Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль и значение международных стандартов финансовой отчётности в системе унификации практики бухгалтерского учёта




 

Международные стандарты финансовой отчетности разрабатываются Комитетом по международным стандартам учета, созданным в 1973 г. соглашением профессиональных бухгалтерских организаций из девяти стран - участников. Сейчас в него входит более ста организаций из 80 стран мира.

Международные стандарты представляют собою документы, определяющие всеобщий подход к составлению финансовой информации и предлагающие разные варианты учета средств и хозяйственных операций компании. Они носят рекомендательный характер. Главная цель их создания - гармонизация национальных систем учета, не предполагает их использования в качестве обязательных правил в том виде, в каком они издаются. Тем не менее, принятие Международной организацией комиссий по ценным бумагам решения об использовании.

МСФО для целей международного листинга несколько изменяет их статус, таким образом, их выполнение представляется условием регистрации организации на международных биржах ценных бумаг. Некоторые Американские профессиональные организации считают, что международные стандарты финансовой отчётности не достаточно конкретизированы и в полной мере не отражают интересы инвесторов. Поэтому в настоящее время международные стандарты проходят доработку.

Рассмотрим позитивные и негативные характеристики МСФО.

Их превосходство перед национальными стандартами различных стран являются:

•   точная экономическая логика;

•   объединено все лучшее из современной мировой практики в области бухгалтерского (финансового) учета;

•   легкость и доступность понимания финансовой информации для пользователей во всем мире.

При этом международные стандарты дают возможность так же снизить расходы организаций по подготовке своей отчетности, особенно в условиях консолидации финансовой отчетности организаций, осуществляющих свою деятельность в разных странах, но и сократить затраты по привлечению капитала. Рыночная цена капитала определяется двумя основными критериями: перспективной отдачей и рисками. Некоторые риски на самом деле связаны с деятельностью организаций, тем не менее, существуют и такие, которые обусловлены недостатком информации, отсутствием конкретных данных об отдаче капиталовложений.

Одной из причин информационной недостаточности является отсутствие стандартизированной финансовой отчетности, которая, сохраняя капитал, фактически приумножает его. Вследствие этого инвесторы согласны получать чуть более низкие доходы, зная при этом, что их риски минимальны, за счёт открытости информации

В настоящее время многие страны, в том числе и Россия, стремятся к использованию международных стандартов в национальной практике бухгалтерского (финансового) учёта, так как МСФО обладает рядом преимуществ.

Тем не менее не стоит забывать и о недостатках МСФО. К ним, в том числе, можно отнести:

•   недостаточно конкретизированный характер стандартов, предусматривающий довольно широкое многообразие методов учета;

•   отсутствие подробных интерпретаций, и примеров приложения стандартов к конкретным ситуациям.

Так же внедрению стандартов во всем мире, в том числе и в Российской Федерации, мешают такие факторы, как национальные различия в уровне развития и традициях, а кроме того нежелание национальных институтов поступиться своим приоритетом в области регулирования и методологии учета.

Все эти неблагоприятные факторы принимаются во внимание Комитетом по международным стандартам и они в свою очередь постоянно ведут работу по устранению этих недостатков.

Проблема несоответствия моделей бухгалтерского учета присуща не только Российской Федерации, она носит мировой значение. Проблема унификации бухгалтерского учета возникает в процессе деятельность составителей и пользователей финансовой отчетности.

Последние годы внимание к вопросу международной унификации бухгалтерского учета усилилось. Процветание бизнеса, сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики, предъявляет определенные требования к понятности и единообразию применяемых в различных странах алгоритмов и принципов развития капитализации заработанных средств, исчисления прибыли, условий инвестирования, налогооблагаемой базы, и т.п.

Многие западные инвесторы и банкиры считают, что бухгалтерский учет в Российской Федерации никак не отвечает международным нормам, бухгалтерская отчетность отечественных организаций никак не отображает их реального имущественного и финансового положения и по большому счету "не прозрачна и ненадежна". К необходимости перехода России на международные стандарты финансовой отчётности, а так же многочисленного переучивания бухгалтеров и аудиторов привело давление международных банковских организаций.

