Глава 1. Формирование основных типологических особенностей журнала «Работница» в ходе его исторического развития
1.1. Определить традиции в историческом развитии журнала «Работница», определившие характерную для нее ценностную направленность;
Журнал «Работница» был создан по инициативе В.И.Ленина 8-ого марта 1914 года. Ежемесячный общественно-политический женский журнал впервые выходит в Петербурге тиражом 12 тысяч экземпляров. В 1910-1920-х годах рынок женской прессы составляли издания, посвященные «женщине и тому, что интересует женщину», например «Дамский мир», «Женское дело», «Журнал для хозяек» и другие. Среди этого множества женской периодической печати, выпускалось лишь три серьезных политических журнала, это «Женский вестник» (1904-1917), «Союз женщин» (1907-1909), «Работница» (с 1914 г.). Однако журнал «Работница» был первым массовым большевистским легальным журналом, целью которого была защита интересов женского рабочего движения. И несмотря на прекращения работы из-за полицейских расследований, лишь «Работница» вновь появляется в 1917 году как еженедельный журнал ЦК РСДРП (б).«Работница» в первую очередь освещала женское социалистическое движение. Наиболее важными публикациями в советское время считались работы В. И. Ленина «Есть ли путь к справедливому миру?» в 5-м номере и «Три кризиса» в 7-м.Журнал активно откликался на изменения политической конъюнктуры, иногда по оперативности подачи материала обгонял газеты. В период Гражданской войны журнал вновь перестает выходить и возобновляется в январе 1923 года. В условиях изменения социально- политической обстановки в стране женская периодика стала формировать новый образ — женщины-гражданки. ЦК коммунистической партии начинает использовать женскую прессу для донесения до женщин информации агитационно-пропагандистского характера, то есть для популяризации основ советского строя среди женского населения. Журнал «Работница» координировался специальными партийными постановлениями, и являлся центральным политическим женским журналом, выходившим наряду с изданиями для женщин-партработников («Коммунистка» 1920-1930), крестьянок («Крестьянка» с 1922 г.), («Батрачка» 1925-1929).Работниц призывали к активному участию в общественной жизни и ликвидации безграмотности, к организации женотделов, общественных столовых, детских домов, к помощи нуждающимся, к культмассовой работе[7]. «Умственное развитие задерживается мелочными заботами, горшками, квашнями, погаными ведрами и прочей мерзостью. Отринув все это, женщины быстро подвинулись бы вперед, почувствовали бы себя совершенно свободными и счастливыми». Н. Крупская, «Работница» №3 за 1925 год[8].
Журнал «Работница» состоял из материалов по коммунистическому воспитанию женщин, освещению их деятельности на производстве и в сельском хозяйстве и раздел беллетристики. «Вклад женской прессы в изменение образа жизни советской женщины был очевиден: женщины были приобщены к участию в производственной и политической сферах социума. Количество женских профессиональных кадров увеличивалось. Женщины стали выступать в роли активных политических деятелей»- пишет Смеюха В.В[9]. К 60-м гг. журнал «Работница» стал журналом-миллионником, тираж доходил до 4 миллионов экземпляров. По степени оперативности он выполнял фактически функцию газет, его типологической особенностью была публикация не только общественно-политических передовиц, репортажей с цехов и полей, но и появившаяся в 60-е годы «женская тема». Журнал продолжал подчиняться руководству партийных структур, контролировавших тематику, проблематику и влияющих на распространяемые идеалы, принципы, ценностные ориентации. В 1964 г. журнал «Работница» был награжден орденом Ленина «за большую работу по идейно-политическому воспитанию советской женщины и привлечение ее к активному участию в строительстве коммунизма».
