Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Счета бухгалтерского учета. Понятие и назначение.




 

Счета бухгалтерского учета. Понятие. Графическое изображение счета. Основные понятия: дебет, кредит, сальдо, оборот. Активные счета и их строение. Пассивные счета и их строение. Активно-пассивные счета, их строение. Взаимосвязь бухгалтерских счетов и баланса. Забалансовые счета. Планы счетов бухгалтерского учета, их назначение. План счетов коммерческой организации.

Бухгалтерские счета являются элементами национальной системы счетоводства. Каждый факт хозяйственной деятельности попадает в сферу бухгалтерского учета через бухгалтерские счета. Они обеспечивают единую систему бухгалтерского учета на всех предприятиях и предназначены для получения информации о состоянии объекта учета на определенную дату и его движении за период.

Каждому объекту учета соответствует отдельный бухгалтерский счет. Счета в систематизированном виде представлены в типовом Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденного Приказом Минфина РФ 31 октября 2000 г. № 94н.

По внешнему виду счет представляет собой Т-образную модель (двустороннюю таблицу), состоящую из двух частей.

Счета ведутся (заполняются) в течение месяца:

- в начале месяца счета "открываются" (дается наименование, проставляются остатки имеющихся в наличие средств и источников). Так, при открытии счета в него записывается начальное сальдо: на активных счетах - в дебет, на пассивных счетах - в кредит;

- в течение месяца счета отражают изменения (увеличения или уменьшения в отдельности), вызванные хозяйственными операциями. Увеличение отражается по дебету активных и кредиту пассивных счетов; уменьшение - по кредиту активных и дебету пассивных счетов;

- в конце месяца счета "закрываются", то есть подсчитываются обороты и остатки средств и их источников.

Для отражения хозяйственных операций необходимо их документально подтвердить первичными документами на бумажных носителях информации, магнитными носителями информации (дискетами, дисками и т.п.), причем любой из них должен иметь юридическую силу.

Различают два вида счетов: активные и пассивные.

Активным называется бухгалтерский счет, на котором учитывается движение и состояние активов предприятия в денежной оценке. По дебету – увели­чение активов, по кредиту – выбытие (списание) хозяйственных средств.

Пассивным называется бухгалтерский счет, на котором учитывается движение и состояние пассивов предприятия в денежной оценке. По кредиту – увеличение источников хозяйственных средств, в дебете – их использование (уменьшение).

Исходя из этого деления, возможны две схемы записей на счетах.

1. Схема активного счета:

ДСК = ДСН + ДО – КО, (1)

где ДСН — дебетовое сальдо на начало отчетного периода;

ДСК — дебетовое сальдо на конец отчетного периода;

ДО — дебетовый оборот;

КО — кредитовый оборот.

Дебетовый оборот в активном счете составляет общую сумму хозяй­ственных фактов, отражающих поступление хозяйственных ресурсов, кредитовый оборот — сумму хозяйственных фактов, отражающих выбытие хозяйственных ресурсов.

При записях хозяйственных операций в активные счета возможны только две ситуации:

1. Сумма начального остатка и дебетового оборота в целом должна быть больше суммы, учтенной в кредите счета. В этом случае имеется дебетовое сальдо на конец отчетного периода, рассчитываемое по формуле.

Если ДСН + ДО > КО, то ДСК > 0.

2. Сумма начального дебетового сальдо и дебетового оборота равна сумме, учтенной в кредите активного счета. В этом случае ДСК = 0, т.е. сальдо на конец отчетного периода не будет.

Если ДСН + ДО - КО, то ДСК = 0.

Пример 1. Рассмотрим наглядно схему записей на активном бухгалтерском счете.

В качестве примера возьмем один рабочий день условного малого предприятия. Активный счет «Касса». Остаток денежных средств в кассе ЗАО «Биосфера» на начало дня – 1500 руб.

Для записи хозяйственных фактов на счетах указываются их порядковый номер, дата и сумма.

1. Оприходование[1] наличных денежных средств, полученных из банка с расчетного счета ЗАО «Сфера» по чеку № 856 в сумме 30 000 руб.; приходный кассовый ордер № 15.

2. Поступление наличных денежных средств от ООО «Темп» за выполненные работы в окончательный расчет – 4500 руб.

3. Расходным кассовым ордером № 12 оформлен расход наличных из кассы на выдачу заработной платы – 25 000 руб.

4. Возврат работником неиспользованной подотчетной суммы –90 руб.; оформлен приходным кассовым ордером № 16.

5. По расходному кассовому ордеру № 13 была сдана на расчетный счет организации выручка – 4500 руб.

6. Оформлена операция по возмещению расходов работника на покупку инструмента – 1100 руб.; расходный кассовый ордер № 14.

7. Выдача наличных денег из кассы на командировочные расходы сотруднику в сумме 3000 руб.; расходный кассовый ордер № 15.

