассивные метки не имеют ограничения срока эксплуатации, любые электронные метки более долговечны, чем системы штрихкода; ) при необходимости, данные на электронном идентификаторе можно засекретить; ) память метки позволяет записать большой объем данных (до 10000 байт); ) подделка невозможна; Разновидности RFID меток Глобально электронные метки подразделяют на активные и пассивные. У активных идентификаторов имеется собственный источник питания, у таких устройств дальность считывания не зависит от энергии ридера. У пассивных меток нет собственного источника питания, они работают от энергии электромагнитного сигнала, распространяемого считывателем. Поэтому дальность идентификации данных с пассивных меток зависит от энергии, излучаемой ридером.
У каждого вида меток есть свои преимущества и недостатки. Пассивные идентифицирующие устройства служат практически бессрочно и не нуждаются в замене элементов питания, кроме того, подобные RFID-метки стоят дешевле активных аналогов. Недостатки: необходимость использования более мощных ридеров. Активные электронные метки могут похвастаться значительно большей дальностью считывания данных (выше, чем у пассивных в 2-3 раза), а также возможностью идентификации информации при высокой скорости движения электронной метки относительно считывающего устройства. Недостатки активных меток: громоздкость, высокая цена. Второй вид классификации RFID-метки, в зависимости от рабочей чистоты: "ВЧ" RFID-метки - высокочастотные идентификаторы (универсальный номинальный стандарт 13,56 МГц); "УВЧ" RFID-метки, ультравысокочастотные идентификаторы с диапазоном чистоты 860-960 МГц. В России используются УВЧ RFID-метки в европейском диапазоне 863-868 МГц. Классификация по типу используемой памяти (способам записи данных на идентификаторы). Память RFID метки может быть заполнена различными способами, в зависимости от конструкции самого идентификатора. Выпускаются следующие типы электронных меток: считывающие (ReadOnly): на эти RFID-метки возможно лишь единожды записать информацию, изменение либо удаление данных в последующем невозможно; однократно записывающие и многократно считывающие (WORM) - такие метки первоначально не содержат в устройстве памяти никакой информации, нужные данные заносит пользователь, однако в дальнейшем перезапись или удаление внесенной информации невозможно; многократно записывающие и считывающие идентификаторы (R/W) - наиболее прогрессивная группа RFID-меток, поскольку идентификаторы позволяют при необходимости перезаписывать или удалять хранящуюся на них информацию. Электронная кодировка. В специально созданном в США исследовательском центре Auto ID Centre на базе Массачусетского технологического института (MIT) разработан проект электронной кодировки продукции ePC - Electronic Product Code.
Автоматическая идентификация с использованием ePC предполагает два новшества: такой код содержит глобальный номер изготовителя товара GLN, глобальный номер товара GLN и серийный номер изделия (или номер партии товара). комбинация "номер изготовителя - номер товара - серийный номер изделия" будет использоваться как адрес в сети Интернет, по которому находится полная информация об указанном изделии. Планы американских разработчиков очень амбициозны. В ноябре 2001 г. Auto ID Center объявил, что найден способ понизить стоимость радиочастотной метки с 50 до 5 центов/шт. и все штриховые коды возможно заменить метками электронного кода ePC. Речь идет о самой простом типе радиочастотной метки - пассивной (то есть без встроенного элемента питания), емкостью 64 бит и работающей только на считывание информации (RO - Read Only). При этом акцент делается на возможности идентификации не только товаров и логистических единиц (грузов), но и всех физических объектов вообще. Насколько эти планы реализуемы, покажет время. Пока с практической точки зрения можно обосновать размещение меток ePC на высокотехнологичной продукции с серийными номерами: цифровых фотокамерах, компьютерах, автомобилях, мобильных телефонах. Наличие меток с кодами ePC здесь оправдано, так как позволяет оперативно получить информацию об изготовителе рекламационного продукта и оценить возможность его оперативной замены в период гарантийного срока. Однако стоимость типографской краски, которой нанесен штриховой код, например, на пакетах с молоком или сигаретных пачках, пока не сравнима со стоимостью радиочастотной метки. Пока никто не видел радиочастотные тэги по цене меньше 50 центов. И к тому же экономически обосновать необходимость глобального внедрения радиочастотной идентификации, например, для товаров продовольственной группы весьма затруднительно. Глобальную маркировку продовольственных товаров радиочастотными метками можно представить на примере введения акцизных марок для маркировки алкогольной продукции: помимо закрепления метки на каждой упаковке (дополнительные расходы), потребуется точный учет данных о каждой единице товара в компьютерной системе, имеющей выход в Интернет. Для торговли идея наличия в Интернете всеобщего глобального каталога товаров очень привлекательна. Магазинам уже не потребуется заносить в собственные каталоги те товары, на которые изготовителем нанесен международный штриховой код EAN/UCC или метка ePC. Через компьютер, связанный с Интернетом, можно получить всю необходимую информацию о товаре.