Историко-типологический анализ журнала «Работница» позволяет выделить такие его функции, как информационную, пропагандистскую, организаторскую, рекреативную, культурно-просветительскую. По типологической классификации Р.М.Ямпольской[10], «Работница» относится к изданиям социальной направленности. Для него характерна информационная насыщенность, динамичность в отражении действительности, оперативность, социальная тематика. Политическая позиция у журнала есть, но выражается не слишком явно, читается в подтексте. Для рассмотрения повестки дня и ценностной палитры журнала «Работница» нами был выбран период 1957-1969 гг., так как в эти годы «оттепели», журналистика наиболее ярко себя проявила. СМИ этого периода, особенно журналы, стали более терпимыми, человечными, тематика их публикаций приблизилась к реальной жизни. С началом «хрущевской оттепели» журналистам был дана гласность, появилась возможность высказывать ранее не поощрявшиеся идеи. Публиковать произведения, показывающие не упрощенную идеологизированную схему жизни, а рисующие сложности и противоречия бытия, поднимающие проблемы нравственного выбора. Главными темами периодических изданий становятся вопросы реального положения дел в экономике, борьба с беззаконием, с последствиями культа личности в политической жизни. Большую роль в этом процессе сыграли “толстые” журналы - прежде всего “Новый мир” во главе с А.Твардовским, где были опубликованы произведения А.Солженицына «Матренин Двор» и «Один день Иван Денисовича». 2) Внутренняя политика страны определялась на съездах КПСС, за рассматриваемый период было проведено три съезда.
Однако эффективность производства неуклонно снижалась, недостаточными были темпы роста национального дохода, низким было качество продукции, темпы роста национального дохода снижались, что приводило к дефициту товаров, а хозяйственная деятельность в период Н.Хрущева привела к негативным экологическим последствиям. Советская журналистика выполняла функции пропаганды, что доказывается тем, что материалы с критикой власти и сообщениями о серьезных проблемах в стране не публиковались. Основными темами периодических изданий становились преобразование сельского хозяйства (освоением целинных и залежных земель), жилищное строительством, трудовые успехи советских людей, печатались статьи про передовиков – ударников, новаторов, освещали соревнования за высокие урожаи. Средства массовой информации оказывали значительное влияние на общественность непосредственно самим подбором того, что именно они освещают, и какие новости не публикуют. Все это определяется «повесткой дня», то есть конструирование реальности читателя подбором необходимой информации. В основе теории «повестки дня» лежит предположение, что пресса не отражает действительность, а формирует ее.
Периодические журналы формировали и ценностные ориентации у читателей, формировался образ женщины-работницы, женщины-гражданки, главной ценностью было служение стране и строение коммунистического общества. Меняется облик СМИ. В ноябре 1959 года в приветствии ЦК КПСС 1 Всесоюзному съезду журналистов советских журналистов назвали «подручными» партии, чем они очень гордились. Выводы по первой главе:
Глава2.
Ежемесячный журнал «Работница» состоит из 32-35 страниц. На обложке помещается фотография счастливой женщины-работницы, далее редакторское вступление, материалы по темам, рассказы, стихотворения, материалы, написанные непрофессиональными авторами, несколько зарубежных новостей, небольшие рецензии на кино и книги «Книжная полка», письма читателей в редакцию, рубрика «О том, о сем..» с советами о домоводстве и уходе за собой, рубрика «В часы досуга» с играми и анекдотами, сказки для детей, страничка моды общесоюзного дома моделей. В 1961 году появляются рубрики «добрые вести из женских советов».Женские советы имели влияние в обществе, на собраниях женщины обсуждали проблемы и решали поставленные задачи, связанные с материнством, условиями труда, защитой прав, строительством детсадов и яслей, открытиями культурных клубов и т.д. Оформилась рубрика зарубежных новостей «Что происходит в мире» и «В разных странах», ее появление связано с АПН (агентство печати "Новости" созданное в 1961), новости подбираются о событиях, связанных с женщинами и женским движением, а также расцветов социализма в других странах. Оформляется рубрика «Отвечаем читателям», вопросы на самые разные темы: здоровье, алкоголь и проч, появляются кулинарные рецепты и советы по медицине. Анализируя приведенную таблицу, можно выявить следующие закономерности: самой популярной была тема работы и охраны труда, далее работа женских советов по улучшению общества, в каждом выпуске всегда цитировался Ленин или упоминались его заслуги. Журнал «Работница» упоминал два вида новостей: плохие и хорошие. При том, новости из СССР всегда отличались пафосом, похвалой, призывами к созданию социалистического общества, новости из зарубежных стран чаще всего касались борьбы женщин за равноправие, расизм, работорговля, дискриминация. Все десятилетие основной темой журнала является борьба за мир во всем мире и противодействие американской агрессии. Большое внимание уделяется борьбе за Независимость в Алжире и Войне во Вьетнаме, однако «Работница» как специфический женский журнал рассматривает эти события с женского взгляда: о страданиях матерей, об унижениях женщин на войне.