Рассчитываем обороты по дебету и кредиту счета «Касса». Определяем сальдо на конец операционного дня, используя формулу 1.

Счет «Касса»
ДЕБЕТ КРЕДИТ
Номер операции Сумма Номер операции Сумма
САЛЬДО (ДСн)      
1)   3)  
2)   5)  
4)   6)  
    7)  
ОБОРОТ (ДО)   ОБОРОТ (КО)  
САЛЬДО (ДСк)      

Сальдо в активном счете может быть только дебетовым.

2. Схема пассивного счета:

КСк = КСН + КО – ДО, (2)

где КСН — кредитовое сальдо на начало отчетного периода;

КСК — кредитовое сальдо на конец отчетного периода.

Кредитовый оборот в пассивном счете составляет сумма хозяйствен­ных фактов, обусловливающих поступления, возникновение обязательств; дебетовый оборот - сумма хозяйственных фактов, отражающих выбытие, прекращение или уменьшение обязательств.

При записях хозяйственных операций в пассивные счета возможны только две ситуации:

1. Сумма кредитового начального остатка и сумма кредитового оборота в целом должны быть больше суммы, учтенной в дебете счета. В этом случае имеем кредитовый остаток на конец отчетного периода КСК, определяемый по формуле 2.

Если КСН + КО > ДО, то КСС > 0,

2. Сумма кредитового начального остатка и сумма кредитового обо-рота равна дебетовому обороту. В этом случае сальдо на конец отчетно­го периода не будет.

Если КСН + КО = ДО, то КСК = 0.

Пример 2. Рассмотрим движение по пассивному счету «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».

Счет «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»
ДЕБЕТ КРЕДИТ
Номер операции Сумма Номер операции Сумма
    САЛЬДО (КСн)  
1)      
    2)  
3)      
    4)  
ОБОРОТ (ДО)   ОБОРОТ (КО)  
    САЛЬДО (КСк)  

Сальдо в пассивном счете может быть только кредитовым.

На практике применяют и активно-пассивные счета, сальдо на которых исчисляется в «развернутом» виде: дебетовое и кредитовое. Сальдо в активных счетах, на которых показывается наличие имущества предприятия, и в пассивных счетах, на которых учитываются источники формирования этого имущества, затем увязываются и соответственно отражаются в активе и пассиве баланса.

Счета бухгалтерского учета делятся также на синтетические и аналитические.

Синтетические счета предназначены для укрупненной, обобщающей группировки и учета состава и движения средств организации, их источников и хозяйственных процессов в денежном выражении. Учет на этих счетах называется синтетический. Его данные используются для заполнения форм бухгалтерской отчетности (баланса, отчета о прибылях и убытках и др.), а значит и для анализа финансово-хозяйственной деятельности организации.

Для оперативного контроля, управления и руководства деятельностью организации необходимы более детальные сведения, которые находят отражения в аналитических счетах. Они открываются к синтетическому счету в разрезе его видов, частей, статей в натуральном, трудовом и денежном выражении.

Правило: сальдо, дебетовые и кредитовые обороты синтетического счета должны быть равны сальдо и дебетовым, кредитовым оборотам соответственно всех аналитических счетов к нему относящихся.

В России в настоящее время практикуется три разновидности Плана счетов:

- единый план счетов бухгалтерского учета (типовой для всех юридических лиц в РФ);

- План счетов бухгалтерского учета для бюджетных организаций;

- План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях.

Единый План счетов содержит бухгалтерские счета для финансового и управленческого учета. В соответствии с единым планом счетов на предприятии разрабатывается рабочий план счетов с учетом особенностей их финансово-хозяйственной деятельности, отраслевой принадлежности, который утверждается приказом руководителя по учетной политике.

В инструкции по применению Плана счетов приводятся краткое экономическое содержание и назначение каждого счета, порядок ведения синтетического учета, типовая схема корреспонденции счетов. Счета в Плане счетов расположены в определенной последовательности. Сначала идут счета по учету имущества и процессов, затем по учету их источников.

 

7. Сущность двойной записи. Виды бухгалтерских проводок.

 

Сущность двойной записи. Основные понятия: корреспонденция счетов, корреспондирующие счета, бухгалтерская проводка. Правила отражения хозяйственных операций на счетах. Виды бухгалтерских проводок. Отрицательные записи в бухгалтерском учете. Значение двойной записи. Возникновение двойной записи.

Правила двойной записи предполагают, что для отражения любой хозяйственной операции требуется по крайней мере два счета, то есть должен быть один (или более) дебетуемый счет и один (или более) кредитуемый счет. Итог записей по дебету должен быть равен итогу записей по кредиту. Зная о балансовом уравнении: активы = пассивы + капитал, можно сделать вывод, что если запись по дебету увеличивает активы, то должна быть запись по кредиту, которая увеличивает пассивы или капитал. Эти правила выглядят следующим образом:

Активы Пассивы

──────────┬────────── = ──────────┬─────────- +

дебет - │ кредит - дебет - │ кредит -

увеличение│уменьшение уменьшение│увеличение

Капитал

+ ──────────┬──────────

дебет - │ кредит -

уменьшение│увеличение

Иначе говоря, увеличение в активах записывается в дебет счетов активов, а уменьшение в активах записывается в кредит счетов активов и наоборот - увеличение в пассивах и капитале записывается организациями в кредит счетов пассивов и капитала, а уменьшение в пассивах и капитале - в дебет счетов пассивов и капитала.

