Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 3. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы по дисциплине




В рамках самостоятельной работы студентов предусмотрена самостоятельная проработка материала лекций и семинаров.

Самостоятельная работа заключается:

- в самостоятельной подготовке студента к лекции – чтение конспекта предыдущей лекции. Это помогает лучше понять материал новой лекции, опираясь на предшествующие знания. В начале лекции проводится устный или письменный экспресс-опрос студентов по содержанию предыдущей лекции;

- в подготовке к практическим занятиям по основным и дополнительным источникам литературы;

- в выполнении практических заданий;

- в самостоятельном изучении отдельных тем или вопросов по учебникам или учебным пособиям;

- в выполнении контрольных мероприятий по дисциплине в форме тестирования;

- в подготовке рефератов.

В рамках самостоятельной работы студентов используются учебно-методические материалы кафедры, ресурсы MOODLE, учебная и специальная литература.

Раздел 4. Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости студентов, промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

В соответствии с ФГОС по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» в рамках изучения курса «Конституционное право» формируются знания практические умения и навыки как на основе знаний, полученных в ходе изучения отдельных дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, математического и естественнонаучного цикла, профессионального цикла, освоенных в соответствии с учебным планом, на 1 курсе, так и непосредственно в результате изучения курса «Конституционное право».

Оценка сформированных знаний, отдельных навыков и умений вышеуказанных компетенций в рамках изученных дисциплин различных циклов осуществлялась в рамках промежуточной аттестации по этим дисциплинам.

 

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости студентов, промежуточной аттестации обучающихся по модулю 1 «Понятие, предмет, метод, система и источники конституционного права. Конституция РФ 1993 года, основы конституционного строя».

Оценка компетенций на различных этапах их формирования осуществляется по результатам тестирования, выполнения практических заданий на основе требований балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов.

В ходе оценки результатов изучения учебных вопросов модуля 1 должны быть оценены навыки и умения, сформированные в рамках следующих компетенций:

ОК-4; ОК-7; ПК-2, ПК-15.

Компетенции, формируемые в рамках модуля 1 частично: ОК-4; ОК-7; ПК-2.

Оценка компетенций на различных этапах их формирования осуществляется по результатам тестирования, выполнения практических заданий на основе требований балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов.

Вид компетенций Фонд оценочных средств Этапы формирования компетенций
  ОК-4; ОК-7; Оценка приобретенных знаний, умений, навыков осуществляется на основе на основе результатов вы-полнения рефератов (п.4.1.1), практических заданий (п.4.1.2), тестирова-ния (п.4.1.3), результатов научно-исследовательской работы, рубежного контроля и промежуточной аттестации и с учетом формирования компетен-ций в ходе изучения от-дельных дисциплин гума-нитарного, социального и экономического цикла, ма-тематического и есте-ственнонаучного цикла, профессионального цикла Минимальный уровень. Демонстрирует знание теоретических положений курса, знает некоторые существующие взгляды по дискуссионным теоретическим вопросам конституционного права; имеет представление об исторических этапах развития конституционализма в России, отличительные черты Конституций РСФСР различных периодов, имеет представление о структуре Конституции РФ и исторических предпосылках ее принятия Базовый уровень. Демонстрирует знание теоретических положений курса «Конституционное право», знает существующие взгляды по дискуссионным теоретическим вопросам; владеет навыками сравнительного анализа положений Конституции РСФСР различных периодов и современной Конституции РФ, знает структуру Конституции РФ 1993 года, юридические свойства и основные черты. Продвинутый уровень. Глубоко и всесторонне аргументирует свои взгляды по дискуссионным теоретическим вопросам; показывает отличные навыки по анализу состояния конституционного развития в РОссии; квалифицировано анализирует положения КонституцииРФ, ее основные черты и юридические свойства.
  ПК-2 Оценка приобретенных знаний, умений, навыков осуществляется на основе на основе результатов вы-полнения рефератов (п.4.1.1), практических заданий (п.4.1.2), тестирования (п.4.1.3), результатов научно-исследовательской работы, рубежного кон-троля и промежуточной аттестации и с учетом формирования компетен-ций в ходе изучения от-дельных дисциплин гума-нитарного, социального и экономического цикла, ма-тематического и есте-ственнонаучного цикла, профессионального цикла Минимальный уровень. Демонстрирует знание теоретических положений курса, знает некоторые существующие взгляды по дискуссионным теоретическим вопросам конституционного права; имеет представление об исторических этапах развития конституционализма в России, отличительные черты Конституций РСФСР различных периодов, имеет представление о структуре Конституции РФ и исторических предпосылках ее принятия Базовый уровень. Демонстрирует знание теоретических положений курса «Конституционное право», знает существующие взгляды по дискуссионным теоретическим вопросам; владеет навыками сравнительного анализа положений Конституции РСФСР различных периодов и современной Конституции РФ, знает структуру Конституции РФ 1993 года, юридические свойства и основные черты. Продвинутый уровень. Глубоко и всесторонне аргументирует свои взгляды по дискуссионным теоретическим вопросам; показывает отличные навыки по анализу состояния конституционного развития в РОссии; квалифицировано анализирует положения КонституцииРФ, ее основные черты и юридические свойства.

