Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Мероприятия по улучшению состояния банковского сектора Китая





 

Главной целью реформы Центрального банка является реконструкция Народного банка Китая в организацию, осуществляющую макрорегулирование в денежном обороте страны и финансовой сфере и обеспечивающую при помощи присущих ему инструментов стабилизацию экономики и ее здоровое развитие. Важным фактором данной реформы является повышение независимости Центрального банка.

Для повышения уровня независимости Центрального банка необходимо осуществить в два этапа ряд мероприятий.

На первом этапе (в настоящее время) следует:

внести изменения в "Закон КНР о Народном банке Китая" в части определения функций НБК при разработке и проведении денежной политики, нацеленной на стабилизацию денежного курса; преобразования состава Комитета денежной политики и т.д.;

для осуществления эффективной денежной политики Центральному банку сохранить право проведения проверок деятельности коммерческих банков и других финансовых организаций;

создать (совместно с государством) систему страхования вкладов в целях повышения ликвидности банковской системы и увеличения ее надежности, прежде всего, для населения;

повысить прозрачность, открытость и доверительность денежной политики Центрального банка.

На втором этапе (в среднесрочной перспективе) для усиления независимости Центрального банка должны быть приняты следующие меры:

в первую очередь, укрепление политического и экономического положения Центрального банка, повышение его политической и экономической независимости. Окончательная цель проведения этих мероприятий должна заключаться в ликвидации прямой зависимости Центрального банка от правительства;

создание единой контрольной организации. В настоящее время в Китае существуют Комитет по контролю и управлению банковскими делами, Комитет по контролю над ценными бумагами, Комитет по контролю над операциями на страховом рынке, деятельность которых ограничена определенной отраслью. Модель такого контроля подходит управленческой системе прежнего типа. Но современной тенденцией развития является расширение деятельности финансовых организаций в разных отраслях. Для дальнейшей реализации этой тенденции, в будущем необходимо централизовать контроль над финансовыми учреждениями в целом, создав единую контрольную организацию;



усиление финансовой мощи страны, укрепление экономической независимости Центробанка. После начала осуществления политики реформ и открытости государственное макрорегулирование обеспечивается при помощи финансовых и денежных рычагов. В настоящее время из-за малого финансового масштаба финансовая политика правительства не может полностью играть необходимую активную роль, необходимо дополнительное содействие денежной политики Центрального банка. Точнее, независимость Центрального банка должна дополняться финансовой силой правительства в процессе разработки и осуществления единой денежной политики в соответствии с экономическими реалиями.

Необходимо выделить следующие пути совершенствования денежной политики ЦБ.

Во-первых, необходимо стабильное продвижение в применении рыночных рычагов денежной политики. Поэтому нужно вначале либерализовать процентную ставку денежного рынка, затем процентную ставку по кредитам и в конце - процентную ставку по вкладам, что подразумевает отмену различных ограничений и контроля над процентной ставкой.

Во-вторых, нужна оптимизация регулирующего механизма денежной политики. Традиционные способы денежной политики ЦБ Китая достаточно серьезно отстали от потребности развития рыночной экономики. Возможны два изменения: во-первых, переход от регулирования денежной массы на процентные ставки, во-вторых, шире использовать операции на открытом рынке.

Мировой опыт дает полезные знания для того, чтобы китайские госбанки могли эффективно снизить уровень невозвратных кредитов.

1. Правительство должно предоставить существенную поддержку банкам, чтобы они смогли трансформировать невозвратные кредиты. Большая часть "плохих" кредитов китайских госбанков возникла из-за системы планового управления. Перераспределение невозвратных кредитов госбанков - это специфическая хозяйственная деятельность, требующая особой политики. Поэтому государству надо проводить соответствующую умеренную политику для создания благоприятной внутренней обстановки. Созданию такой обстановки, в значительной мере, должно способствовать совершенствование законодательной базы. В частности, необходимо разработать и уточнить ряд законов, касающихся реорганизации "плохих" кредитов и т.д.

2. Создание относительно самостоятельной системы, отвечающей за конфискацию, новую комбинацию средств при распределении имущества (обеспечения) по "плохим" кредитам госбанков.

3. Использование различных способов для вывода "плохих" кредитов на рынок имущественных обязательств (от перевода невозвратных кредитов в имущественные обязательства типа акций, облигаций и др.), т.е. практически речь идет о секъюритизации активов.

В курсовой работе предложены следующие меры по реформированию госбанков.

Во-первых, создание специализированной компании - Центральной финансовой и инвестиционной компании (ЦФИК), которая владеет контрольными пакетами акции госбанков. ЦФИК выступает в качестве уполномоченного представителя собственника государственного имущества. Основными целями ее деятельности являются избежание вмешательства государственных органов в деятельность банков; осуществление контроля над банковской деятельностью через уполномоченные лица в Совете директоров банков в целях получения максимальной прибыли; помощь госбанкам в процессе превращения их в настоящие коммерческие банки, и т.д. Специализированная компания учреждена по решению Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), так как именно ВСНП, являясь представителем всенародной собственности, имеет первоочередное право на принятие решений касательно деятельности данной компании.

Во-вторых, преобразование четырех госбанков в акционерные банки, используя методы, часто применяемые для компаний при подготовке к выходу на фондовый рынок. Для этого необходимо осуществить соответствующее разделение "плохих" кредитов и высококачественных банковских активов, чтобы на базе отличных активов образовать акционерные коммерческие банки.

В-третьих, инвентаризация имущества и ревизия финансовой отчетности в целях продолжения выделения "плохих" кредитов. Посредством создания четырех агентств управления активами удалось отделить часть ненадежного капитала из четырех госбанков; но и после этого доля ненадежного капитала остается все еще высокой, в особенности, доля сомнительных и безнадежных активов.

В-четвертых, открытый выпуск акций госбанков для юридических лиц. Китайский фондовой рынок не может единовременно организовать размещение во всем объеме акций госбанков, поэтому сначала следует осуществить набор акций для юридических лиц. Эти юридические лица могут быть государственные и частные предприятия, отечественные и иностранные инвесторы. В настоящее время Банк Китая и Строительный банк Китая уже разместили часть акций среди иностранных стратегических инвесторов (QFII) [17]. Для обеспечения успешных покупок акций юридическими лицами, государство может оказать финансовую поддержку (льготные кредиты и т.д.) юридическим лицам и снизить требования при приобретении иностранным капиталом акций госбанков.

При осуществлении данных мер преобразование акционерной структуры госбанков в основном будет считаться выполненным. Дальше остается проблема выбора методов осуществления публичного размещения акций.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.