Заключение Нами было рассмотрено формирование основных типологических особенностей журнала «Работница» в ходе его исторического развития. Журнал «Работница» был создан по инициативе В.И.Ленина в 1914 года, как первый массовой общественно-политический журнал, пропагандирующий социалистические идеалы среди женского населения. К 1960-м годам журнал был одним из самых популярных у женской аудитории, координировался партийными постановлениями, и выполнял функции информационные, просветительские, пропагандистские, организаторские. Журнал состоял из материалов о коммунистическом воспитании женщин, о трудовых буднях работниц, новостей зарубежных и российских, освещал темы политики и экономики. Однако журнал не был пропагандистским органом власти, идеология присутствовала, но не являлась основной темой публикаций. Основными темами и событиями являются сессии Верховного Совета СССР, съезды ЦК КПСС, конгрессы женщин и работа женский профсоюзных организаций. Журнал публиковал и новости о достижениях в науке, искусстве, общественной жизни, спорте, но выбирались материалы, касающиеся именно женщин (победы советский спортсменок, полет женщины-космонавта и т.д.). В 1960-е годы (конец оттепели, начала экономического застоя) все больше материалов посвящается уже не профессиональной жизни работницы,а лично: тема семьи, коммунистического воспитания детей, тема отншений. Журнал все больше ориентируется на молодое поколение, появляется журнал в журнале «Подружка» для юных читательниц. Больше полос уделяется вопросам домоводства, здоровья. Красоты, моды, детской моды, печатаются детские игры и конкурсы. Несмотря на экэономический кризис, начинающийся после ухода Н.С.Хрущева, журнал продолжает писать о новых профессиях для женщин и о преимуществах работы на заводах. Факты реальной советской жизни, с ее трудностями, дефицитом товаров, маленьким заработком умалчиваются. Все это позволяет говорить нам о формировании в журнале повестки дня, в основе которой экономические достижения страны, рост промышленного производства, защита прав женщин и улучшение качества женского труда. Основными ценностями, транслируемыми в журнале является профессиональная самореализация, патриотизм, активная гражданская позиция, материнство и помощь женщинам из стран-союзников.
Список использованной литературы и источников
1. Азизбекова Нелли Сарадбековна, Антонова Вера Ивановна Становление и развитие женских журналов в России: этимологический аспект // Огарёв-Online. 2014. №5 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-zhenskih-zhurnalov-v-rossii-etimologicheskiy-aspekt (дата обращения: 25.12.2018). 2. Беляева Кира Сергеевна Отечественная культура периода «Оттепели»: историографический аспект // Общество: философия, история, культура. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otechestvennaya-kultura-perioda-ottepeli-istoriograficheskiy-aspekt (дата обращения: 27.12.2018). 3. Днепровская А. А. Образ советской труженицы в первое послевоенное десятилетие (по материалам специальных женских изданий) // Вестник ОмГУ. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-sovetskoy-truzhenitsy-v-pervoe-poslevoennoe-desyatiletie-po-materialam-spetsialnyh-zhenskih-izdaniy (дата обращения: 25.12.2018). 4. Даутова Резеда Вагизовна Феномен мобилизации общества вокруг СМИ в период хрущевской «Оттепели» // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2009. №5-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-mobilizatsii-obschestva-vokrug-smi-v-period-hruschevskoy-ottepeli (дата обращения: 25.12.2018). 5. Дьякова Е. Г. Массовая коммуникация и власть в теории установления повестки дня // Научный ежегодник ИФиП УрО РАН. 2002. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/massovaya-kommunikatsiya-i-vlast-v-teorii-ustanovleniya-povestki-dnya (дата обращения: 25.12.2018). 6. Журнал «Работница». Архив номеров за 1958-1969 гг. Доступно на URL:http://publ.lib.ru/ARCHIVES/R/%27%27Rabotnica%27%27/_%27%27Rabotnica%27%27.html (режим доступа – свободный) 7. Коломийцева Е. Ю. Женские журналы в России: История изучения // Культурная жизнь Юга России. 2008. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhenskie-zhurnaly-v-rossii-istoriya-izucheniya (дата обращения: 25.12.2018). 8. Смеюха Виктория Вячеславовна Женские журналы СССР в 1945-1991 гг.: типология, проблематика, образная трансформация // Женщина в российском обществе. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhenskie-zhurnaly-sssr-v-1945-1991-gg-tipologiya-problematika-obraznaya-transformatsiya (дата обращения: 25.12.2018). 9. Смеюха Виктория Вячеславовна Трансформация функциональных особенностей женских журналов в историческом контексте // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-funktsionalnyh-osobennostey-zhenskih-zhurnalov-v-istoricheskom-kontekste (дата обращения: 25.12.2018). 10. Устинкин Сергей Васильевич, Белоус Владимир Иванович, Гинзбург Борис Львович Власть и общество в период хрущевской «Оттепели» (1953-1964 гг.) // Власть. 2012. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vlast-i-obschestvo-v-period-hruschevskoy-ottepeli-1953-1964-gg (дата обращения: 25.12.2018).