 

Ключевыми компетенциями, формируемыми в рамках модуля 1 являются: ПК-15.

 

Вид компетенций Фонд оценочных средств Этапы формирования компетенций
  способен толковать различные правовые акты (ПК-15) Оценка приобретенных знаний, умений, навыков осуществляется на основе результатов выполнения рефератов (п.4.1.1), прак-тических заданий (п.4.1.2), тестирования (п.4.1.3), результатов научно-исследовательской работы, рубежного контроля и промежуточной аттеста-ции. Минимальный уровень. Демонстрирует знание способов и особенностей толкования различных правовых актов знает некоторые существующие взгляды по дискуссионным теоретическим вопросам конституционного права; имеет представление об исторических этапах развития конституционализма в России, отличительные черты Конституций РСФСР различных периодов, имеет представление о структуре Конституции РФ и исторических предпосылках ее принятия, а также особенностях толкования некоторых положений, основ конституционного строя. Базовый уровень. Демонстрирует твердое знание способов и особенностей толкования различных правовых актов, знает различные существующие взгляды по дискуссионным теоретическим вопросам конституционного права; знает исторические этапы развития конституционализма в России, отличительные черты Конституций РСФСР различных периодов, особенности толкования положений конституций в различные периоды, а также особенностях толкования положений, основ конституционного строя в Конституциях различных периодов. Продвинутый уровень. Демонстрирует глубокое знание способов и особенностей толкования различных правовых актов, знает различные существующие взгляды по дискуссионным теоретическим вопросам конституционного права; знает исторические этапы развития конституционализма в России, отличительные черты Конституций РСФСР различных периодов, уверенно демонстрирует особенности толкования положений конституций в различные периоды, а также особенности толкования положений, основ конституционного строя в Конституциях различных периодов.

4.1.1 Примерная тематика рефератов по темам модуля 1:

  1. Основные тенденции и проблемы развития конституционного права Российской Федерации на современном этапе.Конституционно-правовые гарантии прав и свобод личности в РФ.
  2. Конституционно-правовой статус политических партий в РФ.
  3. Принцип разделения властей и его отражение в Конституции РФ.
  4. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок.
  5. Конституционно-правовые основы и проблемы развития социальной политики.
  6. Референдум в России: конституционно-правовые основы и практика.
  7. Общественные объединения в России: конституционно-правовой статус, проблемы создания и деятельности.
  8. Государство и церковь в Российской Федерации: основы взаимоотношений
  9. Решения Конституционного Суда РФ как источники конституционного права РФ.

 

Примерная тематика презентаций для подготовки студентами:

1. Исторические этапы развития конституционализма в России.