Одним из самых трудных моментов в понимании двойной записи является применение этих правил к отражению изменений таких компонентов капитала, как доходы, расходы и изъятия капитала. Поскольку доходы увеличивают капитал, а расходы и изъятия капитала уменьшают его, то имеет место следующая взаимосвязь:

Капитал Расходы

──────────┬────────── ──────────┬──────────

уменьшение│увеличение увеличение│уменьшение

(дебет) │ (кредит) (дебет) │ (кредит)

Доходы Изъятия капитала

──────────┬────────── ──────────┬──────────

уменьшение│увеличение увеличение│уменьшение

(дебет) │ (кредит) (дебет) │ (кредит)

Таким образом, любая хозяйственная операция увеличивает доходы и соответственно капитал по кредиту, а уменьшает их по дебету. Наоборот, расходы и изъятия капитала увеличиваются по дебету, уменьшая капитал.

Поскольку хозяйственные средства, находящиеся в собственности предприятия, имеют двойственный характер (по размещению и источникам формирования), то и бухгалтерские счета, на которых учитываются активы и пассивы, автоматически приобретают двойственный характер. Поэтому любой хозяйственной факт затрагивает два объекта учета, значит, и два счета.

Двойственное отражение хозяйственного факта заключается в том, что он должен быть записан по дебету одного и кредиту другого счета в одинаковой сумме. Сущность двойной записи состоит в отражении двойственного характера имущества предприятия.

Таким образом, сумма каждой операции записывается на счетах дважды (по дебету одного счета и по кредиту другого счета), что и называется двойной записью.

Правило: в каждом бухгалтерском счете хозяйственные операции отражаются систематически в последовательности их совершения, т.е. в хронологическом порядке.

Взаимная связь между счетами, отражающими данную операцию, называется корреспонденцией счетов (бухгалтерской записью), а счета, между которыми возникает эта связь, называются корреспондирующими счетами.

Бухгалтерская проводка – процедура определения счетов, обусловленных конкретным хозяйственным фактом, и последующего отражения на них суммы изменений в составе средств и их источников.

Прежде чем составить корреспонденцию счетов по каждому хозяйственному факту и записать ее посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, необходимо выполнить следующие четыре процедуры:

1. По содержанию хозяйственного факта, зафиксированного в документе, определяем, какие объекты бухгалтерского учета (какие именно средства и (или) их источники) вовлечены в кругооборот. Например, согласно приходному кассовому ордеру № 95 от 25 мая 2005 г. поступили и оприходованы в кассу (приняты к бухгалтерскому учету) денежные средства, полученные с расчетного счета, в сумме 5800 руб., т.е. вовлечены в оборот денежные средства в кассе и на расчетном счете.

2. Затем определяются соответствующие корреспондирующие счета. В нашем случае необходимы бухгалтерские счета «Касса» и «Расчетные счета», поскольку движение и состояние кассовой наличности и денежных ресурсов на расчетном счете учитываются только на указанных выше бухгалтерских счетах (счета активные).

3. Следующей процедурой логично станет определение типа хозяй­ственного факта, т.е. надо ответить на вопрос: что произошло в результате операций? Денежные средства поступили в кассу (+), а с расчет­ного счета выбыли (-).

4. В результате предыдущих рассуждений определяется Корреспон­денция счетов и составляется бухгалтерская проводка (осуществляется запись на бухгалтерских счетах):

Д-т «Касса» К-т «Расчетные счета» - 5800 руб. – поступили с расчетного счета денежные средства в кассу.

Бухгалтерские проводки бывают:
а) простыв, в этом случае дебет одного счета кор-респондирует с кредитом другого счета (затрагиваются два счета);
б) сложные, в этом случае дебет одного счета корреспондирует с кредитом нескольких счетов или, наоборот, кредит одного счета корреспондирует с дебетом нескольких счетов (затрагиваются три и более счета).
Любая сложная проводка может быть разложена на простые проводки. При составлении бухгалтерских проводок по хозяйственным операциям производятся следующие действия:
а) определяются корреспондирующие счета согласно плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, участ-вующих в данной операции;
б) выявляется тип каждого счета по отношению к балансу - активный (А) или пассивный (П);
в) выявляется характер изменений, вызываемых хозяйственной операцией, на каждом счете - увеличение (+) или уменьшение (-);
г) определяется, на какой стороне каждого счета должна быть записана данная хозяйственная операция - по дебету (Д) или по кредиту (К).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...