[1] Ю. Стройкина // Девочки просят внимания. – Фемина. – 1997. – № 2 // Российские женщины в XX веке. Опыт эпохи: портал. – URL: http://www.a-z.ru/women/texts/stroikina.htm, свободный. [2] Ажгихина, Н. И. «Железная леди» или Баба Яга? «Женская тема» в современной российской прессе / Н. И. Ажгихина // Валдай – 96: материалы Первой Рос. летней школы по женским и гендерным исследованиям. – М.: МЦГИ, 1997. – С. 43–46. [3] Гусева, Ю. Е. Женщина на страницах женских изданий (Обзор журнальной прессы) / Ю. Е. Гусева // Российские женщины в XX веке. Опыт эпохи: портал. – URL: http://www.a-z.ru/women/texts/guseva.htm. [4] Гевиннер И. Гендерные стереотипы: о чем свидетельствуют имиджи женщин в популярных женских журналах СССР и ГДР? // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2014. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-stereotipy-o-chem-svidetelstvuyut-imidzhi-zhenschin-v-populyarnyh-zhenskih-zhurnalah-sssr-i-gdr (дата обращения: 20.04.2019).
[5] Дьякова Е. Г. Массовая коммуникация и власть в теории установления повестки дня // Научный ежегодник ИФиП УрО РАН. 2002. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/massovaya-kommunikatsiya-i-vlast-v-teorii-ustanovleniya-povestki-dnya (дата обращения: 25.12.2018).
[6] Ачкасова Вераалексеевна Принцип «Повестки дня» как доминанта медийного пространства // Журналистский ежегодник. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsip-povestki-dnya-kak-dominanta-mediynogo-prostranstva (дата обращения: 20.04.2019)
[7] Азизбекова Нелли Сарадбековна, Антонова Вера Ивановна Становление и развитие женских журналов в России: этимологический аспект // Огарёв-Online. 2014. №5 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-zhenskih-zhurnalov-v-rossii-etimologicheskiy-aspekt (дата обращения: 25.12.2018). [8] Журнал «Работница». Архив номеров за 1925-1969 гг. Доступно на URL:http://publ.lib.ru/ARCHIVES/R/%27%27Rabotnica%27%27/_%27%27Rabotnica%27%27.html (режим доступа – свободный) [9] Смеюха Виктория Вячеславовна Женские журналы СССР в 1945-1991 гг.: типология, проблематика, образная трансформация // Женщина в российском обществе. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhenskie-zhurnaly-sssr-v-1945-1991-gg-tipologiya-problematika-obraznaya-transformatsiya (дата обращения: 25.12.2018).
[10] Ямпольская Р.М. Женская пресса. Ее типологические особенности // Вестник МГУ. Серия «Журналистика». 1995. № 6. [11] Беляева Кира Сергеевна Отечественная культура периода «Оттепели»: историографический аспект // Общество: философия, история, культура. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otechestvennaya-kultura-perioda-ottepeli-istoriograficheskiy-aspekt (дата обращения: 27.12.2018). [12] Смеюха Виктория Вячеславовна Женские журналы СССР в 1945-1991 гг.: типология, проблематика, образная трансформация // Женщина в российском обществе. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhenskie-zhurnaly-sssr-v-1945-1991-gg-tipologiya-problematika-obraznaya-transformatsiya (дата обращения: 25.12.2018).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|