2. Процедура пересмотра и внесения поправок в Конституцию РФ.

3. Система источников конституционного права.

4. Гражданское общество: понятие и структура

5. Конституционно-правовой статус общественных объединений в РФ: понятие и виды.

6. Конституционно-правовой статус политических партий.

7. Общественная палата РФ как новый государственно-общественный институт, проблемы оптимизации порядка образования, полномочий, форм деятельности.

8.. Партии и выборы: новые принципы взаимоотношений.

9. Принципы деятельности общественных объединений, проблемы их взаимоотношений с государством

10. Основные проблемы построения институтов гражданского общества в России.

 

Практические задания

 

Задача 1. 24 октября 2002 г., во время захвата заложников группой чеченских боевиков в помещении театрального центра на Дубровке в Москве, один из террористов позвонил на радио «Эхо Москвы». Его диалог с журналистами радиостанции был передан в эфир. В связи с этим против журналистов было возбуждено уголовное дело по статье, предусматривающей пособничество террористам, так как преступникам фактически была предоставлена возможность обращения к широкой публике.

Каково содержание действующего законодательства о противодействии экстремистской деятельности? Правомерно ли в данном случае ограничение свободы слова и средств массовой информации?

 

Задача 2. Составьте сравнительную характеристику Конституции РСФСР 1918 и 1925 года, результаты представьте в виде таблицы.

 

4.1.3. Тесты для проверки знаний по темам модуля:

Вопрос № 1. Наука конституционного права РФ — это:

а) система правовых норм;

б) совокупность регулируемых нормами конституционного права общественных отношений;

в) совокупность научных государственно-правовых взглядов и принципов.

 

Вопрос № 2. Конституционно-правовой институт — это:

а) совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих одно-родные, взаимосвязанные общественные отношения;

б) совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с реализацией этих норм.

 

Вопрос № 3. Различие между законами и указами заключается в том, что:

а) законы не ограничены в своем содержании, а содержание указов ограничено рамками компетенции Президента РФ;

б) за-коном осуществляется первичное регулирование важнейших обществен-ных отношений, а указом Президента развиваются, детализируются основные положения закона.

 

Вопрос № 4. Субъектами конституционно-правовых отношений являются

а) граждане России;

б) депутаты;

в) органы местного самоуправления;

г) избирательные комиссии;

д) директор завода;

е) председатель районного суда;

ж) нация.

Вопрос № 5. Пересмотр Конституции означает:

а) внесение изменений в Конститу-цию;

б) принятие новой Конституции.

Вопрос № 6. Светский характер Российской Федерации предполагает:

а) отделение церкви от государства;

б) преподавание в школе знаний о религии;

в) равноправие религиозных объединений;

г) обязанность государственных служащих исповедовать определенную религию.

 

Вопрос № 7. Предметом конституционного права РФ как науки является:

а) совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере основ конституционного строя РФ, правового положения граждан РФ, федеративного устройства РФ, системы, принципов организации и деятельности органов государственной власти, местного самоуправления;

б) взгляды, учения российских государствоведов по вопросам организации государства и общества;

в) отрасль российского конституционного права.

Вопрос № 8. Система учебного курса «Конституционное право России» включает в себя:

а) общую часть;

б) особенную часть;

в) нормы;

г) правовые институты;

д) подотрасли.

 

Вопрос № 9. Императивными нормами в конституционном праве являются те, в которых:

а) содержится запрет на совершение определенных действий;

б) не допускается отступление от закрепленных в них предписаний.

 

Вопрос № 10. Источники конституционного права как отрасли:

а) Конституция РФ;

б) приказы министров РФ;

в) решения общих судов;

г) постановления пленума Верховного Суда РФ;

д) указы Президента РФ;

е) регламенты представительных органов государственной власти;

ж) труды отечественных ученых;

|з) практика государственного строительства;

и) обычаи.

 

Вопрос № 11. Конституция РСФСР 1918 г. закрепляла:

а) принцип разделения властей;

б) идеологический плюрализм;

в) диктатуру пролетариата;

г) правовой статус субъектов РСФСР.

