Перспективы внедрения МСФО в России
Впервые идея о внедрении МСФО оформилась в России еще в начале девяностых годов. С того времени государство упорно движется в сторону полного перехода на ведение отчетности в соответствии с международными стандартами. Международные стандарты финансовой отчетности в последние годы получили признание во всем мире как единая система представление информации о финансово хозяйственной деятельности предприятия. В условиях модернизации российской экономики формируется институт инвесторов, заинтересованных в получении достоверной информации об организациях для вложения капитала на территории России. Эта проблема может быть решена с помощью представления организациями отчетности по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Внедрение МСФО в России длится уже более 10 лет. Стартовым официальным документом этого процесса стала Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, в которой рассматривались следующие основные задачи: формирование системы стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов; обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета. Были определены следующие приоритетные направления реформы, позволяющие решить поставленные задачи; совершенствование нормативно-правового регулирования; - формирование нормативной базы (создание стандартов учета); - методическое обеспечение (подготовка инструкций, методических указаний, комментариев).
Наиболее результативным в части совершенствования законодательства стал 2010 год. Минфин России внес изменения в формы бухгалтерской отчетности, и теперь они в большей степени соответствуют действующей редакции МСФО 1 "Представление финансовой отчетности". Принятый Федеральный закон № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" придал МСФО в России официальный статус. Как и предполагалось, в законе подчеркивается, что МСФО не подменяют собой российские ПБУ. Консолидированная финансовая отчетность должна составляться в соответствии с МСФО наряду с бухгалтерской отчетностью организаций, представляемой по российским ПБУ, которые, в свою очередь, будут совершенствоваться. Официальной бухгалтерской отчетностью юридических лиц в России по-прежнему будет отчетность, составленная по российским правилам. Именно она будет использоваться для распределения дивидендов, налогообложения, статистического наблюдения, надзора. Согласно данному Закону, консолидированная финансовая отчетность в соответствии в МСФО должна публиковаться: кредитными организациями, страховыми организациями, иными организациями, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список, начиная с отчетности за 2012 г. Отсрочка до 2015 г. предоставляется организациям, составляющим отчетность по иным, отличным от МСФО международно признанным правилам, а также организациям, облигации которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Согласно Федеральному закону № 208-ФЗ организации, попадающие в сферу его действия, должны составлять, публиковать консолидированную отчетность. В целях повышения качества и доступности информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, а также совершенствования системы регулирования бухгалтерского учета и контроля качества бухгалтерской (финансовой) отчетности утвержден План Министерства финансов РФ на 20122015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе Международных стандартов финансовой отчетности.
К настоящему времени в России разработано и введено в действие 24 российских стандартов учета и отчетности, не противоречащие принципам МСФО. Некоторые из них, как аналоги соответствующих МСФО приведены ниже в таблице 10.
Таблица 10 Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и соответствующие российские ПБУ
МСФО представляют собой совокупность взаимосвязанных документов, а именно: предисловие, принципы подготовки и представления финансовой отчетности, собственно стандарты и разъяснения к ним. Все названные элементы образуют единую систему и не могут применяться в отдельности. Видно, что по большей части направлений учета соответствие достигнуто, следовательно, российская нормативная база бухгалтерского учета применительно к требованиям МСФО в основном сформирована. Эта база позволяет каждой организации выполнить задачу, поставленную в правительственной программе: обеспечить заинтересованных пользователей, в первую очередь инвесторов, полезной и достоверной информацией, гармонизированной с международными требованиями. Однако ПБУ, в отличие от международных стандартов, имеют не рекомендательный, а обязательный характер. Кроме того, как отмечалось выше, цель создания и применения МСФО заключается в обеспечении информацией заинтересованных пользователей, в первую очередь инвесторов, для принятия ими обоснованных экономических решений. Для отечественной практики характерен юридический подход к подготовке финансовой отчетности. В настоящее время существует ряд проблем при внедрении МСФО в российскую экономику такие, как:
недостаток высококвалифицированных кадров в сфере МСФО; высокая стоимость обучения для получения международных сертификатов по МСФО; отсутствие обобщения и анализа положительной практики применения МСФО российскими компаниями, а так же высокая стоимость услуг аудиторских и консалтинговых компаний. Не последнюю роль в торможении переходного процесса сыграла и субъективная составляющая - нежелание руководителей крупных компаний, организаций и предприятий предоставлять полную прозрачность финансовых отчетов. Сейчас в России число организаций, которые составляют отчетность по международным стандартам в течение нескольких лет пока незначительно. При этом 65 % компаний, составляющих отчетность по МСФО, делают это полностью собственными силами, 25 % - совместно с аудиторами и консультантами из консалтинговых компаний, и 10 % - полностью отдается на аутсорсинг. Это свидетельствует с одной стороны о достаточно высоких требованиях самих компаний, с другой - о возросшей за последние годы квалификации специалистов, составляющих отчетность по международным стандартам. В то же время увеличивается нагрузка на специалистов. Без грамотного перераспределения обязанностей существует риск невыполнения поставленных задач. Однозначного и идеального варианта формирования функции МСФО не существует. Но в большинстве случаев сочетание приглашенного эксперта в области МСФО и собственного персонала дает лучший результат. Трудности перехода России на МСФО связаны с рядом объективных и субъективных факторов. Объективные факторы, выявленные в результате сравнительного анализа российских и международных правил учета, объединены в четыре группы. Первая группа факторов. Некоторые правила МСФО не имеют аналогов в российском учете. Вторая группа факторов. В российских нормативных документах не прописаны требования раскрытия информации подобно МСФО. Например, отчет о движении денежных средств согласно МСФО считается одним из основных и содержит подробную информацию о движении денежных потоков. Требования, изложенные в ПБУ, гораздо уже и неэквивалентны требованиям МСФО. То же можно сказать относительно раскрытия информации о финансовых инструментах. Третья группа факторов. Объединяет существенные несоответствия самих правил ПБУ и МСФО, которые важны для многих компаний. Например, финансовые обязательства, предназначенные для торговли, и производные финансовые обязательства в российском учете не отражаются по справедливой стоимости, как того требуют МСФО. Четвертая группа факторов. Существенные несоответствия правил ПБУ и МСФО, важные для отдельных групп компаний. Кроме того, МСФО постоянно обновляются, особенно этот процесс активизировался в последние годы. Концептуальные изменения, происходящие в международных стандартах, необходимо оперативно отражать в отечественных стандартах, чтобы избежать их морального устаревания.
Все чаще МСФО посвящаются оценке активов и обязательств по справедливой стоимости. Применение такого метода оценки предполагает наличие в стране активного рынка соответствующих объектов учета. В большинстве случаев этот рынок в России отсутствует. Историческая оценка активов, в которой учитываются фактически понесенные расходы и которая сохраняет свое приоритетное значение в российском бухгалтерском учете, направлена в основном на оценку прошлых событий, что не соответствует задаче модернизации российской экономики. Нерешенными до сих пор остаются вопросы корректировки данных бухгалтерской отчетности российских организаций с учетом инфляции. Методология бухгалтерского учета не позволяет в полной мере реализовать концепцию сохранения капитала, являющуюся базисом МСФО. Субъективные факторы сводятся к следующему. 1. Составление финансовой отчетности крупных компаний до сих пор, как правило, сводится к формированию числовых показателей в пределах рекомендованных образцов форм. Согласно российским ПБУ основная часть информации, содержащейся в отчетности, должна приводиться в пояснительной записке, а не в отчетных формах. 2. Важнейшим препятствием в сближении российских принципов учета с международными стандартами продолжает оставаться налоговый учет. Для практикующих бухгалтеров основным пользователем финансовой отчетности по-прежнему являются налоговые органы, что отрицательно сказывается на достоверности и нейтральности формируемых показателей. 