Необходимо заметить, что МСФО представляют собой собрание достаточно общих и компромиссных вариантов ведения учета. Международные стандарты финансовой отчётности не являются нормативными документами, регламентирующими конкретные нормы составления отчетности и способы ведения бухгалтерского учета. Они не являются обязательными для принятия, т.е. носят рекомендательный характер.

Переход на международные нормы необходим по многим причинам, например:

Во-первых, отчётность сформированная в соответствии с международными нормами представляется одним из значимых шагов, который позволит российским организациям приобщится к международным рынкам капитала. Всем хорошо известно, что зарубежный капитал, и капитал в принципе требует прозрачности и понятности финансовой информации о деятельности фирм, а так же отчетности менеджмента перед инвесторами. Вплоть до того времени, пока зарубежный инвестор не будет иметь возможность отследить и понять через финансовую отчетность, как используется представленный им капитал, Российская Федерация остается областью повышенного риска, в следствии чего будет занимать проигрышную позицию по сравнению с другими государствами в привлечении инвестиций с международных рынков.

В сегодняшнем мире МСФО понемногу становятся своеобразным ключом к международному рынку капитала. В случае если компания имеет надлежащую отчетность, она обретает доступ к источникам средств, необходимых для развития. Но это не означает автоматического получения желаемых ресурсов, для этого необходимо пройти довольно долгую и трудную дорогу.

Тем не менее, данная компания попадает в число тех предпочтенных, кто при следовании всем правилам имеет возможность полагаться на зарубежное субсидирование. В то же время если отчётность организации не соответствует требуемой, то по мнению инвесторов её не стоит рассматривать как конкурентоспособную и полностью ей доверять, это приводит к тому что компания выбывает из соревнований с другими соискателями капитала.

Во-вторых, Основываясь на международной практике можно сделать вывод, что отчётность, сформированная в соответствии с международными стандартами, является очень высокоинформативной для пользователей.

Изначально стандарты разрабатываются, отталкиваясь из потребностей определенных потребителей. При определении того либо иного методического подхода, главным аспектом служит полезность информации с целью принятия экономических решений. Не случайно документ "Основы подготовки и представления финансовой отчетности" важнейший средь остальных, на кого рассчитана отчетность, каковы потребности пользователей и качественные характеристики финансовой информации, делающие ее полезной данным пользователям.

Постоянно растет численность транснациональных компаний, подготавливающих свою публичную сводную финансовую отчетность в соответствии с международными стандартам либо отталкиваясь от них. Возрастает список таких организаций и в Российской Федерации. В настоящее время это в основном учреждения нефтегазового комплекса и коммерческие банки.

В-третьих, применение МСФО дает возможность существенно уменьшить затраченное время и ресурсы, требуемые для разработки новейших национальных правил отчетности. Данные стандарты имеют достаточно продолжительный опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в условиях рыночной экономики. Они сформированы равно как результат работы и поиска многих поколений бухгалтеров-исследователей, представителей различных научных школ.

Стандарты принимают во внимание запросы и опыт деятельности с отчетностью, финансовых аналитиков, банковских и прочих финансовых структур профсоюзов, правительственных учреждений и предпринимателей, представители которых с 1981 г. входят в состав Консультативной группы в рамках Комитета по МСФО.

На данный момент наибольшую популярность получили два подхода к решению проблемы несоответствия моделей: стандартизация и гармонизация.

Идея гармонизации различных систем бухгалтерского учета реализуется в рамках ЕС. Суть этого подхода состоит в том, что в каждой стране может существовать своя модель организации учета и система стандартов, ее регулирующих. Главное, чтобы не происходили противоречия с похожими стандартам в странах - членах Сообщества, а находились в относительной слаженности друг с другом.

В странах Европейского Союза была создана исследовательская группа по проблематике финансового учета в целях разработки концепции развития учета. Деятельность этой группы предполагалась как составная часть программы гармонизации национальных версий Закона о компаниях. По результатам этой работы были разработаны и опубликованы нормативные документы. Каждый член Европейского Союза включил эти документы в своё национальное законодательство в часть бухгалтерского (финансового) учёта.