 

Вопрос № 12. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа была составной частью:

а) Конституции РСФСР 1925 г.;

б) Конституции РСФСР 1918 г.

 

Вопрос № 13. Конституционное право как отрасль — это:

а) совокупность правовых норм, регулирующих основные черты социально-экономической системы и политической организации общества;

б)) совокупность правовых норм, закрепляющих охрану прав и свобод человека, устройства государства и государственной власти;

в) совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере основ конституционного строя, правового положения граждан, федеративного устройства, избирательной системы, системы органов государственной власти и местного самоуправления.

 

Вопрос № 14. Какие институты конституционного права России относятся к числу генеральных институтов?

а) основы конституционного строя;

б) основы правового положения граждан РФ;

в) гражданство;

г) право человека на жизнь;

д) федеративное устройство;

е) правовой статус республики в составе РФ.

 

Вопрос № 15. Объекты конституционно-правовых отношений — это:

а) материальные блага;

б) нематериальные блага;

в) территория дипломатических посольств РФ за границей;

г) континентальный шельф РФ;

д) граждане РФ;

е) юридические лица.

 

Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости студентов, промежуточной аттестации обучающихся по модулю 2 «Конституционно-правовой статус человека и гражданина. Федеративное устройство России. Избирательная система и избирательное право»

 

Оценка компетенций на различных этапах их формирования осуществляется по результатам тестирования, выполнения практических заданий на основе требований балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов.

В ходе оценки результатов изучения учебных вопросов модуля 2 должны быть оценены навыки и умения, сформированные в рамках следующих компетенций:

ОК-2; ОК-4; ОК-6; ОК-8; ПК-2, ПК-6; ПК-7; ПК-9, ПК-15.

Компетенции, формируемые в рамках модуля 2 частично: ОК-2; ОК-4; ОК-6; ОК-8; ПК-2, ПК-6, ПК-7.