Однако с технической точки зрения отметим два препятствия на этом пути. Первое - это низкая скорость отечественных каналов связи. Покупатели московских супермаркетов знакомы с длительностью процесса авторизации пластиковых карт, когда покупки оплачиваются по ней, а не наличными деньгами. Сколько же времени будет тратиться, чтобы передать код, считанный с упаковки, в глобальный каталог и дождаться ответа о товаре. Второе - для создания глобального каталога необходимо объединение всех национальных каталогов товаров, имеющих международные коды EAN/UPC, а в перспективе и ePC. А такие каталоги имеются далеко не в каждой стране. В России национальный электронный каталог BASE 460, созданный Ассоциацией ЮНИСКАН/EAN Россия, введен в действие в 1998 г. Так или иначе можно предположить, что вне зависимости от способа отображения номера товара EAN/UPC - в виде штрихового кода либо радиочастотной метки - вслед за глобальным регистром предприятий появится глобальный электронный каталог товаров, в котором российские предприятия займут достойное место на основании уникальных кодов товаров GTIN и EAN-13.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние годы штриховое кодирование стало наиболее перспективным и быстро развивающимся направлением автоматизации процесса ввода и обработки информации. Сейчас штриховой код наносится на 98-99% выпускаемой продукции. В целом это заметно сказалось на развитии производства и логистики. Резко повысился уровень информированности руководителей и специалистов, задействованных в логистической цепочке производитель - потребитель, уменьшились товарные запасы сырья и полуфабрикатов (их наличие колеблется в зависимости от спроса), заметно снизилась трудоемкость учетных операций с одновременным уменьшением численности персонала. Изображение, которое наносится на упаковку любого производимого и подлежащего продаже товара, называется штрих-код. Проверить при помощи него можно информацию о самой продукции, ее изготовителе и стране происхождения, а также выявить подлинность данных, указанных на ярлыке/упаковке. Кроме того, специальные штриховые коды почтовых отправлений используются для их идентификации и отслеживания в период доставки. На транспорте штрих-код может быть использован для нанесения содержимого, маршрута и других данных о грузах. Штриховое кодирование необходимо для правильной организации транспортных потоков. Штрих-коды могут содержать информацию о грузе и об адресе доставки, которая сохраняется в базах данных. Анализ данных позволяет в реальном режиме времени иметь полную и достоверную информацию о характере груза, его количестве, месте и времени транспортировки. Это позволяет исключить ошибки и при формировании груза, и при оформлении документации, и при организации его доставки. Данный атрибут является важнейшим элементом автоматизированной идентификации товаров во всем мире. Для решения задач интеграции партнеров в единую производственно-сбытовую систему логистическая система предъявляет определенные требования к организации информационной системы, осуществляющей сбор данных о фактическом движении материальных потоков. Эти требования сводятся к следующему: ручной или автоматический сбор данных об элементах материальных потоков, создаваемых в процессе транспортировки и в ходе производства, должен осуществляться быстро и с высокой степенью достоверности; внутрипроизводственная информационная система, обеспечивающая принятие обоснованных управленческих решений, должна быть структурирована