Идея стандартизации учетных процедур проводится в рамках унификации учета, которую осуществляет Комитет по международным стандартам финансовой отчетности, занимающийся исследованием и публикацией международных стандартов финансовой отчетности. Сущность данного подхода заключается в разработке единообразного набора стандартов, которые можно было бы применить в любой стране и в любой ситуации, в связи с чем, отпадает потребность разработки национальных стандартов.

Сейчас известны несколько систем бухгалтерского учета, в частности - англо-американская, европейская и ряд иных. Тем не менее, согласно мнению специалистов, стандарты, разработанные Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, будут применяться множеством стран в ближайшее время.

Выросшая популярность МСФО была обусловлена двумя мероприятиями. Первым мероприятием стало подписание соглашения между Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности и Международной комиссией по ценным бумагам, в котором отразилось стремление финансовых кругов и конгресса США привлечь иностранные фирмы к котировке собственных акций на американских биржах.

Второе случай, ускоривший переход к международным стандартам, произошёл при объединении Германии. Данный момент во многом предрешил увеличение необходимости привлечения капитала в страну. Вследствие чего, бухгалтерская отчетность организации обязана была являться, более ориентирована на внешнего пользователя, к примеру, на фондовые биржи либо международных инвесторов. Собственно поэтому организациям, входящим в листинг фондовых бирж и составляющих консолидированную финансовую отчетность, пришлось принять международные стандарты финансовой отчётности.

Каждая страна использует МСФО по разному, на данный момент существуют несколько форм использования международных норм:

-   применение международных стандартов в качестве национальных стандартов. К числу таких стран относятся: Латвия, Хорватия, Тобаго, Кувейт, Мальта, Кипр, Таиланд и Пакистан;

-   использование международных стандартов в качестве национальных стандартов, но с оговоркой, что для вопросов, не раскрытых международными стандартами, разрабатываются национальные. Такими странами являются Новая Гвинея и Малайзия;

-   использование международных стандартов в качестве национальных стандартов, однако в некоторых случаях возможно их изменение в соответствии с национальными особенностями. Это такие страны как - Бангладеш, Албания, Замбия, Кения, Колумбия, Таиланд, Польша, Судан, Зимбабве, Уругвай, Барбадос, Ямайка;

-   национальные стандарты основаны на международных нормах и обеспечивают дополнительные их разъяснения. Среди таких стран можно назвать Словению, Тунис, Китай, Иран, Филиппины;

-   национальные стандарты базируются на международных стандартах, однако некоторые из них могут быть более подробно описаны в отличии от МСФО. Это Сингапур, Бразилия, Индия, Португалия, Ирландия, Мавритания, Чехословакия, Мексика, Намибия, Нидерланды, Франция, Норвегия, Словакия, Турция, Литва, Швейцария, Южная Африка;

-   национальные стандарты базируются на международных нормах, за исключением того, что каждый национальный стандарт включает в себя положение, сравнивающее национальный стандарт с МСФО. Например Новая Зеландия, Австралия, Дания, Швеция, Г онконг, Италия, Югославия.

На данный момент остро стоит вопрос о принятии МСФО странами Европейского Союза, пока хотя бы, в отношении организаций, акции которых котируются на фондовых биржах. Многие развивающиеся страны стали внедрять МСФО, потому как международные стандарты являются системой, позволяющую новым финансовым структурам применять базу ведения учета, признанную на международном уровне.

В основе таких отличий многообразное понимание ряда основополагающих элементов постановки и ведения бухгалтерского учета. Данное относится в первую очередь адресной направленности отчетности, объяснения достоверности, трактовки активов, имущества, применения метода начислений, требований осмотрительности, приоритета содержания перед формой и рациональности, а кроме того способности профессиональных мнений при подготовке отчетности. Конкретным проявлением приведенных различий становятся различия в порядке оценки, признания и отражения в отчетности отдельных видов активов, пассивов и операций: разнообразный порядок формирования отчетных показателей о основных средствах, НИОКР, договорах аренды, условных обязательствах, событиях после отчетной даты, прекращенной деятельности и т.д.