Вид компетенций Фонд оценочных средств Этапы формирования компетенций
  ОК-2; ОК-4; ОК-6; ОК-8 Оценка приобретенных знаний, умений, навыков осуществляется на основе на основе результатов вы-полнения рефератов (п.4.2.1), практических за-даний (п.4.2.2), тестирова-ния (п.4.2.3), результатов научно-исследовательской работы, рубежного кон-троля и промежуточной аттестации и с учетом формирования компетен-ций в ходе изучения от-дельных дисциплин гума-нитарного, социального и экономического цикла, ма-тематического и есте-ственнонаучного цикла, профессионального цикла Минимальный уровень. Демонстрирует знание теоретических положений курса, знает некоторые существующие взгляды по дискуссионным теоретическим вопросам конституционного права; имеет представление конституционно-правовом статусе личности и его содержании, а также основной группы прав. Свобод и обязанностей, входящих в него. Демонстрирует знание теоретических положений института гражданства и оснований его приобретения и прекращения. имеет представление о правовом регулировании вопросов избирательного права, его основных принципах, субъектах. Имеет представление об избирательных системах в РФ и стадиях избирательного процесса. Демонстрирует знания теоретических положений федерализма в РФ Базовый уровень. Демонстрирует твердое знание теоретических положений модуля 2 в курсе, знает существующие взгляды по дискуссионным теоретическим вопросам; владеет навыками классификации прав и свобод человека закрепленными в Конституции РФ, знает понятие гражданства, основания приобретения и прекращения, органы, ведающие вопросам гражданства в РФ демонстрирует уверенное знание положений теории избирательного права, владеет навыками определения вида избирательной системы, применяемой на выборах различного уровня в РФ.Демонстрирует различные дискуссионные взгляды по вопросам федерализма в РФ и истории развития федеративных отношений. Продвинутый уровень. Глубоко и всесторонне аргументирует свои взгляды по дискуссионным теоретическим вопросам; показывает отличные навыки по анализу состояния правового регулирования прав и свобод человека и гражданина в РФ, института гражданства в РФ; демонстрирует глубокие знания избирательного законодательства, глубоко и всесторонне аргументирует свои взгляды по вопросам федерализма и взаимоотношений РФ с субъектами РФ.
  ПК-2, ПК-6, ПК-7. Оценка приобретенных знаний, умений, навыков осуществляется на основе на основе результатов вы-полнения рефератов (п.4.2.1), практических за-даний (п.4.2.2), тестирова-ния (п.4.2.3), результатов научно-исследовательской работы, рубежного кон-троля и промежуточной аттестации и с учетом формирования компетен-ций в ходе изучения от-дельных дисциплин гума-нитарного, социального и экономического цикла, ма-тематического и есте-ственнонаучного цикла, профессионального цикла Минимальный уровень. Демонстрирует знание теоретических положений курса, знает некоторые существующие взгляды по дискуссионным теоретическим вопросам конституционного права; имеет представление конституционно-правовом статусе личности и его содержании, а также основной группы прав. Свобод и обязанностей, входящих в него. Демонстрирует знание теоретических положений института гражданства и оснований его приобретения и прекращения. имеет представление о правовом регулировании вопросов избирательного права, его основных принципах, субъектах. Имеет представление об избирательных системах в РФ и стадиях избирательного процесса, ответсвенности за нарушение избирательного законодательства. Демонстрирует знания теоретических положений федерализма в РФ. Базовый уровень. Демонстрирует знание теоретических положений курса «Конституционное право», знает существующие взгляды по дискуссионным теоретическим вопросам; владеет навыками классификации прав и свобод человека закрепленными в Конституции РФ, знает понятие гражданства, основания приобретения и прекращения, органы, ведающие вопросам гражданства в РФ демонстрирует уверенное знание положений теории избирательного права, владеет навыками определения вида избирательной системы, применяемой на выборах различного уровня в РФ. Имеет представление о системе правонарушений в сфере избирательного права. Демонстрирует различные дискуссионные взгляды по вопросам федерализма в РФ и истории развития федеративных отношений. Продвинутый уровень. Глубоко и всесторонне аргументирует свои взгляды по дискуссионным теоретическим вопросам; показывает отличные навыки по анализу состояния правового регулирования прав и свобод человека и гражданина в РФ, института гражданства в РФ; квалифицировано анализирует проекты и действующие нормативно-правовые акты в сфере избирательного законодательства, дает оценку деяний, связанных с нарушением изюирательного законодательства; глубоко и всесторонне аргументирует свои взгляды по вопросам федерализма и взаимоотношений РФ с субъектами РФ.

 

Ключевыми компетенциями, формируемыми в рамках модуля 2 являются: ПК-9; ПК-15.

Вид компетенций Фонд оценочных средств Этапы формирования компетенций
  ПК-9; ПК-15 Оценка приобретенных знаний, умений, навыков осуществляется на основе на основе результатов вы-полнения рефератов (п.4.2.1), практических заданий (п.4.2.2), тестирова-ния (п.4.2.3), результатов научно-исследовательской работы, рубежного контроля и промежуточной аттестации Минимальный уровень. Демонстрирует знания основных положений курса о чести и достоинстве личности, механизм соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, знает общие положения об уважении части и достоинства личности, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Знаеет способы и особенности толкования различных правовых актов Владеет нвыками толкования различных правовых актов с учетом специфики конституционно-правового регулирования. Базовый уровень. Демонстрирует твердые знания основных положений курса о чести и достоинстве личности, механизм соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, знает общие положения об уважении части и достоинства личности, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Знаеет способы и особенности толкования различных правовых актов Демонстрирует уверенные навыки толкования различных правовых актов с учетом специфики конституционно-правового регулирования. Продвинутый уровень. Демонстрирует глубокие и всесторонние знания основных положений курса о чести и достоинстве личности, механизм соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, знает общие положения об уважении части и достоинства личности, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Знаеет способы и особенности толкования различных правовых актов Демонстрирует уверенные и разносторонние навыки толкования различных правовых актов с учетом специфики конституционно-правового регулирования.