таким образом, чтобы давать актуальную информацию по каждому из участков. Логистическое управление распространяется на материальные потоки, заканчивающиеся в экспедиционных подразделениях и на торговых базах. Покупки, совершенные отдельными покупателями в магазинах и других предприятиях розничной торговли, учитываются кассовыми компьютерами. Этот учет используется для своевременного пополнения ассортимента и объемов товаров. На его основе автоматически составляется и передается по локальной сети заказ на завоз новых товаров или на поставку с учетом реального спроса по каждой позиции ассортимента. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акенов, С.Ш. Интегрированные информационные системы в транспортной логистике / С.Ш. Акенов, А.Э. Рейтенбах, А.В. Дубейко // Формирование транспортно-логистической инфраструктуры. Приграничное сотрудничество России и Казахстана: Мат. 2-й Межд. науч.-практ. конф. - Омск. - С. 19-23. . Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд./Пер. с англ. Н.Н. Барышниковой, Б.С. Пинскера. - М.: ЗАО "Олимп-бизнес", 2009. - 640 с. . Воронков, А.Н. Инновации в военно-экономической логистике: Монография. - Н.Новгород: Гладкова О.В., 2009. - 202 с. . Воронков, А.Н. Логистика: Учебное пособие/А.Н. Воронков; Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т - Н. Новгород: ННГАСУ, 2009. - 41 с. . Дыбская, В.В. Логистика: Учебник/В.В. Дыбская, Е.И. Зайцев, В.И. Сергеев, А.Н. Стерлигова; под ред. В.И. Сергеева. - М.: Эксмо, 2009. - 944 с. . Зульфугарзаде, Т.Э. Основные правила штрихового кодирования товаров на территории Российской Федерации: Аналитическое исследование/ Т.Э Зульфугарзаде, М.Э. Тушиев. - М.: РосНОУ; МАНИ, 2010 . Канке, А.А. Логистика: Учебник. - 2-е изд., испр. и доп./А.А. Канке, И.П. Кошевая. - М.: ИД "ФОРУМ", ИНФРА-М, 2007. - 384 с. . Миротин, Л.Б. Логистика, технология, проектирование складов, транспортных узлов и терминалов/Л.Б. Миротин, А.В. Бульба, В.А. Демин. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 408 с. . Неруш, Ю.М. Логистика: Учебник. - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. - 520 с. . Носов, А.Л. Региональная логистика. - М.: Издательство "Альфа-Пресс", 2010. - 168 с. . Носов, А.Л. Информационная архитектура регионального центра логистики/А.Л. Носов, А.В. Росляков//Логистика и управление цепями поставок. - 2009. - № 2. - С. 36-42. . Памбухчиянц, О.В. Организация и технология коммерческой деятельности: Учебник/О.В. Памбухчиянц. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Кº", 2009. - 640 с. . Родионов, М.В. Информационные системы транспортной логистики на примере регионального центра управления грузоперевозками / Государственное регулирование экономики. Региональный аспект. Мат. Шестой Межд. науч.-практ. конф. В 2 т. Т. 2 - Н.Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2009. - С. 195-198. . Родионов, М.В. Использование информационных систем для решения задач транспортной логистики//Сб. науч. тр. по мат. Межд. науч.-практ. конф. 12-15 сентября 2007 г. - Саратов, 2007. - Т. 2. - С. 207-209 . Саркисов, С.В. Логистика: Учебное пособие. - М.: Издательство "Дело" АНХ, 2009. - 368 с. . Таран, С.А. Как организовать склад. Практические рекомендации профессионала. Изд. 2-е. - М.: Изд-во "Альфа-Пресс", 2009. - 240 с. . Штриховое кодирование в системах обработки информации: www.barcode.nm.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица декодирования для кода 128
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|