Спорным, остается мнение, получившее довольно обширное распространение, в соответствии с которым переход к применению международных стандартов рассматривается в качестве конечной и чуть ли не единственной цели реформирования системы, адекватной новому типу хозяйственных взаимоотношений в российской экономике. Вследствие реформы должны быть сформированы условия с целью формирования хозяйствующими субъектами полезной информации о их финансовом положении и итогах деятельности, а кроме того обеспечены достоверность и надежность бухгалтерской отчетности как главнейшего источника информации для принятия решений широким кругом заинтересованных пользователей.

Если подходить к реформе, таким образом, то использование МСФО является никак не целью, а средством рыночных преобразований, весьма важным и эффективным, однако лишь одним из целого ряда средств. Сведение же всей реформы исключительно к применению международных стандартов ограничивает область деятельности специалистов и внедряет в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности.

Внедрение МСФО не подразумевает одномоментного изменения всей системы учета и отчетности в России. Переход к использованию международных стандартов, несомненно, должен быть постепенным и целенаправленным процессом. Смысл такого процесса заключается в том, чтобы недостатки и несоответствия отечественной системы бухгалтерского учета устранялись последовательно в соответствии с запросами рыночной экономики без нарушения целостности этой системы.

Невозможность быстрого перехода на МСФО обусловлена необходимостью предварительного осуществления большого числа мероприятий, делающих такой переход реальным. В частности, потребуются коррективы в законодательстве, прежде всего гражданском и налоговом, а также пересмотр практически всей нормативной базы бухгалтерского учета и отчетности.

Принимая во внимание, что МСФО имеют дело лишь с отчетностью, орган, регулирующий учет и отчетность в стране, должен разработать и издать детальные инструкции по внедрению и применению новых стандартов, включая вопросы организации учетного процесса. Налоговым органам потребуется пересмотреть свои подходы к использованию данных бухгалтерского учета и отчетности, включая серьезные изменения в налоговых правилах.

Необходима определенная институциональная перестройка системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности, в том числе образование органа, способного быстро реагировать на запросы практики и давать некоторые оперативные разъяснения по поводу новых стандартов. Целесообразно создать специальный орган, надзирающий за применением стандартов или контролирующий качество бухгалтерской отчетности.

Требуется переобучение и переаттестация бухгалтерских работников, и в первую очередь главных бухгалтеров. Переход на МСФО предполагает обучение заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности, в частности существующих и потенциальных собственников, ибо реформирование бухгалтерского учета в целом возможно и реально лишь при востребованности информации, формирующейся в нем.

Опыт других стран показывает, что применение какого-либо международного признанного решения в национальном стандарте возможно лишь в том случае, когда это решение соответствует реальной ситуации, существующей в стране. Иными словами, при использовании МСФО для создания национальной системы учета необходима своего рода адаптация.

Отталкиваясь из мировой практики, перевод российского учета на МСФО невозможно понимать как непосредственное внедрение данных стандартов в практику российских организаций. Применение международных стандартов в Российской Федерации должно заключаться, прежде всего, в интенсивном использовании их при создании концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике, что должно обеспечить всеобщую сопоставимость бухгалтерской информации, формируемой российскими и западными компаниями.

При разработке национальных стандартов следует принять МСФО в качестве отправной точки, образца и критерия соответствия признанной в мире практики, что ни в коем случае не должно вести к игнорированию специфики рыночных отношений в России.

Если основываться из предложенного выше пути перехода к использованию МСФО и рассматривать данный процесс как единственный из главных факторов продолжения и активизации реформы бухгалтерского учета в стране, то задачей первостепенной важности в настоящее время является максимально полное и добросовестное освоение концепции и содержания международных стандартов широкой бухгалтерской общественностью, включая представителей регулирующих органов. Понимание основополагающих идей и смысла международных стандартов обеспечит в дальнейшем корректный подход к применению в российской бухгалтерии решений, традиционных для наилучшей западной практики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...