4.2.1 Примерная тематика рефератов и презентаций по темам модуля 2:

Примерная тематика рефератов для подготовки студентами:

1. Основания приобретения и прекращения гражданства в РФ.

2. Органы, ведающие делами о гражданстве в РФ.

3. Классификация прав и свобод человека.

4. Международные избирательные стандарты.

5. Поятие и виды выборов в Российской Федерации.

6. Виды избирательных систем, применяемых на выборах в России.

7. Особенности федеративных отношений в РФ.

8. Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации.

9. Проблемы разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами.

10. История развития федеративных отношений в России.

Примерная тематика презентаций для подготовки студентами:

1. Конституционно-правовой статус личности: понятие, структуры, принципы.

2. Конституционные обязанности граждан Российской Федерации.

3. Пределы ограничения прав и свобод человека и гражданина в России.

4. Сравнительно-правовая характеристика правового положения гражданина РФ и иностранного гражданина.

5. Беженцы и вынужденные переселенцы: понятие, правовое положение в России.

6. Порядок предоставления политического убежища в России.

7. Принципы федеративного устройства в России.

8. Понятие и принципы избирательного права.

9. Избирательные системы и виды выборов в Российской Федерации.

10. Понятие и стадии избирательного процесса в Российской Федерации.

Практические задания

Задача 1

Гражданин Петров, прибыв на избирательный участок для голосования (выборы мэра г. Липецка), обратился к члену избирательной комиссии Перовой с просьбой выдать ему для ознакомления списка избирателей для внесения в него некоторых уточнений. Получив отказ на устную просьбу, Петров написал заявление по данному вопросу.

Дайте юридическую оценку сложившейся ситуации.

 

Задача 2.

Гражданин Российской Федерации А.Н. Кухто, постоянно проживающий в г. Вильнюс Литовской Республики, обратился в Московский городской суд с жалобой на бездействие посольства Российской Федерации в Литве. Посольство, по мнению заявителя, не принимает необходимых мер по защите прав российских граждан, проживающих в Литве, на пользование родным языком, права на обучение на русском языке, и нарушает тем самым ряд положений Федерального закона «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом», в частности, ст. 7 и 15 указанного закона.

Судья Московского городского суда на основании п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ вернул жалобу заявителю, мотивировав свое решение тем, что данное дело неподсудно Московскому городскому суду, и для удовлетворения изложенных в жалобе требований Кухто следует обратиться в суд по месту жительства или по месту нахождения государственного органа.

Каков правовой статус соотечественников за рубежом? Правомерны ли действия судьи?

 

Задача 3.

Постановлением Конституционного суда РФ были признаны не соответствующими Конституции РФ нормы закона Ставропольского края, устанавливающие, что определение на постоянное место жительства в населенных пунктах Кавказских Минеральных Вод возможно лишь при наличии специального разрешения, которое выдается в пределах ежегодных квот, равных 0,5 % от числа жителей соответствующего населенного пункта.

Можно ли на этом основании (следуя правовой позиции Конституционного суда РФ) считать не соответствующими Конституции РФ положения Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан», которыми установлено, что разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ?

 

Задача 4. Авиакомпания «Сибирские авиалинии» установила новые тарифы на перевозки для тех пассажиров, которые из-за габаритов своего тела не в состоянии сесть в стандартное самолетное кресло (застегнуть себя стандартным ремнем безопасности и опустить подлокотники). Они должны оплатить поездку по двойному тарифу. В обоснование нововведения руководство кампании привело более полутора тысяч случаев жалоб пассажиров, что соседи-толстяки буквально сидят на них во время полета.

Через несколько недель в городской суд г. Новосибирска поступила жалоба от клиента кампании, с которого потребовали двойную плату. Истец заявил, что изобретена новая форма дискриминации — в зависимости от размеров талии, что не соответствует ст. 19 Конституции РФ.