3. Трудность практической реализации принципов, заложенных в МСФО, состоит и в том, что во многих случаях вместо привычных российскому бухгалтеру прямых указаний на то, когда признавать элемент финансовой отчетности и как его оценивать, МСФО предлагают логику принятия профессионального суждения. Другими словами, международные стандарты вместо конкретных указаний определяют обстоятельства, исходя из которых можно выбрать способ отражения того или иного объекта в учете и отчетности. Дальнейшее реформирование бухгалтерского учета и отчетности предполагает решение следующих задач: повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности (обеспечение относительной независимости организации учетного процесса от какого-либо определенного вида отчетности); дальнейшее развитие инфраструктуры применения МСФО (определение порядка признания МСФО для применения на территории России, процедуры одобрения МСФО; создание механизма обобщения и распространения опыта применения МСФО; официальный перевод МСФО на русский язык); изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности (разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества); усиление контроля качества бухгалтерской отчетности (институт аудита; надзорная деятельность уполномоченных государственных органов; комплекс мер финансовой, административной и уголовной ответственности хозяйствующих субъектов и их руководителей; система корпоративного поведения хозяйствующих субъектов, соответствующая передовому мировому опыту в этой области); существенное повышение квалификации специалистов, занятых в сфере бухгалтерского учета и отчетности, аудита, а также пользователей бухгалтерской отчетности. В системе МСФО, определяющей методологию формирования показателей финансовой отчетности, отсутствуют какие-либо предписания по вопросам техники ее подготовки. Из этого следует, что любой подход приемлем. Российские компании, составляющие консолидированную отчетность, должны самостоятельно разработать инструментарий проведения этой процедуры. Подготовить отчетность по МСФО можно двумя методами: методом параллельного учета по национальным стандартам и МСФО (конверсия); методом трансформации отчетности, составленной по национальным стандартам, в отчетность по МСФО. Изменения в законодательстве существенно сблизили российскую отчетность с отчетностью, представляемой в соответствии с МСФО. Если провести параллель между международными и российскими бухгалтерскими стандартами, то можно отметить некоторое сходство в основных теоретических подходах к подготовке отчетности. К ним относятся: 1. Принцип начисления (результаты операций признаются по факту их совершения, а не по мере получения денежных средств). 2. Допущение непрерывности деятельности компаний (компания не имеет намерения прекращения или существенного сокращения объемов своей деятельности). 3. Один и тот же набор признаков достоверной отчетности: понятность, уместность, надежность, сопоставимость. 4. Идентичные формы отчетности. Отчетность российских компаний должна включать в себя бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, а также приложения к ним: отчет об изменениях капитала; отчет о движении денежных средств; отчет о целевом использовании полученных средств, включаемый в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, иные пояснения к отчетности. Пакет отчетности по МСФО состоит из: - отчета о финансовом положении (аналог бухгалтерского баланса); - отчета о совокупной прибыли (аналог отчета о финансовых результатах); - отчета об изменении собственного капитала; - отчета о движении денежных средств; - примечаний к отчетности. Заполнение отчетных форм, как по МСФО, так и по российским правилам осуществляется исходя из уровня существенности, то есть компании должны самостоятельно определять детализацию показателей по статьям отчетности, являющихся наиболее существенными для данного предприятия. Многие принципы МСФО продекларированы и в российских нормативных актах по учету и отчетности. Однако встречающиеся различия приводят к определенным противоречиям, которые приведены в таблице 6 "Сопоставление российской и международной отчетности". Таблица 11 Сопоставление российской и международной отчетности
Существующий федеральный закон от 06.12.2011 № 402 - ФЗ "О бухгалтерском учете", которым предусмотрено применение международных стандартов как основы для разработки национальных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета. Таким образом, все упомянутые законодательные изменения будут способствовать: - интеграции России в европейскую и мировую экономику; - улучшению делового климата; - росту прозрачности; стимулированию местных и иностранных прямых и портфельных инвестиций; - укреплению стабильности и конкуренции банковского, страхового и реального секторов, сокращению рисков. Исходя из нормативной базы, которая существует на данный момент по внедрению МСФО в России рассмотрим как же отражаются и применяются МСФО в сфере услуг. Для каждого вида услуг характерна своя специфика при подготовке финансовой отчетности по МСФО, однако можно выделить корректировки, с которыми сталкивается практически любая компания сферы услуг при трансформации данных российской отчетности в отчетность по МСФО.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|