Имеет ли место действительная дискриминация? Решите дело.

Задача 5. Жительница Уфы Эльвира Саниатуллина инициировала судебное разбирательство по вопросу о соответствии Конституции РФ приказа МВД России, который запрещает фотографироваться на паспорт в головных уборах. По мнению заявительницы, это правило противоречит свободе вероисповедания, поскольку ношение покрывала (или хиджаба) для женщин - такое же обязательное требование ислама, как чтение Корана. Кроме того, ограничение прав граждан в соответствии со ст. 55 Конституции РФ возможно только Федеральным законом. Ссылаясь на ту же статью Конституции РФ, другой житель Уфы потребовал, чтобы в паспорт была вклеена фо­тография, где он улыбается во весь рот.

Возражая на заявление, МВД РФ заявило, что осуществление прав не должно ущемлять права и охраняемые законом интересы других лиц, в целях обеспечения безопасности которых и установлена паспортная система. Паспорт, выполняющий одновременно функции удостоверения личности и документа, подтверждающего принадлежность лица к гражданству Российской Федерации, и документа учета постоянного места жительства, предусмотрен многими федеральными законами, а правила выдачи паспортов устанавливаются подзаконными актами. Следовательно, указанные правила Конституции РФ не противоречат.

Тем не менее, решение Верховного Суда РФ и внесенные в соответствии с ним изменения в приказ МВД предусмотрели возможность фотографироваться в платках, хотя, например, в штате Флорида (США) суд посчитал, что поднятие хиджаба для моментального фотографирования не представляет собой достаточного основания счи­тать, что конституционные права мусульманок нарушены.

Может ли паспортная система ущемлять либо ограничивать права человека, и при каких условиях? В каких случаях ограничения прав граждан, связанные с паспортами, правомерны, а в каких случаях - нет?

4.2.3 Тесты для проверки знаний по темам модуля:

Вопрос 16. Образование в составе РФ нового субъекта оформляется:

а) федеральным законом;

б) федеральным конституционным законом;

в) Указом Президента РФ.

Вопрос 17. К совместному ведению РФ и субъектов РФ относятся:

а) федеральное коллизионное право;

б) судоустройство, прокуратура;

в) разграничение государственной собственности;

г) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта.

Вопрос 18. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется:

а) государством, гражданином которого он является;

б) сроком действия выданной ему визы.

в) по собственному желанию иностранному гражданину;

г)

Вопрос 19. Республики в составе Российской Федерации:

а) являются суверенными государствами;

б) не обладают суверенитетом.

Вопрос 20. Федеративное устройство РФ основано на:
а) ее государственной целостности;

б) единстве системы государственной власти;

в) сочетании суверенитета России и ее субъектов;

г) разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

д) равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации;
е) суверенитете субъектов РФ.

Вопрос 21. Конституционные обязанности человека и гражданина:
а) платить налоги;

6) трудиться;

в) нести воинскую службу.

Конституция РФ гарантирует право на социальное обеспечение:

а) каждому;

б) гражданину РФ.

Вопрос 22. Отмена решений по вопросам гражданства РФ возможна в случаях:

а) отказа гражданина от российского гражданства;

б) лишения гражданина российского гражданства;

в) если решение о предоставлении гражданства РФ было принято на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений.

Вопрос 23. Право на объединение имеют:

а) граждане РФ;

б) иностранные граждане;

в) лица без гражданства.

Защита информации о частной жизни лица распространяется:

а) только на граждан РФ;

б) на граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства.

Вопрос 24. Вид на жительство выдается иностранному гражданину сроком на (до):
а) 3 года;

б) 5 лет;

в) 10 лет.

Вопрос 25. Гражданство Российской Федерации:

а) неразрывная связь лица с Российским государством, выражающаяся в со­вокупности их взаимных прав и обязанностей;

б) устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...